Дело № 2-2/2011 г. Р Е Ш Е Н И Е <адрес> дата Красноармейский районный суд Челябинской области в составе председательствующего судьи Филатова И.В., при секретаре Спириной О.О., с участием представителя истца С.а О.Е., ответчиков Кокшаровой Л.А. и Кокшарова А.С., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску МО «Озерное сельское поселение» о взыскании с Кокшаровой Л.А., Кокшарова А.С. убытков вследствие неисполнения обязательства, УСТАНОВИЛ: МО «Озерное сельское поселение» обратилось в суд с иском к Кокшаровой Л.А., Кокшарову А.С. о взыскании убытков. В обосновании иска указали, что Кокшарова Л.А. дата обратилась в администрацию Озерного сельского поселения с заявлением о включении ее и членов ее семьи в состав участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы. В соответствии с условиями подпрограммы, Кокшарова Л.А. получила за счет средств федерального бюджета субсидию в размере 1 547 100 рублей в виде государственного жилищного сертификата (далее ГСЖ). С условиями реализации ГСЖ Кокшарова Л.А. была ознакомлена. Реализовав ГСЖ путем приобретения жилого помещения, Кокшарова Л.А. принятые на себя обязательства не выполнила, ранее занимаемое жилое помещение в собственность сельского поселения не передала, а реализовала его по гражданско-правовой сделке своему сыну - Кокшарову А.С. (л.д.37-38, т.2). По мнению истца, указанными действиями Кокшаровой Л.А. МО «Озерное сельское поселение» причинены убытки в виде стоимости жилого помещения, подлежащего безвозмездной передаче в собственность сельского поселения. Просит взыскать стоимость жилого помещения согласно проведенной экспертизы, а также расходы по ее проведению. В судебном заседании представитель истца С.а О.Е., действующая на основании доверенности (л.д.44, т.2) иск поддержала. Просила его удовлетворить на основании имеющихся доказательств. Суду пояснила, что Кокшарова Л.А. и члены ее семьи были ознакомлены с условиями реализации ГСЖ, однако, принятые на себя обязательства не исполнили. После реализации ГСЖ ранее занимаемое жилое помещение безвозмездно в собственность поселения не передали, что причинило МО «Озерное сельское поселение» убытки в размере стоимости квартиры, подлежащей передаче. Исковые требования к Кокшаровой Л.А. и Кокшарову А.С. предъявлены в связи с тем, что ответчики были ознакомлены с условиями реализации ГСЖ. Ответчик Кокшарова Л.А. в судебном заседании иск признала частично. Не согласна с размером взыскиваемых судебных расходов на проведение экспертизы. Суду пояснила, что с условиями реализации ГСЖ и обязанностью по передаче квартиры в собственность сельского поселения она была ознакомлена. Реализовав ГСЖ, приобрела жилое помещение, расположенное по адресу <адрес>. Однако, на тот момент в приобретенной квартире проживало 6 человек. В связи с тем, что после приобретения квартиры, жилищные условия фактически не улучшились, а также наличие непогашенного кредита, приобретенная квартира была продана третьим лицам, а вырученные денежные средства были направлены на погашении ранее взятого кредита. Дом, который ранее принадлежал ей на праве собственности и, который согласно условиям реализации ГСЖ подлежал передаче сельскому поселению, подарила своему сыну, который в настоящее время существенно реконструировал его и является его собственником. Ответчик Кокшаров А.С. иск не признал. Суду пояснил, что с условиями реализации ГСЖ он был ознакомлен. Жилой дом по адресу <адрес> получил в собственность от своей матери - Кокшаровой Л.А. по договору дарения. Право собственности зарегистрировано. В связи с тем, что приобретенная по ГСЖ квартира по площади была недостаточна для проживания, она была продана, а вырученные деньги потрачены на погашения кредита. Дом в <адрес> он реконструировал, существенно увеличив его площадь. С иском не согласен, так как при проведении экспертизы по определению стоимости жилого помещения, дом не осматривался и не учтен процент его износа. Заслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, суд находит иск МО «Озерное сельское поселение» подлежащим частичному удовлетворению. Установлено, что Кокшарова Л.А. являлась пострадавшей вследствие аварии на ПО «Маяк», являлась эвакуированной из населенного пункта Течинской ГРП в 1957 году. Имеет удостоверение серии № от дата и обладает правом на льготы и компенсации, предусмотренные для категории граждан, указанных в п.6 ст.13 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (л.д.119, т.1). Кокшарова Л.А. имела состав семьи в количестве трех человек, в том числе супруг - К.в С.Я. и сын - Кокшаров А.С., проживавших вместе с ней по адресу <адрес> (л.д.129, т.1). На основании решения жилищно-бытовой комиссии Петровской сельской администрации (впоследствии Озерная сельская администрация) от дата, Кокшарова Л.А. была признана нуждающейся в улучшении жилищных условий и поставлена в очередь на получение жилья как пострадавшая от аварии на ПО «Маяк» по Петровской (Озерной) сельской администрации (л.д.130-131, т.1). Данные обстоятельства, как и право Кокшаровой Л.А. на получение субсидий за счет средств федерального бюджета, истцом не оспаривается. Являясь нуждающейся в улучшении жилищных условий, как пострадавшая от аварии на ПО «Маяк» Кокшарова Л.А., дата обратилась с заявлением на имя главы Озерного сельского поселения о включении ее в состав участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством». При этом в заявлении указано, что Кокшарова Л.А., а также члены ее семьи жилых помещений для постоянного проживания на территории Российской Федерации не имеют. Кроме того, с условиями участия в подпрограмме и обязанности по безвозмездной передаче ранее занимаемого жилого помещения в государственную или муниципальную собственность ознакомлена и обязалась их выполнять (л.д.43-44, т.1). Впоследствии, дата Кокшарова Л.А. обратилась с заявлением на имя главы Красноармейского муниципального района <адрес> о выдаче ей ГСЖ как пострадавшей от аварии на ПО «Маяк». При подаче данного заявления Кокшаровой Л.А. также было указано, что с условиями получения и реализации ГСЖ она ознакомлена (л.д.45, т.1). дата Кокшарова Л.А. дала письменное обязательство в 2-х месячный срок с даты приобретения жилого помещения посредством реализации ГСЖ, освободить со всеми совместно проживающими членами семьи жилое помещение, расположенное по адресу <адрес>, находящееся в собственности и сдать его в установленном законодательством Российской Федерации порядке (л.д.46-47, т.1). дата Кокшарова Л.А. получила ГСЖ, выданный дата на сумму 1547100 рублей. Условия реализации ГСЖ указаны в сертификате, с которыми, помимо Кокшаровой Л.А. ознакомлены К.в С.Я. и Кокшаров А.С. (л.д.48, т.1). Осведомленность об участии в программе и об ее условиях и возникших обязательствах по передаче ранее занимаемого жилого помещения в государственную или муниципальную собственность Кокшаровой Л.А. и Кокшаровым А.С. не оспариваются. Судом установлено, что Кокшарова Л.А. являлась собственником жилого помещения, расположенного по адресу <адрес>, что подтверждается договором на передачу и продажу квартир (домов) в собственность граждан от дата (л.д.5, т.2). Площадь жилого дома составляла 31.5 кв.м., что подтверждается материалами дела на строение государственной собственности (л.д.7-10, т.2), а также техническим паспортом на данное жилое помещение по состоянию на дата (л.д.8-10, т.2). <адрес> данного жилого дома увеличилась до 119.1 кв.м. путем его реконструкции, что подтверждается кадастровым паспортом (л.д.14-15, т.2). Кокшарова Л.А., являясь участником подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством», после дачи обязательства о сдаче занимаемого жилого помещения, дата заключила договор дарения, согласно которого Кокшарова Л.А. подарила Кокшарову А.С. (сын дарителя) жилой дом, расположенный по адресу <адрес>, площадью 119.1 кв.м. (л.д.24-25, т.2). На момент совершения данной сделки даритель имела состав семьи из трех человек, что подтверждается справкой Озерного сельского поселения (л.д.26, т.2). В настоящее время право собственности на жилой дом, расположенный по адресу <адрес>, площадью 119.1 кв.м зарегистрировано право собственности Кокшарова А.С., что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от дата (л.д.12, т.2), выпиской из ЕГРП от дата (л.д.64-65, т.1), а также материалами дела правоустанавливающих документов (л.д.16-36, т.2). Получив ГСЖ, Кокшарова Л.А. реализовала его посредством приобретения жилого помещения, расположенного по адресу <адрес>, что подтверждается материалами дела правоустанавливающих документов (л.д.94-114, т.1). Вышеуказанная квартира приобретена в долевую собственность Кокшаровой Л.А., К.в С.Я. и Кокшарова А.С., что подтверждается договором купли-продажи от дата (л.д.106-107, т.1). Факт реализации ГСЖ Кокшаровой Л.А. и Кокшаровым А.С. не оспаривается, а также подтверждается документами, представленными представителем истца (л.д.138-141, т.1, л.д.143-146, т.1 и л.д.142, т.1). Впоследствии, на основании договора купли-продажи от дата Кокшарова Л.А., К.в С.Я. и Кокшаров А.С. продали приобретенную по ГСЖ квартиру Х.й Р.А. и Х.й Н.Ш. за 847500 рублей, что подтверждается договором купли-продажи (л.д.80, т.1), справкой о содержании правоустанавливающих документов и выпиской из ЕГРП (л.д.53-54, т.1), а также материалами дела правоустанавливающих документов (л.д.69-91, т.1). К.в С.Я. скончался дата, что подтверждается записью акта о смерти № от дата (л.д.60, т.1). Согласно заключения эксперта № рыночная стоимость жилого помещения, расположенного по адресу <адрес>, площадью 31.5 кв.м. по состоянию на дата составила 332 000 рублей (л.д.162-254, т.1). Разрешая исковые требования МО «Озерное сельское поселение», суд исходит из следующего. В соответствии с п.6 ч.1 ст.13 Закона РФ от дата № «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего Закона, относятся граждане, эвакуированные (в том числе выехавшие добровольно) в 1986 году из зоны отчуждения или переселенные (переселяемые), в том числе выехавшие добровольно, из зоны отселения в 1986 году и в последующие годы, включая детей, в том числе детей, которые в момент эвакуации находились (находятся) в состоянии внутриутробного развития. В соответствии с п.3 ст.1 Федерального закона от дата N 175-ФЗ «О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча» действие Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» распространяются на граждан, эвакуированных …из населенных пунктов, подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча. В соответствии с п. 7 ст. 17 Закона РФ от дата № «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» гражданам, указанным в п. 6 ч. 1 ст. 13 настоящего Закона, предоставляется наряду с другими мерами социальной поддержки обеспечение нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до дата, жилой площадью в размерах и порядке, установленных Правительством Российской Федерации. Нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после дата, обеспечиваются жилой площадью в соответствии с жилищным законодательством РФ. Кокшарова Л.А., являясь эвакуированной, состояла на учете как нуждающаяся в улучшении жилищных условий, как пострадавшая от аварии на ПО «Маяк» и следовательно имела право на вышеуказанные меры социальной поддержки. Порядок и условия обеспечения нуждающихся в улучшении жилищных условий установлен Правительством Российской Федерации. В соответствии с п. 1 постановления Правительства РФ от дата N 153 «О некоторых вопросах реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательство» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы» (далее Постановление) установлено, что формой государственной финансовой поддержки обеспечения граждан жильем в рамках реализации данной подпрограммы является предоставление им за счет средств федерального бюджета социальной выплаты на приобретение жилья, право на получение которой удостоверяется государственным жилищным сертификатом. Право Кокшаровой Л.А. на получение государственной поддержки как пострадавшей от аварии на ПО «Маяк» истцом не оспаривается. В соответствии с п.13 Постановления социальная выплата предоставляется в размере, эквивалентном расчетной стоимости жилого помещения исходя из норматива общей площади жилого помещения, установленного для семей разной численности. Расчетная стоимость жилого помещения определяется исходя из норматива стоимости 1 кв. м общей площади жилья по Российской Федерации или средней рыночной стоимости 1 кв. м общей площади жилья в соответствующем субъекте Российской Федерации. Норматив стоимости 1 кв. м общей площади жилья по Российской Федерации определяется 1 раз в полугодие уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Средняя рыночная стоимость 1 кв. м общей площади жилья по субъектам Российской Федерации определяется в установленном порядке уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Согласно п.16. Постановления норматив общей площади жилого помещения для расчета размера социальной выплаты устанавливается в следующем размере: 33 кв. м - для одиноко проживающего гражданина; 42 кв. м - на семью из 2 человек; по 18 кв. м на каждого члена семьи при численности семьи 3 человека и более. В соответствии с подпунктом «в» пункта 16.1 Постановления норматив, указанный в пункте 16 настоящих Правил, применяется при расчете размера социальной выплаты, если гражданином - участником подпрограммы и членами его семьи, проживающими в жилом помещении, принадлежащем ему и (или) членам его семьи на праве собственности и не имеющем обременений, принимается обязательство о безвозмездном отчуждении этого жилого помещения в государственную или муниципальную собственность. Исходя из требований п.п.13, 16 и 16.1 Постановления и была рассчитана сумма социальной выплаты, предоставленная Кокшаровой Л.А. на семью из трех человек в сумме 1 547 100 рублей (л.д.48, т.1), размер которой Кокшаровой Л.А. не оспаривалась. При этом, каких-либо сведений о том, что Кокшарова Л.А., до выдаче ГСЖ приняла решение об отчуждении ранее занимаемого жилого помещения либо оставления его для дальнейшего проживания, сторонами суду не представлено. В свою очередь расчет социальной выплаты свидетельствует именно о том, что она предоставлялась исходя из данного Кокшаровой Л.А. обязательства о передаче ранее занимаемого жилого помещения в государственную или муниципальную собственность. Порядок формирования списков граждан - участников подпрограммы и подготовка выпуска сертификатов, предусмотренный разделом 2 Постановления, не нарушен. Каких-либо доказательств, свидетельствующих об этом, суду сторонами не представлено. В соответствии с подпунктом «ж» п.44 Постановления, для получения сертификата гражданин - участник подпрограммы представляет в том числе и обязательство о сдаче или о безвозмездном отчуждении жилого помещения по форме согласно приложению N 6 - в случаях, указанных в подпунктах «б» и «в» настоящих Правил, за исключением случаев, когда гражданин предъявит документ, подтверждающий отсутствие у него жилого помещения для постоянного проживания. Судом установлено и не оспаривается сторонами, что такое письменное обязательство было представлено Кокшаровой Л.А. при наличии у нее права собственности на занимаемое жилое помещение. Согласно п.45 Постановления, обязательство, указанное в подпункте «ж» пункта 44 настоящих Правил, подписывается всеми совершеннолетними членами семьи. Согласие на принятие такого обязательства может быть подтверждено также путем представления письменного документа, удостоверенного в нотариальном или ином установленном законодательством порядке. Исполнение этого обязательства должно осуществляться в 2-месячный срок после приобретения гражданином жилья за счет средств предоставленной ему социальной выплаты. Кокшаровой Л.А. и Кокшаровым А.С. обстоятельства подписания данного обязательства не оспариваются. Согласно п.2 ст.307 ГК РФ обязательства возникают из договора, вследствие причинения вреда и из иных оснований, указанных в настоящем Кодексе. В соответствии с подпунктом 2 ч.2 п.1 ст.8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из актов государственных органов и органов местного самоуправления, которые предусмотрены законом в качестве основания возникновения гражданских прав и обязанностей. Согласно п.1 ст.307 ГК РФ в силу обязательства одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие, как-то передать имущество, выполнить работу, уплатить деньги и т.п., либо воздержаться от определенного действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности. Презумпция надлежащего исполнения обязательства закреплена в ст.310 ГК РФ). Как следует из положений, закрепленных в Постановлении Правительства РФ от дата N 153 «О некоторых вопросах реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательство» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы», каких-либо норм, предусматривающих односторонний отказ гражданина - участника подпрограммы и принявшего на себя обязательства по передаче занимаемого им жилого помещения на праве собственности в государственную или муниципальную собственность, не предусмотрено. Вышеуказанным Постановлением (п.45) предусмотрен конкретный срок исполнения обязательства (в течении 2-х месяцев с момента реализации ГСЖ) по передаче ранее занимаемого жилого помещения в государственную или муниципальную собственность гражданином - участником подпрограммы. Государственный жилищный сертификат реализован Кокшаровой Л.А. дата путем приобретения жилого помещения на основании договора купли-продажи (л.д.106-107), что также подтверждается заявлениями Кокшаровой Л.А., К.в С.Я. и Кокшарова А.С. от дата о регистрации за ними права собственности на приобретенное жилое помещение (л.д.96-102, т.1). В связи с чем, срок исполнения Кокшаровой Л.А. обязательства по передаче ранее занимаемого жилого помещения в государственную или муниципальную собственность истекал дата. С учетом положений постановления Правительства РФ от дата N 153 «О некоторых вопросах реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательство» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы» суд приходит к выводу, что у Кокшаровой Л.А. при подписании обязательства от дата возникла обязанность по передаче жилого помещения, расположенного по адресу <адрес>, площадью 31.5 кв.м. при этом, суд учитывает, что с вышеуказанной обязанностью Кокшарова Л.А. была ознакомлена еще дата (л.д.43-44). Каких-либо доказательств того, что на момент подписания вышеуказанных заявлений, площадь жилого дома по адресу <адрес>, составляла 119.1 кв.м. суду не представлено. Кадастровый паспорт на вышеуказанное жилое помещение, площадью 119.1 кв.м. выдан только дата (л.д.14-15, т.2). Оценивая доводы Кокшаровой Л.А. и Кокшарова А.С., суд находит их несостоятельными по следующим основаниям. Так, в обосновании неисполнения Кокшаровой Л.А. принятых на себя обязательств, последняя указывает на то, что в приобретенной по средствам реализации ГСЖ квартиры, площадью 40.3 кв.м. (п.1 договора от дата (л.д.106), жилищные условия ее семьи не улучшились, так как в приобретенной однокомнатной квартире проживало 6 человек, что и послужило в последующем основанием для ее продажи и расчетов по ранее полученному кредиту. Вместе с тем, ГСЖ выдавался Кокшаровой Л.А. исходя из расчета состава семьи в количестве трех человек. В соответствии с п.17 Постановления применительно к условиям подпрограммы членами семьи гражданина - участника подпрограммы признаются постоянно проживающие совместно с ним супруга (супруг), их дети и родители гражданина - участника подпрограммы. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы, а в исключительных случаях и иные лица, постоянно проживающие совместно с гражданином - участником подпрограммы, учитываются при расчете размера социальной выплаты в случае признания их в судебном порядке членами его семьи - для граждан, указанных в подпунктах «а» - «е» п. 5 настоящих Правил, и граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей. Однако, каких-либо доказательств того, что все проживавшие в приобретенном жилом помещении посредствам реализации ГСЖ граждане, являлись членами семьи Кокшаровой Л.А., суду не представлено. Не представлено суду каких-либо доказательств иной стоимости жилого помещения по состоянию на дата. В соответствии с требованиями ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Согласно требований ст. 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности. При этом суд учитывает, что Кокшаров А.С., оспаривающий стоимость жилого помещения по адресу <адрес>, по состоянию на дата, будучи надлежаще извещенным о времени и месте судебного заседания дата, и имеющий реальную возможность на своевременное ознакомление со всеми материалами дела, в том числе и заключением эксперта, каких-либо доказательств иной стоимости вышеуказанного жилого дома, суду не представил. В свою очередь у суда не имеется оснований сомневаться в достоверности выводов экспертов и их компетентности, так как последние были предупреждены об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения (л.д.164, т.1). Экспертиза проведена лицами, имеющими лицензию на осуществление оценочной деятельности (л.д.247-254, т.1). При выборе истцом экспертного учреждения, Кокшаровым А.С. каких-либо возражений не представлено. Согласно ч.3 ст.196 ГПК РФ суд принимает решение по заявленным истцом требованиям. Истцом заявлены требования о взыскании убытков исходя из стоимости жилого помещения, площадью 31.5 кв.м., расположенного по адресу <адрес>, по состоянию на дата. В соответствии со ст.393 ГК РФ). Если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или договором, при определении убытков принимаются во внимание цены, существовавшие в том месте, где обязательство должно было быть исполнено, в день добровольного удовлетворения должником требования кредитора, а если требование добровольно удовлетворено не было, - в день предъявления иска. Исходя из обстоятельств, суд может удовлетворить требование о возмещении убытков, принимая во внимание цены, существующие в день вынесения решения (п.3 ст.393 ГК РФ). Согласно ст.398 ГК РФ). Вместо требования передать ему вещь, являющуюся предметом обязательства, кредитор вправе потребовать возмещения убытков (ч.2 ст.398 ГК РФ). Как установлено судом, в настоящее время жилого помещения по адресу <адрес>, площадью 31.5 кв.м. не существует. Согласно п.1 ст.15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются…. неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода) (п.2 ст.15 ГК РФ). В соответствии с подпунктом «в» пункта 16.1 Постановления предусмотрена обязанность гражданина-участника подпрограммы по передаче ранее занимаемого жилого помещения. Каких-либо изъятий из данного требования не имеется. С учетом предельного срока исполнения обязательства (дата) и стоимости жилого помещения по адресу <адрес>, по состоянию на дата в сумме 332 000 рублей, суд приходит к выводу, что именно убытки в указанной сумме причинены МО «Озерное сельское поселение», которые и подлежат возмещению. Вместе с тем, требования МО «Озерное сельское поселение» о взыскании убытков солидарно с Кокшаровой Л.А. и Кокшарова А.С. заявлены неправомерно. Согласно п.1 ст.322 ГК РФ солидарная обязанность (ответственность) или солидарное требование возникает, если солидарность обязанности или требования предусмотрена договором или установлена законом, в частности при неделимости предмета обязательства. Как следует из правовых норм, изложенных в постановлении Правительства РФ от дата N 153 «О некоторых вопросах реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательство» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы» обязанность по передаче жилого помещения возложена на гражданина - участника подпрограммы. Судом установлено, что участником подпрограммы являлась только Кокшарова Л.А., которая и имела право на получение субсидий, как пострадавшая от аварии на ПО «Маяк». Ни К.в С.Я., ни Кокшаров А.С. лично обязательство о передаче в государственную или муниципальную собственность жилого помещения по адресу <адрес> не подписывали. Кроме того, на момент подписания обязательства Кокшаровой Л.А. ее супруг К.в С.Я. и сын Кокшаров А.С. собственниками вышеуказанной квартиры не являлись (л.д.5, т.2). Из буквального толкования положений подпункта «в» п.16.1 Постановления следует, что обязанность по передаче жилого помещения может быть возложена и на членов семьи гражданина-участника подпрограммы, только лишь в том случае, если члены его семьи также являлись собственниками занимаемого ими жилого помещения (л.д.48). Согласие Кокшарова А.С., выраженное в обязательстве Кокшаровой Л.А. на передачу занимаемого жилого помещения (л.д.46-47, т.1) не свидетельствует о возникновении лично у него аналогичного обязательства. В связи с чем, причиненные МО «Озерное сельское поселение» убытки подлежат взысканию только с Кокшаровой Л.А. в сумме 332 000 рублей. Оснований для применения положений ст.404 ГК РФ судом не усмотрено. То обстоятельство, что по состоянию на дата Кокшарова Л.А. была исключена из списков в связи с реализацией ГСЖ (л.д.143-146, т.1) и подача иска по истечении длительного промежутка времени не свидетельствует о том, что действия истца, в пользу которого должно было быть передано жилое помещение, способствовали увеличению размера убытков. Кроме того, суд учитывает, что заявленная к взысканию сумма убытков рассчитана на момент наступления предельного срока исполнения обязательства. В соответствии со ст.98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы. Согласно представленных договора на оказание услуг от дата, акта сдачи-приемки работ от дата, счет-фактуры № № от дата, счета № № от дата, а также заявки на оплату расходов № от дата истец - МО «Озерное сельское поселение» понесло расходы на проведение экспертизы в сумме 15 000 рублей (л.д.39-43, т.2). В связи с чем, указанная сумма в размере 15 000 рублей подлежит взысканию с Кокшаровой Л.А. в пользу МО «Озерное сельское поселение». На основании изложенного, руководствуясь ст.12, 56, 194-199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Иск МО «Озерное сельское поселение» удовлетворить частично. Взыскать с Кокшаровой Л.А. в пользу МО «Озерное сельское поселение» 332 000 (триста тридцать две) рублей в счет возмещения убытков вследствие неисполнения обязательства по передаче жилого помещения. Взыскать с Кокшаровой Л.А. в пользу МО «Озерное сельское поселение» 15 000 (пятнадцать) рублей в счет возмещения судебных расходов по оплате экспертизы. В удовлетворении исковых требований МО «Озерное сельское поселение» к Кокшарову А.С. отказать в полном объеме. Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Челябинский областной суд в течение десяти дней со дня его вынесения в окончательной форме через Красноармейский районный суд <адрес> путем подачи кассационной жалобы. Председательствующий И.В. Филатов