Дело № 2-31/2011 РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ <адрес> дата Красноармейский районный суд Челябинской области в составе председательствующего судьи Филатова И.В., при секретаре Спириной О.О. с участием помощника прокурора Красноармейского района Челябинской области Рахимовой Ю.Б., представителя администрации Красноармейского муниципального района Челябинской области С.а О.Е., представителя Комитета по управлению имуществом и земельным отношениям Красноармейского муниципального района Р.а А.С., заинтересованного лица - Ц.н А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суд гражданское дело по заявлению прокурора Красноармейского муниципального района <адрес> о признании недействительным ненормативного правового акта органа местного самоуправления - постановления исполняющего обязанности главы Красноармейского муниципального района Челябинской области № от дата о предоставлении в аренду Ц.н А.В. земельного участка, УСТАНОВИЛ: Прокурор Красноармейского района Челябинской области обратился в суд с заявлением в интересах неопределенного круга лиц о признании недействительным ненормативного правового акта органа местного самоуправления - постановления исполняющего обязанности главы Красноармейского муниципального района Челябинской области № от дата о предоставлении в аренду Ц.н А.В. земельного участка В обосновании заявления указано, что постановлением исполняющего обязанности главы Красноармейского муниципального района Челябинской области № от дата Ц.у А.В. в аренду предоставлен земельный участок общей площадью 1439 кв.м. для индивидуального жилищного строительства. Полагает, что данное постановление вынесено незаконно, в нарушении положений ч.3 ст.30.1 Земельного кодекса РФ (далее ЗК РФ), так как после получения заявления гражданина о предоставлении ему земельного участка в аренду, орган местного самоуправления обязан принять решение о проведении аукциона по продаже земельного участка или права на заключение договора аренды, либо опубликовать сообщение о приеме заявлений о предоставлении этого земельного участка в аренду с указанием его размеров, местонахождении, разрешенного использования в периодическом печатном издании, а также разместить соответствующее сообщение о приеме заявлений в сети Интернет при наличии официального сайта муниципального образования. Вместе с тем, данные требований ЗК РФ при предоставлении Ц.н А.В. земельного участка в аренду не были соблюдены. В связи с чем, вынесенное исполняющим обязанности главы района вышеуказанное постановление нарушает интересы граждан, связанные с единообразным применением законов Российской Федерации на территории МО «Красноармейский муниципальный район» и является незаконным. В судебном заседании помощник прокурора Красноармейского района Челябинской области Рахимова Ю.Б., заявление поддержала. Просила его удовлетворить на основании имеющихся доказательств. Суду пояснила, что при проведении прокурорской проверки по факту предоставления Ц.н А.В. земельного участка в аренду для индивидуального жилищного строительства, были выявлены вышеуказанные нарушения земельного законодательства. Проверка проводилась по заявлению группы граждан - жителей <адрес>. Претендует ли кто-либо еще на данный земельный участок, неизвестно. Представитель администрации Красноармейского муниципального района Челябинской области С.а О.Е., действующая на основании доверенности (л.д.77), с заявлением не согласилась. Суду пояснила, что все требования, предусмотренные ч.3 ст.30.1 ЗК РФ при предоставлении Ц.н А.В. земельного участка в аренду для индивидуального жилищного строительства были выполнены. Объявление дано в газете «Маяк», после чего Ц.н А.В. были проведены все необходимые землеустроительные работы, земельный участок был поставлен на государственный кадастровый учет, однако в связи с прекращением действий доверенности главы сельского поселения на право предоставления земельных участков в аренду гражданам для индивидуального жилищного строительства, своевременно свое право аренды не зарегистрировал. В связи с чем, был вынужден повторно обратиться с заявлением на имя главы района о представлении ему земельного участка в аренду. После рассмотрения заявления и в связи с тем, что ранее уже были проведены все необходимые работы и процедура предоставления земельного участка, то повторное объявление в средствах массовой информации не давалось. Представитель Комитета по управлению имуществом и земельным отношениям Красноармейского муниципального района Челябинской области Р.а А.С., действующая на основании доверенности (л.д.76) с заявлением не согласилась. Суду пояснила, что заявление Ц.н А.В. на имя главы района в 2010 году о предоставлении ему в аренду земельного участка для индивидуального жилищного строительства и последующее заключение с ним договора аренды - это логическое завершение той работы, которая была начата в 2007 году при подаче первоначального заявления Ц.н А.В. о представлении ему в аренду земельного участка для индивидуального жилищного строительства. Ц.н А.В. в судебном заседании с заявлением не согласился. Суду пояснил, что в 2007 году обратился с заявлением на имя главы Козыревского сельского поселения о предоставлении ему земельного участка в аренду для индивидуального жилищного строительства. Заявление было разрешено положительно. После публикации объявления в местной газете, и в связи с тем, что иных заявлений не поступило, он провел землеустроительные работы, согласовал границы земельного участка со смежными землепользователями, поставил земельный участок на государственный кадастровый учет. С ним был заключен договор аренды. Однако, право аренды не успел зарегистрировать, так как получил травму, в результате которой стал инвалидом. Впоследствии его брат на основании доверенности завершил всю работу по получению земельного участка в аренду. Спорные отношения с другими жителями <адрес> по поводу землепользования у него возникли в 2010 году, когда он начал сооружать забор, который по мнению других жителей перегораживал проезд, а также пересекал возведенное сооружение. Заслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, суд не находит оснований для удовлетворения заявления прокурора. Установлено, что дата Ц.н А.В. обратился с заявлением к главе Козыревского сельского поселения о предоставлении ему в аренду земельного участка по адресу <адрес> для строительства жилого дома. Данное заявление главой было рассмотрено положительно о чем свидетельствует его резолюция на заявлении (л.д.57). дата в газете «Маяк» было опубликовано объявление о том, что администрация Козыревского сельского поселения предоставляет без проведения торгов в аренду земельный участок под жилую застройку площадью 1200 кв.м., находящегося по адресу <адрес> (л.д.13, 58). В связи с тем, что каких-либо иных заявлений о представлении этого же земельного участка в аренду для индивидуального жилищного строительства от других граждан не поступило, дата Ц.н А.В. обратился с заявлением на имя главного архитектора <адрес> о выдаче ему архитектурно-градостроительного заключения на строительство жилого дома по адресу <адрес> (л.д.59). Градостроительный план был составлен и утвержден дата (л.д.56, 60-63). Постановлением главы Козыревского сельского поселения № от дата Ц.н А.В. предоставлен земельный участок по адресу <адрес> для строительства индивидуального жилого дома площадью 1200 кв.м. (л.д.69). После чего, Ц.н А.В. было заказано проведение необходимых землеустроительных работ с согласованием границ земельного участка со смежными землепользователями, что подтверждается материалами землеустроительного дела № (л.д.37-55). Каких-либо возражений относительно границ земельного участка от смежных землепользователей не поступило (л.д.45-46). Распоряжением главы Козыревского сельского поселения № от дата утвержден проект границ земельного участка площадью 1439 кв.м., расположенного по адресу <адрес> для строительства индивидуального жилого дома. На Ц.н А.В. возложена обязанность по постановке земельного участка на государственный кадастровый учет (л.д.44). Земельный участок площадью 1439 кв.м., расположенного по адресу <адрес> с кадастровым номером 74:12:1307001:31 поставлен на государственный кадастровый учет дата и Ц.н А.В. получен кадастровый паспорт данного земельного участка дата (л.д.34). Своевременно зарегистрировать договор аренды земельного участка Ц.н А.В. не успел в связи с получением травмы и инвалидности. Впоследствии в связи с тем, что доверенность у главы поселения на право распоряжения землей была отозвана, доверенное лицо от имени Ц.н А.В. (л.д.29) обратилось с заявлением к главе Красноармейского муниципального района Челябинской области о предоставлении в аренду уже сформированного земельного участка для индивидуального жилищного строительства (л.д.36). Заявление было удовлетворено и с доверенным лицом Ц.н А.В. и дата Комитетом по управлению имуществом и земельным отношениям Красноармейского муниципального района Челябинской области заключен договор аренды вышеуказанного земельного участка сроком до дата (л.д.30-33, 35). Договор аренды заключен на основании постановления исполняющего обязанности главы Красноармейского муниципального района <адрес> № от дата о предоставлении в аренду Ц.н А.В. земельного участка (л.д.28). Разрешая заявление прокурора Красноармейского района Челябинской области, суд исходит из следующего. В соответствии со ст.13 ГК РФ ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, несоответствующий закону или иным правовым актам и нарушающим гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными. Таким образом, ненормативный правовой акт органа местного самоуправления может быть признан судом недействительным при наличии двух условий: данный акт должен несоответствовать закону и нарушать гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина. Право на получение гражданами земельных участков в аренду предусмотрено п.1 ст.22 ЗК РФ и п.1 ст.28 ЗК РФ. Этой же правовой нормой закреплено право собственника земельного участка предоставлять его в аренду (п.2 ст.22 ЗК РФ). В соответствии со ст.29 ЗК РФ предоставление гражданам земельных участков из земель находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со ст.ст.9-11 ЗК РФ. В соответствии с требованиями п.3 ст.10 Федерального закона РФ «О введении в действие земельного кодекса РФ» от дата № 137-ФЗ распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления. Правомочия органа местного самоуправления - администрации Красноармейского муниципального района на предоставление земельных участков в аренду гражданам для индивидуального жилищного строительства, сторонами не оспаривается. Первоначальная процедура предоставления Ц.н А.В. земельного участка соответствовала положениям п.4 ст.15 Федерального закона РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», согласно которого органы местного самоуправления муниципальных районов вправе заключать с органами местного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав районов, соглашения о передачи осуществления части своих полномочий. В соответствии с требованиями п.п.3 п.1 ст.14 Федерального закона РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения сельского поселения относятся владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения. Передача части полномочий осуществлялась путем выдачи соответствующих доверенностей (л.д.65, 68). Как следует из пояснений Ц.н А.В. последний не успел до конца оформить договор аренды, так как в июне 2008 года получил травму, в результате которой был полностью парализован. Впоследствии, в 2010 году выдал доверенность на своего брата, чтобы тот завершил процедуру получения земельного участка в аренду. Из пояснений представителя администрации Красноармейского муниципального района следует, что впоследствии практика выдачи доверенностей была отменена и Управление Росреестра перестало регистрировать договоры аренды, заключенные с главами сельских поселений. В связи с чем, Ц.н А.В. своевременно не смог зарегистрировать право аренды. Оценивая действия исполняющего обязанности главы администрации Красноармейского муниципального района по предоставлению Ц.н А.В. земельного участка в аренду для индивидуального жилищного строительства юридически значимыми обстоятельствами являются следующие: имеет ли орган (лицо) полномочия на принятие решения или совершение действия; соблюден ли порядок принятия решений, совершения действий органом или лицом в том случае, если такие требования установлены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного действия (бездействия) требованиям закона и иного нормативного правового акта, регулирующих данные правоотношения. При этом следует иметь в виду, что о незаконности оспариваемых решений, действий (бездействия) свидетельствует лишь существенное несоблюдение установленного порядка их принятия. Как установлено судом, администрация Красноармейского муниципального района правомочна на решение вопроса о предоставлении земельного участка в аренду гражданину для индивидуального жилищного строительства. Принятие решения о предоставлении земельного участка в аренду гражданину для индивидуального жилищного строительства осуществляется на основании муниципального правового акта (п.1 ст.2 и ст.7 14 Федерального закона РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ». Указанные требований Федерального закона РФ при предоставлении Ц.н А.В. земельного участка в аренду соблюдены. Оспариваемое постановление исполняющего обязанности главы района позволяет индивидуализировать земельный участок как объект земельных отношений. Земельный участок предоставлен уполномоченным должностным лицом на праве, предусмотренным земельным законодательством. Порядок предоставления земельного участка в аренду для индивидуального жилищного строительства предусмотрен ст.30.1 ЗК РФ. Не оспаривая того факта, что после обращения доверенного лица Ц.н А.В. с заявлением дата о предоставлении Ц.н А.В. земельного участка в аренду для индивидуального жилищного строительства не проводился аукцион и не было размещено соответствующее объявление в средствах массовой информации, суд приходит к выводу, что оснований для повторного опубликования в средствах массовой информации соответствующего объявления не имелось. Ранее данная процедура полностью соблюдена, а вышеуказанное заявление о предоставлении земельного участка в аренду и заключении на основании него договора аренды является логическим завершением ранее совершенных Ц.н А.В. действий по получению земельного участка в аренду. В связи с чем, суд не усматривает каких-либо нарушений при предоставлении Ц.н А.В. земельного участка в аренду для индивидуального жилищного строительства и оснований для признания недействительным ненормативного правового акта органа местного самоуправления - постановления исполняющего обязанности главы Красноармейского муниципального района Челябинской области № от дата о предоставлении в аренду Ц.н А.В. не имеется. Кроме того, из смысла ст.258 ГПК РФ обязательным основанием для удовлетворения судом требований об оспаривании действий (бездействий) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица. Государственного либо муниципального служащего, помимо установления незаконности этих решений или действий, является еще и нарушение ими прав, свобод либо законных интересов гражданина. Вместе с тем. таких обстоятельств из материалов дела не усматривается, так как каких-либо доказательств того, что предоставлением Ц.н А.В. земельного участка в аренду для индивидуального жилищного строительства, нарушены чьи-либо права на получение этого же участка в аренду, суду не представлено, о чем также свидетельствуют и пояснения в судебном заседании помощника прокурора Красноармейского района Челябинской области. Предполагаемый спор о границах земельного участка, предоставленного Ц.н А.В. в аренду подлежит разрешению в порядке индивидуального искового производства. На основании изложенного, руководствуясь ст.12, 56, 194-199, 254-258 ГПК РФ, РЕШИЛ: Заявление прокурора Красноармейского муниципального района Челябинской области о признании недействительным ненормативного правового акта органа местного самоуправления - постановления исполняющего обязанности главы Красноармейского муниципального района Челябинской области № от дата о предоставлении в аренду Ц.н А.В. земельного участка оставить без удовлетворения. Председательствующий, подпись Копия верна, судья И.В. ФилатовРешение может быть обжаловано в Челябинский областной суд в течение десяти дней со дня принятия его судом в окончательной форме через Красноармейский районный суд Челябинской области путем подачи кассационной жалобы.