Решение по иску Шишковой Л.И. к ГУ УПФ в Красноармейском районе о признании права на досрочную пенсию по старости.



Дело № 02-323/2012 г.

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

С. Миасское                     ДД.ММ.ГГГГ

    Красноармейский районный суд <адрес> в составе

председательствующего – судьи Новикова Е.М.

при секретаре Какуриной Г.А.

с участием истицы Шишковой Л.М., представителя ответчика Шарипова Р.Р., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Шишковой Л.М. к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес> о признании права на досрочную пенсию по старости,

У С Т А Н О В И Л:

Шишкова Л.М. обратилась в суд с иском об оспаривании решения комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав ГУ – Уп-равления Пенсионного фонда РФ в Красноармейском районе Челябинской области (далее – УПФ) об отказе в назначении пенсии, просит суд признать ее право на досрочную трудовую пенсию по старости, обязать ответчика включить в стаж, дающий право на назначение ей досрочной трудовой пенсии по старости, периоды ее работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и назначить ей пенсию со дня ее обращения к ответчику, то есть с ДД.ММ.ГГГГ.

В обоснование иска указала, что УПФ необоснованно не включило ей в льготный стаж данные периоды, всего 11 лет 10 месяцев 20 дней, мотивируя тем, что она работала в должности заведующей детским садом. Считает данное решение незаконным, так как она работала на соответствующей должности в учреждении для детей, реализующем образовательные программы и обеспечивающем их обучение и воспитание. Она имеет необходимый педагогический стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости. С ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время она работает заведующей МДОУ, но характер ее работы не изменился, она выполняет одну и ту же педагогическую работу. Считает исключение из списка должностей, дающих право на досрочное назначение пенсии, должность заведующего ДОУ противоречащим Конституции РФ, имеющей высшую юридическую силу и прямое действие на всей территории РФ.

В судебном заседании Шишкова Л.М. иск поддержала по изложенным

основаниям.

Представитель ответчика Шарипов Р.Р. в судебном заседании иск не признал, считая его необоснованным и полагая, что истице правомерно отказано во включении спорных периодов ее работы в специальный стаж и в назначении пенсии.

Привлеченное к участию в деле в качестве третьего лица Управление образования Красноармейского муниципального района участия в судебном заседании не приняло, о времени и месте рассмотрения дела извещено.

Заслушав пояснения участников, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу, что иск Шишковой Л.М. не подлежит удовлетворению.

В соответствии с пп. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» (далее – Закон) трудовая пенсия по старости назначается лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.

В силу п. 2 этой статьи Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

В судебном заседании установлено, что Шишкова Л.М. ДД.ММ.ГГГГ назначена исполняющей обязанности заведующей детским садом «Ромашка», в котором до этого работала воспитателем, ДД.ММ.ГГГГ назначена на должность заведующей МДОУ «Бродокалмакский детский сад «Ромашка», работает в данном учреждении в указанной должности по настоящее время, что помимо пояснений истицы подтверждается представленной суду трудовой книжкой, не оспаривается.

ДД.ММ.ГГГГ истица, полагая, что имеет необходимый педагогический стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости, обратилась в УПФ с заявлением о назначении данной пенсии.

Однако решением ответчика от ДД.ММ.ГГГГ получила отказ, поскольку стаж ее педагогической работы, подлежащий зачету для назначения досрочной пенсии, согласно протоколу составил 13 лет 7 месяцев 1 день (л.д.9-13).

Отказывая истице во включении указанного выше периода работы в трудовой стаж, дающий право на назначение льготной пенсии, ответчик в протоколе заседания комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан за от ДД.ММ.ГГГГ указал, что спорные периоды не засчитаны в трудовой стаж по причине того, что работа в должности директора (начальника, заведующего) образовательного учреждения засчитывается в льготный стаж только за период до ДД.ММ.ГГГГ.

Это же пояснил представитель ответчика в судебном заседании.

    Разрешая исковые требования, суд исходит из следующего.

Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ утверждены Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с пп. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в данных учреждениях.

В соответствии с п. 8 «в» Правил в стаж работы засчитывается работа в должности директора (начальника, заведующего), заместителя директора (начальника, заведующего) учреждений, указанных в пунктах 1.8, 1.12 и 2 раздела «Наименование учреждений» списка за период до ДД.ММ.ГГГГ

В пункте 1.8 раздела «Наименование учреждений» Списка поименованы детские сады всех наименований.

В п. 2 Постановления Пленума Верховного суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии» также разъяснено, что при рассмотрении споров, возникших в связи с отказом в назначении трудовой пенсии по старости на основании подпункта 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», необходимо иметь в виду, что в силу подпункта «в» пункта 8 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ , работа в должности директора (начальника, заведующего), заместителя директора (начальника, заведующего) учреждений, указанных в пунктах 1.8, 1.12 и 2 раздела «Наименование учреждений» списка должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ , засчитывается в стаж работы только за период до ДД.ММ.ГГГГ. Работа в данных должностях в учреждениях, указанных в пунктах 1.8, 1.12 и 2 раздела «Наименование учреждений» названного выше списка должностей и учреждений, имевшая место после ДД.ММ.ГГГГ, не подлежит зачету в педагогический стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.

Поэтому, в соответствии с изложенным, спорные периоды работы истицы в должности заведующей детским садом обоснованно не включены ответчиком в стаж ее работы, дающей право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью.

Ссылки истицы на неконституционность правовых норм, не позволяющих засчитывать в льготный стаж периодов работы на руководящих должностях в образовательных учреждениях после ДД.ММ.ГГГГ, суд также считает несостоятельными.

Вопрос о конституционности фактически оспариваемых заявительницей положений уже был предметом рассмотрения Конституционным Судом Российской Федерации, который в Определениях от ДД.ММ.ГГГГ -О, от ДД.ММ.ГГГГ -О-О изложил следующую правовую позицию.

Согласно статье 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (часть 1); государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом (часть 2).

В соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, трудовая пенсия по старости назначается независимо от возраста. В действующей системе пенсионного обеспечения установление для указанной категории лиц льготных условий приобретения права на трудовую пенсию по старости (как и предоставление им пенсии за выслугу лет, предусматривавшееся в ранее действовавшем пенсионном законодательстве) направлено, главным образом, на защиту от риска утраты профессиональной трудоспособности ранее достижения общего пенсионного возраста. Поэтому право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости связывается не с любой работой в образовательных учреждениях, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными характером определенной профессиональной деятельности, а именно деятельности, связанной с воспитанием детей (педагогической деятельности).

Выделение в особую категорию лиц, имеющих право на досрочное пенсионное обеспечение по старости, отдельных работников, осуществляющих такую деятельность, фактически основанное на учете профиля выполняемой ими работы, само по себе не может расцениваться как нарушение принципа равенства всех перед законом (статья 19, часть 1, Конституции Российской Федерации) либо как ограничение права граждан на пенсионное обеспечение (статья 39, часть 1, Конституции Российской Федерации).

Согласно пункту 2 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Действуя в пределах предоставленного ему полномочия, Правительство Российской Федерации Постановлением от ДД.ММ.ГГГГ утвердило названные Список и Правила, которые конкретизируют применительно к пенсионному обеспечению не раскрытые в указанном Федеральном законе понятия «педагогическая деятельность» и «учреждения для детей», обеспечивая тем самым реализацию права граждан на досрочное пенсионное обеспечение.

С принятием Постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ работникам, занимавшим названные должности, стало известно, что их работа после ДД.ММ.ГГГГ не включается в стаж, дающий право на назначение пенсии на льготных условиях. Таким образом обеспечивалась необходимая стабильность в правовом регулировании, а для граждан создавалась возможность адаптироваться к изменившимся условиям их пенсионного обеспечения.

Основанное на анализе объективных данных изменение оценки профессиональной деятельности руководителей дошкольных образовательных учреждений применительно к льготному пенсионному обеспечению, как и сохранение за ними права на включение в специальный стаж времени работы в этих должностях за период, когда законодательством предусматривался их зачет в выслугу лет, не нарушает конституционные требования и согласуется с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, согласно которой внесение изменений в действующее правовое регулирование, оказывающее неблагоприятное воздействие на правовое положение граждан, должно сопровождаться соблюдением принципа поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, который предполагает сохранение разумной стабильности правового регулирования и недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм, а также в случае необходимости - предоставление гражданам возможности в течение некоторого переходного периода адаптироваться к вносимым изменениям (Постанов-ление Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ -П).

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении иска Шишковой Л.М. о признании за ней права на досрочную трудовую пенсию по старости, возложении на Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес> обязанности включить в ее педагогический стаж периоды с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и назначить ей пенсию с ДД.ММ.ГГГГ отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Челябинского областного суда в течение месяца со дня принятия его судом первой инстанции в окончательной форме через Красноармейский районный суд.

                    Судья: подпись

Копия верна, судья