Решение суда по заявлению пролкурора Крансоармейского района о признании незаконными действий органа местного самоуправления и возложении обязанности.



Дело № 02-201/2012 г.

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

    С. Миасское                        ДД.ММ.ГГГГ

        

Красноармейский районный суд Челябинской области в составе

председательствующего Новикова Е.М.

при секретаре Мухаметовой О.Р.

с участием помощника прокурора Красноармейского района Долгополова А.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Красноармейского района о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления и возложении обязанности,

У С Т А Н О В И Л :

    Прокурор Красноармейского района в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с заявлением о признании незаконным бездействия администрации Миасского сельского поселения по обеспечению здания администрации, расположенного в <адрес> входом с пандусами для доступа инвалидов, ограниченных в возможности передвижения и использующих технические средства реабилитации, и обязать администрацию Миасского сельского поселения обеспечить здание администрации входом с пандусами.

В обоснование заявленных требований прокурор сослался на то, что прокуратурой района в рамках осуществления надзора за исполнением законодательства в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации была проведена проверка, в ходе которой было установлено, что общественное здание администрации Миасского сельского поселения по адресу: <адрес> не обеспечено входами с пандусами для доступа в здание инвалидов, ограниченных в возможности передвижения и использующих технические средства реабилитации, чем нарушены положения ст. 7 Конституции РФ; требования Федеральной программы «О государственной программе Российской Федерации «Доступная среда» на 2011 – 2015 гг.», утвержденной Правительством РФ от ДД.ММ.ГГГГ ; требования ст. 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ»; ст.ст. 2, 24, 48 Градостроительного кодекса РФ; строительные нормы и правила «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», утвержденные постановлением Государственного комитета РФ по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от ДД.ММ.ГГГГ , что привело к нарушению конституционных прав инвалидов, а также принципа обеспечения их равными с другими гражданами возможностями в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией РФ.

В судебном заседании помощник прокурора Красноармейского района Долгополов А.Ю. заявленные требования поддержал по изложенным основаниям.

Администрация Миасского сельского поселения в судебном заседании участия не приняла, о времени и месте рассмотрения дела извещена, ходатайствовала о рассмотрении дела в их отсутствие, с заявленными требованиями согласна.

Исследовав материалы дела, суд находит заявленные требования подлежащими удовлетворению.

Гражданам Российской Федерации гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом в соответствии с Конституцией Российской Федерации (ч. 1 ст. 39), общепризнанными принципами и международными нормами, при этом, в частности, Международным пактом об экономических, социальных и культурных правах государства, участвующие в Пакте, признают право каждого человека на наивысший достижимый уровень физического и психического здоровья (Пакт ратифицирован Указом Президиума ВС СССР от ДД.ММ.ГГГГ -VIII и вступил в силу для России с ДД.ММ.ГГГГ).

В соответствии со ст. 18 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» социальная защита инвалидов – система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.

В соответствии со ст. 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации).

Планировка и застройка городов, других населенных пунктов, формирование жилых и рекреационных зон, разработка проектных решений на новое строительство и реконструкцию зданий, сооружений и их комплексов, а также разработка и производство транспортных средств общего пользования, средств связи и информации без приспособления указанных объектов для доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами не допускаются.

Требования, обязательные для соблюдения при проектировании, строительстве и реконструкции зданий и сооружений с учетом интересов маломобильных групп населения содержатся также в СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», утвержденных Постановлением Госстроя РФ от ДД.ММ.ГГГГ .

Как следует из материалов дела, приобщенных фотографий, никем не оспаривается, здание Миассой сельской администрации, органа местного самоуправления муниципального образования «Миасское сельское поселение», расположенное в <адрес> по адресу: <адрес>, не приспособлено для подъема инвалидов-колясочников и других маломобильных граждан, не обеспечено пандусами, то есть отсутствует беспрепятственный доступ в помещение администрации инвалидов, ограниченных в возможности передвижения и использующих для этого технические средства.

В соответствии с Уставом МО «Миасское сельское поселение» администрация поселения является исполнительно-распорядительным органом поселения.

Администрация владеет, пользуется и распоряжается имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения, от имени поселения осуществляет права собственника (пп. 2 п. 1 ст. 34, п. 3 ст. 38 Устава).

В соответствии со ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Согласно руководящим разъяснениям, содержащимся в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ -О-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы муниципального образования - городского округа «<адрес>» <адрес> на нарушение конституционных прав и свобод положениями статьи 15 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», вытекающая из норм федерального законодательства публичная обязанность по обеспечению доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения возлагается, в частности, на собственников зданий и сооружений. Применительно к зданиям и сооружениям, находящимся в муниципальной собственности, данная обязанность возлагается, если нормативно не установлено иное, на муниципальные образования в лице органов местного самоуправления.

    Исходя из изложенного, суд приходит к выводу об обоснованности требований прокурора района о нарушении прав неопределенного круга лиц, о наличии правовых оснований для признания незаконным бездействия по неустановлению пандусов и возложения на администрацию Миасского сельского поселения обязанности обеспечить беспрепятственный доступ маломобильных граждан в здание администрации путем установления пандусов.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194 –199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

        Заявление прокурора Красноармейского района удовлетворить.

        Признать незаконным бездействие администрации Миасского сельского поселения по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов, ограниченных в возможности передвижения и использующих технические средства реабилитации, в здание администрации, расположенное в <адрес> по адресу: <адрес>.

Обязать администрацию Миасского сельского поселения в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить беспрепятственный доступ данной категории граждан в указанное здание администрации, оснастив вход в здание пандусами.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Челябинского областного суда в течение месяца со дня принятия его судом первой инстанции в окончательной форме.

Председательствующий: подпись

                Копия верна, судья