Дело № 2-218/11 Р Е Ш Е Н И Е <адрес> дата Красноармейский районный суд Челябинской области в составе председательствующего - судьи Филатова И.В. при секретаре Спириной О.О., с участием истца Ваторопина В.В., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску Ваторопина В.В. к Министерству по радиационной и экологической безопасности Челябинской области, администрации Красноармейского муниципального района, администрации Русско-Теченского сельского поселения о признании права на участие в федеральной подпрограмме для получения жилищного сертификата, включении в список получателей государственных жилищных сертификатов УСТАНОВИЛ: Ваторопин В.В. обратился в суд с иском о признании за ним права на участие в федеральной подпрограмме получения государственного жилищного сертификата и обязании Министерства по радиационной и экологической безопасности Челябинской области включить его в областной список, а администрацию Красноармейского муниципального района Челябинской области - в районный список граждан получателей государственных жилищных сертификатов. В обосновании иска указал, что с дата признан нуждающимся в улучшении жилищных условий по Русско-Теченскому сельскому поселению. В принадлежащей ему и его супруге на праве собственности квартире проживает 7 человек. Является пострадавшим от аварии на ПО «Маяк». Однако, в районный список граждан-получателей ГЖС включен не был, так как не знал, что необходимо было обратиться до дата. Просит включить его в сводный список, так как считает, что имеет право на участие в подпрограмме на получение жилищных сертификатов за счет средств федерального бюджета (л.д.5-7). В судебном заседании истец на заявленных требованиях настаивал. Просил их удовлетворить на основании имеющихся доказательств. Суду пояснил, что проживал в <адрес>, который подвергнулся радиационному загрязнению в связи с аварией на ПО «Маяк». Впоследствии был эвакуирован из данного населенного пункта, которого в настоящее время не имеется. так как из-за аварии он был полностью снесен. Является нуждающимся в улучшении жилищных условий с дата. Имеющуюся в собственности квартиру он приватизировал вместе с супругой. В настоящее время в данной квартире зарегистрировано и проживает 7 человек. Заявления о том, чтобы его включили в программу получателей ГЖС не писал. Ответчики - Министерство по радиационной и экологической безопасности Челябинской области, администрация Красноармейского муниципального района Челябинской области, администрация Русско-Теченкского сельского поселения, извещенные о времени и месте судебного заседания, в суд не явились. Администрация поселения и администрация Красноармейского муниципального района просили рассмотреть дело в их отсутствии, с иском согласны (л.д.42, 47-50). Заслушав истца, исследовав письменные материалы дела, суд находит иск подлежащим удовлетворению. Установлено, что Ваторопин В.В. является эвакуированным из населенного пункта Черепаново, подвергнувшегося загрязнению вследствие аварии в 1957 году на ПО «Маяк», сбросов радиоактивных отходов в реку Теча, имеет право на льготы и компенсации, предусмотренные для категорий граждан, указанных в п. 6 ч. 1 ст. 13 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», что подтверждается имеющимся удостоверением У № (л.д.10). Ваторопин В.В. является собственником жилого помещения, расположенного по адресу <адрес>. Данное жилое помещение находится в совместной собственности с супругой, что следует из свидетельства о государственной регистрации права (л.д.45), а также дела правоустанавливающих документов (л.д.28-40). Право собственности на вышеуказанное жилое помещение возникло у истца на основании договора № на передачу и продажу квартир (домов) в собственность граждан от дата, заключенного с Кировским совхозом (л.д.35-36). дата истец обратился с заявлением в администрацию Русско-Теченского сельского поселения о постановке его на учет, как нуждающегося в улучшении жилищных условий по ПО «Маяк» (л.д.22). На основании акта № от дата комиссией произведено обследование жилого помещения, занимаемого истцом (л.д.25). По результатам проведенного обследования, было принято решение, что Ваторопин В.В. нуждается в улучшении жилищных условий и подлежит постановке на регистрационный учет на льготную очередь для получения жилья, о чем было вынесено постановление главы Русско-Теченского сельского поселения № от дата (л.д.23). Данное постановление не отменено и ответчиками не оспорено. Обстоятельства нуждаемости истца в улучшении жилищных условий ответчиками не оспорены Впоследствии, при обследовании данного жилого помещения в 2010 году, на основании акта от дата, комиссия поселения подтвердила нуждаемость Ваторопина В.В. в улучшении жилищных условий (л.д.12). Разрешая исковые требования Ваторопина В.В., суд исходит из следующего. В соответствии с п.6 ч.1 ст.13 Закона РФ от дата № «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего Закона, относятся граждане, эвакуированные (в том числе выехавшие добровольно) в 1986 году из зоны отчуждения или переселенные (переселяемые), в том числе выехавшие добровольно, из зоны отселения в 1986 году и в последующие годы, включая детей, в том числе детей, которые в момент эвакуации находились (находятся) в состоянии внутриутробного развития. В соответствии с п.3 ст.1 Федерального закона от дата N 175-ФЗ «О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча» действие Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» распространяются на граждан, эвакуированных …из населенных пунктов, подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча. Ваторопин В.В. является пострадавшим от аварии на ПО «Маяк». Данные обстоятельства сторонами не оспариваются. В соответствии с п. 7 ст. 17 Закона РФ от дата № «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» гражданам, указанным в п. 6 ч. 1 ст. 13 настоящего Закона, предоставляется наряду с другими мерами социальной поддержки обеспечение нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до дата, жилой площадью в размерах и порядке, установленных Правительством Российской Федерации. Нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после дата, обеспечиваются жилой площадью в соответствии с жилищным законодательством РФ. При этом, согласно ст.5 Закона РФ от дата № «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» предусмотренные настоящим Законом возмещение вреда и меры социальной поддержки граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, являются расходными обязательствами Российской Федерации. В соответствии с п. 1 постановления Правительства РФ от дата N 153 «О некоторых вопросах реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательство» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы» установлено, что формой государственной финансовой поддержки обеспечения граждан жильем в рамках реализации данной подпрограммы является предоставление им за счет средств федерального бюджета социальной выплаты на приобретение жилья, право на получение которой удостоверяется государственным жилищным сертификатом. В соответствии с п.п. «е» п. 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы», утвержденных указанным постановлением Правительства РФ, право на участие в подпрограмме имеют граждане, подвергшиеся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, аварии на производственном объединении "Маяк", и приравненные к ним лица, вставшие на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до дата, имеющие право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии со статьями 14, 15, 16, 17 и 22 Закона Российской Федерации от дата N 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», Федеральным законом от дата N 175-ФЗ «О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча». Основываясь на данных правовых нормах, суд приходит к выводу, что Ваторопин В.В. имеет право на участие в указанной подпрограмме, и должен быть включен в сводный список граждан на получение жилищного сертификата. В компетенцию Министерства по радиационной и экологической безопасности <адрес> входит участие в реализации мероприятий по ликвидации последствий радиационных аварий на территории <адрес>, что следует из п.п.3 п.9 Положения о Министерстве по радиационной и экологической безопасности <адрес>, утвержденного постановлением <адрес> от дата N 366. Судом установлено, что Ваторопин В.В. отсутствует в списках граждан, пострадавших от аварии на ПО «Маяк» и состоящих на учете в качестве нуждаемости в улучшении жилищных условий (л.д.52-54). Однако, данное обстоятельство не является основанием для отказа в удовлетворении исковых требований, так как обязанность по формированию данных списков возложена на органы государственной власти и местного самоуправления и не может являться основанием для лишения гражданина возможности реализовать закрепленное за ним право. При этом, суд учитывает, что по Русско-Теченскому сельскому поселению Ваторопин В.В. состоит на учете именно как нуждающийся в улучшении жилищных условий, как пострадавший от аварии на ПО «Маяк» (л.д.11). Судом не оспаривается тот факт, что документы, подтверждающие нуждаемость Ваторопина В.В. в улучшении жилищных условий в Министерство нет поступали. Вместе с тем, формирование необходимого пакета документов, в том числе и подтверждающих нуждаемость в улучшении жилищных условий возлагается на органы местного самоуправления. Критерии нуждаемости граждан в улучшении жилищных условий закреплены в статьях 49-51 ЖК РФ. Однако, Ваторопин В.В. имеет право на обеспечение жильем не по основаниям, предусмотренным Жилищным кодексом РФ, в а соответствии со специальным правовым регулированием. Доказательств отсутствия нуждаемости Ваторопина В.В. в улучшении жилищных условий ответчиком не представлено. Правовая позиция в отношении граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие аварии на Чернобыльской АЭС, но принятых на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий после дата высказана Конституционным судом РФ в Постановлении от дата, вынесенном по запросу Курчатовского городского суда <адрес> о проверке конституционности п.2 ч.1 ст.14 и п.1 ч.1 ст.15 Федерального закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС». По смыслу указанных норм, при переходе к новому правовому регулированию обеспечения жилыми помещениями лиц, подвергшихся радиационному воздействию вследствие аварии на Чернобыльской АЭС и принятых на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий после дата, должны быть предусмотрены соответствующие правовые механизмы, позволяющие с учетом специфики правового статуса этих лиц обеспечить сохранения достигнутого уровня защиты их прав и свобод, гарантий их социальной защищенности в равной мере с гражданами той же категории, которые были приняты на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до дата и созданы необходимые, в том числе финансовые условия для обеспечения их жилыми помещениями. В соответствии с Постановлением Конституционного суда РФ от дата №-П положения п.2 ч.1 ст.14 «Закона о социальной защите граждан, подвергшихся воздействия радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» признаны не соответствующими Конституции РФ, в той мере, в какой данные положения в системе действующего правового регулирования не устанавливают правовой механизм, который равным образом гарантировал бы предоставление жилых помещений гражданам- пострадавшим от радиации в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, принятыми на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий как до дата, так и после этой даты. Любая дифференциация, приводящая к различиям в правах граждан в той или иной сфере правового регулирования, должна отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, в том числе и из закрепленного принципа равенства (статья 19 Конституции РФ), гарантирующего защиту всех форм дискриминации при осуществлении прав и свобод. В свою очередь соблюдение конституционного принципа равенства, гарантирующего защиту от всех форм дискриминации при условии осуществления прав и свобод, означает, помимо прочего, запрет вводить такие ограничения в правах граждан, принадлежащих к одной категории, которое не имеет объективного и разумного оправдания. С учетом положений ст.13 Закона РФ от дата № «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» как инвалиды вследствие чернобыльской катастрофы, так и граждане, эвакуированные, относятся к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы. Таким образом, сам по себе факт того, что истец был принят на учет нуждающегося в улучшении жилищных условия после дата, а также наличие в собственности жилого помещения и увеличение количества лиц, проживающих совместно с истцом, не является безусловным основанием для отказа в иске. Кроме того, каких-либо доказательств того, что по состоянию на дата жилищные условия истца соответствовали предъявляемым требованиям, ответчиками суду не представлено. При таких обстоятельствах исковые требования Ваторопина В.В. подлежат удовлетворению в полном объеме. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.12, 56, 194-199 ГПК РФ суд, Р Е Ш И Л : Иск Ваторопина В.В. удовлетворить. Признать за Ваторопиным В.В., дата года рождения, уроженцем <адрес> в целях реализации положений законодательства в части обеспечения жильем за счет средств Федерального бюджета нуждающихся в улучшении жилищных условий граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие аварии на ПО «Маяк» право на участие в подпрограмме на получение жилищных субсидий за счет средств федерального бюджета и включить его в сводный список по Красноармейскому району Челябинской области и областной список граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии на ПО «Маяк» - получателей жилищных субсидий. Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Челябинский областной суд в течение десяти дней со дня его вынесения в окончательной форме через Красноармейский районный суд Челябинской области путем подачи кассационной жалобы. Председательствующий И.В. Филатов