Решение по иску прокурора района о признании незаконным бездействия админитсрации Красноармейского района



Дело № 2-206/12

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

адрес                                    дата

Красноармейский районный суд Челябинской области в составе председательствующего Филатова И.В.

при секретаре Спириной О.О.

    с участием помощника прокурора адрес Г.а М.А., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по заявлению прокурора адрес о признании незаконным бездействия администрации Красноармейского муниципального района адрес

УСТАНОВИЛ:

адрес обратился в суд с заявлением о признании незаконным бездействия администрации Красноармейского муниципального района адрес по обеспечению здания администрации Красноармейского муниципального района адрес входом с пандусами для доступа инвалидов, ограниченных в возможности передвижения и использующих технические средства реабилитации.

В обосновании иска указал, что в ходе проведенной проверки исполнения законодательства в области социальной защиты инвалидов, установлено, что здание администрации Красноармейского муниципального района адрес не оборудовано пандусами для доступа инвалидов, ограниченных в возможности передвижения и использующих технические средства реабилитации, что создает трудности для доступа инвалидов и других маломобильных граждан в здание администрации района. Вытекающая из норм федерального законодательства публичная обязанность по обеспечению доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения возлагается, применительно к зданиям и сооружениям, находящимся в муниципальной собственности, возлагается на муниципальные образования в лице органов местного самоуправления. Учитывая, что здание администрации адрес находится в собственности МО «Красноармейский муниципальный район» обязанность по его оборудованию приспособлениями для инвалидов и других маломобильных групп населения должна быть возложена на Администрацию МО «Красноармейский муниципальный район».

В судебном заседании помощник прокурора адрес Г.а М.А., заявленные требования поддержала в полном объеме. Просила их удовлетворить на основании имеющихся доказательств. Суду пояснила, что вход в здание администрации района не оборудован пандусом, что исключает возможность самостоятельного доступа инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения в здание администрации.

Ответчик – администрация Красноармейского муниципального района адрес, извещенное о времени и месте судебного заседания, в суд не явилась. Сведений об уважительности причин неявки не представила (л.д.101).

Заслушав помощника прокурора адрес Г.а М.А., исследовав письменные материалы дела, суд находит требования прокурора адрес подлежащими удовлетворению.

Установлено, что здание администрации адрес расположено по адресу адрес. Собственником вышеуказанного объекта недвижимости является МО «Красноармейский муниципальный район». При этом, вход в здание администрации района не оборудован пандусом, что исключает возможность самостоятельного доступа инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения в здание администрации.

Данные обстоятельства ответчиком не оспорены и подтверждаются помимо пояснений помощника прокурора адрес Г.а М.А., фотографиями входной группы здания администрации района (л.д.7-9), письменным объяснением руководителя Комитета по управлению имуществом и земельным отношениям Красноармейского муниципального района адрес Р.а С.И. (л.д.10), техническим паспортом (л.д.14-32), свидетельством о государственной регистрации права (л.д.33), материалами дела правоустанавливающих документов (л.д.36-61).

Разрешая заявленные требования, суд исходит из следующего.

Согласно статье 7 Конституции РФ, Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (часть 1); в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (часть 2).

Социальная защита инвалидов относится к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (пункт «ж» ч.1 ст.72 Конституции РФ). В то же время, органы местного самоуправления в силу конституционного предназначения местного самоуправления как наиболее приближенного к населению уровня власти (статьи 12, 130 - 133 Конституции РФ) в пределах своих полномочий участвуют в деятельности по обеспечению инвалидам, проживающим на территории соответствующих муниципальных образований, равных с другими гражданами возможностей в реализации их прав и свобод, предусмотренных Конституцией РФ (статьи 2, 7, 18 и 19).

Согласно ст.15 ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям).

Согласно п.3 ст.2 ГрК РФ законодательство о градостроительной деятельности и изданные в соответствии с ним нормативные правовые акты основываются, в том числе и на принципе обеспечение инвалидам условий для беспрепятственного доступа к объектам социального и иного назначения;

Планировка и застройка городов, других населенных пунктов, формирование жилых и рекреационных зон, разработка проектных решений на новое строительство и реконструкцию зданий, сооружений и их комплексов, а также разработка и производство транспортных средств общего пользования, средств связи и информации без приспособления указанных объектов для доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами не допускаются.

Государственные и муниципальные расходы на разработку и производство транспортных средств с учетом нужд инвалидов, приспособление транспортных средств, средств связи и информации для беспрепятственного доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами, создание условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктуры осуществляются в пределах ассигнований, ежегодно предусматриваемых на эти цели в бюджетах всех уровней. Расходы на проведение указанных мероприятий, не относящиеся к государственным и муниципальным расходам, осуществляются за счет других источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации.

В случаях, когда действующие объекты невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов, собственниками этих объектов должны осуществляться по согласованию с общественными объединениями инвалидов меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов (ст.15 ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»).

Создание подобных условий, предусмотренных статьей 15 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», необходимо обеспечивать в обязательном порядке, как при строительстве новых учреждений общего типа, так и при проведении работ по реконструкции и капитальному ремонту существующих учреждений.

В соответствии с ч.3 ст.196 ГПК РФ суд принимает решение по заявленным истцом требованиям.

адрес заявлено требование о признании незаконным бездействия администрации Красноармейского муниципального района адрес по обеспечению здания администрации Красноармейского муниципального района адрес входом с пандусами для доступа инвалидов, ограниченных в возможности передвижения и использующих технические средства реабилитации.

Иных требований, с учетом этажности здания и размещения кабинетов не заявлялось.

Как следует из представленных фотографий входной группы здания администрации адрес, последняя не оборудована пандусом, что исключает возможность самостоятельного доступа инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения в здание администрации.

В соответствии с п. 1.4 СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» (далее МГН) проектные решения объектов, доступных для МГН, должны обеспечивать: досягаемость мест целевого посещения и беспрепятственность перемещения внутри зданий и сооружений; безопасность путей движения, а также мест проживания, обслуживания и приложения труда; своевременное получение МГН полноценной и качественной информации, позволяющей ориентироваться в пространстве, использовать оборудование (в том числе для самообслуживания), получать услуги, участвовать в трудовом и учебном процессе и т.д.; удобство и комфорт среды жизнедеятельности.

Согласно п. 3. 29 СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» максимальная высота одного подъема (марша) пандуса не должна превышать 0,8 м при уклоне не более 8%. При перепаде высот пола на путях движения 0,2 м и менее допускается увеличивать уклон пандуса до 10%. В исключительных случаях допускается предусматривать винтовые пандусы.

Приложением номер к подпрограмме «Формирование доступной среды для инвалидов и маломобильных групп населения в адрес на 2011-2015 годы» областной целевой программы «Социальная поддержка инвалидов в адрес» на 2011-2015 годы», утвержденной постановлением адрес от дата N 301-П, предусмотрены параметры оценки обеспечения равных возможностей для инвалидов.

В частности, для объектов инфраструктуры наличие пандуса шириной не менее 900 миллиметров с углом подъема 5-8 градусов и специальными поручнями или наличие специальных подъемно-транспортных устройств, обеспечивающих беспрепятственный доступ.

Как следует из данных, указанных в техническом паспорте на здание администрации адрес, техническое обустройство пандусов на входной группе возможно. Иного входа в здание администрации, не имеется.

То обстоятельство, что согласно технического паспорта отсутствуют сведения о высоте крыльца, не свидетельствует об отсутствии технической возможности установки пандуса (л.д.15, 23-24). При этом, обязанность доказать отсутствие технической возможности по установке пандуса возлагается на ответчика, которым данные доказательства суду не представлены.

Наличие либо отсутствие денежных средств в местном бюджете, с учетом п.п.3-8 вышеуказанного приложения не является юридически значимым обстоятельством для разрешения данного гражданского дела, так как при надлежащем исполнении органом местного самоуправления возложенных на него обязанностей, при отсутствии необходимых денежных средств, возможно получение субсидий из бюджета области.

В соответствии со статьей 46 Конституции Российской Федерации и главой 25 ГПК РФ граждане и организации вправе обратиться в суд за защитой своих прав и свобод с заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, в результате которых, по мнению указанных лиц, были нарушены их права и свободы или созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод либо на них незаконно возложена какая-либо обязанность или они незаконно привлечены к ответственности.

Оценивая действия должностного лица необходимо определить, имеет ли он полномочия на принятие решения или совершение действия, соблюден ли порядок принятия решений, соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного действия (бездействия) требованиям закона и иного нормативного правового акта, регулирующих данные правоотношения.

Кроме того, из смысла ст.258 ГПК РФ обязательным основанием для удовлетворения судом требований об оспаривании действий (бездействий) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного либо муниципального служащего, помимо установления незаконности этих решений или действий, является еще и нарушение ими прав, свобод либо законных интересов гражданина.

В соответствии с Федеральным законодательством, обязанность по выполнению вышеуказанных требований закона возложена на органы местного самоуправления.

Согласно ч.2 ст.18 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местных бюджетов.

В целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов вправе формировать, утверждать и исполнять бюджет, осуществлять контроль за исполнением бюджета (подпункт 1 п.1 ст.14; подпункт 1 п.1 ст.15 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ»).

В соответствии со ст. 35 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» утверждение бюджета муниципального образования находится в исключительной компетенции представительного органа муниципального образования.

Согласно ст.16 Устава Красноармейского муниципального района адрес структуру органов местного самоуправления района составляют Собрание депутатов Красноармейского муниципального района, Глава Красноармейского муниципального района, администрация Красноармейского муниципального района, контрольно-четная палата Красноармейского муниципального района.

При этом, именно администрация района формирует проект бюджета муниципального района, организует его исполнение (ст.31 Устава; л.д.87).

Обязанность органа местного самоуправления по созданию условий инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), также была предусмотрена Постановлением законодательного собрания челябинской области от дата номер «О принятии областной целевой программы «Обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов и маломобильных групп населения к объектам социальной инфраструктуры и информации в адрес на 2003-2006 годы. Приложением номер утвержден перечень объектов, в которые необходимо предусмотреть беспрепятственный доступ инвалидов, к которым относятся и административные здания органов местного самоуправления.

Вместе с тем, до настоящего времени, возложенная на орган местного самоуправления – администрацию Красноармейского муниципального района адрес вышеуказанная обязанность не исполнена, что является нарушением прав, свобод и законных интересов инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения по беспрепятственному доступу в здание администрации.

То обстоятельство, что в соответствии с Уставом, от имени муниципального образования права собственника в отношении имущества, находящегося в муниципальной собственности муниципального района, осуществляет Комитет по управлению имуществом и земельным отношениям (п.3 ст.35 Устава; л.д.92), не свидетельствует о том, что требования прокурора предъявлены к ненадлежащему ответчику, так как Комитет по управлению имуществом и земельным отношениям Красноармейского муниципального района адрес не входит в структуру органов местного самоуправления муниципального района.

В соответствии с ч.2 ст.206 ГПК РФ суд считает необходимым установить срок – один месяц со дня вступления решения суда в силу, в течении которого администрация Красноармейского муниципального района адрес должна обеспечить здание администрации Красноармейского муниципального района адрес по адресу адрес входом с пандусами для доступа инвалидов, ограниченных в возможности передвижения и использующих технические средства реабилитации.

На основании изложенного, руководствуясь ст.12, 56, 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Заявление прокурора адрес удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации Красноармейского муниципального района адрес по обеспечению здания администрации Красноармейского муниципального района адрес по адресу адрес входом с пандусами для доступа инвалидов, ограниченных в возможности передвижения и использующих технические средства реабилитации.

Обязать администрацию Красноармейского муниципального района адрес обеспечить здание администрации Красноармейского муниципального района адрес по адресу адрес входом с пандусами для доступа инвалидов, ограниченных в возможности передвижения и использующих технические средства реабилитации в течении одного месяца со дня вступления решения в силу.

Решение может быть обжаловано в Челябинский областной суд в течение одного месяца со дня вынесения в окончательной форме, через Красноармейский районный суд адрес путем подачи апелляционной жалобы.

Председательствующий, подпись

Копия верна, судья