Дело № 02-1011/2011 г.
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
С. Миасское дата
Красноармейский районный суд Челябинской области в составе
председательствующего – судьи Новикова Е.М.
при секретаре Кузмичевой Е.В.
с участием пом. прокурора Красноармейского района Долгополова А.Ю., представителя Собрания депутатов Красноармейского муниципального района Цибаняк О.П., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Красноармейского района о признании нормативного правового акта противоречащим закону и недействующим,
У С Т А Н О В И Л :
Прокурор Красноармейского района обратился в суд с заявлением о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим с момента вступления решения суда в законную силу решения Собрания депутатов Красноармейского муниципального района № № от дата «О внесении изменений в Положение «Об оплате труда выборных должностных лиц, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, муниципальных служащих органа местного самоуправления района и нормативах формирования расходов на оплату труда выборных должностных лиц, муниципальных служащих органов местного самоуправления района и сельских поселений», утвержденного решением Собрания депутатов района от дата №
В обоснование заявленных требований прокурор сослался на то, что данным решением Собрания установлены размеры должностных окладов отдельных муниципальных служащих от минимального до максимального, что нарушает федеральное законодательство, создает неравные условия оплаты труда муниципальных служащих, замещающих равные должности муниципальной службы, создает условия для коррупционных проявлений при назначении муниципальных служащих на должность и определении им оплаты труда. Оспариваемое решение Собрания депутатов Красноармейского муниципального района нарушает интересы России на верховенство федерального законодательства, единого правового пространства и практики правоприменения на всей территории Российской Федерации.
В судебном заседании помощник прокурора Красноармейского района Долгополов А.Ю. заявление поддержал по изложенным основаниям, уточнив, что указанный нормативный правовой акт они оспаривают не полностью, а только в части должностных окладов муниципальных служащих органов местного самоуправления района, размер которых установлен с верхней и нижней границами.
Представитель Собрания депутатов Красноармейского муниципального района Цибаняк О.П. в судебном заседании заявление прокурора считала необоснованным, оспариваемое принятое Собранием решение – законным, поскольку установление должностных окладов по такой системе имеет своей целью стимулирование работы муниципальных служащих, такая система применяется и для оплаты гос. служащих. Кроме того отмена оспариваемого решения эту систему не изменит, а лишь приведет к снижению заработной платы муниципальных служащих района.
Заслушав в судебном заседании пояснения участников, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу, что заявленные требования удовлетворению не подлежат.
В соответствии с ч. 1 ст. 251 ГПК РФ гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией РФ, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.
Установлено, что решением Собрания депутатов Красноармейского муниципального района адрес от дата № утверждены нормативы формирования расходов на оплату труда выборных должностных лиц, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, муниципальных служащих органов местного самоуправления района и сельских поселений и Положение «Об оплате труда выборных должностных лиц, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, муниципальных служащих органа местного самоуправления района» (л.д. 17-25).
В приложении 1 к названному Положению (л.д.21), в котором указаны размеры должностных окладов муниципальных служащих органов местного самоуправления, оклады для ряда должностей указаны не в твердой сумме, а с нижней и верхней границами (начальник управления администрации, председатель комитета, начальник отдела органа местного самоуправления – <данные изъяты> руб., заместитель начальника управления, заместитель председателя комитета, заместитель начальника отдела органа местного самоуправления – <данные изъяты> руб., начальник отдела в составе управления (комитета) администрации – <данные изъяты> руб., заместитель начальника отдела в составе управления (комитета) администрации – <данные изъяты> руб., ведущий специалист – <данные изъяты> руб., специалист 1 категории – <данные изъяты> руб., специалист 2 категории – <данные изъяты> руб.).
Решением Собрания депутатов Красноармейского муниципального района адрес от дата № внесены изменения в Положение «Об оплате труда выборных должностных лиц, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, муниципальных служащих органа местного самоуправления района и нормативах формирования расходов на оплату труда выборных должностных лиц, муниципальных служащих органов местного самоуправления района и сельских поселений», утвержденное решением Собрания депутатов Красноармейского муниципального района от дата №, изложив новой редакции приложения №№ 1, 2, 5, содержащие размеры должностных окладов муниципальных служащих органов местного самоуправления, размеры окладов за классный чин муниципальных служащих, размеры денежного вознаграждения выборных должностных лиц, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, органов местного самоуправления района (л.д. 26-29).
Фактически оспариваемым решением система оплаты не изменилась, дифференцированная оплата осталась у тех же должностей, увеличился только ее размер (л.д.27).
Существенными признаками, характеризующими нормативный правовой акт, являются: издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления или должностным лицом, наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.
Утвержденное решением Собрания депутатов Красноармейского муниципального района Положение «Об оплате труда выборных должностных лиц, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, муниципальных служащих органа местного самоуправления района» (л.д.19-25) и оспариваемое Решение о внесении изменении в указанные Положения (л.д.26-29) являются нормативными правовыми актами.
Прокурор основывает свои требования на том, что оспариваемое Решение в нарушение положений ст. 7 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» противоречит требованиям федерального законодательства, а именно ч. 2 ст. 53 данного Федерального закона, и нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц, поскольку размеры окладов указанных выше должностей представительным органом местного самоуправления конкретным образом не определены, что дает возможность руководителям устанавливать различные должностные оклады муниципальным служащим, занимающим одну должность, а это в свою очередь может привести к коррупционным проявлениям.
Суд не может согласиться с доводами прокурора, полагая их надуманными, основанными на неправильном толковании законодательства.
Согласно ч. 2 ст. 53 Федерального закона от дата № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ч. 2 ст. 22 Федерального закона от дата № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», ч. 2 ст. адрес от дата № 144-30 «О регулировании муниципальной службы адрес» органы местного самоуправления самостоятельно определяют размеры и условия оплаты труда муниципальных служащих.
Как пояснила представитель Собрания депутатов, и это общеизвестно, Красноармейский муниципальный район является дотационным муниципальным образованием адрес. Размер должностных окладов был определен в соответствии с нормативами формирования расходов на оплату труда муниципальных служащих органов местного самоуправления района, утвержденными как Собранием депутатов Красноармейского муниципального района, так и постановлением адрес от дата № 9-П «О нормативах формирования местных бюджетов на оплату труда депутатов, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, и муниципальных служащих на 2010 г.».
Решения Собрания депутатов Красноармейского муниципального района как от дата № 3, так и от дата № 100 вынесено в пределах предоставленных полномочий с соблюдением порядка принятия, в соответствии с требованиями действующего законодательства, что подтверждается материалами дела и не оспаривается сторонами.
Как разъяснено в п. 24 постановления Пленума Верховного Суда РФ от дата № 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части», если судом будет установлено, что оспариваемый акт принят в пределах полномочий органа или должностного лица с соблюдением требований законодательства к форме нормативного правового акта, порядку принятия и введения его в действие, суду следует проверить, соответствует ли содержание акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Согласно ст. 253 ГПК РФ суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.
В силу ст. 136 Бюджетного Кодекса РФ дотационные муниципальные образования не имеют права превышать установленные высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации нормативы формирования расходов на оплату труда депутатов, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, муниципальных служащих и (или) содержание органов местного самоуправления.
Такие нормативы установлены, как указано выше, в том числе и для Красноармейского муниципального района, постановлением адрес от дата № 9-П «О нормативах формирования расходов местных бюджетов на оплату труда депутатов, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, и муниципальных служащих на 2010 год» с изменениями, внесенными Постановлением адрес от дата № 208-п.
Доказательств того, что установленные в Красноармейском муниципальном районе нормативы превысили нормативы формирования расходов, установленные постановлением адрес от дата № 9-П суду не представлено.
При этом, постановление адрес от дата № 9-П «О нормативах формирования расходов местных бюджетов на оплату труда депутатов, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, и муниципальных служащих на 2010 год», не содержит запрета на установление минимальных и максимальных пределов должностных окладов.
Учитывая вышеуказанные законоположения, а также положения ст. 5 Федерального закона от дата № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» и ст. 7 Закона от дата № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», согласно которым взаимосвязь гражданской службы и муниципальной службы обеспечивается посредством соотносительности основных условий оплаты труда и социальных гарантий гражданских и муниципальных служащих, принимая во внимание разъяснение заместителя адрес - руководителя аппарата адрес, согласованное Министром финансов адрес, согласно которому должностные оклады муниципальных служащих органов местного самоуправления муниципальных образований адрес на 2010 год, указанные в приложении 3 постановления адрес от дата № 9-П, являются предельными и муниципальным служащим могут устанавливаться как максимальные, так и минимальные размеры, но не выше нормативов, установленных адрес, суд приходит к выводу, что оспариваемое решение Собрания депутатов Красноармейского муниципального района не противоречит нормативным актам, имеющим большую юридическую силу, права и законные интересы граждан не нарушены.
Доводы прокурора, изложенные в заявлении о том, что оспариваемое решение нарушает федеральное законодательство, создает неравные условия оплаты труда муниципальных служащих, замещающих равные должности муниципальной службы, создает условия для коррупционных проявлений при назначении муниципальных служащих на должность и определении им оплаты труда, нарушает интересы России на верховенство федерального законодательства, единого правового пространства и практики правоприменения на всей территории Российской Федерации, неубедительны. Из анализа непосредственно оспариваемых положений указанные прокурором обстоятельства не усматриваются.
Кроме того оспариваемое прокурором решение само по себе не устанавливает принцип установления должностных окладов исходя из максимальных и минимальных их размеров, оно просто увеличивает размер окладов. Отмена оспариваемых норм приведет к тому, что останутся в действии нормы Положения, утвержденного решением Собрания депутатов от дата, то есть для указанных выше должностей оклад будет устанавливаться также с учетом верхней и нижней границы, но в меньшем размере.
При таких обстоятельствах суд считает, что требования прокурора на законе не основаны, оснований для их удовлетворения нет.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199, 253 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении заявления прокурора Красноармейского района Челябинской области о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим с момента вступления решения суда в законную силу решения Собрания депутатов Красноармейского муниципального района от дата № «О внесении изменений в Положение «Об оплате труда выборных должностных лиц, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, муниципальных служащих органа местного самоуправления района и нормативах формирования расходов на оплату труда выборных должностных лиц, муниципальных служащих органов местного самоуправления района и сельских поселений», утвержденного решением Собрания депутатов адрес от дата № в части установления верхнего и нижнего пределов в размерах должностных окладов ряда должностей муниципальных служащих отказать.
Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Челябинский областной суд в течение десяти дней со дня принятия его судом первой инстанции в окончательной форме.
Судья: подпись
Копия верна: судья