Решение по иску о признании права на переселение из ветхого, аварийного жилья



РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

Красненский районный суд Белгородской области в составе:

председательствующего судьи Толмачёва Ю.Н.,

при секретаре судебного заседания - Титовой О.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Капустиной О.М. к администрации Красненского района Белгородской области о признании за ней права на переселение из ветхого, аварийного жилья, и понуждении администрации к совершению действий,

УСТАНОВИЛ:

В 1998 году совхоз «Быковский» выделил супругам Капустиным, являвшимся работниками хозяйства, и их несовершеннолетней дочери Оксане, служебное жилое помещение, расположенное (адрес). Квартира принадлежала совхозу и приватизирована не была. 20 января 2003 года СПК«Быковский» (правопреемник совхоза «Быковский» после его реорганизации) ликвидирован по решению Арбитражного суда Белгородской области в связи с признанием его банкротом. Квартира Капустиных, как и весь дом, в котором она расположена, в чью либо собственность передана не была. С 2005 года по настоящее время в ней зарегистрированы по месту жительства Капустина О.М. и её малолетний сын.

Дело инициировано иском Капустиной О.М. Она ссылается на то, что дом с 2005 года находится в аварийном состоянии. У него провалились полы и потолок. В связи с этим она была вынуждена переехать жить к родственникам в Красногвардейский район Белгородской области. Для постановки на учет по программе переселения из ветхого (аварийного) жилья она обращалась в администрацию Красненского района. Однако ей было отказано в этом, в связи с тем, что дом, в котором она зарегистрирована, не является муниципальной собственностью. Считает, что администрация Красненского района при ликвидации СПК «Быковский» в нарушение требований закона, не приняла дом в муниципальную собственность, что и явилось причиной нарушения её прав. Просит суд обязать администрацию Красненского района принять в муниципальную собственность дом (адрес), понудить заключить с нею (с истицей) договор социального найма квартиры, в которой она зарегистрирована, признать за нею право на переселение из ветхого (аварийного) жилья, обязав администрацию района включить её в соответствующий список участников данной программы.

В судебном заседании Капустина исковые требования поддержала в полном объеме и просила их удовлетворить по изложенным в исковом заявлении и заявлении об увеличении исковых требований основаниям.

Представитель ответчика - администрации Красненского района, действующая на основании доверенности Леонова Н.Н. иск не признала. Считает, что никаких нарушений закона администрацией района не допущено. Дом, в котором зарегистрирована истица аварийным не признан, обследовать его компетентная комиссия не может, так как он не находится в муниципальной собственности. При ликвидации СПК «Быковский» администрация не приняла его в собственность из-за того, что конкурсный управляющий не ставил такой вопрос, а администрация самостоятельно такое решение принимать не могла. Правовых оснований для участия в программе по переселению из ветхого (аварийного) жилья, истица не имеет (копия письменных возражений приобщена к материалам дела). От участия в других жилищных программах, предусматривающих обязанность внесения истицей 70% от стоимости предоставляемого жилья, Капустина отказалась. При подготовке дела к судебному разбирательству истице предлагалось заключить договор социального найма благоустроенного жилого помещения с большей площадью, расположенного в с.Широкое, но она и от такого предложения отказалась.

Представитель третьего лица - администрации Новоуколовского сельского поселения Чеченева Н.Н. считает иск необоснованным и не подлежащим удовлетворению. Пояснила, что истица действительно зарегистрирована (адрес). Данный дом ранее принадлежал совхозу (затем СПК) «Быковский», после ликвидации которого, ни в чьей собственности не находился. В этом доме с 2007 года никто не живет. Однако жители данного дома никаких прав на участие в программе по переселению из ветхого (аварийного) жилья не имеют, поскольку дом не является муниципальной собственностью. Другие жители дома по предложению администрации района приняли участие в другой программе, где получили жилье после внесения из личных средств 70% от его стоимости. Истица отказалась получать жилье на таких условиях.

Суд, заслушав объяснения сторон и их представителей, представителя третьего лица, исследовав представленные доказательства, считает иск частично обоснованным.

Согласно сведениям, содержащимся в паспорте истицы, в справках, выданных администрацией Новоуколовского сельского поселения, а также в похозяйственной книге, имеющейся в администрации Новоуколовского сельского поселения, истица действительно зарегистрирована (адрес). На него открыт соответствующий лицевой счет.

Однако, из информации, предоставленной Красненским отделом Управления ФС Росреестра, указанный дом не зарегистрирован как объект собственности, фактически является бесхозным имуществом.

Факт ликвидации СПК «Быковский» подтверждается архивной справкой, выпиской из единого госреестра юридических лиц и определением Арбитражного суда Белгородской области от 2002 года.

Из справок, выданных архивом Красненского района, следует, что после ликвидации СПК «Быковский» в связи с банкротством, бухгалтерские ведомости, содержащие сведения о принадлежности данного дома хозяйству, а также ордера на вселение лиц, в том числе истицы в этот дом, в архив не передавалась. Такие документы не входят в перечень, подлежащих передаче на хранение. Сведения об этом в архиве отсутствуют.

Судом был осуществлен выезд и осмотр дома, а также квартиры, в которой зарегистрирована истица. Дом представляет собой двухэтажное кирпичное строение, покрытое четырехскатной шиферной крышей. Окна, двери, системы водоснабжения, отопления, электропроводка, канализационные трубы в нем отсутствуют. Квартира истицы расположена на 2-м этаже второго подъезда. Лестница на второй этаж деревянная, со значительными повреждениями полотна ступеней, перил не имеет. Площадка второго этажа деревянная, имеет сквозные отверстия (дыры). Квартира истицы полового покрытия не имеет. Остались лишь деревянные балки. Имеются сквозные отверстия (дыры) в полах к помещениям первого этажа. Стены имеют трещины, потолки растрескались и имеют следы фрагментарного обрушения. В ходе осмотра дома были сделаны фотографии, которые приобщены к материалам дела.

Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным постановлением Правительства РФ №494 от 02.08.2007 года, установлено, что жилое помещение должно быть обеспечено инженерными системами (электроснабжение, отопление). В поселениях без централизованных инженерных сетей в одноэтажных зданиях допускается отсутствие водопровода и канализированных уборных (п. 12).

Жилые помещения, расположенные в полносборных, кирпичных и каменных домах, имеющих деформации фундаментов, стен, несущих конструкций, которые свидетельствуют об исчерпании несущей способности и опасности обрушения, являются непригодными для проживания вследствие признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (п.34).

Квартира, в которой зарегистрирована истица не отвечает установленным требованиям безопасности.

Истица неоднократно обращалась в органы государственной власти и органы местного самоуправления, в том числе в администрацию Красненского района, с заявлением о признании её нуждающейся в улучшении жилищных условий и переселении из аварийного жилья. На свои обращения она получила отказы в виду того, что дом не признан аварийным (ветхим). Давались разъяснения, что она там может проживать. В ответах, данных администрацией Красненского района, ответчик признавал факт принадлежности данного дома СПК «Быковский» до его ликвидации и его бесхозности в настоящее время. При этом администрация ссылалась на то, что обследование дома на предмет признания его ветхим (аварийным), произвести невозможно, ввиду безхозности объекта недвижимости.

Конституция РФ в ст. 40 установила, что каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Этой норме основного закона корреспондирует ч. 1 ст.2 ЖК РФ, в которой установлено, что органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище.

Согласно ст. 132 п.6 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» в редакции, действовавшей на момент ликвидации СПК «Быковский», после ликвидации хозяйства, жилищный фонд социального использования должен был быть принят в муниципальную собственность районной администрацией. Это требование закона ответчиком выполнено не было.

Довод представителя ответчика о том, что администрация района не могла принять в муниципальную собственность указанный дом в виду отсутствия соответствующего обращения в администрацию конкурсного управляющего, не основан на законе.

Таким образом, указанное нарушение закона, допущенное ответчиком при ликвидации СПК «Быковский», является первопричиной дальнейшего нарушения прав истицы.

В настоящее время обязать администрацию района принять в муниципальную собственность аварийный дом, фактически представляющий собой руины, и заключить с истицей договор социального найма реально не существующего жилья, оснований не усматривается. Это повлечет лишь излишние бюджетные затраты, в связи с тем, что дом не пригоден для проживания и подлежит сносу (реконструкции).

Однако, это не лишает истицу права на переселение из ветхого (аварийного) жилья. Иного жилого помещения она в собственности не имеет, что подтверждается информацией из Красненсокго отдела Росреестра. По причине невозможности проживания по месту регистрации из-за состояния дома, в настоящее время истица вынуждена жить со своим малолетним сынов у родственников в Красногвардейском районе. Там она в очереди на улучшение жилищных условий не состоит, в социальных жилищных программах не участвует, о чем указано в справке из администрации г. Бирюч, Красногвардейского района Белгородской области.

Правительством РФ (распоряжение №1335-р от 21.10.2004 года), была утверждена подпрограмма "Переселение граждан РФ из ветхого и аварийного жилищного фонда", входившая в состав ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "ЖИЛИЩЕ" НА 2002 - 2010 годы. Её целями и задачами являлись, в том числе, обеспечение жильем граждан, проживающих в домах, признанных непригодными для постоянного проживания. Исполнителями программы обозначены, в частности, органы местного самоуправления.

В Программе также было сказано, что социальные обязательства государства по отношению к населению, проживающему в ветхом и аварийном жилищном фонде, не определены. Правовая база не учитывает современного состояния проблемы, связанного с вопросами собственности на объекты недвижимости в жилищной сфере.

До недавнего времени государство являлось основным собственником жилищного фонда и не обеспечивало надлежащей системы эксплуатации и реновации. Таким образом, замена жилого помещения в случае его ветшания или аварийного состояния является обязанностью государства, а не собственника этого помещения. Тем самым признается прямая ответственность государства за возникновение проблемы жилья, непригодного для проживания.

Для переселения граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда возможно предоставление им жилой площади, размеры и качество которой определяются исходя из установленных законодательством гарантий государства перед указанными гражданами.

Такой механизм предполагал, что муниципалитет предоставляет гражданам жилье на условиях социального найма.

Постановлением Правительства РФ №865 от 31.12.2005 года, установлено, что дальнейшая реализация переселения граждан из ветхого (аварийного) жилья осуществляется в рамках ПОДПРОГРАММЫ "МОДЕРНИЗАЦИЯ ОБЪЕКТОВ КОММУНАЛЬНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ" ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "ЖИЛИЩЕ" НА 2002 - 2010 ГОДЫ.

В ней отмечено, что реализация подпрограммы "Переселение граждан Российской Федерации из ветхого и аварийного жилищного фонда" не достигла главной цели - крупномасштабного переселения граждан из ветхих и аварийных жилых домов...

Необходимость обеспечения комплексного подхода при ликвидации ветхого и аварийного жилищного фонда,. .. начала реализацию новой подпрограммы "Обеспечение земельных участков коммунальной инфраструктурой в целях жилищного строительства" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы. При этом в рамках подпрограммы "Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы будет продолжена реализация мероприятий по переселению граждан из жилищного фонда, признанного непригодным для проживания, и/или жилищного фонда с высоким уровнем износа(более 70 процентов).

Для определения порядка финансирования указанной выше подпрограммы принят Ф3№185 «О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства». По смыслу ст.1 данного закона, он устанавливает правовые и организационные основы предоставления финансовой поддержки субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям на проведение капитального ремонта многоквартирных домов, переселение граждан из аварийного жилищного фонда путем создания некоммерческой организации, осуществляющей функции по предоставлению такой финансовой поддержки, определяет компетенцию, порядок создания некоммерческой организации и ее деятельности, регулирует отношения между указанной некоммерческой организацией, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.

В Белгородской области соответствующая «Адресная программа переселения граждан из аварийного жилищного фонда в Белгородской области» существует. Она утверждена Постановлением правительства области №180-пп.

Кроме того, постановлением Правительства Белгородской области от 19 июля 2010 г. N 244-пп, установлен Порядок предоставления местным бюджетам средств, направляемых на финансирование программ проведения капитального ремонта многоквартирных домов и переселения граждан из аварийного жилищного фонда в 2010 году.

Согласно ч.3 ст.16 ФЗ-№185, переселение граждан из аварийного жилищного фонда осуществляется в соответствии с жилищным законодательством. Жилое помещение, предоставляемое гражданам при переселении их из аварийного жилищного фонда, может находиться по месту их жительства в границах соответствующего населенного пункта или с согласия в письменной форме этих граждан в границах другого населенного пункта субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено ранее занимаемое жилое помещение. При этом отказы граждан, в том числе неоднократные, от предоставляемого им жилого помещения в границах другого населенного пункта не могут являться основанием для отказа в предоставлении им других жилых помещений в целях переселения из аварийного жилищного фонда в границах населенного пункта по месту их жительства или в границах другого населенного пункта субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено ранее занимаемое жилое помещение.

Таким образом, истица имеет право на переселение из ветхого (аварийного) жилья. Администрации района надлежит включить её в соответствующий список лиц, подлежащих переселению по указанным основаниям.

Согласно требованиям ст.98 ГПК РФ, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы. В пользу истицы подлежат взысканию расходы, вызванные оплатой госпошлины при подаче иска в размере 400 рублей (квитанция от 09.11.2010 года).

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Иск Капустиной О.М. к администрации Красненского района Белгородской области о признании за ней права на переселение из ветхого, аварийного жилья, и понуждении администрации к совершению действий, удовлетворить частично.

Признать за Капустиной О.М. право на переселение из ветхого, аварийного жилья, обязав администрацию Красненского района Белгородской области внести её в список лиц, нуждающихся в предоставлении жилого помещения по программе переселения из ветхого (аварийного) жилья.

В удовлетворении требований об обязывании администрации Красненского района Белгородской области принять в муниципальную собственность дом (адрес) области и заключении с Капустиной О.М. договора социального найма квартиры в указанном доме - отказать.

Взыскать с администрации Красненского района Белгородской области в пользу Капустиной О.М. судебные расходы в сумме 400 рублей.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Белгородского областного суда путем подачи кассационной жалобы через Красненский районный суд в течение 10 дней с момента его провозглашения, а лицами, не присутствовавшими в судебном заседании в тот же срок с момента получения его копии.

Судья Ю.Н. Толмачёв