Решение по иску Сориной ЗА о включении в список получателей гос. жилищ. сертификатов



Дело № 2-203/2011

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

<адрес>                                       дата

Красноармейский районный суд Челябинской области в составе председательствующего судьи Филатова И.В.,

при секретаре Спириной О.О.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску Согриной З.А. о признании права на участия в федеральной подпрограмме для получения жилищного сертификата, включении в список получателей государственных жилищных сертификатов,

УСТАНОВИЛ:

Согрина З.А. обратилась в суд с иском о признании за ней права на участие в федеральной подпрограмме получения государственного жилищного сертификата и обязании Министерства по радиационной и экологической безопасности <адрес> включить ее в областной список, а администрацию Красноармейского муниципального района <адрес> - в районный список граждан получателей государственных жилищных сертификатов.

В обосновании иска указано, что истица является пострадавшей от аварии на ПО «Маяк», имеет статус эвакуированной. Решением Совета депутатов Бродокалмакского сельского поселения от дата признана нуждающейся в улучшении жилищных условий и поставлена в очередь на получение жилья. Дом, в котором она проживала, в 2009 году сгорел при пожаре и снят с учета жилых строений как непригодный для проживания. В настоящее время проживает без регистрации у своей дочери по адресу <адрес>, пер.Северный, <адрес>. В связи с тем. что ее дом сгорел ей и ее сыну для проживания была предоставлена комната площадью 8.7 кв.м. в <адрес> в <адрес> по договору социального найма. Истец не был включен в районный список граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, так как не знал, что необходимо было обратиться до дата. Просит включить его в сводный список, так как считает, что имеет право на участие в подпрограмме на получение жилищных сертификатов за счет средств федерального бюджета (л.д.5-6).

В судебном заседании Согрина З.А. не участвовала. Извещена надлежащим образом. просила рассмотреть дело в ее отсутствии (л.д.32-33).

Ответчики - Министерство по радиационной и экологической безопасности <адрес>, администрация Красноармейского муниципального района <адрес>, администрация Бродокалмакского сельского поселения, Комитет по управлению имуществом и земельным отношениям Красноармейского муниципального района <адрес>, извещенные о времени и месте судебного заседания, в суд не явились. администрация Бродокалмакского сельского поселения и администрация Красноармейского муниципального района просили рассмотреть дело в их отсутствии, с иском согласны (л.д.19, 42-45). Комитет по управлению имуществом и земельным отношениям Красноармейского муниципального района <адрес> просил рассмотреть дело в его отсутствии. В представленном отзыве указал, что не является надлежащим ответчиком по делу (л.д.111).

Исследовав письменные материалы дела, суд находит иск подлежащим удовлетворению.

Установлено, что Согрина З.А. является эвакуированной из населенного пункта Ветродуйка, подвергнувшегося загрязнению вследствие аварии в 1957 году на ПО «Маяк», сбросов радиоактивных отходов в реку Теча, имеет право на льготы и компенсации, предусмотренные для категорий граждан, указанных в п. 6 ч. 1 ст. 13 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», что подтверждается имеющимся у нее удостоверением У (л.д.9).

Согрина З.А. на основании свидетельства на право на наследство по закону является собственником жилого дома, расположенного по адресу <адрес>, общей площадью 56.9 кв.м., что подтверждается материалами дела правоустанавливающих документов (л.д.48-66, 91-96, 97-103. 104-110). принадлежащий Согриной З.А. жилой дом. Расположен на земельном участке. находящемуся по тому же адресу, что подтверждается выписками из ЕГРП (л.д.16, 29).

Решением жилищно-бытовой комиссии Бродокалмакского сельского совета от дата Согрина З.А. и ее семья признана нуждающейся в улучшении жилищных условий с дата как малоимущая и включена в список очередности граждан на получение жилых помещений по договорам социального найма в связи с тем, что износ дома составил 66 %. Постановлением от дата Согрина З.А. включена в список граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма. Ранее, решением совета депутатов Бродокалмакского сельского поселения от дата Согрина З.А. признана малоимущей (л.д.21-24).

Обстоятельства нуждаемости истицы в улучшении жилищных условий ответчиками не оспорены. Вышеуказанные постановления не отменены.

дата в принадлежащем Согриной З.А. жилом доме произошел пожар, в результате которого огнем уничтожен жилой дом и домашние вещи (л.д.25, 35).

Отсутствие в настоящее время каких-либо строений на земельном участке по адресу <адрес> подтверждено ответом ОГУП «Обл.ЦТИ» от дата (л.д.31).

Вышеуказанный жилой дом снят с учета жилых строений, расположенных на территории Бродокалмакского сельского поселения (л.д.10).

В связи с произошедшим пожаром, в результате которого жилой дом был полностью уничтожен, Согриной З.А. предоставлено для проживание жилое помещение - комната площадью 8.7 кв.м. в квартире по адресу <адрес> ком.1 на основании договора социального найма жилого помещения от дата. Заключенного между КУиЗО <адрес> и Согриной З.А. (л.д.11-13, 26-27).

Разрешая исковые требования Согриной З.А., суд исходит из следующего.

В соответствии с п.6 ч.1 ст.13 Закона РФ от дата «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего Закона, относятся граждане, эвакуированные (в том числе выехавшие добровольно) в 1986 году из зоны отчуждения или переселенные (переселяемые), в том числе выехавшие добровольно, из зоны отселения в 1986 году и в последующие годы, включая детей, в том числе детей, которые в момент эвакуации находились (находятся) в состоянии внутриутробного развития.

В соответствии с п.3 ст.1 Федерального закона от дата N 175-ФЗ «О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча» действие Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» распространяются на граждан, эвакуированных …из населенных пунктов, подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча.

Согрина З.А. является пострадавшей от аварии на ПО «Маяк». Данные обстоятельства сторонами не оспариваются.

В соответствии с п. 7 ст. 17 Закона РФ от дата «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» гражданам, указанным в п. 6 ч. 1 ст. 13 настоящего Закона, предоставляется наряду с другими мерами социальной поддержки обеспечение нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до дата, жилой площадью в размерах и порядке, установленных Правительством Российской Федерации. Нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после дата, обеспечиваются жилой площадью в соответствии с жилищным законодательством РФ.

При этом, согласно ст.5 Закона РФ от дата «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» предусмотренные настоящим Законом возмещение вреда и меры социальной поддержки граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, являются расходными обязательствами Российской Федерации.

В соответствии с п. 1 постановления Правительства РФ от дата N 153 «О некоторых вопросах реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательство» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы» установлено, что формой государственной финансовой поддержки обеспечения граждан жильем в рамках реализации данной подпрограммы является предоставление им за счет средств федерального бюджета социальной выплаты на приобретение жилья, право на получение которой удостоверяется государственным жилищным сертификатом.

В соответствии с п.п. «е» п. 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы», утвержденных указанным постановлением Правительства РФ, право на участие в подпрограмме имеют граждане, подвергшиеся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, аварии на производственном объединении "Маяк", и приравненные к ним лица, вставшие на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до дата, имеющие право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии со статьями 14, 15, 16, 17 и 22 Закона Российской Федерации от дата N 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», Федеральным законом от дата N 175-ФЗ «О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча».

Основываясь на данных правовых нормах, суд приходит к выводу, что Согрина З.А. имеет право на участие в указанной подпрограмме, и должна быть включена в сводный список граждан на получение жилищного сертификата.

В компетенцию Министерства по радиационной и экологической безопасности <адрес> входит участие в реализации мероприятий по ликвидации последствий радиационных аварий на территории <адрес>, что следует из п.п.3 п.9 Положения о Министерстве по радиационной и экологической безопасности <адрес>, утвержденного постановлением <адрес> от дата N 366.

Судом установлено, что Согрина З.А. отсутствует в списках граждан, пострадавших от аварии на ПО «Маяк» и состоящих на учете в качестве нуждаемости в улучшении жилищных условий. Однако, данное обстоятельство не является основанием для отказа в удовлетворении исковых требований, так как обязанность по формированию данных списков возложена на органы государственной власти и местного самоуправления и не может являться основанием для лишения гражданина возможности реализовать закрепленное за ним право.

То обстоятельство, что Согрина З.А. состоит на учете как нуждающаяся в улучшении жилищных условий как малоимущая, а не как пострадавшая от аварии на ПО «Маяк», также не является основанием для отказа в иске, так как вышеуказанные правовые нормы не ограничивают возможность истца на реализацию своего права на получение ГЖС как лица, имеющего особый правовой статус.

При этом, судом установлено, что Согрина З.А. собственного жилья не имеет, по причине произошедшего пожара.

Критерии нуждаемости граждан в улучшении жилищных условий закреплены в статьях 49-51 ЖК РФ.

Порядок и условия признание жилого помещения непригодным для проживания предусмотрен Постановление Правительства РФ от дата N 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции».

Само по себе отсутствие предусмотренного вышеуказанным постановлением заключения о непригодности жилого помещения для проживания не является основанием для отказа в иске, так как Согрина З.А. имеет право на обеспечение жильем не по основаниям, предусмотренным Жилищным кодексом РФ, в а соответствии со специальным правовым регулированием.

Доказательств отсутствия нуждаемости Согриной З.А. в улучшении жилищных условий ответчиком не представлено.

Правовая позиция в отношении граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие аварии на Чернобыльской АЭС, но принятых на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий после дата высказана Конституционным судом РФ в Постановлении от дата, вынесенном по запросу Курчатовского городского суда <адрес> о проверке конституционности п.2 ч.1 ст.14 и п.1 ч.1 ст.15 Федерального закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».

По смыслу указанных норм, при переходе к новому правовому регулированию обеспечения жилыми помещениями лиц, подвергшихся радиационному воздействию вследствие аварии на Чернобыльской АЭС и принятых на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий после дата, должны быть предусмотрены соответствующие правовые механизмы, позволяющие с учетом специфики правового статуса этих лиц обеспечить сохранения достигнутого уровня защиты их прав и свобод, гарантий их социальной защищенности в равной мере с гражданами той же категории, которые были приняты на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до дата и созданы необходимые, в том числе финансовые условия для обеспечения их жилыми помещениями.

В соответствии с Постановлением Конституционного суда РФ от дата -П положения п.2 ч.1 ст.14 «Закона о социальной защите граждан, подвергшихся воздействия радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» признаны не соответствующими Конституции РФ, в той мере, в какой данные положения в системе действующего правового регулирования не устанавливают правовой механизм, который равным образом гарантировал бы предоставление жилых помещений гражданам- пострадавшим от радиации в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, принятыми на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий как до дата, так и после этой даты.

Любая дифференциация, приводящая к различиям в правах граждан в той или иной сфере правового регулирования, должна отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, в том числе и из закрепленного принципа равенства (статья 19 Конституции РФ), гарантирующего защиту всех форм дискриминации при осуществлении прав и свобод. В свою очередь соблюдение конституционного принципа равенства, гарантирующего защиту от всех форм дискриминации при условии осуществления прав и свобод, означает, помимо прочего, запрет вводить такие ограничения в правах граждан, принадлежащих к одной категории, которое не имеет объективного и разумного оправдания.

С учетом положений ст.13 Закона РФ от дата «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» как инвалиды вследствие чернобыльской катастрофы, так и граждане, эвакуированные, относятся к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы.

Таким образом, сам по себе факт того, что истец был принят на учет нуждающегося в улучшении жилищных условия после дата не является безусловным основанием для отказа в иске.

Каких-либо доказательств того, что по состоянию на дата жилищные условия истца соответствовали предъявляемым требованиям, и истец умышленно их ухудшил, ответчиками суду не представлено.

При таких обстоятельствах исковые требования Согриной З.А. подлежат удовлетворению в полном объеме

На основании изложенного, руководствуясь ст.12, 56, 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Иск Согриной З.А. удовлетворить.

Признать за Согриной З.А., дата года рождения, уроженкой <адрес> в целях реализации положений законодательства в части обеспечения жильем за счет средств Федерального бюджета нуждающихся в улучшении жилищных условий граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие аварии на ПО «Маяк» право на участие в подпрограмме на получение жилищных субсидий за счет средств федерального бюджета и включить ее в сводный список по <адрес> и областной список граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии на ПО «Маяк» - получателей жилищных субсидий.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Челябинский областной суд в течение десяти дней со дня его вынесения в окончательной форме через Красноармейский районный суд <адрес> путем подачи кассационной жалобы.

Председательствующий, подпись

Копия верна, судья      И.В. Филатов