Дело № 02-700/2012 г.
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
<адрес> ДД.ММ.ГГГГ
Красноармейский районный суд Челябинской области в составе
председательствующего – судьи Новикова Е.М.
при секретаре Какуриной Г.А.
с участием представителя ответчика Мунько Е.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Костина М.Е. к администрации Красноармейского муниципального района, администрации Канашевского сельского поселения, Министерству по радиационной и экологической безопасности Челябинской области о признании права на участие в государственной программе, признании незаконным отказа во включении в списки,
У С Т А Н О В И Л :
Костин М.Е. обратился в суд с иском об оспаривании отказа администрации Канашевского сельского поселения и возложении обязанности на данную администрацию включить его в список граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий для участия в целевой программе «Приобретение жилых помещений по категории подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии на ПО «Маяк», а также о признании за ним права на участие в данной подпрограмме и зачислении его в сводные списки граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии на ПО «Маяк», – получателей жилищных субсидий (государственного жилищного сертификата) по <адрес> и по <адрес>.
В обоснование иска указал, что, являясь со своей семьей нуждающимися в улучшении жилищных условий, обратился в администрацию Канашевского сельского поселения с заявлением о постановке его в очередь по программе «Приобретение жилых помещений по категории – подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии на ПО «Маяк». Однако получил отказ, который считает незаконным.
В судебном заседании истец участия не принял, о времени и месте рассмотрения дела извещен.
Ответчики администрация Канашевского сельского поселения и Министерство по радиационной и экологической безопасности в судебном заседании также не участвовали. В направленных в суд отзывах Министерство просило в удовлетворении иска отказать, ссылаясь на необоснованность заявленных требований, администрация указала, что к реализации данной программы отношения не имеет.
Представитель ответчика – администрации Красноармейского муниципального района Мунько Е.В. в судебном заседании иск не признала, считает, что истец не имеет права на участие в указанной программе.
Исследовав материалы дела, суд приходит к выводу, что иск подлежит частичному удовлетворению.
Согласно ч. 2 ст. 52 Жилищного кодекса РФ состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 Жилищного кодекса РФ категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. Если гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определенной федеральным законом, Указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям.
В силу ч. 3 ст.49 Жилищного кодекса РФ жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются, кроме малоимущих, иным определенным федеральным законом, Указом Президента РФ или законом субъекта РФ категориям граждан, признанных по установленным Жилищным кодексом РФ и (или) федеральным законом, Указом Президента РФ или законом субъекта РФ основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном Жилищным кодексом РФ порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента РФ или законом субъекта РФ.
Установлено, что Костин М.Е. является выехавшим добровольно из населенного пункта Заманиха, подвергнувшегося загрязнению вследствие аварии в 1957 году на ПО «Маяк», сбросов радиоактивных отходов в реку Теча, имеет право на льготы и компенсации, предусмотренные для категорий граждан, указанных в п. 6 ч. 1 ст. 13 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», что подтверждается имеющимся у нее удостоверением №, выданным ему ДД.ММ.ГГГГ.
Решением жилищной комиссии администрации Канашевского сельского поселения Красноармейского муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ его семья в составе 5 человек признана нуждающейся в улучшении жилищных условий.
Данное решение органа местного самоуправления не оспорено и не отменено.
В соответствии с п. 3 ч.1 ст.1, ст.6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 175-ФЗ «О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча», гражданам, эвакуированным (переселенным), а также добровольно уехавшим из населенных пунктов, подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении «Ма-як» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча, гарантируются меры социальной поддержки, установленные для граждан, указанных в пункте 6 части первой статьи 13 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».
Согласно п. 7 ст. 17 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» гражданам, указанным в п. 6 ч. 1 ст. 13 указанного закона гарантируется обеспечение нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до ДД.ММ.ГГГГ, жилой площадью в размерах и порядке, установленных Правительством РФ. Нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставших на учет после ДД.ММ.ГГГГ, обеспечиваются жилой площадью в соответствии с жилищным законодательством.
Постановлением Правительства РФ № от ДД.ММ.ГГГГ утверждена целевая программа «Жилище» на 2011-2015 года, в соответствии с которой установлено, что выпуск и реализация государственных жилищных сертификатов в рамках подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы осуществляется в порядке, установленном Правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категории граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы, утвержденных постановлением Правительства РФ № от ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с п. 1 постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О некоторых вопросах реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательство» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы» (с последующими изменениями) установлено, что формой государственной финансовой поддержки обеспечения граждан жильем в рамках реализации данной подпрограммы является предоставление им за счет средств федерального бюджета социальной выплаты на приобретение жилья, право на получение которой удостоверяется государственным жилищным сертификатом.
В соответствии с пп. «е» п. 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы», утвержденных указанным постановлением Правительства РФ, право на участие в подпрограмме имеют граждане, подвергшиеся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, аварии на производственном объединении «Маяк», и приравненные к ним лица, вставшие на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до ДД.ММ.ГГГГ, имеющие право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии со статьями 14, 15, 16, 17 и 22 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 175-ФЗ «О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча».
В соответствии подпунктом «а» пункта 17 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы применительно к условиям подпрограммы членами семьи гражданина - участника подпрограммы признаются постоянно проживающие совместно с ним супруга (супруг), их дети и родители гражданина - участника подпрограммы. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы, а в исключительных случаях и иные лица, постоянно проживающие совместно с гражданином - участником подпрограммы, учитываются при расчете размера социальной выплаты в случае признания их в судебном порядке членами его семьи.
Конституционным судом РФ в Постановлении №-П от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенном по запросу Курчатовского городского суда <адрес> о проверке конституционности п. 2 ч.1 ст. 14 и п. 1 ч. 1 ст. 15 Федерального закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», высказана правовая позиция в отношении граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие аварии на Чернобыльской АЭС, но принятых на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий после ДД.ММ.ГГГГ.
По смыслу указанных норм, при переходе к новому правовому регулированию обеспечения жилыми помещениями лиц, подвергшихся радиационному воздействию вследствие аварии на Чернобыльской АЭС и принятых на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий после ДД.ММ.ГГГГ, должны быть предусмотрены соответствующие правовые механизмы, позволяющие с учетом специфики правового статуса этих лиц обеспечить сохранения достигнутого уровня защиты их прав и свобод, гарантий их социальной защищенности в равной мере с гражданами той же категории, которые были приняты на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до ДД.ММ.ГГГГ, и созданы необходимые, в том числе финансовые, условия для обеспечения их жилыми помещениями.
В соответствии с данным Постановлением Конституционного суда РФ положения п. 2 ч. 1 ст. 14 «Закона о социальной защите граждан, подвергшихся воздействия радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» признаны не соответствующими Конституции РФ в той мере, в какой данные положения в системе действующего правового регулирования не устанавливают правовой механизм, который равным образом гарантировал бы предоставление жилых помещений гражданам, пострадавшим от радиации в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, принятыми на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий как до ДД.ММ.ГГГГ, так и после этой даты.
Любая дифференциация, приводящая к различиям в правах граждан в той или иной сфере правового регулирования, должна отвечать требованиям Конституции РФ, в том числе и закрепленному принципу равенства (статья 19 Конституции РФ), гарантирующего защиту от всех форм дискриминации при осуществлении прав и свобод. В свою очередь соблюдение конституционного принципа равенства, гарантирующего защиту от всех форм дискриминации при условии осуществления прав и свобод, означает, помимо прочего, запрет вводить такие ограничения в правах граждан, принадлежащих к одной категории, которое не имеет объективного и разумного оправдания.
То есть, исходя из смысла закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» и Постановления Конституционного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ №-П, граждане, подвергшиеся воздействию радиации, имеют право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета при наличии нуждаемости в улучшении жилищных условий.
Участие в подпрограмме носит заявительный характе<адрес> обращался с соответствующим заявлением в администрацию Канашевского сельского поселения. Данный орган местного самоуправления не является надлежащим, Костин М.Е. необходимо было обратиться с таким заявлением с приложением необходимых документов, указанных в п. 19 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категории граждан, установленных федеральным законодательством» в администрацию Красноармейского муниципального района, где формируется сводный список данной категории лиц по <адрес> и передается в дальнейшем в Министерство по радиационной и экологической безопасности <адрес> для включения в сводный список по <адрес>.
Администрация Канашевского сельского поселения, получив заявление Костина М.Е., не разъяснила ему надлежащий порядок обращения с подобным заявлением, а рекомендовало обратиться в суд, что им и было сделано.
При изложенных обстоятельствах суд считает необоснованными и не подлежащими удовлетворению требования истца о признании незаконным отказа администрации Канашевского сельского поселения и возложении на нее обязанности включить Костина М.Е. в список граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий для участия в целевой программе «Приобретение жилых помещений по категории подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии на ПО «Маяк».
Требования же Костина М.Е. о признании за ним права на участие в подпрограмме на получение жилищных субсидий за счет средств федерального бюджета и зачислении его в сводные списки граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии на ПО «Маяк», – получателей жилищных субсидий (государственного жилищного сертификата) по <адрес> и по <адрес> являются обоснованными.
Сам по себе факт того, что истец был принят на учет нуждающимся в улучшении жилищных условия после ДД.ММ.ГГГГ, не является безусловным основанием для отказа в предоставлении ему указанных выше мер социальной поддержки.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Иск удовлетворить частично.
Признать за Костиным М.Е. право на участие в подпрограмме по обеспечению жильем за счет средств Федерального бюджета нуждающихся в улучшении жилищных условий граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие аварии на ПО «Маяк», и зачислить его семью в сводные списки граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии на ПО «Маяк», – получателей жилищных субсидий по <адрес> и по <адрес>.
В остальной части в удовлетворении иска отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Челябинский областной суд в течение месяца со дня принятия его судом первой инстанции в окончательной форме.
Председательствующий: подпись
Копия верна, судья