Решение по иску Фокиной Л.И. о включении в список получателей государственных жилищных сертификатов



Дело № 02-195/2011 г.

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

с. Миасское дата

Красноармейский районный суд Челябинской области в составе

председательствующего - судьи Новикова Е.М.

при секретаре Мухаметовой О.Р.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Фокиной Л.И. к Министерству по радиационной и экологической безопасности Челябинской области, администрации Красноармейского муниципального района, администрации Русско-Теченского сельского поселения о признании права на получение субсидии на приобретение жилья, как пострадавшей от аварии на ПО «Маяк»,

У С Т А Н О В И Л :

Фокина Л.И. обратилась в суд с исковым заявлением, в котором просила признать за ней право на участие в федеральной подпрограмме на получение жилищных субсидий за счет средств федерального бюджета и зачислить ее в сводные списки граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии на ПО «Маяк», - получателей жилищных субсидий по <адрес> и по <адрес>.

В обоснование иска указала, что своего жилья не имеет, снимает дом в <адрес>, с дата признана нуждающейся в улучшении жилищных условий по Русско-Теченскому сельскому поселению Красноармейского муниципального района, является пострадавшей от аварии на ПО «Маяк», однако в списки граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии на ПО «Маяк», - получателей жилищных субсидий, ее не включают, поскольку она встала на учет после дата. Считает, что имеет право на участие в подпрограмме на получение жилищных сертификатов за счет средств федерального бюджета.

В судебном заседании истец исковые требования поддержала по изложенным основаниям.

Ответчики в судебном заседании участия не принимали, о времени и месте рассмотрения дела извещены.

Заслушав в судебном заседании пояснения истца, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу, что иск подлежит удовлетворению.

Установлено, что Фокина Л.И. является эвакуированной из населенного пункта <адрес>, подвергнувшегося загрязнению вследствие аварии в 1957 году на ПО «Маяк», сбросов радиоактивных отходов в реку Теча, имеет право на льготы и компенсации, предусмотренные для категорий граждан, указанных в п. 6 ч. 1 ст. 13 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», что подтверждается имеющимся у нее удостоверением , выданным ей дата (л.д.9).

Решением жилищной комиссии администрации <данные изъяты> сельсовета от дата она признана нуждающейся в улучшении жилищных условий по категории «граждане, подвергшиеся воздействию радиации вследствие аварии на ПО «Маяк». Постановлением Главы <данные изъяты> сельского поселения от дата она поставлена на очередь на получение льготного жилья по <данные изъяты> сельскому поселению (л.д.14-15).

В соответствии с п. 7 ст. 17 Закона РФ от дата «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (с последующими дополнениями и изменениями) (далее по тексту - Закон) гражданам, указанным в п. 6 ч. 1 ст. 13 настоящего Закона, предоставляется наряду с другими мерами социальной поддержки обеспечение нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до дата, жилой площадью в размерах и порядке, установленных Правительством Российской Федерации. Нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после дата, обеспечиваются жилой площадью в соответствии с жилищным законодательством РФ.

В соответствии с п. 1 постановления Правительства РФ от дата «О некоторых вопросах реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательство» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы» (с последующими изменениями) установлено, что формой государственной финансовой поддержки обеспечения граждан жильем в рамках реализации данной подпрограммы является предоставление им за счет средств федерального бюджета социальной выплаты на приобретение жилья, право на получение которой удостоверяется государственным жилищным сертификатом.

В соответствии с пп. «е» п. 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы», утвержденных указанным постановлением Правительства РФ, право на участие в подпрограмме имеют граждане, подвергшиеся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, аварии на производственном объединении «Маяк», и приравненные к ним лица, вставшие на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до дата, имеющие право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии со статьями 14, 15, 16, 17 и 22 Закона Российской Федерации от дата N 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», Федеральным законом от дата N 175-ФЗ «О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча».

Конституционным судом РФ в Постановлении -П от дата, вынесенном по запросу <данные изъяты> городского суда <адрес> о проверке конституционности п. 2 ч.1 ст. 14 и п. 1 ч. 1 ст. 15 Федерального закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», высказана правовая позиция в отношении граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие аварии на Чернобыльской АЭС, но принятых на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий после дата.

По смыслу указанных норм, при переходе к новому правовому регулированию обеспечения жилыми помещениями лиц, подвергшихся радиационному воздействию вследствие аварии на Чернобыльской АЭС и принятых на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий после дата, должны быть предусмотрены соответствующие правовые механизмы, позволяющие с учетом специфики правового статуса этих лиц обеспечить сохранения достигнутого уровня защиты их прав и свобод, гарантий их социальной защищенности в равной мере с гражданами той же категории, которые были приняты на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до дата, и созданы необходимые, в том числе финансовые, условия для обеспечения их жилыми помещениями.

В соответствии с данным Постановлением Конституционного суда РФ положения п. 2 ч. 1 ст. 14 «Закона о социальной защите граждан, подвергшихся воздействия радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» признаны не соответствующими Конституции РФ в той мере, в какой данные положения в системе действующего правового регулирования не устанавливают правовой механизм, который равным образом гарантировал бы предоставление жилых помещений гражданам, пострадавшим от радиации в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, принятыми на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий как до дата, так и после этой даты.

Любая дифференциация, приводящая к различиям в правах граждан в той или иной сфере правового регулирования, должна отвечать требованиям Конституции РФ, в том числе и закрепленному принципу равенства (статья 19 Конституции РФ), гарантирующего защиту от всех форм дискриминации при осуществлении прав и свобод. В свою очередь соблюдение конституционного принципа равенства, гарантирующего защиту от всех форм дискриминации при условии осуществления прав и свобод, означает, помимо прочего, запрет вводить такие ограничения в правах граждан, принадлежащих к одной категории, которое не имеет объективного и разумного оправдания.

Таким образом, сам по себе факт того, что истец была принята на учет нуждающейся в улучшении жилищных условия после дата, не является безусловным основанием для отказа в предоставлении ей указанных мер социальной поддержки.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Иск Фокиной Л.И. удовлетворить, в целях реализации положений законодательства в части обеспечения жильем за счет средств Федерального бюджета нуждающихся в улучшении жилищных условий граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие аварии на ПО «Маяк», признать за ней право на участие в подпрограмме на получение жилищных субсидий за счет средств федерального бюджета и зачислить ее в сводные списки граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии на ПО «Маяк», - получателей жилищных субсидий по <адрес> и по <адрес>.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Челябинский областной суд в течение десяти дней со дня принятия его судом первой инстанции в окончательной форме.

    Судья: подпись

    Копия верна, судья