Красненский районный суд рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Скворцова Н.Н. к Скворцову А.Н., Шестаковой Л.Н., администрации Красненского района о признании права собственности на квартиру,
УСТАНОВИЛ:
В 1993 г. квартира № 2, принадлежавшая совхозу «Быковский», а после переименования совхозу «Уколовский», была получена в собственность Скворцовым Н.Н., на основании договора приватизации. На тот момент в квартире проживали члены семьи истца: супруга, сын Скворцов А.Н., дочь Шестакова JI.H. Договор был зарегистрирован в исполнительном комитете Совета народных депутатов. Члены семьи Скворцова Н.Н. не были включены в договор приватизации квартиры.
Жена истца умерла в 2009 г. и завещания не оставила. После её смерти наследниками являются муж и дети. Дети наследователя отказались от доли наследства в пользу отца.
В виду отсутствия надлежащего оформленного договора приватизации квартиры Управление федеральной регистрационной службы по Белгородской службы, отказывает принимать такой договор для регистрации права собственности.
Дело инициировано иском Скворцова. Ссылается на то, что учитывая требования закона, доли участников общей совместной собственности признаются равными (по 1/2 доле в праве собственности). Единственным наследником по закону является он. Наследников, имеющих право на обязательную долю нет. Просит суд признать его покупателем 3/4 долей по договору приватизации квартиры, с учётом отказа детей от своих долей по договору приватизации и 1/4 доли в порядке наследования после смерти супруги.
Истец в судебном заседании иск поддержал в полном объёме и пояснил, что спорное домовладение намеревается продать лицам, которые длительное время там уже проживают, но из-за юридических проблем не могут до сих пор оформить договор купли продажи.
Ответчики, представитель администрации района, третьи лица не возражали против удовлетворения заявленных исковых требований.
Суд, выслушав истца, ответчиков, третьих лиц, исследовав материалы гражданского дела, считает, что иск обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ст. 2 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» (в редакции Закона РФ от 23.12.92 № 4199-1, от 26.11.2002 N 153-Ф3), граждане, занимающие жилые помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда, включая жилищный фонд, находящийся в полном хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении (ведомственный фонд), по договору найма или аренды, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи приобрести эти помещения в собственность, в том числе совместную, долевую, на условиях, предусмотренных указанным законом, иными нормативными актами Российской Федерации и республик в составе Российской Федерации.
Члены семьи истца: его ныне покойная жена и ответчики Скворцов и Шестакова не были указаны покупателями по указанному договору приватизации. Суд считает, что данное обстоятельство не свидетельствует о том, что они не являлись участниками приватизации.
Согласно письменного сообщения Красненского БТИ отсутствуют сведения об отказе членов семьи истца от участия в договоре приватизации.
В соответствии со ст.3.1 указанного закона, в случае смерти одного из участников совместной собственности на жилое помещение, приватизированное до 31 мая 2001 года, определяются доли участников общей собственности на данное жилое помещение, в том числе доля умершего. При этом указанные доли в праве общей собственности на данное жилое помещение признаются равными.
Факт смерти жены истца подтверждается свидетельство о смерти.
Согласно ст. 218 ГК РФ, наследование осуществляется по закону и по завещанию, в случае смерти гражданина право собственности на принадлежащее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.
Истец является наследником по закону после смерти жены, что подтверждается сообщением нотариуса. Из указанного сообщения следует, что завещание супруги истца не удостоверялось.
Ответчики Скворцов и Шестакова являются детьми умершей. В судебном заседании установлено, что они не претендуют на наследство, оставшееся после её смерти, и отказались от него в пользу истца, что подтверждается письменными заявлениями приобщенными к материалам дела.
Согласно письменного сообщения Красненского БТИ, истец ранее не был участником договора приватизации, а также ранее за ним не было зарегистрировано право собственности на квартиру.
В соответствии со ст. 1152 ГК РФ, принятое наследство признается принадлежащем наследнику со дня открытия наследства.,
Таким образом, за истцом следует признать право собственности на 1/4 долю в праве собственности на трёхкомнатную приватизированную квартиру в порядке наследования после смерти его жены, и на 3/4 долю в праве собственности на вышеуказанную квартиру, в виду отказа детей от своей доли на приватизированную квартиру в его же пользу.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194 - 197 ГПК РФ, суд решил:
Иск Скворцова Н.Н. к Скворцову А.Н., Шестаковой Л.Н., администрации Красненского района о признании права собственности на квартиру в порядке наследования, признать обоснованным и удовлетворить.