Решение по иску Ваторопина ВВ о включении в список получателей гос. жилищ. сертификатов



Дело № 2-218/11

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

<адрес>                                         дата

Красноармейский районный суд Челябинской области в составе председательствующего - судьи Филатова И.В.

при секретаре Спириной О.О.,

с участием истца Ваторопина В.В., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску Ваторопина В.В. к Министерству по радиационной и экологической безопасности Челябинской области, администрации Красноармейского муниципального района, администрации Русско-Теченского сельского поселения о признании права на участие в федеральной подпрограмме для получения жилищного сертификата, включении в список получателей государственных жилищных сертификатов

УСТАНОВИЛ:

Ваторопин В.В. обратился в суд с иском о признании за ним права на участие в федеральной подпрограмме получения государственного жилищного сертификата и обязании Министерства по радиационной и экологической безопасности Челябинской области включить его в областной список, а администрацию Красноармейского муниципального района Челябинской области - в районный список граждан получателей государственных жилищных сертификатов.

В обосновании иска указал, что с дата признан нуждающимся в улучшении жилищных условий по Русско-Теченскому сельскому поселению. В принадлежащей ему и его супруге на праве собственности квартире проживает 7 человек. Является пострадавшим от аварии на ПО «Маяк». Однако, в районный список граждан-получателей ГЖС включен не был, так как не знал, что необходимо было обратиться до дата. Просит включить его в сводный список, так как считает, что имеет право на участие в подпрограмме на получение жилищных сертификатов за счет средств федерального бюджета (л.д.5-7).

В судебном заседании истец на заявленных требованиях настаивал. Просил их удовлетворить на основании имеющихся доказательств. Суду пояснил, что проживал в <адрес>, который подвергнулся радиационному загрязнению в связи с аварией на ПО «Маяк». Впоследствии был эвакуирован из данного населенного пункта, которого в настоящее время не имеется. так как из-за аварии он был полностью снесен. Является нуждающимся в улучшении жилищных условий с дата. Имеющуюся в собственности квартиру он приватизировал вместе с супругой. В настоящее время в данной квартире зарегистрировано и проживает 7 человек. Заявления о том, чтобы его включили в программу получателей ГЖС не писал.

Ответчики - Министерство по радиационной и экологической безопасности Челябинской области, администрация Красноармейского муниципального района Челябинской области, администрация Русско-Теченкского сельского поселения, извещенные о времени и месте судебного заседания, в суд не явились. Администрация поселения и администрация Красноармейского муниципального района просили рассмотреть дело в их отсутствии, с иском согласны (л.д.42, 47-50).

Заслушав истца, исследовав письменные материалы дела, суд находит иск подлежащим удовлетворению.

Установлено, что Ваторопин В.В. является эвакуированным из населенного пункта Черепаново, подвергнувшегося загрязнению вследствие аварии в 1957 году на ПО «Маяк», сбросов радиоактивных отходов в реку Теча, имеет право на льготы и компенсации, предусмотренные для категорий граждан, указанных в п. 6 ч. 1 ст. 13 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», что подтверждается имеющимся удостоверением У (л.д.10).

Ваторопин В.В. является собственником жилого помещения, расположенного по адресу <адрес>. Данное жилое помещение находится в совместной собственности с супругой, что следует из свидетельства о государственной регистрации права (л.д.45), а также дела правоустанавливающих документов (л.д.28-40). Право собственности на вышеуказанное жилое помещение возникло у истца на основании договора на передачу и продажу квартир (домов) в собственность граждан от дата, заключенного с Кировским совхозом (л.д.35-36).

дата истец обратился с заявлением в администрацию Русско-Теченского сельского поселения о постановке его на учет, как нуждающегося в улучшении жилищных условий по ПО «Маяк» (л.д.22).

На основании акта от дата комиссией произведено обследование жилого помещения, занимаемого истцом (л.д.25).

По результатам проведенного обследования, было принято решение, что Ваторопин В.В. нуждается в улучшении жилищных условий и подлежит постановке на регистрационный учет на льготную очередь для получения жилья, о чем было вынесено постановление главы Русско-Теченского сельского поселения от дата (л.д.23).

Данное постановление не отменено и ответчиками не оспорено. Обстоятельства нуждаемости истца в улучшении жилищных условий ответчиками не оспорены

Впоследствии, при обследовании данного жилого помещения в 2010 году, на основании акта от дата, комиссия поселения подтвердила нуждаемость Ваторопина В.В. в улучшении жилищных условий (л.д.12).

Разрешая исковые требования Ваторопина В.В., суд исходит из следующего.

В соответствии с п.6 ч.1 ст.13 Закона РФ от дата «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего Закона, относятся граждане, эвакуированные (в том числе выехавшие добровольно) в 1986 году из зоны отчуждения или переселенные (переселяемые), в том числе выехавшие добровольно, из зоны отселения в 1986 году и в последующие годы, включая детей, в том числе детей, которые в момент эвакуации находились (находятся) в состоянии внутриутробного развития.

В соответствии с п.3 ст.1 Федерального закона от дата N 175-ФЗ «О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча» действие Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» распространяются на граждан, эвакуированных …из населенных пунктов, подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча.

Ваторопин В.В. является пострадавшим от аварии на ПО «Маяк». Данные обстоятельства сторонами не оспариваются.

В соответствии с п. 7 ст. 17 Закона РФ от дата «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» гражданам, указанным в п. 6 ч. 1 ст. 13 настоящего Закона, предоставляется наряду с другими мерами социальной поддержки обеспечение нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до дата, жилой площадью в размерах и порядке, установленных Правительством Российской Федерации. Нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после дата, обеспечиваются жилой площадью в соответствии с жилищным законодательством РФ.

При этом, согласно ст.5 Закона РФ от дата «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» предусмотренные настоящим Законом возмещение вреда и меры социальной поддержки граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, являются расходными обязательствами Российской Федерации.

В соответствии с п. 1 постановления Правительства РФ от дата N 153 «О некоторых вопросах реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательство» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы» установлено, что формой государственной финансовой поддержки обеспечения граждан жильем в рамках реализации данной подпрограммы является предоставление им за счет средств федерального бюджета социальной выплаты на приобретение жилья, право на получение которой удостоверяется государственным жилищным сертификатом.

В соответствии с п.п. «е» п. 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы», утвержденных указанным постановлением Правительства РФ, право на участие в подпрограмме имеют граждане, подвергшиеся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, аварии на производственном объединении "Маяк", и приравненные к ним лица, вставшие на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до дата, имеющие право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии со статьями 14, 15, 16, 17 и 22 Закона Российской Федерации от дата N 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», Федеральным законом от дата N 175-ФЗ «О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча».

Основываясь на данных правовых нормах, суд приходит к выводу, что Ваторопин В.В. имеет право на участие в указанной подпрограмме, и должен быть включен в сводный список граждан на получение жилищного сертификата.

В компетенцию Министерства по радиационной и экологической безопасности <адрес> входит участие в реализации мероприятий по ликвидации последствий радиационных аварий на территории <адрес>, что следует из п.п.3 п.9 Положения о Министерстве по радиационной и экологической безопасности <адрес>, утвержденного постановлением <адрес> от дата N 366.

Судом установлено, что Ваторопин В.В. отсутствует в списках граждан, пострадавших от аварии на ПО «Маяк» и состоящих на учете в качестве нуждаемости в улучшении жилищных условий (л.д.52-54). Однако, данное обстоятельство не является основанием для отказа в удовлетворении исковых требований, так как обязанность по формированию данных списков возложена на органы государственной власти и местного самоуправления и не может являться основанием для лишения гражданина возможности реализовать закрепленное за ним право.

При этом, суд учитывает, что по Русско-Теченскому сельскому поселению Ваторопин В.В. состоит на учете именно как нуждающийся в улучшении жилищных условий, как пострадавший от аварии на ПО «Маяк» (л.д.11).

Судом не оспаривается тот факт, что документы, подтверждающие нуждаемость Ваторопина В.В. в улучшении жилищных условий в Министерство нет поступали.

Вместе с тем, формирование необходимого пакета документов, в том числе и подтверждающих нуждаемость в улучшении жилищных условий возлагается на органы местного самоуправления.

Критерии нуждаемости граждан в улучшении жилищных условий закреплены в статьях 49-51 ЖК РФ.

Однако, Ваторопин В.В. имеет право на обеспечение жильем не по основаниям, предусмотренным Жилищным кодексом РФ, в а соответствии со специальным правовым регулированием.

Доказательств отсутствия нуждаемости Ваторопина В.В. в улучшении жилищных условий ответчиком не представлено.

Правовая позиция в отношении граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие аварии на Чернобыльской АЭС, но принятых на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий после дата высказана Конституционным судом РФ в Постановлении от дата, вынесенном по запросу Курчатовского городского суда <адрес> о проверке конституционности п.2 ч.1 ст.14 и п.1 ч.1 ст.15 Федерального закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».

По смыслу указанных норм, при переходе к новому правовому регулированию обеспечения жилыми помещениями лиц, подвергшихся радиационному воздействию вследствие аварии на Чернобыльской АЭС и принятых на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий после дата, должны быть предусмотрены соответствующие правовые механизмы, позволяющие с учетом специфики правового статуса этих лиц обеспечить сохранения достигнутого уровня защиты их прав и свобод, гарантий их социальной защищенности в равной мере с гражданами той же категории, которые были приняты на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до дата и созданы необходимые, в том числе финансовые условия для обеспечения их жилыми помещениями.

В соответствии с Постановлением Конституционного суда РФ от дата -П положения п.2 ч.1 ст.14 «Закона о социальной защите граждан, подвергшихся воздействия радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» признаны не соответствующими Конституции РФ, в той мере, в какой данные положения в системе действующего правового регулирования не устанавливают правовой механизм, который равным образом гарантировал бы предоставление жилых помещений гражданам- пострадавшим от радиации в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, принятыми на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий как до дата, так и после этой даты.

Любая дифференциация, приводящая к различиям в правах граждан в той или иной сфере правового регулирования, должна отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, в том числе и из закрепленного принципа равенства (статья 19 Конституции РФ), гарантирующего защиту всех форм дискриминации при осуществлении прав и свобод. В свою очередь соблюдение конституционного принципа равенства, гарантирующего защиту от всех форм дискриминации при условии осуществления прав и свобод, означает, помимо прочего, запрет вводить такие ограничения в правах граждан, принадлежащих к одной категории, которое не имеет объективного и разумного оправдания.

С учетом положений ст.13 Закона РФ от дата «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» как инвалиды вследствие чернобыльской катастрофы, так и граждане, эвакуированные, относятся к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы.

Таким образом, сам по себе факт того, что истец был принят на учет нуждающегося в улучшении жилищных условия после дата, а также наличие в собственности жилого помещения и увеличение количества лиц, проживающих совместно с истцом, не является безусловным основанием для отказа в иске.

Кроме того, каких-либо доказательств того, что по состоянию на дата жилищные условия истца соответствовали предъявляемым требованиям, ответчиками суду не представлено.

При таких обстоятельствах исковые требования Ваторопина В.В. подлежат удовлетворению в полном объеме.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.12, 56, 194-199 ГПК РФ суд,

Р Е Ш И Л :

Иск Ваторопина В.В. удовлетворить.

Признать за Ваторопиным В.В., дата года рождения, уроженцем <адрес> в целях реализации положений законодательства в части обеспечения жильем за счет средств Федерального бюджета нуждающихся в улучшении жилищных условий граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие аварии на ПО «Маяк» право на участие в подпрограмме на получение жилищных субсидий за счет средств федерального бюджета и включить его в сводный список по Красноармейскому району Челябинской области и областной список граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии на ПО «Маяк» - получателей жилищных субсидий.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Челябинский областной суд в течение десяти дней со дня его вынесения в окончательной форме через Красноармейский районный суд Челябинской области путем подачи кассационной жалобы.

Председательствующий      И.В. Филатов