о признании бездествий незаконными



Дело № 2- 4743\2010

З А О Ч Н О Е Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Красноармейский районный суд г. Волгограда в составе

председательствующего Потапова В.В.,

при секретаре Франк Н.А.,

с участием: представителя истца – прокурора Красноармейского района г. Волгограда – Логиновой Е.П.,

«22» сентября 2010 года рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Волгограде гражданское дело по исковому заявлению Прокурора Красноармейского района г. Волгограда в защиту интересов неопределённого круга лиц к Открытому акционерному обществу «ЛК-ТРАНС-АВТО» о признании бездействий незаконными и понуждении к выполнению требований федерального законодательства,

У С Т А Н О В И Л :

Прокурор Красноармейского района г. Волгограда обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к ОАО «ЛК-ТРАНС-АВТО», в котором просил признать незаконным бездействие ответчика, выразившееся в уклонении от разработки документации предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, и в получении разрешения на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух и обязать ОАО «ЛК-ТРАНС-АВТО» разработать в установленном порядке документации предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, и получить разрешение на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух.

В обоснование иска указал, что ОАО «ЛК-ТРАНС-АВТО» осуществляет хозяйственную деятельность на территории Красноармейского района, в ходе которой осуществляется выброс и загрязнение вредными веществами атмосферы воздуха.

По информации НВМРУ Ростехнадзора от ДД.ММ.ГГГГ №, ДД.ММ.ГГГГ ОАО «ЛК-ТРАНС-АВТО» выдано разрешение № на выброс загрязняющих веществ в атмосферу стационарными источниками, сроком действия с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Новое разрешение ОАО «ЛК-ТРАНС-АВТО» НВМРУ Ростехнадзора не выдавалось. Деятельность, связанная с выбросами загрязняющих веществ в атмосферный воздух ответчиком осуществляется в отсутствии разрешения.

Одновременно из комитета Облкомприроды поступила информация № от ДД.ММ.ГГГГ, к которой приложен перечень хозяйствующих субъектов, имеющих действующее разрешение на выброс загрязняющих веществ атмосферу. В названном перечне ОАО «ЛК-ТРАНС-АВТО» отсутствует. Эксплуатация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды.

В судебном заседании представитель истца – помощник прокурора Красноармейского района г. Волгограда Логинова Е.П. исковые требования поддержала, просила признать незаконным бездействие ОАО «ЛК-ТРАНС-АВТО», выразившееся в уклонении от разработки документации предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, и в получении разрешения на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух. Кроме того, просила обязать ОАО «ЛК-ТРАНС-АВТО» в месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу разработать в установленном порядке документации предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, и получить разрешение на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух.

Представитель ответчика – ОАО «ЛК-ТРАНС-АВТО» надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмот­рения дела, в судебное заседание не явился, возражения на иск не представил.

Представитель третьего лица – Нижне-Волжского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, извещенный о дне и времени слушания дела надлежащим образом, в суд не явился, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие, отношение к иску не представил.

Представитель третьего лица –Комитет природных ресурсов и охраны окружающей среды администрации Волгоградской области, извещенный о дне и времени слушания дела надлежащим образом, в суд не явился, отношение к иску не представил.

Выслушав истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 42 Конституции РФ, ст. 11 Федерального закона №_ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ "Об охране окружающей среды", и ст. 8 Федерального закона № 42-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ (в редакции от ДД.ММ.ГГГГ) "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", каждый имеет право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека. Хозяйственная деятельность юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, согласно ст. 3 Федерального закона "Об охране окружающей среды", должна осуществляться, в частности, на основании принципов соблюдения прав человека на благоприятную окружающую среду, обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека, платности природопользования и возмещения вреда окружающей среде, презумпции экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности, обеспечения снижения негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в соответствии с нормативами в области охраны окружающей среды, которого можно достигнуть на основе использования наилучших существующих технологий с учетом экономических и социальных факторов.

В силу ст. 12 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха» № 96-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ, в целях государственного регулирования выбросов вредных веществ в атмосферный воздух устанавливаются нормативы предельно допустимых выбросов. Нормативы выбросов разрабатываются и устанавливаются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Согласно п.8 постановления Правительства Российской Федерации № от ДД.ММ.ГГГГ «О нормативах выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него», постановления Правительства № от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении порядка разработки и утверждения нормативов выбросов и сбросов вредных (загрязняющих) веществ в окружающую природную среду, лимитов использования природных ресурсов, размещения отходов» проведение инвентаризации источников выбросов, разработка предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ является обязанностью юридических лиц, имеющих стационарные источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух.

В соответствии с ч.1 ст.34 Федерального закона «Об охране окружающей среды» № 7-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ и ст.ст.14, 20, 30 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха», выброс загрязняющих веществ в атмосферу допускается только на основании разрешения, выданного соответствующими органами исполнительной власти в области охраны окружающей среды.

Проверяя обоснованность требований истца, в судебном заседании установ­лено, что ОАО «ЛК-ТРАНС-АВТО» осуществляет хозяйственную деятельность на территории Красноармейского района г. Волгограда, в ходе которой осуществляется выброс и загрязнение вредными веществами атмосферы воздуха.

Согласно сообщения НВМРУ Ростехнадзора от ДД.ММ.ГГГГ №, ОАО «ЛК-ТРАНС-АВТО» ДД.ММ.ГГГГ выдано разрешение № выброс загрязняющих веществ в атмосферу стационарными источниками, срок действия которого с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ( л.д. 7-9).

Кроме того, Комитетом Облкомприроды представлена информация № от ДД.ММ.ГГГГ в которой содержится перечень хозяйствующих субъектов, имеющих действующее разрешение на выброс загрязняющих веществ атмосферу. В названном перечне ОАО «ЛК-ТРАНС-АВТО» отсутствует ( л.д. 10).

Таким образом, судом установлено, что новое разрешение на выброс загрязняющих веществ в атмосферу стационарными источниками ОАО «ЛК-ТРАНС-АВТО» НВМРУ Ростехнадзором не выдавалось. Деятельность, связанная с выбросами загрязняющих веществ в атмосферный воздух ответчиком осуществляется в отсутствии разрешения.

Кроме того, в соответствии со статьей 3 Федерального закона № 96-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «Об охране атмосферного воздуха», государственное управление в области охраны атмосферного воздуха основывается на принципах: приоритета охраны жизни и здоровья человека, настоящего и будущего поколений; обеспечения благоприятных экологических условий для жизни, труда и отдыха человека; недопущения необратимых последствий загрязнения атмосферного воздуха для окружающей среды; обязательности государственного регулирования выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него; гласности, полноты и достоверности информации о состоянии атмосферного воздуха, его загрязнении; научной обоснованность, системности и комплексного подхода к охране атмосферного воздуха и охране окружающей среды в целом; обязательности соблюдения требований законодательства Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха, и ответственности за нарушение данного законодательства.

У гражданина должна быть гарантия, что в результате хозяйственной деятельности данного объекта не будет загрязняться атмосферный воздух, что указанная деятельность, не создает опасность причинения вреда в будущем.

Осуществление выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух без соответствующего разрешения, учитывая, что уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области охраны атмосферного воздуха не установлены нормативы предельно допустимых выбросов вредных веществ в атмосферный воздух, может оказывать негативное воздействие на здоровье неограниченного круга лиц, чем нарушается конституционное право граждан на благоприятную окружающую среду, на защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью.

Невыполнение ОАО «ЛК-ТРАНС-АВТО» требований Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха», и иных норм и правил не обеспечивает верховенство закона, единство и укрепление законности, чем нарушаются интересы Российской Федерации.

Более того, в силу требований ст. 16 Федерального закона № 7-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ "Об охране окружающей среды", негативное воздействие на окружающую среду, к которому законом прямо отнесен выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух, является платным. Уклонение ответчика от получения разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух от стационарных источников, влияет на расчет размера платы за негативное воздействие на окружающую среду, поскольку в силу ст. 16 Федерального закона «Об охране окружающей среды», п.5 и п.6 Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, и другие виды вредного воздействия, утвержденных Постановлением Правительства РФ № от ДД.ММ.ГГГГ, в случае отсутствия у природопользователя оформленного в установленном порядке разрешения на выброс, сброс загрязняющих веществ вся масса загрязняющих веществ учитывается как сверхлимитная в случае отсутствия разрешения на выброс лимитов.

Между тем, в соответствии с требованиями ст.ст. 51, 57 и 62 Бюджетного кодекса РФ, плата за негативное воздействие на окружающую среду в размере 20% поступлений зачисляется в федеральный бюджет, 40% - в бюджет субъекта РФ, 40% - в местный бюджет. При этом, исходя из положений ст. 6 Бюджетного кодекса РФ, под бюджетом понимается форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что ОАО «ЛК-ТРАНС-АВТО» уклоняется от выполнения обязанности по получению разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух, чем нарушает конституционное право граждан на благоприятную окружающую среду, на защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью.

По этим основаниям, суд находит необходимым исковые требования прокурора <адрес> удовлетворить в полном объеме и обязать ОАО «ЛК-ТРАНС-АВТО» в месячный срок, со дня вступления решения суда в законную силу, разработать в установленном порядке документацию предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, и получить разрешение на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух.

Руководствуясь ст.ст.194-199, 233-235 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Иск Прокурора Красноармейского района города Волгограда в защиту интересов неопределённого круга лиц к Открытому акционерному обществу «ЛК-ТРАНС-АВТО» о признании бездействий незаконными и понуждении к выполнению требований федерального законодательства- удовлетворить.

Обязать Открытое акционерное общество «ЛК-ТРАНС-АВТО» в месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу разработать в установленном порядке документацию предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, и получить разрешение на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух.

На заочное решение может быть подано заявление об отмене этого решения в течение 7-ми дней со дня получения ответчиком копии решения в Красноармейский районный суд г. Волгограда или заочное решение может быть обжаловано в кассационном порядке в течение 10 дней по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения, а в случае если такое заявление подано, в течение 10 дней со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления в Волгоградский областной суд через Красноармейский районный суд г. Волгограда.

Председательствующий: В.В.Потапов

Решение в окончательной форме изготовлено 27 сентября 2010 года.

Председательствующий: В.В.Потапов