о возложении обязаности в установлении ежеимясячной денежной выплаты



Дело № 2- 4907Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Красноармейский районный суд г. Волгограда

В составе председательствующего судьи Потапова В.В.

при секретаре Горбунове В.В.,

с участием представителя истцов Бабич В.И. и Бабич А.А. по доверенности Семушина С.А., представителей ответчика - УПФ РФ в Красноармейском районе г. Волгограда по доверенности Герасимова В.И. и Архиповой С.А.,

13 октября 2010 года рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Волгограде гражданское дело по иску Бабич Валентины Ильиничны, Бабич Анатолия Андреевича к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Красноармейском районе г. Волгограда о признании отказа незаконным и возложении обязанности в установлении ежемесячной денежной выплаты в повышенном размере и перерасчете этой выплаты,

УСТАНОВИЛ:

Истцы Бабич В.И. и Бабич А.А. обратились в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Красноармейском районе г. Волгограда о признании отказа незаконным и возложении обязанности в установлении ежемесячной денежной выплаты в повышенном размере и перерасчете этой выплаты.

В обоснование иска указали, что являются родителями старшего сержанта милиции, инспектора дорожно-патрульной службы отдельного батальона ДПС ГИБДД г. Волгограда Бабич Валерия Анатольевича, погибшего при исполнении служебных обязанностей ДД.ММ.ГГГГ. С ДД.ММ.ГГГГ им назначена пенсия по случаю потери кормильца и они приобрели право пользоваться льготами и преимуществами, установленными законодательством для родителей и жен погибших военнослужащих, в соответствии с выданными удостоверениями и вкладышами к ним и наличии прав и льгот, установленных ст. 21 Федерального закона «О ветеранах». Считают, что в силу ч. 3 ст. 21 названного Закона, на них, как на родителей погибшего при исполнении служебных обязанностей сотрудника органа внутренних дел, распространяются меры социальной поддержки, установленные для членов семей погибших инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий. Однако, им стало известно, что они получают ежемесячную денежную выплату (ЕДВ) как родители погибшего военнослужащего ниже того размера, который причитается им к выплате. ДД.ММ.ГГГГ они обратились с данным вопросом в УПФР в Красноармейском районе г. Волгограда и были уведомлены о том, что установить им ежемесячную денежную выплату в более высоком размере не представляется возможным в связи с тем, что их сын погиб после ДД.ММ.ГГГГ Отказ ответчика в выплате им ЕДВ в размере, установленном для ветеранов Великой Отечественной войны считают незаконным. В соответствии с п.п.2 п.4 ст.23.1 Федерального закона «О ветеранах» независимо от нахождении на иждивении и получения любого вида пенсии и заработка меры социальной поддержки предоставляются родителям погибшего ( умершего) при исполнении обязанностей военной службы. Согласно ст. 7 Закона СССР от ДД.ММ.ГГГГ за №_«О неотложных мерах по улучшению пенсионного обеспечения и социального обслуживания населения» на родителей и жен военнослужащих, погибших вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при защите СССР или при исполнении иных обязанностей военной службы, либо вследствие заболевания, связанного с пребыванием на фронте, распространяются льготы, установленные для участников Великой Отечественной войны. Таким образом, по их мнению, родители военнослужащих, погибших при исполнении обязанностей военной службы, у которых до ДД.ММ.ГГГГ возникло и было реализовано право пользоваться льготами, предусмотренными для участников Великой Отечественной войны, имеют право на получение ежемесячной денежной выплаты в размере, предусмотренном для участников Великой Отечественной войны. Поэтому считают, что были лишены прежнего статуса и им была назначена ежемесячная денежная выплата в меньшем размере, чем ветеранам Великой Отечественной войны.

По этим основаниям просят суд признать незаконным отказ УПФР в Красноармейском районе г. Волгограда в установлении им ежемесячной денежной компенсации в размере, предусмотренном для участников Великой Отечественной войны и в перерасчете данной выплаты. Обязать УПФР в Красноармейском районе г. Волгограда установить им ежемесячную денежную выплату в размере, предусмотренном для участников Великой Отечественной войны с ДД.ММ.ГГГГ и производить её выплату в дальнейшем, а также обязать ответчика произвести им перерасчет данной денежной выплаты до размера, установленного для участников Великой Отечественной войны с ДД.ММ.ГГГГ

Истцы Бабич В.И. и Бабич А.А. в судебное заседание не явились, представив заявления о рассмотрении дела в их отсутствие с участием представителя Семушина С.А.

Представитель истцов по доверенности Семушин С.А. в судебном заседании исковые требования и обстоятельства, на которых они основаны, поддержал полностью, настаивал на удовлетворении иска.

Представители ответчика - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Красноармейском районе г. Волгограда по доверенности Герасимов В.И. и Архипова С.А. в судебном заседании иск не признали, утверждая, что истицам Бабич В.И. и Бабич А.А. действительно с ДД.ММ.ГГГГ не была назначена выплата ЕДВ, в размере, предусмотренном для членов семьи погибшего участника Великой Отечественной войны в соответствии с пунктом 4 п. 4 ст. 31.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 5-ФЗ «О ветеранах», в связи с внесением в него изменений Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 122-ФЗ. Истцам не был пересмотрен такой размер ЕДВ в связи с Определением Конституционного Суда РФ, так как согласно имеющимся в пенсионном деле документам сын истцов ФИО3 погиб ДД.ММ.ГГГГ, то есть позднее ДД.ММ.ГГГГ - даты вступления в силу Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 5-ФЗ «О ветеранах». Соответственно истцы не относятся к кругу лиц, у которых до ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с Законом СССР от ДД.ММ.ГГГГ № «О неотложных мерах по улучшению пенсионного обеспечения и социального обслуживания населения» возникло и было реализовано право пользоваться льготами, предусмотренными для участников Великой Отечественной войны из числа военнослужащих, приравненных к ним родителей и жен военнослужащих, погибших вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при защите СССР или при исполнении иных обязанностей военной службы, либо вследствие заболевания, связанного с пребыванием на фронте, гибель которых наступила до ДД.ММ.ГГГГ (дата вступления в силу Федерального закона от 12 января 1995 г. № 5 -ФЗ «О ветеранах»). Таким образом, Управление правомерно не произвело перерасчет ЕДВ истцам в размере, предусмотренном участникам Великой Отечественной войны. По этим основаниям просят в иске отказать в полном объеме.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно п.3 ст.21 закона «О ветеранах» (в редакции ФЗ от 22.08.2004г. № 122-ФЗ) меры социальной поддержки, установленные для членов семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий, распространяются на членов семей военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, исполнительной системы и органов государственной безопасности и, погибших при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей).

Законом РФ от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", предусмотренные Законом РФ «O ветеранах» права, льготы, меры социальной защиты, заменены мерами социальной поддержки.

Согласно ст. 10 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 122-ФЗ, меры социальной поддержки, установленные статьями 14 - 19 и 21 Закона РФ «О ветеранах» и принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, обозначены расходными обязательствами Российской Федерации.

Закон РФ «О ветеранах» дополнен статьей 23.1, которая устанавливает ежемесячную денежную выплату ветеранам по категориям: инвалидам войны; участникам Великой Отечественной воины; ветеранам боевых действий; членам семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий - в твердой денежной сумме, подлежащей индексации в соответствии с законодательством. Обязанность устанавливать и выплачивать ежемесячную денежную выплату, возложена на территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации.

При этом, с ДД.ММ.ГГГГ выплата ЕДВ осуществляется одновременно с предоставлением социальных услуг. Общая сумма ЕДВ и набора социальных услуг для членов семьи погибших (умерших) участников Великой Отечественной войны с ДД.ММ.ГГГГ была равна 600 рублям. Соответственно, сумма к выплате в 2005 году выплачивалась за минусом стоимости набора социальных услуг. С ДД.ММ.ГГГГ гражданам предоставлено право выбора: получать набор социальных услуг в натуральной форме или денежном выражении.

Как было установлено в судебном заседании, истцы Бабич В.И. и Бабич А.А. с ДД.ММ.ГГГГ являются получателями ежемесячной денежной выплаты в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № - ФЗ, как члены семьи погибшего при исполнении служебных обязанностей старшего сержанта милиции ФИО3, что не оспаривалось сторонами в судебном заседании и подтверждается копиями удостоверений Бабич В.И. и Бабич А.А. о праве на льготы, свидетельства о рождении ФИО3, свидетельства о его смерти (л.д.9-12).

Судом также установлено, что ФИО3 погиб ДД.ММ.ГГГГ, поэтому истцам были предоставлены меры социальной поддержки как членам семьи сотрудника милиции погибшего при исполнении служебных обязанностей, предусмотренные ст. 21 вступившего в законную силу с ДД.ММ.ГГГГ Федерального закона « О ветеранах».

До ДД.ММ.ГГГГ правовой статус членов семьи сотрудников органов внутренних дел МВД России, погибших при исполнении служебных обязанностей, регулировался Законом СССР от ДД.ММ.ГГГГ «О неотложных мерах по улучшению пенсионного обеспечения и социального обслуживания населения», нормами которого на родителей и жен военнослужащих, погибших вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при. защите СССР или при исполнении иных обязанностей военной службы, либо вследствие заболевания, связанного с пребыванием на фронте, льготы, установленные для участников Великой Отечественной войны из числа военнослужащих.

Однако, принятый ДД.ММ.ГГГГ Федеральный закон « О ветеранах» определил меры социальной защиты членов семей погибших военнослужащих в соответствии со ст.21 названного Закона.

С принятием Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 122-ФЗ система мер социальной защиты ветеранов была преобразована в систему социальной поддержки, в рамках которой часть ранее предоставляемых льгот в натуральном выражении была заменена денежной выплатой, размер которой для членов погибших инвалидов войны, участников Великой отечественной войны и ветеранов боевых действий составил 600 рублей.

При этом, следует отметить, что нормы Закона СССР от ДД.ММ.ГГГГ № « О неотложных мерах по улучшению пенсионного обеспечения и социального обслуживания населения» в настоящее время фактически не применяются поскольку они утратили свою актуальность с момента вступления в действие Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 5-ФЗ, который устанавливает правовые гарантии социальной защиты ветеранов и членов их семей.

В определении Конституционного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ №-О-П, принятого по результатам рассмотрения жалобы гражданки Уваровой В.Н. - жены военнослужащего, погибшего при исполнении обязанностей военной службы, просившей признать не соответствующими положениям Конституции РФ статьи 23.1 ФЗ "О ветеранах", устанавливающей круг лиц, имеющих право на ежемесячную денежную выплату, ее размер, порядок и условия получения, а также пункт 19 статьи 44 и пункт 5 статьи 154 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 122- ФЗ, указано, что оспариваемые положения выше названных законов не допускают установление женам военнослужащих, погибших при исполнении обязанностей военной службы, у которых до ДД.ММ.ГГГГ всоответствии с Законом СССР "О неотложных мерах по улучшению пенсионного обеспечения и социального обслуживания населения" возникло и было реализовано право пользования льготами, предусмотренными для участников Великой Отечественной войны из числа военнослужащих, ежемесячной денежной выплаты в размере ниже размера данной выплаты, назначаемой в настоящее время всоответствии с подпунктом 2 пункта 4 статьи 23.1 Федерального закона "О ветеранах" участникам Великой Отечественной войны.

Однако, данное Определение Конституционного Суда РФ содержит разъяснение о том, что возлагая на Российскую Федерации как социальное государство обязанность по обеспечению гарантий социальной защиты населения, Конституция РФ вместе с тем не устанавливает конкретные способы и объемы ее предоставления тем или иным категориям граждан.

Из этого следует, что законодатель располагает достаточно широкой свободой усмотрения при определении мер социальной защиты, в частности при выборе или изменении формы их предоставления - денежной или натуральной.

Принимая во внимание, что Федеральные законы от ДД.ММ.ГГГГ № 5-ФЗ и от ДД.ММ.ГГГГ № 122-ФЗ были приняты и вступили в закону силу после вступления в законную силу Закона СССР от ДД.ММ.ГГГГ № и, учитывая положения Постановления Конституционного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ №-П, суд считает, что согласно общему правилу при возникновении спорной ситуации применению подлежит норма, изданная позднее.

Таким образом, принимая во внимание то, что ФИО3 погиб ДД.ММ.ГГГГ, суд считает, что у истцов, как родителей сотрудника внутренних дел, погибшего при исполнении служебных обязанностей, возникло право на получение мер социальной защиты на основании Федерального закона «О Ветеранах» от ДД.ММ.ГГГГ № 5-ФЗ, в соответствии с которым ДД.ММ.ГГГГ им были выданы удостоверения о праве на льготы, установленные ст. 21 ФЗ «О ветеранах». (л.д.9-10).

Каких-либо доказательств того, что истцам были назначены выплаты на основании Закона ССР от ДД.ММ.ГГГГ №, суду истцами не представлено.

Ссылки истцов на Определение Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №-О-П, суд находит несостоятельными, поскольку в указанном Определении Конституционным судом дано суждение в отношении правового положения членов семей военнослужащих, погибших при исполнении обязанностей военной службы у которых до ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с Законом СССР «О неотложных мерах по улучшению пенсионного обеспечения и социального обслуживания населения» возникло и было реализовано право пользоваться льготами, предусмотренными для участников Великой Отечественной войны, у истцов же, как было установлено судом, в связи с принятием Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 5-ФЗ «О ветеранах», такое право не возникало.

По мнению суда, по сути, все доводы истцов сводятся к тому, что в связи с принятием Федерального закона «О ветеранах» члены семьи военнослужащих, погибших после принятия указанного Федерального закона оказались в неравном положении по сравнению с положением такой же категорией граждан, члены семьи которых, погибли при прохождении военной службы до принятия указанного закона, что противоречит положениям Конституции Российской Федерации. Поэтому суд считает, что предметом судебного разбирательства в суде общей юрисдикции указанное обстоятельство, на которое ссылаются истцы, быть не может.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что УПФР В Красноармейском районе г. Волгограда правомерно отказало истцам в установлении ежемесячной денежной выплаты в размере, предусмотренном для участников Великой Отечественной войны и перерасчете этой выплаты.

По этим основаниям заявленные истцами требования суд находит не обоснованными и не подлежащими удовлетворению.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Бабич Валентине Ильиничне, Бабич Анатолию Андреевичу в иске к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Красноармейском районе г. Волгограда о признании незаконным отказа в установлении ежемесячной денежной выплаты в размере, предусмотренном для участников Великой Отечественной войны и перерасчете этой выплаты с ДД.ММ.ГГГГ, а также в установлении ежемесячной денежной выплаты в размере, предусмотренном для участников Великой Отечественной войны с ДД.ММ.ГГГГ - отказать.

Решение может быть обжаловано в Волгоградский областной суд через Красноармейский районный суд г. Волгограда в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Председательствующий: В.В.Потапов

Мотивированное решение составлено 18 октября 2010 г.

Председательствующий: В.В.Потапов