Решение по жалобе Ягова С.А. на постановление главного государственного инспектора по использованию и охране земель по Красноармейскому району



РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

cт. Полтавская 15 февраля 2011 года

Судья Красноармейского районного суда Краснодарского края Козлов В.Г.,

с участием представителя Ягова С.А. — Баранова А.Г.,

представителя Красноармейского отдела управления Росреестра по Краснодарскому краю Кравченко Р.П.,

при секретаре судебного заседания Моисеевой Т.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Ягова С.А. на постановление главного государственного инспектора по использованию и охране земель по Красноармейскому району Штирбу С.Н. от 23.09.2010 по делу № 51 о привлечении к административной ответственности по ст. 7.1. КоАП РФ,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением главного государственного инспектора по использованию и охране земель по Красноармейскому району Штирбу С.Н. от 23.09.2010 Ягов С.А. привлечен к административной ответственности по статье 7.1. КоАП РФ. Государственный инспектор назначил наказание в виде штрафа в 500 руб.

Ягов С.А. не согласился с законностью и обоснованностью постановления государственного инспектора и направил жалобу, в которой указал на отсутствие события правонарушения и истечение двухмесячного пресекательного срока для привлечения к административной ответственности. Просит производство по делу прекратить.

Представитель Красноармейского отдела управления Росреестра по Краснодарскому краю Кравченко Р.П. требования не признал; считает доказанным событие правонарушения; полагает, что Ягов С.А. обратился в суд с пропуском установленного законом срока; указывает, что полномочия государственного земельного контроля перешли к Управлению Росреестра по Краснодарскому краю 05.05.2010.

Ознакомившись с доводами жалобы, поддержанными представителем Ягова С.А., и исследовав материалы дела, суд находит жалобу подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со свидетельствами о регистрации права <данные изъяты> у <данные изъяты>» находился в собственности клуб и земельный участок для его использования на праве постоянного (бессрочного) пользования. В дальнейшем взамен свидетельства от <данные изъяты> выдано уточненное от <данные изъяты>.

По договору купли-продажи от 15.05.2007 Ягов С.А. приобрел у <данные изъяты> клуб и зарегистрировал переход права собственности.

В соответствии с частью 1 статьи 35 ЗК РФ, частью 3 статьи 552 ГК РФ при переходе права собственности на здание, строение, сооружение, находящиеся на чужом земельном участке, к другому лицу оно приобретает право на использование соответствующей части земельного участка, занятой зданием, строением, сооружением и необходимой для их использования, на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний их собственник.

В Постановлении Президиума ВАС РФ от 23.03.2010 N 11401/09 по делу N А73-13932/2008 выражена следующая правовая позиция.

Если недвижимость находится на земельном участке, принадлежащем продавцу на праве постоянного (бессрочного) пользования, а покупателю согласно статье 20 Земельного кодекса земельный участок на таком праве предоставляться не может, последний как лицо, к которому перешло право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком в связи с приобретением здания, строения, сооружения, может оформить свое право на земельный участок путем заключения договора аренды или приобрести его в собственность в порядке, предусмотренном пунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации".

На основании изложенного Президиум пришел к выводу, что к приобретателю объектов недвижимости в силу закона перешло право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком на тех же условиях и в том же объеме, что было у прежнего их собственника.

Далее Президиум указал, что приобретение объектов недвижимости лицами, которым согласно статье 20 Земельного кодекса земельный участок на праве постоянного (бессрочного) пользования предоставляться не может, накладывает на этих лиц обязанность до установленной Законом от 25.10.2001 N 137-ФЗ даты — 1 января 2012 года — в соответствии с правилами статьи 36 Земельного кодекса приобрести соответствующий земельный участок в собственность или аренду по своему выбору (в редакции Федерального закона от 27.12.2009 N 342-ФЗ).

Следовательно, дата, до которой Ягов С.А. обязан переоформить перешедшее к нему право постоянного (бессрочного) пользования (01.01.2012) на момент рассмотрения дела об административном правонарушении не наступила и лишь с 01.01.2013 КоАП РФ будет дополнен статьей 7.34, устанавливающей ответственность за нарушение сроков и порядка переоформления права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или сроков и порядка приобретения земельных участков в собственность.

Таким образом, отсутствует событие административного правонарушения, что согласно 24.5. КоАП РФ влечет прекращение производства по делу.

Ссылка Красноармейского отдела управления Росреестра по Краснодарскому краю на статью 268 ГК РФ отклоняется, поскольку статья 552 ГК РФ и часть 1 статьи 35 ЗК РФ содержат в себе специальные нормы по отношению к статье 268 ГК РФ, а потому подлежат приоритетному применению. Согласно части 3 статьи 3 ЗК РФ имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным, лесным, водным законодательством, законодательством о недрах, об охране окружающей среды, специальными федеральными законами.

Ссылка Красноармейского отдела управления Росреестра по Краснодарскому краю на судебную практику окружных арбитражных судов также не принимается, поскольку эта практика формировалась до принятия Постановления Президиума ВАС РФ от 23.03.2010 N 11401/09 по делу N А73-13932/2008 и Высший Арбитражный Суд РФ является высшим судебным органом по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики (статья 9 ФКЗ «Об арбитражных судах в Российской Федерации»).

В решении Краснодарского краевого суда от 02.11.2010 выражена аналогичная правовая позиция.

Доводы Красноармейского отдела управления Росреестра по Краснодарскому краю о нарушении Яговым С.А. срока на подачу жалобы на постановление по делу об административном правонарушении отклоняются, поскольку в соответствии со статьей 30.3. КоАП РФ жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.

В материалы дела представлены доказательства получения Яговым С.А. оспариваемого постановления 24.01.2011 в ходе ознакомления с другим административным делом. Красноармейский отдел управления Росреестра по Краснодарскому краю документальных доказательств иной даты получения Яговым С.А. постановления по делу об административном правонарушении не представил.

Суд также учитывает, что задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1. КоАП РФ). Поэтому, отмена незаконного по существу постановления о привлечении к административной ответственности прав Красноармейского отдела управления Росреестра по Краснодарскому краю не нарушает. Доказательств иного суду не представлено.

Кроме того, жалоба Ягова С.А. принята судом к производству. При таких обстоятельствах КоАП РФ не предусматривает возможность отказа в удовлетворении требований в связи с нарушением срока обращения в суд.

Суд также установил истечение пресекательного срока для привлечения Ягова С.А. к административной ответственности.

Согласно статье 4.5. КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев со дня совершения административного правонарушения. При длящемся административном правонарушении сроки, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения.

Регистрация права собственности Ягова С.А. на здание клуба произведена Красноармейским отделом управления Росреестра по Краснодарскому краю 17.05.2010, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сделана запись регистрации № 23-23-24/042/2010-328.

Указом Президента РФ от 25.12.2008 N 1847 "О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии" Федеральная регистрационная служба переименована в Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии (пункт 1).

Именно должностное лицо Красноармейского отдела управления Росреестра по Краснодарскому краю вынесло постановление о привлечении Ягова С.А. к административной ответственности.

Должностные лица Красноармейского отдела управления Росреестра по Краснодарскому краю, в т.ч. главные государственные инспектора по использованию и охране земель, имеют свободный доступ к базе данных Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Таким образом, должностные лица Красноармейского отдела управления Росреестра по Краснодарскому краю, в т.ч. главные государственные инспектора по использованию и охране земель знали о государственной регистрации права Ягова С.А. на здание клуба 17.05.2010. Аналогичным образом они знали об отсутствии в Едином государственном реестре государственной регистрации прав Ягова С.А. на земельный участок, на котором расположено здание клуба.

Следовательно, на момент привлечения Ягова С.А. к административной ответственности (23.09.2010) срок давности привлечения неоднократно истек (начало течения с 17.05.2010), что в силу статьи 24.5. КоАП РФ (часть 1 пункт 6) влечет прекращение производства по делу об административном правонарушении.

В отзыве Красноармейский отдел управления Росреестра по Краснодарскому краю указывает, что полномочия государственного земельного контроля перешли к нему 05.05.2010. Однако сам по себе данный довод не свидетельствует о соблюдении сроков для привлечения к административной ответственности, поскольку к моменту принятия спорного постановления (23.09.2010) прошло более четырех месяцев.

Таким образом, истечение срока давности привлечения Ягова С.А. к административной ответственности является самостоятельным основанием для отмены оспариваемого постановления и прекращения производства по делу.

На основании вышеизложенного и руководствуясь ст. 30.3.-30.7., 24.5. КоАП РФ, ст. 118 Конституции РФ, суд

РЕШИЛ:

Жалобу Ягова Сергея Александровича на постановление главного государственного инспектора по использованию и охране земель по Красноармейскому району Штирбу С.Н. 23.09.2010 по делу № 51 удовлетворить, указанное постановление отменить, прекратив в отношении Ягова С.А. административное производство за отсутствием события административного правонарушения, за истечением срока давности привлечения к ответственности.

Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд чрез Красноармейский районный суд в 10-тидневный срок.

Судья В.Г. Козлов