Дело № 2-235/11 РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ <адрес> дата Красноармейский районный суд <адрес> в составе председательствующего судьи Филатова И.В. при секретаре Спириной О.О., с участием истца Гильманова К.М., его представителя Ч.й Н.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску Гильманова К.М. к администрации Красноармейского муниципального района <адрес>, администрации Канашевского сельского поселения о нарушении его жилищных прав УСТАНОВИЛ: Гильманов К.М. первоначально обратился в суд с иском к администрации Красноармейского муниципального района <адрес>, администрации Канашевского сельского поселения об обязании администрации Канашевского сельского поселения поставить его на очередь на улучшение жилищных условий, как нуждающегося в улучшении жилищных условий и имеющего льготы воина-интернационалиста с мая 1999 года. В обосновании иска указал, что в период прохождения срочной службы в рядах Советской Армии, участвовал в боевых действиях в Демократической <адрес>. С 1984 года, после демобилизации, приехал в д.Таукаево <адрес>, где проживали его родители с целью постоянного проживания и оформил регистрацию по адресу <адрес>, д.Таукаево, <адрес>. Собственником данного жилого дома являлся его отец. В 1999 году зарегистрировал брак, от которого впоследствии родился ребенок. В мае 1999 года обратился в администрацию <адрес> с заявлением о постановке на очередь на получения жилья как лицо, имеющее соответствующие льготы. <адрес> главе администрации Канашевского сельского поселения поручено было рассмотреть его заявление на жилищной комиссии. С момента подачи заявления полагал, что поставлен в очередь на улучшение жилищных условий. Впоследствии снялся с регистрационного учета в д.Таукаево и зарегистрировался в <адрес>, в связи с отсутствием своего жилья и работы в д.Таукаево. После того, как в 2009 году написал заявление о переводе его очереди в администрацию <адрес>, узнал, что на очереди он не состоит. Просил обязать администрацию Канашевского сельского поселения поставить его на очередь на улучшение жилищных условий, как нуждающегося в улучшении жилищных условий и имеющего льготы воина-интернационалиста с мая 1999 года (л.д.5). Впоследствии уточнил исковые требования, просил признать виновными администрацию Красноармейского муниципального района <адрес> и администрацию Канашевского сельского поселения в утрате его права на улучшение жилищных условий и обязать поставить его в очередь на улучшение жилищных условий с мая 1999 года на основании положений Федерального закона РФ «О ветеранах», либо компенсировать материальный ущерб в размере 500000 рублей, а также взыскать с ответчиков 1 000 000 рублей в счет компенсации морального вреда (л.д.60). В судебном заседании Гильманов К.М. иск уточнил, просил признать его нуждающимся в улучшении жилищных условий и поставить на учет на очередь на получения жилья с мая 1999 года и компенсировать моральный вред в размере 1 000 000 рублей. Суду пояснил, что находясь на срочной службе в рядах Советской Армии направлялся в Республику Афганистан, где участвовал в боевых действиях. После демобилизации некоторое время проживал в <адрес> у своей сестры, а затем в 1985 году переехал к родителям, проживавшим в д.Таукаево <адрес> по адресу <адрес>, где и оформил регистрацию. В указанное время проживал с родителями в жилом доме, общая площадь которого составляла 56 кв.м. В 1985 году уезжал на некоторое время в <адрес>, так как работал в разное время на Челябинском трубопрокатном заводе, а затем на Челябинском тракторном заводе. Проживал в общежитии. Был осужден за совершение преступления и после освобождения из мест лишения свободы в 1992 году приехал вновь к родителям, где зарегистрировался по адресу их проживания. В 1999 году зарегистрировал брак и стал проживать вместе с супругой в доме родителей. Имея намерение проживать отдельно от родителей и в связи с тем, что жилой дом родителей приходил в негодность, в 1999 году обратился на имя главы района с заявлением, в котором просил предоставить ему материальную помощь в строительстве жилого дома, либо предоставить пустующий дом. Иных документов, подтверждающих его нуждаемость в улучшении жилищных условий, не предоставлял, так как их от него не потребовали. Впоследствии неоднократно обращался устно в администрацию сельского поселения, где ему также устно отвечали, что при поступлении бюджетных средств его вопрос будет решаться. В указанное время вместе с отцом построили новый дом, право собственности на который было зарегистрировано за его отцом. После снятия с регистрационного учета в <адрес> и регистрации в <адрес> узнал, что на учете как нуждающийся в получении жилья не состоит. В настоящее время проживает в <адрес> в квартире, принадлежащей его сестре, своего жилья не имеет. Представитель истца - Ч.а Н.Н., допущенная к участию в деле в порядке ч.6 ст.53 ГПК РФ иск своего доверителя поддержала в полном объеме. Просила его удовлетворить на основании имеющихся доказательств. Суду пояснила, что ее доверитель полагал, что, обратившись в 1999 году с вышеуказанным заявлением на имя главы района, обосновано считал, что поставлен на учет на очередь на получения жилья. При этом, данные его действия были обоснованы требованиями родителей об его отдельном от них проживании. Дом, в котором первоначально проживал ее доверитель с родителями, не соответствовал санитарным нормам, подвергнулся затоплению. Полагает, что жилищные права ее доверителя нарушены тем, что должностные лица, как администрации района, так и сельского поселения не дали ему письменного ответа на его заявление, в том числе, и не сообщили, что в постановке на очередь ему оказано. Ответчики - администрация Красноармейского муниципального района <адрес> и администрация Канашевского сельского поселения, извещенные о времени и месте судебного заседания в суд не явились. Извещены надлежащим образом. С исковыми требованиями не согласились, что следует из представленных отзывов, а также пояснения представителя администрации Канашевского сельского поселения в предыдущем судебном заседании (л.д. 68, 92-93, 98-100). Заслушав истца и его представителя, исследовав письменные материалы дела, суд не находит оснований для удовлетворения исковых требований. Установлено, что Гильманов К.М. является участником боевых действий в <адрес>, что подтверждается его военным билетом (л.д.61-66). В связи с участием в боевых действиях на территории <адрес> Г.в М.К. является ветераном боевых действий, что подтверждается свидетельством №, выданным дата и имеет право на льготы, предусмотренные п.1 ст.16 закона РФ «О ветеранах» (л.д.24). После демобилизации из вооруженных сил, истец некоторое время проживал в <адрес> у своих родственников, а затем переехал в д.Таукаево <адрес>, ГД зарегистрировался по месту жительства своих родителей - <адрес>, что подтверждается его паспортом образца СССР и ответчиками не оспаривается (л.д.30-31). Жилой дом, расположенный по адресу <адрес>, д.Таукаево, <адрес>, общей площадью 56 кв.м. первоначально был построен в 1960 году в <адрес> (л.д.111) и впоследствии, как следует из пояснений истца в судебном заседании был перевезен в разобранном состоянии в д.Таукаево <адрес>, где вновь был собран. В указанном жилом доме истец проживал вместе со своими родителями, а с дата и со своей супругой без регистрации последней по вышеуказанному адресу, что подтверждается пояснениями истца в судебном заседании, сведениями из похозяйственной книги (л.д.87-90),копией паспорта (л.д.31), договором купли-продажи от дата (л.д.50), справкой администрации Канашевского сельского поселения от дата (л.д.53). В период проживания с родителями, Гильманов К.М. дата обратился с заявлением на имя главы Красноармейского муниципального района <адрес>, в котором содержалась просьба помочь как в финансовом плане, так и с приобретением бывших в употреблении строительных материалов, идущего на слом дома, или деловым лесом (местным) на 50 % стоимости или пустотным домом. Свою просьбу обосновывал тем, что проживает с родителями в маленьком доме, имеет небольшой заработок в размере 350 рублей, супруга находится в декретном отпуске, проходил службу в Демократической <адрес> (л.д.9). Главой администрации района главе администрации Канашевского сельского поселения даны указания о рассмотрении заявления Гильманова К.М. на жилищной комиссии. Кроме того, в период проживания у родителей, истец вместе со своим отцом осуществил строительство нового жилого дома, расположенного по тому же адресу. При этом, общая площадь вновь построенного жилого дома составила 78 кв.м. Право собственности на данный жилой дом зарегистрировано за Г.м М.Г., что подтверждается материалами дела правоустанавливающих документов (л.д.70-85).Строительство осуществлялось за счет собственных средств и приобретаемых на них строительных материалов (л.д. 19-23, 115-116). Регистрация права собственности оформлена на Г.м М.Г. по взаимному согласию, так как последний вложил большее количество финансовых средств в постройку дома. Впоследствии, данное жилое помещение по договору купли-продажи от дата продано Г.м М.Г. А.й Л.Е., что подтверждается материалами дела правоустанавливающих документов (л.д.41-54). До регистрации права собственности на вновь построенное жилое помещение за Г.м М.Г., истец, дата снялся с регистрационного учета в д.Таукаево <адрес> (л.д.33), а с дата и по настоящее время имеет постоянную регистрацию в <адрес> (л.д.7-8), а также временно зарегистрирован по адресу <адрес>, д.Таукаево, <адрес> дата по дата (л.д.10). В собственности жилого помещения не имеет, что следует из ответа Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> (л.д.13-15). Жилое помещение, расположенное по адресу <адрес>,ул.3-я Арзамасская, <адрес>, общей площадью 29.9 кв.м. принадлежит на праве собственности Р.й З.М., являющейся сестрой истца, что подтверждается договором купли-продажи от дата (л.д.106), свидетельствами о государственной регистрации права собственности на данное жилое помещение (л.д.108-110), а также пояснениями истца в судебном заседании. Согласно списка граждан, имеющих право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета по Канашевскому сельскому поселению, Гильманов К.М. в данном списке отсутствует (л.д.91). После смены места регистрации и обращения как к главе Канашевского сельского поселения (л.д.11) и главе Красноармейского муниципального района <адрес>, получил ответы из которых следовало, что им заявление о постановке его на учет на получение жилья не подавалось и в очереди на получение жилья по Канашевскому сельскому поселению он не состоит (л.д.17-18). Разрешая исковые требования Гильманова К.М., суд исходит из следующего. В соответствии со статьей 46 Конституции Российской Федерации и главой 25 ГПК РФ граждане и организации вправе обратиться в суд за защитой своих прав и свобод с заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, в результате которых, по мнению указанных лиц, были нарушены их права и свободы или созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод либо на них незаконно возложена какая-либо обязанность или они незаконно привлечены к ответственности. Таким образом, необходимым условием для признания бездействий органов государственной власти или местного самоуправления является не только установление самого факта бездействия, но и того факта, что в результате данного бездействия нарушены права и свободы граждан. Согласно п.п.3 п.1 ст.13 Федерального закона от дата № 5-ФЗ «О ветеранах» (далее Закон) социальная поддержка ветеранов предусматривает осуществление системы мер, включающей, в том числе получение и содержание жилых помещений. В соответствии с п/п 3 п. 1 ст. 16 Закона ветеранам боевых действий из числа лиц, указанных в подпунктах 1-4 п.1 ст. 3 Закона предоставляется следующая мера социальной поддержки: обеспечение за счет средств Федерального бюджета жильем ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до дата, которое осуществляется в соответствии с положениями ст. 23.2 Закона. В соответствии со ст. 10 Закона меры социальной поддержки, установленные ст.ст. 14-19 и 21 настоящего ФЗ и принимаемые в соответствии с ним нормативными правовыми актами Правительства РФ, являются расходными обязательствами Российской Федерации. В соответствии с п. 1 ст. 23.2 данного Закона Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов РФ полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате ЖКУ и по обеспечению жильем категории граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до дата, установленных ст.ст. 14, 15, 16, 17, 18, 19, 21 настоящего ФЗ. Согласно п. 2 ст. 23.2 Закона средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных в п. 1 настоящей статьи мер социальной поддержки предусматривается в составе Федерального фонда компенсаций, образовавшегося в Федеральном бюджете, в виде субвенций. В соответствии с подпунктом 2 п. 3 ст. 23.2 Закона объем средств, предусмотренных в Федеральном фонде компенсаций бюджетам субъектов РФ, определяется по обеспечению жильем граждан, исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки, общей площади жилья 18 кв.м. и средней рыночной стоимости 1 кв.м. общей площади жилья по субъекту РФ, устанавливаемой Федеральным органом исполнительной власти, уполномоченной Правительством РФ. В соответствии с п. 4 ст. 23.2 Закона субвенции зачисляются в установленном для исполнения федерального бюджета порядке на счета бюджетов субъектов РФ. Исходя из вышеуказанных правовых норм, возможность получения жилого помещения неразрывно связана с наличием установленного факта нуждаемости в улучшении жилищных условий. Истцом, доказательств нуждаемости в улучшении жилищных условий не представлено. Суд не может согласиться с позицией истца и его представителя, что заявление Гильманова К.М. от дата являлось его заявлением о постановке его на учет как нуждающегося в улучшении жилищных условий. На момент подачи данного заявления действовал Жилищный кодекс РСФСР. Согласно ст.28 ЖК РСФСР, граждане, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, имеют право на получение в пользование жилого помещения в домах государственного или общественного жилищного фонда в порядке, предусмотренном законодательством Союза ССР, настоящим Кодексом и другим законодательством РСФСР. Жилые помещения предоставляются указанным гражданам, постоянно проживающим в данном населенном пункте (если иное не установлено законодательством Союза ССР и РСФСР), как правило, в виде отдельной квартиры на семью. Таким образом, действовавшее жилищное законодательство на момент подачи Гильмановым К.М. заявления, также связывало право граждан (ветеранов боевых действий) на получение жилья только при наличии подтверждения нуждаемости в улучшении жилищных условий. Обосновывая необходимость постановки его на учет как нуждающегося в улучшении жилищных условий, Гильмановым К.М. указывалось, что жилой дом, расположенный по адресу <адрес>, д.Таукаево, <адрес> был непригодным для проживания. В соответствии с п.п. 1, 2 ч.1 ст.29 ЖК РСФСР нуждающимися в улучшении жилищных условий признаются граждане, имеющие обеспеченность жилой площадью на одного члена семьи ниже уровня, устанавливаемого Советом Министров автономной республики, исполнительным комитетом краевого, областного, Московского и Ленинградского городских Советов народных депутатов, проживающие в жилом помещении (доме), не отвечающем установленным санитарным и техническим требованиям. Учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, осуществляется, как правило, по месту жительства в исполнительном комитете районного, городского, районного в городе, поселкового, сельского Совета народных депутатов (ст.30 ЖК РСФСР). Принятие на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, производится по месту жительства решением исполнительного комитета местного Совета народных депутатов, а по месту работы - совместным решением администрации и профсоюзного комитета предприятия, учреждения, организации. При рассмотрении вопросов о принятии на учет по месту работы принимаются во внимание рекомендации трудового коллектива. Заявления о принятии на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, рассматриваются в течение одного месяца со дня поступления в соответствующий исполнительный комитет Совета народных депутатов, на предприятие, в учреждение, организацию. О принятом решении сообщается гражданам в письменной форме (ст.31 ЖК РСФСР). Таким образом, возможность постановки на учет как нуждающегося в улучшении жилищных условий имела место как при подтверждении нуждаемости в улучшении жилищных условий, так и подачи соответствующего заявления о принятии и постановке на учет. Аналогичные по своей сути и содержанию нормы имеются и в Жилищном кодексе РФ (ст.49-52 ЖК РФ). Примерные правила учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в РСФСР, утверждены постановлением Совета Министров РСФСР от дата N 335. Согласно п.12 Правил для принятия на учет гражданином подается заявление. К заявлению прилагается: выписка из домовой книги, копия финансового лицевого счета и, в необходимых случаях, справки бюро технической инвентаризации, учреждений здравоохранения и другие документы, относящиеся к решению данного вопроса. Как установлено в судебном заседании, Гильмановым К.М. помимо заявления от дата, иных документов, подтверждающих его нуждаемость в улучшении жилищных условий, не представлялось. Просьбы о постановке его на учет как нуждающегося в улучшении жилищных условий, данное заявление не содержит. При этом, обязанность по предоставлению достоверных сведений о наличии нуждаемости в жилых помещениях, возложена на гражданина, подающего соответствующее заявление. В обязанности органов местного самоуправления входит лишь тщательная проверка сведений, изложенных в представленных документах. Правом на первоочередное получение жилых помещений, предусмотренных п.23 Правил, Гильманов К.М. не обладал, так как не относился к категории лиц, которым жилые помещения предоставляются в первую очередь как нуждающимся. В соответствии со ст.38 ЖК РСФСР норма жилой площади устанавливалась в размере двенадцати квадратных метров на одного человека. Как следует из исследованных в судебном заседании письменных материалов дела, жилой дом, в котором первоначально проживал Гильманов К.М. по месту своей регистрации в <адрес>, имел общую площадь 56 кв.м. При этом, состав семьи на указанный период времени составлял 4 человека. Доказательств того, что обеспеченность жилой площадью на 1 человека составляло менее 12 кв.м., истцом суду не представлено. При этом, истец не был лишен возможности предоставить данное доказательство, так как из его пояснений следовало, что до настоящего времени старый дом используется как летняя кухня. Новые собственники не имели намерений препятствовать в обследовании представителями БТИ данного здания. С дата норма предоставления и учетная норма площади жилого помещения устанавливается органом местного самоуправления. В соответствии с решением Собрания депутатов Красноармейского муниципального района <адрес> от дата на территории Красноармейского муниципального района <адрес> установлена учетная норма площади жилого помещения в целях принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий в размере 12 кв.м. общей площади на одного человека (л.д.120). Ранее действовавшим постановлением Собрания депутатов Красноармейского муниципального района от дата № учетная норма составляла 9 кв.м. Вновь построенный жилой дом имел площадь 78 кв.м. При этом, состав семьи собственника жилого помещения - Г.м М.Г. составлял до его продажи 4 человека (л.д.53). В связи с чем, общая площадь жилого помещения на одного члена семьи превышала установленный минимум. Гильманов К.М. являлся членом семьи Г.м М.Г. и имел право пользования данным жилым помещением. Доводы истца о том, что жилое помещение, перенесенное из <адрес>, где последний проживал на момент подачи заявления на имя главы района не соответствовало санитарным требованиям, какими-либо достоверными доказательствами не подтверждены. Порядок признания жилых помещений непригодными для проживания установлен Постановлением Правительства РФ от дата № «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции». При этом, соответствующего заключения о признании жилого помещения, непригодным для проживания, суду не представлено. Свои требования к администрации Красноармейского муниципального района <адрес> и администрации Канашевского сельского поселения Гильманов К.М. обосновывает тем, что в результате нерассмотрения его заявления, он лишен права на получения жилья как особая категория граждан в соответствии со специальным правовым регулированием. Вместе с тем, оценка действий администрации района и сельского поселения могла быть возможна при наличии соответствующего заявления Гильманова К.М. однозначно содержащего его волеизъявление на получение мер социальной поддержки как лица, нуждающегося в улучшении жилищных условий путем постановки его на учет на получения жилого помещения. Однако, учитывая, что заявление Гильманова К.М. от дата таковым не являлась, а содержала фактически просьбу о предоставлении финансовой помощи в строительстве жилого дома, суд приходит к выводу, что у должностных лиц, как администрации района, так и администрации сельского поселения не имелось правовых оснований для дачи истцу ответа о наличии либо отсутствии у него права на получение мер социальной поддержки. В связи с чем, каких-либо оснований для признания бездействия администрации района либо Канашевского сельского поселения у суда не имеется. Кроме того, Гильманов К.М. в настоящее время не лишен права на получения мер социальной поддержки как ветеран боевых действий путем обращения в соответствующий орган местного самоуправления с заявлением о постановке его на учет как нуждающегося в улучшении жилищных условий при предоставлении соответствующих документов, подтверждающих факт его нуждаемости в улучшении жилищных условий. В соответствии со ст. 52 ЖК РФ принятие на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления. Учитывая, что оснований для удовлетворения иска Гильманова К.М. о признании виновными администрацию Красноармейского муниципального района <адрес> и администрацию Канашевского сельского поселения в утрате его права на улучшение жилищных условий и обязать поставить его в очередь на улучшение жилищных условий с мая 1999 года судом не усмотрено, оснований для удовлетворения требований о компенсации морального вреда не имеется. Кроме того, факт обращения истца за медицинской помощью не свидетельствует о наличии причинно-следственной связи между его непостановкой на учет и наступившими последствиями, которыми являются ухудшение его состояния здоровья. Представленные медицинские документы (л.д.117-119) доказательств обратного не содержат. Положения п.3.1 ст.23.2 Закона не могут быть применены к рассматриваемому спору, так как Гильманов К.М. не относится к категории лиц, указанных в данной норме, в том числе и ее первоначальной редакции. На основании изложенного, руководствуясь ст.12, 56, 194-199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Иск Гильманова К.М. оставить без удовлетворения. Решение может быть обжаловано в Челябинский областной суд в течении десяти дней со дня его вынесения в окончательной форме через Красноармейский районный суд <адрес> путем подачи кассационной жалобы. Председательствующий подпись. И.В. Филатов Копия верна. Судья: