Решение по иску Багаутдиновой С., о признании права для получения жилищ. сертификата



Дело № 2-23/2011 г.

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

<адрес>                                       дата

Красноармейский районный суд Челябинской области в составе председательствующего судьи Филатова И.В.,

при секретаре Спириной О.О.,

с участием истца Багаутдиновой С., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску Багаутдиновой С. признании права на участия в федеральной подпрограмме для получения жилищного сертификата, включении в список получателей государственных жилищных сертификатов,

УСТАНОВИЛ:

Багаутдинова С. обратилась в суд с иском о признании за ней права на участие в подпрограмме на получение жилищных субсидий за счет средств федерального бюджета и включить ее в сводный список по Красноармейскому району Челябинской области и областной список граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии на ПО «Маяк» - получателей жилищных субсидий.

В обоснование иска указано, что постановлением главы Шумовского сельского поселения от дата она признана нуждающейся в улучшении жилищных условий, как пострадавшая вследствие аварии на ПО «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча в 1957, имеет статус эвакуированной, а также соответствующее удостоверение серии У , выданное администрацией Челябинской области дата. Истец не был включен в районный список граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, так как не знал, что необходимо было обратиться до дата. Просит включить его в сводный список, так как считает, что имеет право на участие в подпрограмме на получение жилищных сертификатов за счет средств федерального бюджета.

В судебном заседании истец исковые требования поддержал по изложенным в заявлении основаниям, пояснил как указано выше дополнив, что знала о существовании данной программы, однако то, что необходимо вставать на учет именно до дата ей не было известно и это положение закона ей никто не разъяснял. Проживает в доме, который приобрела по договору купли-продажи, но свое право собственности на дом не регистрировала. Кроме того вместе с ней проживают сын и дочь. Износ дома составляет 68 %, дом очень старый, учитывая, что она признана нуждающейся в улучшении жилищных условий, просит суд включить ее в списки граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии на ПО «Маяк» - получателей жилищных субсидий.

Ответчики - администрация Красноармейского муниципального района Челябинской области, Министерство по радиационной и экологической безопасности Челябинской области, Министерство социальных отношений Челябинской области, извещенные о времени и месте судебного заседания в суд не явились. Сведений об уважительности причин неявки суду не представили. Ранее в отзывах просили отказать в удовлетворении исковых требований.

Третье лицо - администрация Шумовского сельского поселения, извещенное о времени и месте судебного заседания в суд не явилось. Просило рассмотреть дело в их отсутствии. Решение по делу оставили на усмотрение суда (л.д.48).

Заслушав в судебном заседании пояснения истца, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу, что иск подлежит удовлетворению.

Установлено, что Багаутдинова С. является эвакуированной из населенного пункта Подсобное хозяйство треста 42, подвергнувшегося загрязнению вследствие аварии в 1957 году на ПО «Маяк», сбросов радиоактивных отходов в реку Теча, имеет право на льготы и компенсации, предусмотренные для категорий граждан, указанных в п. 6 ч. 1 ст. 13 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», что подтверждается имеющимся у нее удостоверением У (л.д.10).

Истец проживает в жилом доме, приобретенном им на основании договора купли-продажи от дата (л.д.32-33), что также подтверждается техническим паспортом на данный жилой дом (л.д. 26-31). Право собственности за истицей на данный жилой дом Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Челябинской области не зарегистрировано (л.д. 23-24).

Согласно справки Обл.ЦТИ износ деревянного строения по адресу челябинская область, <адрес>, где проживает Багаутдинова С. составляет 68 % (л.д.13, 40).

Жилищно-бытовой комиссией Шумовского сельского поселения на основании протокола от дата Багаутдинова С. признана нуждающейся в улучшении жилищных условий по подпрограмме «Маяк» и включена в список очередности граждан на учет для улучшения жилищных условий по подпрограмме «Маяк» в <адрес> (л.д.49).

Постановлением главы Шумовского сельского поселения от дата Багаутдинова С. включена в список очередности на улучшение жилищных условий граждан нуждающихся в улучшении жилищных условий по категории - пострадавшие вследствие аварии на ПО «Маяк» (л.д.12). Данное постановление не отменено.

Разрешая исковые требования Багаутдиновой С., суд исходит из следующего.

В соответствии с п.6 ч.1 ст.13 Закона РФ от дата «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего Закона, относятся граждане, эвакуированные (в том числе выехавшие добровольно) в 1986 году из зоны отчуждения или переселенные (переселяемые), в том числе выехавшие добровольно, из зоны отселения в 1986 году и в последующие годы, включая детей, в том числе детей, которые в момент эвакуации находились (находятся) в состоянии внутриутробного развития.

В соответствии с п.3 ст.1 Федерального закона от дата N 175-ФЗ «О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча» действие Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» распространяются на граждан, эвакуированных …из населенных пунктов, подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча.

Багаутдинова С. является пострадавшей от аварии на ПО «Маяк». Данные обстоятельства сторонами не оспариваются.

В соответствии с п. 7 ст. 17 Закона РФ от дата «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» гражданам, указанным в п. 6 ч. 1 ст. 13 настоящего Закона, предоставляется наряду с другими мерами социальной поддержки обеспечение нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до дата, жилой площадью в размерах и порядке, установленных Правительством Российской Федерации. Нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после дата, обеспечиваются жилой площадью в соответствии с жилищным законодательством РФ.

При этом, согласно ст.5 Закона РФ от дата «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» предусмотренные настоящим Законом возмещение вреда и меры социальной поддержки граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, являются расходными обязательствами Российской Федерации.

В соответствии с п. 1 постановления Правительства РФ от дата N 153 «О некоторых вопросах реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательство» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы» установлено, что формой государственной финансовой поддержки обеспечения граждан жильем в рамках реализации данной подпрограммы является предоставление им за счет средств федерального бюджета социальной выплаты на приобретение жилья, право на получение которой удостоверяется государственным жилищным сертификатом.

В соответствии с п.п. «е» п. 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы», утвержденных указанным постановлением Правительства РФ, право на участие в подпрограмме имеют граждане, подвергшиеся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, аварии на производственном объединении "Маяк", и приравненные к ним лица, вставшие на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до дата, имеющие право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии со статьями 14, 15, 16, 17 и 22 Закона Российской Федерации от дата N 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», Федеральным законом от дата N 175-ФЗ «О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча».

Основываясь на данных правовых нормах, суд приходит к выводу, что Багаутдинова С. имеет право на участие в указанной подпрограмме, и должна быть включена в сводный список граждан на получение жилищного сертификата.

Доводы ответчика - Министерства по радиационной и экологической безопасности Челябинской области являются не состоятельными и не могут быть приняты судом во внимание по следующим основаниям.

Из отзыва ответчика следует, что в компетенцию Министерства по радиационной и экологической безопасности Челябинской области входит участие в реализации мероприятий по ликвидации последствий радиационных аварий на территории Челябинской области, что следует из п.п.3 п.9 Положения о Министерстве по радиационной и экологической безопасности Челябинской области, утвержденного постановлением Губернатора Челябинской области от дата N 366.

То обстоятельство, что в имеющихся в министерстве списках граждан, пострадавших от аварии на ПО «Маяк» и состоящих на учете в качестве нуждаемости в улучшении жилищных условий, нет Багаутдиновой С. не является основанием для отказа в удовлетворении исковых требований, так как обязанность по формированию данных списков возложена на органы государственной власти и местного самоуправления и не может являться основанием для лишения гражданина возможности реализовать закрепленное за ним право.

Судом не оспаривается тот факт, что документы, подтверждающие нуждаемость Багаутдиновой С. в улучшении жилищных условий в Министерство нет поступали.

Вместе с тем, формирование необходимого пакета документов, в том числе и подтверждающих нуждаемость в улучшении жилищных условий возлагается на органы местного самоуправления.

Установленный процент износа деревянного дома ответчиками не оспаривается и каких-либо доказательств, опровергающих имеющийся износ дома, суду не представлено.

Критерии нуждаемости граждан в улучшении жилищных условий закреплены в статьях 49-51 ЖК РФ.

Порядок и условия признание жилого помещения непригодным для проживания предусмотрен Постановление Правительства РФ от дата N 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции».

Само по себе отсутствие предусмотренного вышеуказанным постановлением заключения о непригодности жилого помещения для проживания не является основанием для отказа в иске, так как Багаутдинова С. имеет право на обеспечение жильем не по основаниям, предусмотренным Жилищным кодексом РФ, в а соответствии со специальным правовым регулированием.

Как следует из представленных Шумовским сельским поселением документов, Багаутдинова С., дата обратилась к главе Шумовского сельского поселения с заявлением о постановке ее в очередь на получение жилищных субсидий «по Маяку», при этом предоставив свое удостоверение, а также справку Обл.ЦТИ об износе дома (л.д.37-40).

По результатам рассмотрения представленных документов, а также выезда представителя поселения по адресу проживания Багаутдиновой С., последняя была признана нуждающейся в улучшении жилищных условий и поставлена в соответствующие списки по Шумовскому сельскому поселению с вынесением соответствующего постановления (л.д.36, 41).

То обстоятельство, что соответствующие документы в администрацию Красноармейского муниципального района <адрес> для проведения необходимого обследования жилого дома, принадлежащего Багаутдиновой С., не поступили и в связи с чем, соответствующая комиссия не собиралась и не проводила обследование данного жилого дома (л.д.46-47), не может быть поставлено в вину истцу, так как органом местного самоуправления - администрацией Шумовского сельского поселения, нуждаемость Багаутдиновой С. в улучшении жилищных условий была установлена, и дальнейшая подготовка необходимых документов являлась обязанностью органов местного самоуправления, что следует из положений п.6 ч.1 ст.14 Федерального закона от дата N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Доказательств отсутствия нуждаемости Багаутдиновой С. в улучшении жилищных условий ответчиком не представлено. При этом суд учитывает, что ответчик имел достаточное количество времени для предоставления соответствующих доказательств.

Доводы ответчика - администрации Красноармейского муниципального района Челябинской области о том, что возможность постановки граждан, пострадавших от радиационной аварии на ПО «Маяк» как получателей жилищных субсидий после дата возможна только в отношении инвалидов и участников ликвидаций последствий аварии, к которым Багаутдинова С. не относится, судом расцениваются как несостоятельные.

Правовая позиция в отношении граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие аварии на Чернобыльской АЭС, но принятых на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий после дата высказана Конституционным судом РФ в Постановлении от дата, вынесенном по запросу Курчатовского городского суда Курской области о проверке конституционности п.2 ч.1 ст.14 и п.1 ч.1 ст.15 Федерального закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».

По смыслу указанных норм, при переходе к новому правовому регулированию обеспечения жилыми помещениями лиц, подвергшихся радиационному воздействию вследствие аварии на Чернобыльской АЭС и принятых на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий после дата, должны быть предусмотрены соответствующие правовые механизмы, позволяющие с учетом специфики правового статуса этих лиц обеспечить сохранения достигнутого уровня защиты их прав и свобод, гарантий их социальной защищенности в равной мере с гражданами той же категории, которые были приняты на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до дата и созданы необходимые, в том числе финансовые условия для обеспечения их жилыми помещениями.

В соответствии с Постановлением Конституционного суда РФ от дата -П положения п.2 ч.1 ст.14 «Закона о социальной защите граждан, подвергшихся воздействия радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» признаны не соответствующими Конституции РФ, в той мере, в какой данные положения в системе действующего правового регулирования не устанавливают правовой механизм, который равным образом гарантировал бы предоставление жилых помещений гражданам- пострадавшим от радиации в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, принятыми на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий как до дата, так и после этой даты.

Любая дифференциация, приводящая к различиям в правах граждан в той или иной сфере правового регулирования, должна отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, в том числе и из закрепленного принципа равенства (статья 19 Конституции РФ), гарантирующего защиту всех форм дискриминации при осуществлении прав и свобод. В свою очередь соблюдение конституционного принципа равенства, гарантирующего защиту от всех форм дискриминации при условии осуществления прав и свобод, означает, помимо прочего, запрет вводить такие ограничения в правах граждан, принадлежащих к одной категории, которое не имеет объективного и разумного оправдания.

С учетом положений ст.13 Закона РФ от дата «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» как инвалиды вследствие чернобыльской катастрофы, так и граждане, эвакуированные, относятся к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы.

Таким образом, сам по себе факт того, что истец был принят на учет нуждающегося в улучшении жилищных условия после дата не является безусловным основанием для отказа в иске.

То обстоятельство, что истец знал о наличии соответствующей программы, но своевременно не реализовал свое право не может по мнению суда являться основанием для отказа в удовлетворении исковых требований, так как реализация предусмотренного законом права не должна ставиться в зависимость о времени его фактической реализации.

Кроме того, каких-либо доказательств того, что по состоянию на дата жилищные условия истца соответствовали предъявляемым требованиям, ответчиками суду не представлено.

При таких обстоятельствах исковые требования Багаутдиновой С. подлежат удовлетворению в полном объеме

На основании изложенного, руководствуясь ст.12, 56, 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Иск Багаутдиновой С. удовлетворить.

Признать за Багаутдиновой С. в целях реализации положений законодательства в части обеспечения жильем за счет средств Федерального бюджета нуждающихся в улучшении жилищных условий граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие аварии на ПО «Маяк» право на участие в подпрограмме на получение жилищных субсидий за счет средств федерального бюджета и включить ее в сводный список по <адрес> и областной список граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии на ПО «Маяк» - получателей жилищных субсидий.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Челябинский областной суд в течение десяти дней со дня его вынесения в окончательной форме через Красноармейский районный суд <адрес> путем подачи кассационной жалобы.

Председательствующий, подпись

Копия верна, судья      И.В. Филатов