К делу №2-358/11г.
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Станица Полтавская 04 апреля 2011 года
Судья Красноармейского районного суда Фойгель И.М.
с участием представителя Истца по доверенности Быковой В.А.,
представителя Ответчика по доверенности Кулешовой Ю.В.
при секретаре Шкурихиной И.Л.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Корж Марины Сергеевны к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственному учреждению) в Красноармейском районе Краснодарского края о признании незаконным решения комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан от 28.02.2011 года № 23/1,
УСТАНОВИЛ:
Корж М.С. обратилась в суд с иском к ответчику о признании незаконным решения комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан от 28.02.2011 года № 23/1.
В судебном заседании Истица свои требования поддержала. Пояснила, что 31 января 2011 года Корж М.С. обратилась с заявлением о назначении ей пенсии в Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Красноармейском районе Краснодарского края.
Решением УПФР в Красноармейском районе от 28.02 2011 года протокол № 23/1 ей отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости, в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения. Свой отказ органы пенсионного фонда мотивируют тем, что она не имеет необходимого стажа работы – 25 лет.
С решением Истица полностью не согласна, так как УПФР в Красноармейском районе не включили в специальный стаж периоды работы: с 13.03.1981г. по 31.03.1983г. медицинской сестрой - воспитателем яслей-сада «Светлячок» ПМК-33 треста «Приазоврисстрой», с 03.02.1986г. по 05.05.1992г. медицинской сестрой яслей-сада «Светлячок» ПМК-36, с 06.05.1992г. по 28.02.1994г. – старшей медицинской сестрой пансионата для престарелых, с 01.03.1994г. по 01.07.1998г. – старшей медицинской сестрой территориального центра УСЗН, с 02.07.1998г. по 30.06.2010г. – старшей медицинской сестрой Красноармейского центра социального обслуживания.
Свое решение ГУ УПФ РФ в Красноармейском районе мотивировали тем, что периоды работы в детском саду не могут быть засчитаны в специальный стаж, так как пенсионное законодательство не предусматривает суммирование стажа работы в учреждениях образования и в учреждениях, осуществляющих лечебную и иную деятельность. Периоды работы в Красноармейском центре социального обслуживания не могут быть засчитаны в специальный стаж, так как Списком от 29.10.2002 года № 781 пунктом 31 раздела «Наименование учреждений» не предусмотрены вышеуказанные организации.
Истица считает, что ей отказано не законно, так как её работа в спорный период неразрывно была связана с лечебной деятельностью - работая медсестрой-воспитателем, медсестрой яслей сада, Корж М.С. поддерживала постоянный контакт с детской поликлиникой ЦРБ. По плану, составленному педиатрами больницы, она делала прививки (осматривала детей и допускала, либо делала отвод ребенка к прививкам). Ежемесячные отчеты по данной работе сдавала в ЦРБ. Проходила обучающие семинары в Красноармейской ЦРБ для медицинских сестер детских дошкольных учреждений по неотложной помощи детям, профпрививкам, по БЦЖ, постановки реакции Манту и др.
Пояснила, что в 1992 году ясли - сад «Светлячок» передан в подчинение Красноармейского сельского совета, в Управление социальной защиты населения, и на его базе открыт пансионат для престарелых, куда истица была принята в порядке перевода старшей медицинской сестрой. Затем на базе центра милосердия открыли территориальный центр социального обслуживания, и истица в порядке перевода принята старшей медсестрой. С 01.03.1994 года. С 01.07.1998 года центр социального обслуживания открыл отделение социальной реабилитации и Корж М.С. переводом приняли старшей медсестрой. С 28.06.2002 г. центр переименован в «Муниципальное учреждение «Центр социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов». 14.03.2005 года центр передан в государственную собственность Краснодарского края и переименован в Государственное учреждение социального обслуживания Краснодарского края «Красноармейский центр социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов «Витязь».
Пансионат, центр социального обслуживания, отделение социальной реабилитации - являлись отделением Учреждения социального обслуживания, которое поименовано в списке учреждений, работа в которых дает право на досрочную трудовую пенсию по старости. Должность – старшая медицинская сестра – также поименована в перечне должностей, дающих право на досрочную трудовую пенсию по старости.
В судебном заседании представитель истицы по доверенности Быкова В.А. заявленные требования поддержала, суду пояснила, что изначально указанный вид пенсии именовался как пенсия за выслугу лет. Она была предусмотрена Законом СССР «О государственных пенсиях» от 14.07.1956г. Согласно ст. 58 Закона было издано постановление Совета Министров СССР от 17.12.1959г. № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства» и был утвержден Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет.
В разделе 2 Перечня: «Врачи и другие медицинские работники» - были поименованы учреждения и организации, а так же должности, с учетом которых назначалась пенсия за выслугу лет. Детские сады перечислены как лечебно-профилактические учреждения, учреждения охраны материнства и детства, санитарно-профилактические учреждения.
Пункт 3 раздела 2 - «Учреждения социального обслуживания» - поименованы дома для престарелых, а в перечне должностей указаны медицинские сестры – все независимо от наименования должности.
Пенсия назначалась за лечебную и иную работу по охране здоровья населения в перечисленных организациях всем медицинским работникам независимо от наименования должности и независимо от ведомственной подчиненности учреждений или организаций.
Пансионат для престарелых является медико-социальным учреждением, предназначенным для временного проживания престарелых (граждан пожилого возраста) и инвалидов, нуждающихся в уходе, бытовом и медицинском обслуживании. Данные учреждения являлись стационарным учреждением социального обслуживания системы социальной защиты населения, осуществляющим обслуживание пенсионеров и инвалидов, его цели, задачи и предмет деятельности соответствовали задачам и функциям дома для престарелых и инвалидов, установленным Положением о доме-интернате для престарелых и инвалидов Министерства социального обеспечения РСФСР.
По смыслу положений, закрепленных в ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», право на получение пенсии за выслугу лет законодатель связывает с такой работой, при выполнении которой работник подвергался неблагоприятному воздействию различного рода факторов, обусловленных спецификой и характером труда. Корж М.С. работала в должности старшей медсестры в учреждении социального обслуживания Министерства социального обеспечения РСФСР – пансионате для престарелых, центре милосердия - территориальном центре УСЗН, отделении социальной реабилитации Центра социального обслуживания, доме-интернате для престарелых и инвалидов Государственного учреждения социального обслуживания «Витязь», которые созданы для социально-бытового и медицинского обслуживания престарелых и инвалидов, тем самым место и характер её работы соответствовали специфике труда в учреждениях, работа в которых дает право на льготное пенсионное обеспечение. Поэтому считает, что период с 06.05.1992г. по 26.07.2010 года должен быть засчитан в специальный стаж Корж М.С., поскольку в этот период она работала в качестве медсестры в учреждении социального обслуживания, а поименование в трудовой книжке данного учреждения как пансионат для престарелых УСЗН, территориальный центр УСЗН, центр социального обслуживания, не должно лишать истца права на досрочное назначение трудовой пенсии, поскольку её вины в этих обстоятельствах нет, а фактически место и характер её работы соответствовали учреждениям, работа в которых дает право на льготное пенсионное обеспечение.
Представитель ответчика по доверенности Кулешова Ю.В. с иском не согласна, суду пояснила, что решение Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан вынесено обоснованно, исключительно на нормах права, так как у истицы общий трудовой стаж составил 32 года 02 месяца 29 дней, специальный стаж в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Закона от 17.12.2001 года составил 00 лет 06 месяцев 26 дней (лечебная деятельность по охране здоровья в сельской местности), при требуемом специальном стаже 25 лет. В судебном заседании просила отказать в удовлетворении иска. В обосновании пояснила, что на территории РФ пенсионное обеспечение на 31.12.2001 года регулировалось рамками закона РФ от 20.11.1990 года № 340-1 «О государственных пенсиях в РФ». Данный порядок применения норм подтвержден постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 20.12.2005 года № 25. Следовательно, при определении права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости по пп.20 п. 1 ст.27 ФЗ от 17.12.2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденное постановлением Совета Министров СССР от 17.12 1959 года № 1397, принятое в целях реализации норм закона от 14.07.1956 года, не применимо при определении права на досрочную трудовую пенсию в рамках Постановления Конституционного суда РФ от 29.01.2004 года.
Кроме того, Корж М.С. не может претендовать на зачет в специальный стаж периода работы в качестве старшей медицинской сестры в пансионате для престарелых УСЗН, старшей медицинской сестры территориального центра социального обслуживания, старшей медицинской сестры отделения социальной реабилитации центра социального обслуживания УСЗН, так как Списком от 29.10.2002 года № 781 пунктом 31 раздела «Наименование учреждений» не предусмотрены вышеуказанные организации. В то время как, законодателем четко определена единственная организационно-правовая форма – учреждение, работа в котором дает право на льготное пенсионное обеспечение. Установление типа производится на основании наименования учреждения и его устава.
Установив фактические обстоятельства дела, выслушав доводы сторон, исследовав и оценив представленные в дело письменные доказательства, с учетом норм материального и процессуального права, суд считает следующее.
В статье 39 Конституции Российской Федерации закреплено, что каждому гражданину гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
В силу п.п.11 п.1 ст. 28 Федерального Закона «О трудовых пенсиях в РФ» от 17.12.2001 года № 173-ФЗ, трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и в поселках городского типа, либо только в городах независимо от их возраста.
Судом установлено, что общий трудовой стаж Корж М.С. на дату обращения за назначением досрочной трудовой пенсии 31.01.2011 года составляет 32 года 02 месяца 29 дней, специальный - 00 лет 06 месяцев 26 дней (лечебная деятельность по охране здоровья в сельской местности), без учета оспариваемого периода.
Из трудовой книжки истицы следует, что в период с 13.03.1981г. по 31.03.1983г. она работала медицинской сестрой – воспитателем яслей-сада «Светлячок» ПМК-33 треста «Приазоврисстрой», с 03.02.1986г. по 05.05.1992г. - медицинской сестрой яслей-сада «Светлячок» ПМК-36, с 06.05.1992г. по 28.02.1994г. – старшей медицинской сестрой пансионата для престарелых, с 01.03.1994г. по 01.07.1998г. – старшей медицинской сестрой территориального центра УСЗН, с 02.07.1998г. по 30.06.2010г. – старшей медицинской сестрой Красноармейского центра социального обслуживания отделения социальной реабилитации, осуществляла лечебную деятельность в сельской местности.
Обжалуемым решением Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан вышеуказанные периоды работы истицы не засчитаны в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии в связи с лечебной деятельностью.
Суд полагает, что решение Комиссии не основано на законе.
Указанные периоды работы истицы необходимо рассматривать с применением норм законодательства о пенсиях, действовавших в то время, когда имели место трудовые отношения. Данная позиция изложена в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 29 января 2004 года № 2-П.
Так, Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397 утвержден Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, в котором в разделе «Наименование учреждений и организаций» указаны детские сады, а в разделе «Наименование должностей» предусмотрены медицинские сестры - все независимо от наименования должности. В пункте 3 - в разделе «Наименование учреждений и организаций» указаны учреждения социального обслуживания, а в разделе «Наименование должностей» предусмотрены медицинские сестры. В разделе «Учреждения социального обслуживания» – поименованы дома для престарелых.
Таким образом, спорные периоды работы истицы подлежат включению в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсий за выслугу лет.
Доводы представителя ответчика о том, что при определении права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости по п.п.20 п. 1 ст.27 ФЗ от 17.12.2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденное постановлением Совета Министров СССР от 17.12 1959 года № 1397, принятое в целях реализации норм закона от 14.07.1956 года, не применимо при определении права на досрочную трудовую пенсию в рамках Постановления Конституционного суда РФ от 29.01.2004 года не могут быть приняты судом во внимание по следующим основаниям.
Судом установлено, что в спорные периоды работа Корж М.С. была непосредственно связана с лечебной деятельностью. Данное обстоятельство подтверждается сведениями о работе, содержащимися в её трудовой книжке, должностными инструкциями, справками.
Как разъяснил Пленум Верховного суда РФ № 25 от 20.12.2005 года «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии», в случае несогласия гражданина с отказом пенсионного органа включить в специальный стаж работы, с учетом которого может быть назначена трудовая пенсия по старости ранее достижения возраста, установленного статьей 7 Федерального Закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (пункт 1 статьи 27 и подпункты 7-13 пункта 1 статьи 28 названного Закона), периода его работы, подлежащего, по мнению истца, зачету в специальный стаж работы, необходимо учитывать, что вопрос о виде (типе) учреждения (организации), тождественности выполняемых истцом функций, условиях и характера деятельности тем работам (должностям, профессиям), которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, должен решаться судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.).
Согласно представленным документам: копии трудовой книжки и функциональным обязанностям видно, что истец в период с 06.05.1992г. по 26.07.2010 года работала в должности старшей медсестры в учреждении социального обслуживания Министерства социального обеспечения РСФСР – пансионате для престарелых, центре милосердия - территориальном центре УСЗН, отделении социальной реабилитации Центра социального обслуживания, доме-интернате для престарелых и инвалидов Государственного учреждения социального обслуживания «Витязь», которые созданы для социально-бытового и медицинского обслуживания престарелых и инвалидов, тем самым место и характер её работы соответствовали специфике труда в учреждениях, работа в которых дает право на льготное пенсионное обеспечение.
В период работы истицы старшей медицинской сестрой Красноармейского центра социального обслуживания отделения социальной реабилитации действовали: Список профессий и должностей и Правила исчисления сроков выслуги, утвержденные Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 года № 464 (применяется к стажу работы до 01.11.1999 года); Постановление Правительства РФ от 22.09.1999 года № 1066 (применяется к стажу работы до 13.11.2002г); Постановление Правительства РФ от 29.10.2002 года № 781 (применяется к стажу работы с 14.11.2002г).
Постановлением Совета министров СССР от 06.09.1991 года № 464 утвержден Список, содержащий четкий перечень должностей и организаций, работа в которых включается в стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения. Пункт 2 указанного Постановления предусматривает, что работникам здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений засчитываются все виды лечебной и иной работы по охране здоровья населения в учреждениях и должностях, утвержденных прилагаемым списком, независимо от ведомственной принадлежности учреждений.
Доводы представителя ответчика о том, что Корж М.С. не может претендовать на зачет в специальный стаж периода работы в качестве старшей медицинской сестры в пансионате для престарелых УСЗН, старшей медицинской сестры территориального центра социального обслуживания, старшей медицинской сестры отделения социальной реабилитации центра социального обслуживания УСЗН, так как Списком от 29.10.2002 года № 781 пунктом 31 раздела «Наименование учреждений» не предусмотрены вышеуказанные организации, а соответственно не может претендовать на назначение пенсии, не могут быть приняты во внимание, так как по смыслу закона различное наименование учреждений, в которых происходила работа, само по себе не предопределяет различий в условиях и характере профессиональной деятельности их работников и не свидетельствует о существовании таких различий.
Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, в соответствии с пп.11 п. 1 ст. 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденным постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 года № 781, предусмотрены, в частности, учреждения социального обслуживания - дом интернат для престарелых и инвалидов, дом милосердия, социальный приют.
Аналогичные учреждения социального обслуживания были предусмотрены Списком должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 года № 1066.
Из представленных документов: копия Постановления главы администрации Красноармейского района от 27.05.1992г. № 569 «Об образовании центра социальной защиты», копия Распоряжения от 15.12.1995г. № 750 о создании центра милосердия, копия Постановления главы района № 254 от 22.04.1997г. «Об утверждении Положения центра «Милосердие», копия Постановления главы района № 419 от 30.06.1998г. «О создании Центра социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов», устава вышеназванного Центра социального обслуживания, копия устава МУ центра социального обслуживания, копия Приказа Департамента социальной защиты населения от 14.03.2005г. № 231 «О переименовании МУ Центр социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов» в ГУ «Витязь», копия Устава ГУ социального обслуживания «Витязь», копия Положения об отделении временного проживания «Витязь», должностные инструкции старшей медсестры отделения временного проживания «Милосердие» центра социального обслуживания «Витязь» - усматривается, что Красноармейский центр социального обслуживания, именуемый как пансионат для престарелых, дом-интернат для престарелых и инвалидов, является медико-социальным учреждением, предназначенным для временного проживания престарелых (граждан пожилого возраста) и инвалидов, нуждающихся в уходе, бытовом и медицинском обслуживании. Руководитель назначается районным Управлением социальной защиты населения.
Как усматривается из устава Пансионата и Центра милосердия Управления социальной защиты населения, данные учреждения являлись стационарным учреждением социального обслуживания системы социальной защиты населения, осуществляющим обслуживание пенсионеров и инвалидов, его цели, задачи и предмет деятельности соответствовали задачам и функциям дома для престарелых и инвалидов, установленным Положением о доме-интернате для престарелых и инвалидов Министерства социального обеспечения РСФСР.
Таким образом, исходя из материалов дела, характера, специфики и условий осуществляемой истицей работы, выполняемых функциональных обязанностей по занимаемым должностям, с учетом целей, задач и направления деятельности учреждений, в которых работала истица, стаж её работы в спорный период должен быть учтен в льготном исчислении за работу в сельской местности.
Период работы с 13.03.1981 года по 31.03.1983г., с 03.02.1986 года по 05.05.1992г. должен быть исчислен с применением льготы – 1 год за 1 год и 2 мес., с 06.05.1992г. по 31.10.1999г. должен быть исчислен с применением льготы – 1 год за 1 год и 3 мес., с 01.11.1999 года – календарно.
Таким образом, на момент обращения к ответчику о назначения пенсии на 31.01.2011 года истица имела специальный стаж - 27 лет 00 мес. 09 дней - календарно, с учетом льготного исчисления в связи с лечебной деятельностью в сельской местности - 30 лет 03 мес.10 дней.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст., 194-199, ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление Корж Марины Сергеевны удовлетворить.
Признать незаконным решение комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Красноармейском районе Краснодарского края от 28.02.2011 года № 23/1 в отношении Корж Марины Сергеевны.
Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Красноармейском районе Краснодарского края надлежит включить в стаж, дающий основание для назначения досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения следующие периоды:
- с 13.03.1981г. по 31.03.1983г. медицинской сестрой – воспитателем яслей-сада «Светлячок» ПМК -33 треста «Приазоврисстрой»- в льготном исчислении 1 год за 1 год и 2 месяца,
- с 03.02.1986г. по 05.05.1992г. медицинской сестрой ясли-сада «Светлячок» ПМК-36» - в льготном исчислении 1 год за 1 год и 2 месяца,
- с 06.05.1992г. по 28.02.1994г. – старшей медицинской сестрой пансионата для престарелых - в льготном исчислении 1 год за 1 год и 3 месяца,
- с 01.03.1994г. по 01.07.1998г. – старшей медицинской сестрой территориального центра УСЗН - в льготном исчислении 1 год за 1 год и 3 месяца,
- с 02.07.1998г. по 31.10.1999г. – старшей медицинской сестрой центра социального обслуживания отделения социальной реабилитации - в льготном исчислении 1 год за 1 год и 3 месяца,
- с 01.11.1999г. по 30.06.2010г. – старшей медицинской сестрой Красноармейского центра социального обслуживания – календарно.
Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Красноармейском районе Краснодарского края надлежит Корж Марине Сергеевне досрочную трудовую пенсию по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения с 31.01.2011 года – со дня её обращения в Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Красноармейском районе Краснодарского края.
Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд в течение 10 суток путем подачи жалобы в Красноармейский районный суд.
Судья Фойгель И.М.