Решение по иску Лузгина РМ о признании жилого помещения непригодным для проживания



Дело № 2-256/11

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

<адрес>              дата

Красноармейский районный суд Челябинской области в составе председательствующего судьи Филатова И.В.,

при секретаре Спириной О.О.

с участием истца Лузгина Р.М., его представителя С.в Г.В., представителя ответчика - администрации Красноармейского муниципального района <адрес> С.й О.Е., представителя управления социальной защиты населения Красноармейского муниципального района <адрес> Е.а М.Ф. рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по исковому заявлению Лузгина Р.М. к администрации Красноармейского муниципального района <адрес> о признании жилого помещения непригодным для проживания и обязании администрации Красноармейского муниципального района <адрес> предоставить жилое помещение по договору социального найма

УСТАНОВИЛ:

Лузгин Р.М. обратился в суд с иском к администрации Красноармейского муниципального района <адрес> о признании жилого помещения, непригодным для проживания и обязании администрации Красноармейского муниципального района <адрес> обеспечить его жилым помещением по договору социального найма.

В обосновании иска указал, что является лицом из числа детей-сирот, оставшихся без попечения родителей. Его мать и отец умерли и он проживает с дедушкой и бабушкой. Постановлением главы администрации <адрес> от дата над ним установлена опека. Имеет в собственности жилое помещение, расположенное по адресу <адрес>7, которое по устной договоренности с администрацией Сугоякского сельского поселения, сдавалось последними другим лицам для проживания. В данном жилом помещении не проживает. Принадлежащее ему на праве собственности жилое помещение пришло в негодность и проживание в нем невозможно. Собственного жилья у него не имеется. проживает со своим опекуном в <адрес>. полагает, что как лицо с особым правовым статусом имеет право на получение жилья по договору социального найма.

В судебном заседании Лузгин Р.М. заявленные требования поддержал в полном объеме, просил их удовлетворить на основании имеющихся доказательств. Суду пояснил, что является сиротой, так как его родители умерли. В собственности имеется жилое помещение, расположенное по адресу <адрес>. По устной договоренности с администрацией Сугоякского сельского поселения, последние имели право сдавать принадлежащее ему на праве собственности жилое помещение другим лицам, а он вместе со своим опекуном проживал в <адрес>. Постановлением главы администрации <адрес> от дата над ним установлена опека. За время проживания в <адрес>, принадлежащее ему на праве собственности жилое помещение, пришло в негодность и в настоящее время непригодно для проживания. Полагает, что как лицо с особым правовым статусом и в связи с тем, что принадлежащее ему на праве собственности жилое помещение, вследствие виновных действий администрации Сугоякского сельского поселения пришло в негодность, имеет право на получение жилья по договору социального найма.

Представитель истца С.в Г.В., иск доверителя поддержал. Суду пояснил, что Лузгин Р.М. его внук. Родители Лузгина Р.М. умерли и над ним была установлена опека. По устной договоренности с администрацией Сугоякского сельского поселения, последние имели право сдавать принадлежащее Лузгину Р.М. на праве собственности жилое помещение другим лицам. Он периодически приезжал в <адрес> и проверял сохранность жилого помещения. Однако, в настоящее время оно пришло в непригодное для проживания состояние. Собственного жилья у Лузгина Р.М. не имеется. в постановке на учет для получения жилья Лузгину Р.М. отказано. В связи с этим его доверитель и обратился в суд с вышеуказанным иском.

Представитель ответчика - администрации Красноармейского муниципального района <адрес> С.а О.Е.с иском не согласилась. Просила отказать в его удовлетворении. Суду пояснила, что администрация Красноармейского муниципального района <адрес> является ненадлежащим ответчиком по делу. Лузгин Р.М. был выявлен и поставлен на учет в <адрес>, где постоянно проживает, которые и должны нести обязанность по постановке истца на соответствующий регистрационный учет и обеспечивать его жилым помещением. Какой-либо ответственности за сохранность жилого помещения, принадлежащего истцу администрация района не несет.

Представитель третьего лица - Управления социальной защиты населения Красноармейского муниципального района <адрес> Е.а М.Ф. с иском не согласилась. Просила отказать в его удовлетворении.

Судом в качестве соответчика к участию в деле привлечена администрация <адрес>, которая будучи извещенная о времени и месте судебного заседания в суд не явилась. Представила отзыв, в котором с исковыми требованиями не согласилась. Полагает, что является ненадлежащим ответчиком по делу, так как жилое помещение пришло в негодность для проживания из-за действий собственника жилого помещения.

Третьи лица Управление социальной защиты населения <адрес>, а также администрация Сугоякского сельского поселения Красноармейского муниципального района <адрес>, извещенные о времени и месте судебного заседания, в суд не явились.

Заслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, а также материалы гражданского дела , суд не находит оснований для удовлетворения исковых требований.

Установлено, что Лузгин Р.М. с дата является собственником жилого помещения, расположенного по адресу <адрес> проживал по вышеуказанному адресу до 1993 года. В 1993 году Лузгин Р.М. переехал на постоянное место жительства в <адрес> по адресу <адрес>, где и проживает по настоящее время в качестве члена семьи С.а В.Г. и С.а Л.Н. Постановлением главы администрации <адрес> от дата над Лузгиным Р.М. была установлена опека и опекуном назначена С.а Л.Н.

Данные обстоятельства подтверждаются вступившим в силу решением Красноармейского районного суда <адрес> от дата и сторонами не оспариваются (л.д.13-18).

За время проживания Лузгина Р.М. в <адрес>, принадлежащее ему на праве собственности жилое помещение пришло в состояние, непригодное для проживания, что подтверждается актом обследования помещения от дата и заключением о признании жилого помещения, непригодным для проживания от дата (л.д.11-12).

Разрешая исковые требования Лузгина Р.М. суд исходит из следующего.

В соответствии с ч.2 ст.52 ЖК РФ состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в ст.49 ЖК РФ категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. Если гражданин имеет право состоять на учете по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определенной федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям.

Согласно ч.2 ст.49 ЖК РФ малоимущим гражданам, признанным по установленным ЖК РФ основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном ЖК РФ порядке. Малоимущими гражданам являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода. Приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложнению.

Жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан. Признанных по установленным настоящим кодексом и (или) федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации (ч.3 ст.49 ЖК РФ).

В соответствии со ст.51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются

- не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;

- являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы; проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;

- являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности.

Лузгин Р.М. проживает в квартире, принадлежащей в равных долях С.в Г.В., С.а Л.Н., Л.у Р.Р., Л.у М.А. и Л.у А.М. общей площадью 63.1 кв.м., расположенной по адресу <адрес> (л.д.10).

Таким образом, Лузгин Р.М. является членом семьи вышеуказанных собственников жилого помещения, что сторонами не оспаривается.

Доказательств того, что жилое помещение, в котором в настоящее время постоянно проживает Лузгин Р.М. непригодно для проживания, а также то, что в данной квартире проживают несколько семей, в которых имеются жильцы, страдающие тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним невозможно, суду не представлено.

В соответствии с решением Челябинской городской Думы третьего созыва от дата N 7/9 «Об установлении нормы предоставления и учетной нормы площади жилого помещения на территории муниципального образования «город Челябинск» на территории муниципального образования «город Челябинск» установлена учетная норма площади жилого помещения в размере 10 кв.м. общей площади на одного человека, а также норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма в размере 18 кв.м. общей площади на одного человека.

Учитывая количество проживающих лиц в жилом помещении, расположенном по адресу <адрес>, что следует из пояснений истца (л.д.28-29) суд приходит к выводу, что учетная норма на одного человека составляет менее учетной нормы общей площади на одного человека.

Согласно п.3 ст.52 ЖК РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства. В случаях и в порядке, которые установлены законодательством, граждане могут подать заявления о принятии на учет не по месту своего жительства.

Жилое помещение по адресу <адрес>. Истец постоянно проживает по вышеуказанному адресу.

Таким образом, с заявлением о принятии его на учет как нуждающегося в жилых помещениях Лузгин Р.М. вправе обратиться в администрацию <адрес>, предоставив соответствующие доказательства нуждаемости в жилом помещении.

Обосновывая свои требования о необходимости обеспечения его жилым помещением по договору социального найма Лузгин Р.М. ссылается на положения п.2 ст.57 ЖК РФ.

Согласно п.1 п.2 ст.57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном законом порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.

Судом установлено и не оспаривается сторонами, что жилое помещение, принадлежащее Лузгину Р.М. на праве собственности и расположенное по адресу <адрес> признано в установленном законом порядке непригодным для проживания (л.д.11-12).

Вместе с тем, сам лишь факт непригодности жилого помещения для проживания не является основанием для предоставления жилого помещения истцу на основании договора социального найма, так как нормы жилищного законодательства связывают данную возможность непосредственно с проживанием гражданина в непригодном для проживания жилом помещении. В свою очередь Лузгин Р.М. постоянно в течении длительного времени проживает в <адрес> и имеет намерение проживать именно в <адрес>.

Согласно п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания и приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах РФ, или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

В соответствии со ст. 8 Федерального закона от дата N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» данной категории граждан, находящихся на территории РФ и не имеющим закрепленного за ними жилого помещения, жилое помещение предоставляется вне очереди органами исполнительной власти однократно по месту выявления и первичного устройства ребенка в семью или воспитания в учреждении, или по месту жительства.

В соответствии со ст. <адрес> от дата N 212-ЗО «О мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, оплате труда приемных родителей и социальных гарантиях приемной семье» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из их числа в возрасте до 23 лет, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством) и в приемных семьях, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательных учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, под опекой (попечительством) и в приемных семьях, а также в учреждениях всех типов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, однократно обеспечиваются жилыми помещениями в соответствии с законодательством Российской Федерации и <адрес>.

Регистрационный учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется как по месту жительства (место закрепления за ними жилой площади), так и по месту временного пребывания (учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, общежитие, семья опекуна (попечителя), приемная семья). Снятие детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с регистрационного учета по месту жительства или по месту пребывания осуществляется только с согласия органов опеки и попечительства (п.2 ст.8 Закона).

Установлено, что при установлении опеки, за Лузгиным Р.М. какого-либо жилого помещения закреплено не было. Однако, последний был выявлен как лицо, оставшееся без попечения родителей администрацией <адрес>, где и проживает постоянно с 1993 года.

На учете в УСЗН Красноармейского муниципального района <адрес> Лузгин Р.М. как лицо с особым правовым статусом не состоит (л.д.47-63).

В соответствии с п.п.2 и 3 «Порядка обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа жилыми помещениями по договорам социального найма», утвержденного постановлением Губернатора челябинской области от дата , дети-сироты обеспечиваются жилыми помещениями по договору социального найма из муниципального жилищного фонда однократно по месту выявления и первичного учета.

Таким образом, исходя из приведенных правовых норм, указанная категория граждан, к которым относится Лузгин Р.М., ставится на учет в целях последующего получения жилья по договору социального найма по месту выявления и первичного учета.

Учитывая место выявления Лузгина Р.М., его фактическое проживание на территории <адрес>, администрация <адрес> является ненадлежащим ответчиком по данному гражданскому делу.

Судом к участию в деле в качестве соответчика привлекалась администрация <адрес>, однако, каких-либо исковых требований к администрации <адрес> при рассмотрении данного гражданского дела истцом предъявлено не было. При этом, истцу было предоставлено достаточное количество времени для решения вопроса о предъявлении соответствующих исковых требований.

Несостоятельны доводы истца и его представителя о том, что принадлежащее Лузгину Р.М. жилое помещение на праве собственности пришло в негодность вследствие виновных действий администрации Сугоякского сельского поселения.

В соответствии со ст.36 ГК РФ данная обязанность лежала на опекуне.

Доводы о наличии устной договоренности с администрацией Сугоякского сельского поселения о том, что последние имели право на вселение в принадлежащее Лузгину Р.М. на праве собственности жилое помещение иных лиц, и как следствие должны были нести ответственность за сохранность жилого помещения, судом не принимаются, так как какими-либо достоверными доказательствами не подтверждены.

Кроме того, из пояснений представителя истца следует, что последний периодически приезжал в <адрес> и проверял сохранность жилого помещения.

На основании изложенного, руководствуясь ст.12, 56, 194-199 ГПК РФ, суд,

РЕШИЛ:

Иск Лузгина Р.М. оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Челябинский областной суд в течении десяти дней со дня его вынесения в окончательной форме через Красноармейский районный суд Челябинской области путем подачи кассационной жалобы.

Председательствующий, подпись

Копия верна, судья      И.В. Филатов