Дело № 2-267/11 Р Е Ш Е Н И Е <адрес> дата Красноармейский районный суд Челябинской области в составе председательствующего судьи Филатова И.В., при секретаре Спириной О.О., с участием представителя истца Н.а Е.В., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску Новокрещенова В.Н. о признании права на участия в федеральной подпрограмме для получения жилищного сертификата, включении в список получателей государственных жилищных сертификатов, УСТАНОВИЛ: Новокрещенов В.Н. обратился в суд с иском о признании за ним права на участие в федеральной подпрограмме получения государственного жилищного сертификата и обязании Министерства по радиационной и экологической безопасности <адрес> включить его в областной список, а администрацию Красноармейского муниципального района <адрес> - в районный список граждан получателей государственных жилищных сертификатов. В обосновании иска указал, что с дата признан нуждающимся в улучшении жилищных условий по Русско-Теченскому сельскому поселению. В принадлежащей ему и его супруге на праве собственности по 1/2 доли квартире проживает 4 человека. Износ дома составляет 65 %. Является пострадавшим от аварии на ПО «Маяк» и имеет удостоверение эвакуированного из населенного пункта Осолодка, подвергнувшимся загрязнению вследствие аварии на ПО «Маяк». Однако, в районный список граждан-получателей ГЖС включен не был, так как не знал, что необходимо было обратиться до дата. Просит включить его в сводный список, так как считает, что имеет право на участие в подпрограмме на получение жилищных сертификатов за счет средств федерального бюджета (л.д.5-7). В судебном заседании истец не участвовал. О времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом. Просил рассмотреть дело в его отсутствии с участием представителя (л.д.45). Представитель истца - Н.а Е.В., действующая на основании доверенности (л.д.46) иск своего доверителя поддержала в полном объеме. Просила его удовлетворить на основании имеющихся доказательств. Суду пояснила, что Новокрещенов В.Н. является эвакуированным из населенного пункта Осолодка, который подвергнулся радиационному загрязнению в связи с аварией на ПО «Маяк». После эвакуации проживал в <адрес>, где и получил квартиру от совхоза. Является нуждающимся в улучшении жилищных условий, так как дом, в котором он проживает, разрешается и ремонту не подлежит. Иного жилья не имеет. В сентябре 2005 года обращался с заявлением в администрацию Русско-Теченского сельского поселения, чтобы его поставили на учет, но его заявление не зарегистрировали. В 2008 году повторно обратился с аналогичным заявлением и его с дата восстановили в очереди на жилье. Ответчики - Министерство по радиационной и экологической безопасности <адрес>, администрация Красноармейского муниципального района <адрес>, администрация Русско-Теченкского сельского поселения, извещенные о времени и месте судебного заседания, в суд не явились. Просили рассмотреть дело в их отсутствии (л.д.24, 32-34, 36-38). Заслушав представителя истца, исследовав письменные материалы дела, суд находит иск подлежащим удовлетворению. Установлено, что Новокрещенов В.Н. является эвакуированным из населенного пункта Осолодка, подвергнувшегося загрязнению вследствие аварии в 1957 году на ПО «Маяк», сбросов радиоактивных отходов в реку Теча, имеет право на льготы и компенсации, предусмотренные для категорий граждан, указанных в п. 6 ч. 1 ст. 13 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», что подтверждается имеющимся удостоверением У № (л.д.11). Новокрещенов В.Н. является собственником жилого помещения, расположенного по адресу <адрес>. Данное жилое помещение находится в совместной собственности с супругой, что следует из договора от дата на передачу и продажу квартир (домов) в собственность граждан, заключенного с Кировским совхозом (л.д.42-43). Однако, в установленном законом порядке его право собственности на жилое помещение не зарегистрировано, что следует из ответа Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> (л.д.19-20). дата истец обратился с заявлением в администрацию Русско-Теченского сельского поселения о постановке его на учет, как нуждающегося в улучшении жилищных условий по ПО «Маяк» (л.д.12). На основании акта от дата комиссией произведено обследование жилого помещения, занимаемого истцом (л.д.13). По результатам проведенного обследования, было принято решение, что Новокрещенов В.Н. нуждается в улучшении жилищных условий в связи с проживанием в жилом помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям. Постановлением главы администрации Русско-Теченского сельского поселения №-б от дата Новокрещенов В.Н. поставлен на регистрационный учет в очередь для получения жилья (л.д.14). Данное постановление не отменено и ответчиками не оспорено. Обстоятельства нуждаемости истца в улучшении жилищных условий ответчиками не оспорены. Нуждаемость Новокрещенова В.Н. в улучшении жилищных условий подтверждается также справкой администрации Русско-Теченского сельского поселения № № от дата, из которой следует, что Новокрещенов В.Н. состоит на учете в улучшении жилищных условий по категории «переселение из ветхоаварийного жилья» (л.д.15). Состав семьи истца подтвержден справкой № от дата (л.д.17). Площадь, принадлежащей Новокрещенову В.Н. квартиры составляет 43.1 кв.м. и имеет износ 65 %, что следует из справок Красноармейского филиала ОГУП «Обл.ЦТИ» (л.д.16, 44) и кадастрового паспорта жилого помещения (л.д.40-41). Новокрещенов В.Н. состоит на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, пострадавших вследствие аварии на ПО «Маяк» (л.д.26, 29-30), принятый на учет после дата. Разрешая исковые требования Новокрещенова В.Н., суд исходит из следующего. В соответствии с п.6 ч.1 ст.13 Закона РФ от дата № «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего Закона, относятся граждане, эвакуированные (в том числе выехавшие добровольно) в 1986 году из зоны отчуждения или переселенные (переселяемые), в том числе выехавшие добровольно, из зоны отселения в 1986 году и в последующие годы, включая детей, в том числе детей, которые в момент эвакуации находились (находятся) в состоянии внутриутробного развития. В соответствии с п.3 ст.1 Федерального закона от дата N 175-ФЗ «О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча» действие Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» распространяются на граждан, эвакуированных …из населенных пунктов, подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча. Новокрещенов В.Н. является пострадавшим от аварии на ПО «Маяк». Данные обстоятельства сторонами не оспариваются. В соответствии с п. 7 ст. 17 Закона РФ от дата № «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» гражданам, указанным в п. 6 ч. 1 ст. 13 настоящего Закона, предоставляется наряду с другими мерами социальной поддержки обеспечение нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до дата, жилой площадью в размерах и порядке, установленных Правительством Российской Федерации. Нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после дата, обеспечиваются жилой площадью в соответствии с жилищным законодательством РФ. При этом, согласно ст.5 Закона РФ от дата № «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» предусмотренные настоящим Законом возмещение вреда и меры социальной поддержки граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, являются расходными обязательствами Российской Федерации. В соответствии с п. 1 постановления Правительства РФ от дата N 153 «О некоторых вопросах реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательство» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы» установлено, что формой государственной финансовой поддержки обеспечения граждан жильем в рамках реализации данной подпрограммы является предоставление им за счет средств федерального бюджета социальной выплаты на приобретение жилья, право на получение которой удостоверяется государственным жилищным сертификатом. В соответствии с п.п. «е» п. 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы», утвержденных указанным постановлением Правительства РФ, право на участие в подпрограмме имеют граждане, подвергшиеся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, аварии на производственном объединении «Маяк», и приравненные к ним лица, вставшие на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до дата, имеющие право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии со статьями 14, 15, 16, 17 и 22 Закона Российской Федерации от дата N 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», Федеральным законом от дата N 175-ФЗ «О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча». Основываясь на данных правовых нормах, суд приходит к выводу, что Новокрещенов В.Н. имеет право на участие в указанной подпрограмме, и должен быть включен в сводный список граждан на получение жилищного сертификата, так как истец имеет право на обеспечение жильем не по основаниям, предусмотренным Жилищным кодексом РФ, в а соответствии со специальным правовым регулированием. Доказательств отсутствия нуждаемости Новокрещенова В.Н. в улучшении жилищных условий ответчиком не представлено. В компетенцию Министерства по радиационной и экологической безопасности <адрес> входит участие в реализации мероприятий по ликвидации последствий радиационных аварий на территории <адрес>, что следует из п.п.3 п.9 Положения о Министерстве по радиационной и экологической безопасности <адрес>, утвержденного постановлением <адрес> от дата N 366. Судом установлено, что Новокрещенов В.Н. отсутствует в списках граждан, пострадавших от аварии на ПО «Маяк» и состоящих на учете в качестве нуждаемости в улучшении жилищных условий (л.д.36-38). Однако, данное обстоятельство не является основанием для отказа в удовлетворении исковых требований, так как обязанность по формированию данных списков возложена на органы государственной власти и местного самоуправления и не может являться основанием для лишения гражданина возможности реализовать закрепленное за ним право. Ссылку ответчика - Министерства радиационной и экологической безопасности челябинской области на п.26 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов о том, что после утверждения списка, дополнительное включение в него граждан не допускается, суд расценивает как несостоятельную. По Русско-Теченскому сельскому поселению <адрес> Новокрещенов В.Н. состоит на учете именно как нуждающийся в улучшении жилищных условий, как пострадавший от аварии на ПО «Маяк» (л.д.11). Правовая позиция в отношении граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие аварии на Чернобыльской АЭС, но принятых на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий после дата высказана Конституционным судом РФ в Постановлении от дата, вынесенном по запросу Курчатовского городского суда <адрес> о проверке конституционности п.2 ч.1 ст.14 и п.1 ч.1 ст.15 Федерального закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС». По смыслу указанных норм, при переходе к новому правовому регулированию обеспечения жилыми помещениями лиц, подвергшихся радиационному воздействию вследствие аварии на Чернобыльской АЭС и принятых на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий после дата, должны быть предусмотрены соответствующие правовые механизмы, позволяющие с учетом специфики правового статуса этих лиц обеспечить сохранения достигнутого уровня защиты их прав и свобод, гарантий их социальной защищенности в равной мере с гражданами той же категории, которые были приняты на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до дата и созданы необходимые, в том числе финансовые условия для обеспечения их жилыми помещениями. Любая дифференциация, приводящая к различиям в правах граждан в той или иной сфере правового регулирования, должна отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, в том числе и из закрепленного принципа равенства (статья 19 Конституции РФ), гарантирующего защиту всех форм дискриминации при осуществлении прав и свобод. В свою очередь соблюдение конституционного принципа равенства, гарантирующего защиту от всех форм дискриминации при условии осуществления прав и свобод, означает, помимо прочего, запрет вводить такие ограничения в правах граждан, принадлежащих к одной категории, которое не имеет объективного и разумного оправдания. Таким образом, сам по себе факт того, что истец был принят на учет нуждающегося в улучшении жилищных условия после дата, наличие в собственности жилого помещения и утверждение списка на 2011 года не является безусловным основанием для отказа в иске. Кроме того, каких-либо доказательств того, что по состоянию на дата жилищные условия истца соответствовали предъявляемым требованиям, ответчиками суду не представлено. При таких обстоятельствах исковые требования Новокрещенова В.Н. подлежат удовлетворению в полном объеме. На основании изложенного, руководствуясь ст.12, 56, 194-199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Иск Новокрещенова В.Н. удовлетворить. Признать за Новокрещеновым В.Н., дата года рождения, уроженцем д.Осолодка <адрес> в целях реализации положений законодательства в части обеспечения жильем за счет средств Федерального бюджета нуждающихся в улучшении жилищных условий граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие аварии на ПО «Маяк» право на участие в подпрограмме на получение жилищных субсидий за счет средств федерального бюджета и включить его в сводный список по <адрес> и областной список граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии на ПО «Маяк» - получателей жилищных субсидий. Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Челябинский областной суд в течение десяти дней со дня его вынесения в окончательной форме через Красноармейский районный суд Челябинской области путем подачи кассационной жалобы. Председательствующий, подпись Копия верна, судья И.В. Филатов