Дело № 2-375/11
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
<адрес> дата
Красноармейский районный суд Челябинской области в составе председательствующего судьи Филатова И.В.
при секретаре Спириной О.О.,
с участием истца Нуркеевой А.А., представителя администрации Красноармейского муниципального района <адрес> С.а О.Е., представителя Комитета по управлению имуществом и земельным отношениям Красноармейского муниципального района <адрес> С.х С.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску Нуркеевой А.А. об обязании предоставления жилищных субсидий
УСТАНОВИЛ:
Нуркеева А.А. обратилась в суд с иском к администрации Красноармейского муниципального района <адрес>, Министерству строительства, инфраструктуры и дорожного хозяйства <адрес>, Комитету по управлению имуществом и земельным отношениям Красноармейского муниципального района <адрес> о признании бездействий вышеуказанных органов по непредоставлению жилищной субсидии незаконным, об обязании предоставления жилищных субсидий.
В обосновании иска указала, что с 1972 года по 1992 год проживала в <адрес>, где в указанное время осуществляла трудовую деятельность. С 1992 года постоянно проживает на территории <адрес>. По прибытии на постоянное место жительства в <адрес>, ей было предоставлено для проживания помещение, расположенное в здании бывшей школы. Данное помещение ей было предоставлено для проживания в связи с работой в Канашевском совхозе, в котором она проживает по настоящее время. Данному помещению более 70 лет, оно находится в ветхоаварийном состоянии. С дата состоит на учете в льготной очереди на получение жилья по категории граждан, проработавших в районах Крайнего севера более 15 лет. В 2003 году обратилась с заявлением о включении ее в состав участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем граждан, установленных федеральным законодательством». Своего собственного жилья не имеет, денежные средства на приобретение жилья отсутствуют. несмотря на то, что состоит на учете как нуждающаяся в жилье с 2003 года, до настоящего времени жилищную субсидию не получила (л.д.5-7).
В судебном заседании Нуркеева А.А. заявленные требования поддержала в полном объеме. Просила их удовлетворить на основании имеющихся доказательств.
Суду пояснила, что в период с 1972 года по 1992 годы работала на различных предприятиях в <адрес>. В 1992 году уволилась по собственной инициативе и приехала в <адрес>. В 1992 году устроилась на работу в Канашевский совхоз. Ей для проживания было предоставлено помещение, площадью 50 кв.м., расположенное в здании бывшей школы, которое в настоящее время пришло в негодность и в нем проживать невозможно. Проживает вместе с дочерью. Признана нуждающейся в улучшении жилищных условий и состоит на учете в льготной очереди на получение жилья как лицо, проработавшее в районах Крайнего Севера более 15 лет. В 2003 году написала заявление о включении ее в состав участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем граждан, установленных федеральным законодательством». Однако, до настоящего времени жилищных субсидий для приобретения жилья не получила. При этом, по Красноармейскому муниципальному району <адрес> она числится в данной очереди под первым номером. Своего собственного жилья не имеет. Ни в администрацию района, ни в Комитет по управлению имуществом и земельным отношениям Красноармейского муниципального района <адрес> с заявлением о предоставлении жилого помещения по договору социального найма не обращалась.
Представитель администрации Красноармейского муниципального района <адрес> С.а О.Е., действующая на основании доверенности, иск не признала. Суду пояснила, что со стороны администрации района все необходимые действия по обеспечению Нуркеевой А.А. приняты. Нуркеева А.А. состоит на учете в льготной очереди на получения жилья как лицо, проработавшее в районах Крайнего севера более 15 лет, включена в сводный список граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и является единственным нуждающимся по району, претендующим на получение жилищной субсидии как лицо, проработавшее в районах Крайнего севера более 15 лет. Все необходимые документы направлены в Министерство строительства, инфраструктуры и дорожного хозяйства <адрес>, ежегодно проверяется ее нуждаемость в жилье, и соответствующая информация направляется в Министерство. Действие данной программы продлено до 2015 года. Министерством выделяется 1 сертификат на область в пол года. Подтвердила, что Нуркеева А.А. действительно проживает в помещении старой школы, которое в жилое помещение не переведено. Здание действительно осматривалось комиссией администрации района, его состояние действительно непригодно для проживания.
Представитель Комитета по управлению имуществом и земельным отношениям Красноармейского муниципального района <адрес> С.х С.Г., действующая на основании доверенности, иск не признала. Просила отказать в его удовлетворении.
Суду пояснила, что здание, в котором проживает Нуркеева А.А. - <адрес> реестре муниципальной собственности не числится. Собственника у здания не имеется. При этом, на учете в качестве бесхозяйного объекта недвижимого имущества, не принято. Собственника у здания не имеется. При этом, жилым помещением оно не является. Нуркеева А.А. с заявлением к ним о предоставлении жилого помещения по договору социального найма не обращалась.
Ответчик - Министерство строительства, инфраструктуры и дорожного хозяйства <адрес>, извещенное о времени и месте судебного заседания, в суд не явилось. Просило рассмотреть дело в их отсутствии. представило отзыв, в котором с исковыми требованиями не согласилось. В отзыве указало, что Нуркеева А.А. включена министерством в Список граждан, выехавших из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей не ранее дата, имеет право на получение социальных выплат для приобретения жилья по <адрес>. В сводном списке по <адрес> числится под номером 25. Вопрос о выдаче государственного жилищного сертификата (далее ГЖС) будет рассмотрен согласно очередности и выделенного финансирования.
Заслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, суд не находит оснований для удовлетворения исковых требований.
Установлено, что Нуркеева А.А., дата года рождения, в период с дата по дата работала в различных предприятиях <адрес>, что подтверждается ее трудовой книжкой (л.д.13-19).
дата Нуркеева А.А. уволена с последнего места работы в <адрес> - малое государственное предприятие «Строитель». Уволена по ст.31 КЗоТ РСФСР по собственному желанию. После переезда в <адрес> с дата принята на работу в Канашевское акционерное общество. Впоследствии работала в челябинском вагоном депо, откуда уволилась по достижении пенсионного возраста. Данные обстоятельства подтверждаются трудовой книжкой истицы (л.д.18-19), архивной справкой о стаже Нуркеевой А.А.(л.д.63) и сторонами не оспариваются.
Нуркеева А.А. является пенсионером по старости. Пенсия назначена с дата, что подтверждается пенсионным удостоверением истицы (л.д.50).
В период постоянного проживания в <адрес>, Нуркеева А.А. свое право на приватизацию не использовала, государственную финансовую помощь для приобретения или строительства жилья в связи с выездом из районов Крайнего Севера не получала, что подтверждается справками администрации <адрес> (л.д.20-21)
После переезда на постоянное место жительства в <адрес>, Нуркеева А.А. с дата зарегистрирована по адресу <адрес>, что подтверждается поквартирной карточкой (л.д.48), а также паспортом истицы (л.д.9). Данное помещение является зданием старой школы, не имеющем статуса жилого помещения, что следует из справки администрации Канашевского сельского поселения от дата (л.д.22), выпиской из решения заседания комиссии по учету и распределению жилья (л.д.28).
Статус данного помещения как непереведенного в жилое, сторонами не оспаривается.
На основании решения заседания комиссии по учету и распределению жилья Канашевского сельского поселения от дата, Нуркеева А.А. признана нуждающейся в улучшении жилищных условий и поставлена в льготную очередь на улучшение жилищных условий (или получения субсидии) по категории граждан, проработавших в районах Крайнего севера более 15 лет (л.д.28).
Право Нуркеевой А.А. на получение субсидии на приобретения жилья по данной категории ответчиками не оспаривается.
дата Нуркеева А.А. обратилась с заявлением на имя заместителя главы <адрес> об оказании содействия в получении субсидии на приобретение жилья (л.д.47).После чего ею было написано заявление-рапорт о включении в состав участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» (л.д.27).
По результатам рассмотрения заявления Нуркеевой А.А. было сформировано учетное дело № (л.д.27), которое направлено в Министерство строительства, инфраструктуры и дорожного хозяйства <адрес>.
В настоящее время Нуркеева А.А. в собственности жилых помещений на территории <адрес> не имеет, что следует из ответов Управления Росреестра по <адрес> (л.д.32, 35-36).
Право собственности на помещение, расположенное по адресу <адрес> за кем-либо не зарегистрировано, что следует из ответа Управления Росреестра по <адрес> (л.д.36).
Разрешая требования Нуркеевой А.А., суд исходит из следующего.
Нуждаемость Нуркеевой А.А. в жилом помещении, как и ее право на получении жилищных субсидий по категории лиц, проработавших в районах Крайнего Севера, ответчиками не оспаривается.
В соответствии со статьей 46 Конституции Российской Федерации и главой 25 ГПК РФ граждане и организации вправе обратиться в суд за защитой своих прав и свобод с заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, в результате которых, по мнению указанных лиц, были нарушены их права и свободы или созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод либо на них незаконно возложена какая-либо обязанность или они незаконно привлечены к ответственности.
Таким образом, необходимым условием для признания бездействий органов государственной власти или местного самоуправления является не только установление самого факта бездействия, но и того факта, что в результате данного бездействия нарушены права и свободы граждан.
В соответствии со ст.1 Федерального закона от дата N 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» (далее Закон) жилищные субсидии предоставляются гражданам, прибывшим в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее дата, имеющим общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее 15 календарных лет, не имеющим жилья в других регионах Российской Федерации или нуждающимся в его улучшении и не получавшим субсидии на эти цели.
Статьей 2 данного Закона установлена очередность предоставления жилищных субсидий:
в первую очередь жилищные субсидии предоставляются гражданам, выезжающим из городов, поселков, с полярных станций, находящихся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и закрывающихся в соответствии с решениями органов государственной власти субъектов Российской Федерации и по согласованию с Правительством Российской Федерации;
во вторую очередь жилищные субсидии предоставляются гражданам, признанным инвалидами I и II групп, а также инвалидам с детства, родившимся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, с учетом стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, определяемого частями второй и третьей статьи 5 настоящего Федерального закона;
в третью очередь жилищные субсидии предоставляются пенсионерам с учетом стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, определяемого частью второй статьи 5 настоящего Федерального закона;
в четвертую очередь жилищные субсидии предоставляются гражданам, признанным в установленном порядке безработными и состоящим не менее одного года на учете в органах службы занятости населения по месту жительства в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, с учетом стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, определяемого частью второй статьи 5 настоящего Федерального закона;
в пятую очередь жилищные субсидии предоставляются работающим гражданам с учетом стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
Постановка на учет граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий в соответствии с настоящим Федеральным законом, и определение размера жилищных субсидий осуществляются по месту их жительства органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (статья 3 Закона).
Нуркеева А.А. состоит на данном учете, на который поставлена на основании решения комиссии по учету и распределению жилья Канашевского сельского поселения.
Право граждан, выезжающих или выехавших из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, на получение и использование жилищных субсидий подтверждается государственным жилищным сертификатом (статья 4 закона).
Средства федерального бюджета на жилищные субсидии гражданам, выезжающим или выехавшим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, предусматриваются федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год (статья 7 Закона).
В соответствии с ч.3 ст.196 ГПК РФ суд принимает решение по заявленным истцом требованиям.
Заявляя исковые требования, истица просит обязать органы государственной власти предоставить ей именно жилищную субсидию на приобретение жилья.
Вместе с тем, вышеуказанным Федеральным законом, не предусмотрено право на оказание данных мер социальной поддержки во внеочередном порядке.
Ранее действовавшее законодательство - Федеральный закон от дата N 131-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» также не предусматривал внеочередного обеспечения данной категорией граждан жилищными субсидиями.
При этом, предоставление жилищной субсидии на приобретение жилья предусматривает приобретение его в собственность.
Право на внеочередное предоставление жилья, предусмотрено ч.2 ст.52 ЖК РФ. Вместе с тем, по данным основаниям, предусмотрено право граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, получить жилые помещения по договорам социального найма. Однако, как следует из пояснений Нуркеевой А.А., а также ответчиков, Нуркеева А.А. с заявлением о предоставлении жилья по договору социального найма не обращалась.
Заявление Нуркеевой А.А. от дата (л.д.30) судом не может быть расценено как заявление о предоставлении жилья по договору социального найма. Порядок принятия на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, предусмотрен ст.52 ЖК РФ. При этом, воля гражданина, желающего получить жилое помещение по договору социального найма должна быть выражена в соответствующем заявлении с приложением необходимых документов, предусмотренных п.4 ст.52 ЖК РФ.
Вместе с тем, как следует из установленных судом обстоятельств, данный порядок Нуркеевой А.А. не соблюдался.
Право Нуркеевой А.А. на получение жилья как нуждающегося в жилых помещениях возникло дата. На момент его возникновения действовал Жилищный кодекс РСФСР (ст.28-31 ЖК РСФСР).
Примерные правила учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в РСФСР, утверждены постановлением Совета Министров РСФСР от дата N 335.
Согласно п.12 Правил для принятия на учет гражданином подается заявление. К заявлению прилагается: выписка из домовой книги, копия финансового лицевого счета и, в необходимых случаях, справки бюро технической инвентаризации, учреждений здравоохранения и другие документы, относящиеся к решению данного вопроса.
Однако, каких-либо документов, согласно вышеуказанного пункта Правил, Нуркеевой А.А. в компетентный орган государственной власти не предоставлялся, что не отрицается истицей.
В соответствии с п.28 распределение по субъектам Российской Федерации средств федерального бюджета для предоставления социальных выплат гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, предусматривается в федеральном законе о федеральном бюджете на соответствующий год.
Таким образом, получение Нуркеевой А.А. жилищной субсидии обусловлено выделением соответствующего финансирования из федерального бюджета на соответствующий год.
В связи с чем, оснований для признания незаконным бездействия администрации Красноармейского муниципального района <адрес>, Министерства строительства, инфраструктуры и дорожного хозяйства челябинской области, а также комитета по управлению имуществом и земельным отношениям Красноармейского муниципального района <адрес> не имеется, так как с их стороны, возложенные на них вышеуказанными нормативными актами, предусматривающими обеспечение граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера, жилищной субсидией (ГЖС) выполнены в полном объеме.
Права на получение данной жилищной субсидии Нуркеева А.А. не лишена, что следует из отзыва Министерства строительства, инфраструктуры и дорожного хозяйства <адрес>. Последняя числится в сводном списке под номером 25 и ее право на получение данной жилищной субсидии будет реализовано при поступлении соответствующего финансирования в порядке очередности.
В связи с чем, оснований для удовлетворения требований об обеспечении Нуркеевой А.А. жилищной субсидией не имеется.
При этом, суд учитывает, что Нуркеева А.А. не лишена права в ином порядке улучшить свои жилищные условия, в том числе и путем получения жилья по договору социального найма.
На основании изложенного, руководствуясь ст.12, 56, 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск Нуркеевой А.А. оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в течение десяти дней в Челябинский областной суд со дня его вынесения в окончательной форме через Красноармейский районный суд <адрес> путем подачи кассационной жалобы.
Председательствующий, подпись
Копия верна, судья И.В. Филатов