Решение суда по жалобе Курбатовой Т.Л. на постановление по делу об административном правонарушении по ч. 1 и ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ



Дело № 12-75/2012 г.

Р Е Ш Е Н И Е

<адрес>                    ДД.ММ.ГГГГ

Судья Красноармейского районного суда Челябинской области Новиков Е.М. при секретаре Какуриной Г.А. рассмотрел в судебном заседании административное дело по жалобе Курбатовой Т.Л. на постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное государственным инспектором отдела надзорной деятельности № 6 по пожарному надзору Литвиновой Е.В. ДД.ММ.ГГГГ, которым

КУРБАТОВА Т.Л., родившаяся ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>, проживающая в <адрес> по адресу: <адрес>1, работающая <данные изъяты>

привлечена к административной ответственности по ч. 1 и ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ за нарушение правил пожарной безопасности при эксплуатации здания магазина «Продукты» по адресу: <адрес> с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 15 000 рублей.

    Проверив материалы дела и доводы жалобы,

У С Т А Н О В И Л :

Постановлением государственного инспектора ОН<адрес> УНД ГУ МЧС России по <адрес> Л.й Е.В. должностное лицо – председатель Лазурненского сельского потребительского общества Курбатова Т.Л. привлечена к административной ответственности за совершение правонарушений, предусмотренных ч.ч. 1 и 4 ст. 20.4 КоАП РФ, и подвергнута наказанию в виде административного штрафа в размере 15 000 рублей.

Из постановления усматривается, что ДД.ММ.ГГГГ в ходе проверки соблюдения законодательства о пожарной безопасности при эксплуатации территории, зданий, помещений магазина «Продукты», расположенного по адресу: <адрес>, проведенной отделом надзорной деятельности по пожарному надзору УНД ГУ МЧС России по <адрес>, было установлено, что Курбатова Т.Л., являясь должностным лицом – председателем <данные изъяты> сельского потребительского общества, нарушила требования Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 69-ФЗ «О пожарной безопасности»; Правил противопожарного режима в РФ, утвержденных постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ (далее – ППР в РФ), а также СНиП 21-01-97*.

Нарушения выразились в том, что в указанном магазине <данные изъяты> СельПО:

на объекте не разработана общеобъектовая инструкция о мерах пожарной безопасности, с указанием ответственных лиц за обеспечение пожарной безопасности, в том числе за: сообщение о возникновении пожара в пожарную охрану и оповещения руководства и дежурных служб объекта; организацию спасения людей с использованием для этого имеющихся сил и средств; проверку включения автоматических систем противопожарной защиты; отключения при необходимости электроэнергии (ППР в РФ, п. 462);

инструкция о мерах пожарной безопасности разработана не в соответствии с Правилами противопожарного режима в РФ, утвержденными постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ (ППР в РФ п. 460);

части зданий и помещений разных классов функциональной пожарной опасности не отделены друг от друга противопожарной преградой, а именно складское помещение (по тех. паспорту ) не отделено от торгового зала (по тех паспорту ) сертифицированной противопожарной дверью с необходимым пределом огнестойкости (СНиП 21-01-97* п. 7.4, п. 5.14* табл. 2);

части зданий и помещений разных классов функциональной пожарной опасности не отделены друг от друга противопожарной преградой, а именно складское помещение (по тех. паспорту ) не отделено от торгового зала (по тех паспорту ) сертифицированной противопожарной дверью с необходимым пределом огнестойкости (СНиП 21-01-97* п. 7.4, п. 5.14* табл. 2),

что предусмотрена административная ответственность по ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ;

помещения разных классов функциональной пожарной опасности не отделены друг от друга противопожарной преградой, а именно складское помещение (по тех. паспорту ) не отделено противопожарной перегородкой от торгового зала (по тех паспорту ), фактически стена между складом и торговым залом выполнена деревянной (СНиП 21-01-97* п. 7.4, п. 5.14* табл. 1),

за что предусмотрена административная ответственность по ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ.

В жалобе Курбатовой Т.Л. содержится просьба об отмене указанного постановления государственного инспектора ОН<адрес> УНД ГУ МЧС России по <адрес> в связи с его незаконностью и о прекращении производства по делу.

В обоснование жалобы заявитель ссылается на отсутствие в оспариваемом постановлении выводов о виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, в то время как вина должна быть установлена и доказана административным органом, как один их элементов состава административного правонарушения.

Кроме того при вынесении оспариваемого постановления административным органом не учтены смягчающие ответственность обстоятельства (привлечение к ответственности впервые).

По мнению подателя жалобы незаконным является составление акта проверки, протокола об административном правонарушении и вынесение постановления о привлечении к административной ответственности одним лицом.

При назначении наказания по ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ не мотивировано назначение наказания в виде штрафа.

Привлечение Курбатовой Т.Л. к административной ответственности со ссылкой на СНиП 21-01-97* и СНиП ДД.ММ.ГГГГ-89* является необоснованным и незаконным, поскольку на здания, строения и сооружения, запроектированные и построенные по действующим ранее нормам, требования новых нормативных документов не распространяется. Проверяемое здание магазина введено в эксплуатацию в 1977 году, доказательств того, что данное здание реконструировалось, административным органом не представлено. Кроме того СНиП 21-01-97 был утвержден постановлением Минстроя России от ДД.ММ.ГГГГ . Однако указанный нормативный правовой акт федерального органа государственной власти не прошел государственную регистрацию в Министерстве юстиции России и не был опубликован официально, поэтому применению не подлежит.

Привлечение Курбатовой Т.Л. к административной ответственности по ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ является необоснованным, поскольку в связи с изменением законодательства – утверждением постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ «Правил противопожарного режима в Российской Федерации» отделка стен на путях эвакуации горючими материалами более не является административным правонарушением, предусмотренным ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ, требований к отделочным материалам путей эвакуации данные Правила не содержат. Кроме того материалы дела не содержат доказательств того, что стены магазина покрыты именно масляной краской. Ссылка административного органа на Приказ МЧС РФ от ДД.ММ.ГГГГ (перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации в области пожарной безопасности) является несостоятельной, поскольку в перечне продукции, подлежащей обязательной сертификации в области пожарной безопасности, отсутствует такой вид продукции как лакокрасочные покрытия (материалы).

Вменяемые Курбатовой Т.Л. нарушения п. 7.4 и п. 5.14 СНиП 21-01-97* не охватываются диспозицией ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ.    

Административным органом проведена проверка, не включенная в ежегодный план проведения плановых проверок. В соответствии с пп.7 п. 2 ст. 20 Федерального закона № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» это относится к грубым нарушениям, влекущим недействительность результатов проверки. Следовательно привлечение Курбатовой Т.Л. к административной ответственности по результатам проверки является неправомерным.

В судебном заседании Курбатова Т.Л. и ее защитник жалобу поддержали по изложенным в ней основаниям.

Заслушав пояснения Курбатовой Т.Л., ее защитника, исследовав материалы административного дела, суд приходит к выводу, что имеются основания для частичного удовлетворения жалобы.

Ст. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (далее – Закон) определяет нарушение требований пожарной безопасности как невыполнение или ненадлежащее выполнение таких требований. Под требованиями пожарной безопасности понимаются специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом.

В силу ст.ст. 37 и 38 Закона руководители организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны. Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с законодательством несут собственники имущества; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций, а также должностные лица в пределах их компетенции.

Наличие нарушений правил пожарной безопасности в здании указанного магазина Лазурненского СельПО на момент проверки, председателем, то есть руководителем, которого является Курбатова Т.Л., подтверждено материалами дела.

В материалах дела имеются акт проверки и два протокола об административном правонарушении (№ и 342 от ДД.ММ.ГГГГ), в которых зафиксированы нарушения, которые вменяются Курбатовой Т.Л.. В протоколах имеются записи последней, из которых следует, что она не оспаривает наличие выявленных нарушений, обязуется устранить их в кратчайшие сроки.

Обстоятельства совершения Курбатовой Т.Л. административных правонарушений подтверждаются и представлением об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.

Ссылка в жалобе на отсутствие виновности Курбатовой Т.Л. в совершении вменяемых ей правонарушений является, по мнению суда, несостоятельной. Как указано выше, ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций.

В связи с этим государственный инспектор ОН<адрес> УНД ГУ МЧС России по <адрес> пришла к обоснованному выводу о виновности Курбатовой Т.Л. в нарушениях правил пожарной безопасности.

Довод о том, что при рассмотрении дела должностным лицом не были учтены смягчающие ответственность обстоятельства, является несостоятельным, поскольку данные обстоятельства учтены, о чем свидетельствует назначение минимального наказания по каждому из составов вменяемых правонарушений.

Несостоятельным является и довод жалобы о незаконности составления акта проверки, протокола об административном правонарушении и вынесение постановления о привлечении к административной ответственности одним и тем же должностным лицом.

Как следует из содержания ч. 1 ст. 28.3 КоАП РФ, протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных данным Кодексом, составляются должностными лицами органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях в соответствии с главой 23 КоАП РФ, в пределах компетенции соответствующего органа.

При этом КоАП РФ не предусматривает запрет на рассмотрение дела об административном правонарушении должностным лицом, составившим протокол об административном правонарушении, если при этом указанное должностное лицо в силу положений соответствующей статьи главы 23 КоАП РФ наделено полномочиями по рассмотрению данного дела и им соблюдены требования статей 24.1, 26.1 и 26.11 КоАП РФ. Оснований полагать, что по настоящему делу об административном правонарушении государственным инспектором ОН<адрес> УНД ГУ МЧС России по <адрес> требования приведенных выше статей не соблюдены, не имеется.

В то же время суд находит обоснованными доводы жалобы о необоснованности ссылок в постановлении на СНиП 21-01-97.

    На здания, строения и сооружения, запроектированные и построенные по действующим ранее нормам, требования новых нормативных документов не распространяется. Проверяемое здание магазина введено в эксплуатацию в 1977 году, то есть задолго до утвержденных СНиП, доказательств того, что данное здание реконструировалось, административным органом не представлено. Кроме того СНиП 21-01-97 был утвержден постановлением Минстроя России от ДД.ММ.ГГГГ . Однако указанный нормативный правовой акт федерального органа государственной власти не прошел государственную регистрацию в Министерстве юстиции России, поэтому применению не подлежит.

В связи с изложенным суд соглашается с доводами заявителя о необоснованности привлечения ее к ответственности по ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ.

Помимо того, что, как указано выше, необоснованными являются ссылки административного органа на нормы СНиП 21-01-97*, факт того, что помещения разных классов функциональной пожарной опасности не отделены друг от друга противопожарной преградой, не является объективной стороной административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 20.4 Кодекса об АП РФ, которая предусматривает ответственность за нарушения требований пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам, системам автоматического пожаротушения и пожарной сигнализации, оповещения и противодымной защиты.

Исходя из изложенного, Курбатова Т.Л. за нарушение правил пожарной безопасности на данном объекте возглавляемого ей юридического лица может нести административную ответственность только по ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ за первые два нарушения, а именно:

- на объекте не разработана общеобъектовая инструкция о мерах пожарной безопасности, с указанием ответственных лиц за обеспечение пожарной безопасности, в том числе за: сообщением о возникновением пожара в пожарную охрану и оповещения руководства и дежурных служб объекта; организацию спасения людей с использованием для этого имеющихся сил и средств; проверку включения автоматических систем противопожарной защиты; отключения при необходимости электроэнергии (ППР в РФ, п. 462);

- инструкция о мерах пожарной безопасности разработана не в соответствии с Правилами противопожарного режима в РФ, утвержденными постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ (ППР в РФ п. 460).

Однако по мнению суда, учитывая характер совершенного адми-

нистративного правонарушения, его незначительную общественную опасность, отсутствие вредных последствий для государства, общества, граждан, наличие смягчающих ответственность Курбатовой Т.Л. обстоятельств, исходя из конституционного принципа соразмерности и справедливости назначенного наказания, суд приходит к выводу, что требованиям ст.ст. 3.1, 4.1 КоАП РФ в данном случае будет соответствовать назначение в отношении Курбатовой Т.Л. административного наказания в виде предупреждения.

На основании изложенного, руководствуясь п.п. 2, 3 ч. 1 ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд

Р Е Ш И Л :

    Постановление государственного инспектора отдела надзорной деятельности по пожарному надзору Л.й Е.В. от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении КУРБАТОВОЙ Т.Л. к административной ответственности по ч. 1 ст. 20.4 и ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ изменить.

    

    В части привлечения КУРБАТОВОЙ Т.Л. к административной ответственности по ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ производство по делу прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

    

Признать КУРБАТОВУ Т.Л. виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренных ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ, и назначить ей административное наказание в виде предупреждения.

    Постановление по делу об административном правонарушении и решение по жалобе на это постановление могут быть обжалованы в Челябинский областной суд в течение десяти дней со дня вынесения решения.

    

                        Судья: подпись

    

                        Копия верна: судья