Дело № 2- 3718
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Красноармейский районный суд г. Волгограда в составе
председательствующего Потапова В.В.,
при секретаре Горбунове В.В.,
с участием: представителя истца - прокурора Красноармейского района г. Волгограда - Фетюхиной И.Ю., представителя ответчика - администрации Красноармейского района г. Волгограда по доверенности Иванова А.С., представителя ответчика- МУ «ЖКХ Красноармейского района Волгограда по доверенности Заруднева В.В.,
16 сентября 2010 года рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Волгограде гражданское дело по исковому заявлению Прокурора Красноармейского района г. Волгограда в защиту интересов неопределённого круга лиц к Администрации Красноармейского района г. Волгограда, Администрации Волгограда, Муниципальному учреждению «Жилищно-коммунальное хозяйство Красноармейского района Волгограда» о признании бездействий незаконными и понуждении к исполнению требований федерального законодательства,
У С Т А Н О В И Л :
Прокурор Красноармейского района г. Волгограда обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к администрации Красноармейского района г. Волгограда, в котором просил признать незаконным бездействие ответчика при рассмотрении заключения Государственной жилищной инспекции Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ № о необходимости администрации Красноармейского района г. Волгограда признать жилой <адрес> непригодным (пригодным) для проживания и обязать администрацию Красноармейского района г. Волгограда организовать проведение инструментального обследования строительных конструкций многоквартирного жилого <адрес>.
В обоснование иска указал, что на основании акта проверки от ДД.ММ.ГГГГ Государственной жилищной инспекцией <адрес> проведено визуальное обследование технического состояния многоквартирного жилого <адрес>, по результатам которого выявлены повреждения отдельных конструкций элементов жилых зданий.
ДД.ММ.ГГГГ Государственной жилищной инспекцией в администрацию <адрес> направлено заключение № от ДД.ММ.ГГГГ о необходимости рассмотреть вопрос о признании жилого <адрес> непригодным (пригодным) для проживания в порядке, предусмотренном Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу, утвержденным постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №.
Межведомственной комиссией администрации Красноармейского района <адрес> ДД.ММ.ГГГГ проведено визуальное обследование жилого дома. По результатам обследования принято решение о необходимости проведения инструментального обследования этого дома. Работы по исследованию и оценке технического состояния строительных конструкций данного дома поручено провести МУ «ЖКХ <адрес>». Однако до настоящего времени вопрос выделения денежных средств на проведение инструментального обследования жилого <адрес> не решён, инструментальное обследование не проведено. Необоснованное затягивание рассмотрения вопроса о пригодности жилого дома для проживания граждан может стать причиной причинения вреда жизни и здоровью людей, пребывающих в доме.
В ходе судебного разбирательства по делу в качестве соответчиков были привлечены администрация Волгограда и МУ «ЖКХ Красноармейского района Волгограда».
В судебном заседании представитель истца - помощник прокурора Красноармейского района г. Волгограда Фетюхина И.Ю. исковые требования поддержала, уточнила их и просила признать незаконным бездействие администрации Волгограда как собственника жилого фонда и администрации Красноармейского района г. Волгограда при рассмотрении заключения Государственной жилищной инспекции Волгоградской области № от ДД.ММ.ГГГГ о необхожимости признать жилой <адрес> непригодным (пригодным) для проживания граждан и администрацию Красноармейского района г. Волгограда и МУ «ЖКХ Красноармейского района Волгограда» организовать проведение инструментального обследования жилого <адрес> Уточенные требования и основания требований, указанные в исковом заявлении поддержала полностью, настаивала на удовлетворении иска.
Представитель ответчика - администрации Красноармейского района г. Волгограда по доверенности Иванов А.С., в судебном заседании исковые требования не признал, пояснив, что со стороны администрации Красноармейского района г. Волгограда усматривается никакого бездействия по рассмотрению заключения Госжилинспекции Волгоградской области о необходимости признания жилого <адрес> непригодным (пригодным) для проживания. Для исполнения данного заключения межведомственная комиссия по оценке состояния жилых помещений муниципального жилищного фонда и многоквартирных домов администрации Красноармейского района г. Волгограда ДД.ММ.ГГГГ провела визуальное обследование жилого <адрес> и приняла решение о необходимости проведения инструментального обследования строительных конструкций дома, без заключения которого невозможно решить вопрос о его пригодности или непригодности для проживания граждан. В связи с отсутствием в адмнимтрации соответствующих специалистов, организация и проведение такого обследования было возложено на управляющую компанию МУ «ЖКХ Красноармейского района Волгограда», результаты которого необходимо представить для рассмотрения на межведомственную комиссию для принятия решения о возможности признания дома аварийным. Кроме того, для разрешения данного вопроса администрация района обратилась с просьбой к администрации Волгограда о выделении для этого дополнительного финансирования. Однако, до настоящего времени, данный вопрос не разрешён. Без проведения инструментального обследования дома и получения соответствующего заключения, межведомственная комиссии не может рассмотреть вопрос о пригодности жилого дома для проживания. Таким образом, администрацией района предприняты все возможные и необходимые меры для рассмотрения заключения Госжилинспекции о признании жилого <адрес> непригодным (пригодным) для проживания. Настаивал на том, что всё зависящее от администрации района было сделано, требования закона ответчиком не нарушены.
Представитель ответчика - МУ «ЖКХ Красноармейского района Волгограда» по доверенности Заруднев В.В. в судебном заседании исковые требования не признал, пояснив, что МУ «ЖКХ Красноармейского района Волгограда» не имеет возможности провести инструментальное обследование строительных конструкций жилого <адрес>, поскольку для этого необходимо привлечение соответствующих специализированных организаций и оплатить их работу. Однако, «Планом капитального ремонта жилого фонда Красноармейского района Волгограда ДД.ММ.ГГГГ не было предусмотрено проведение капитального ремонта в части исследования и оценки технического состояния строительных конструкций данного дома. Поэтому, в администрацию Красноармейского района Волгограда было направлено письмо о рассмотрении вопроса о выделении денежных средств и бюджетных ассигнований на выполнение данного вида работ. Однако до настоящего времени, данный вопрос не разрешён. Просит в иске к «МУ ЖКХ Красноармейского района Волгограда» отказать.
Представитель ответчика - администрации Волгограда, извещенный о дне, месте и времени слушания дела надлежащим образом, в судебное заседание не явился, причин неявки суду не сообщил. Ранее, в ходе судебного разбирательства, представил письменные возражения на иск, согласно которым иск не признал. Считает, требования истца незаконными и необоснованными, ссылаясь на ст. 36 ЖК РФ и п. 2 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, согласно которым строительные конструкции являются общим имуществом жилого дома. Указывает, что согласно ст. 210 ГК РФ именно собственник несёт бремя по содержанию своего имущества. При этом, осмотры жилого дома проводят либо собственники, путём привлечения специализированных организаций, либо управляющая организация. В связи с этим, обязанности по проведению инструментального обследования жилого <адрес> полагает необходимо возложить либо на собственников жилых помещений, либо на управляющую организацию (л.д.44-46).
Представитель третьего лица - Департамента финансов администрации Волгограда, извещенный о дне и времени слушания дела надлежащим образом, в суд не явился, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие, отношение к иску не представил.
Представитель третьего лица - Департамента муниципального имущества администрации Волгограда, извещенный о дне и времени слушания дела надлежащим образом, в суд не явился, возражений на иск не представил.
Представитель третьего лица - Государственной жилищной инспекции Волгоградской области, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, отношение к иску не представил.
Представитель третьего лица- МУП «Красноармейское районное БТИ», извещенный о дне и времени слушания дела надлежащим образом, в суд не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствии, свое отношение к иску не представил.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу части 1 статьи 1 ЖК РФ, жилищное законодательство основывается, в том числе на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности.
Согласно ч. 1 ст. 11 ЖК РФ защита нарушенных жилищных прав осуществляется судом в соответствии с подведомственностью дел, установленной процессуальным законодательством.
Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 г. № 47 утверждено Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
В соответствии с п. 45 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, признание комиссией многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу, может основываться только на результатах, изложенных в заключение специализированной организации, проводящей обследование.
В случае, если заявителем выступает орган, уполномоченный на проведение государственного контроля, в комиссию представляется заключение этого органа, после рассмотрения которого комиссия предлагает собственнику помещения представить указанное заключение.
Проверяя обоснованность требований истца, в судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Государственная жилищная инспекция Волгоградской области провела визуальное обследование технического состояния многоквартирного жилого <адрес>.
По результатам этого обследования, ДД.ММ.ГГГГ Государственная жилищная инспекция Волгоградской области приняла решение в форме заключения № о необходимости администрации Красноармейского района г. Волгограда в срок до ДД.ММ.ГГГГ рассмотреть вопрос о признании жилого <адрес> непригодным (пригодным) для проживания в порядке, предусмотренном Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу, утвержденного постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № (л.д.7-8).
Пунктом 1 Постановления Администрации Волгограда от 06.05.2006 года № 1043 администрациям районов действительно делегированы полномочия по оценке состояния многоквартирных жилых домов с целью разрешения вопроса о их пригодности для проживания.
Поэтому, исполняя данное предписание Государственной жилищной инспекции по Волгоградской области, межведомственная комиссия при администрации Красноармейского района г. Волгограда провела визуальный осмотр <адрес>, в ходе которого установлено, что жилой дом имеет частичные разрушения, из-за имеющихся повреждений в жилом доме помещения не соответствуют требованиям, которым должно отвечать жилое помещение, что подтверждается копией Акта обследования жилого дома от ДД.ММ.ГГГГ № (л.д.10-11).
На основании этого акта, Межведомственная комиссия администрации Красноармейского района г. Волгограда ДД.ММ.ГГГГ приняла заключение № о необходимости проведения инструментального обследования многоквартирного жилого <адрес> для определения состояния строительных конструкций с предоставлением его для рассмотрения на межведомственную комиссию для принятия решения о признании жилого дома не пригодным (пригодным) для проживания.
При этом, проведение инструментального обследования многоквартирного жилого <адрес> для определения их надежности и безопасности для проживания, было поручено управляющей организации - МУ «ЖКХ Красноармейского района Волгограда». (л.д.9).
Вместе с тем, как установлено судом, до настоящего времени, инструментальное обследование строительных конструкций многоквартирного жилого <адрес> для определения их надёжности и безопасности для проживания, МУ «ЖКХ Красноармейского района Волгограда» не проведено по причине отсутствия денежных средств и бюджетных ассигнований на выполнение данного вида работ, вопрос о признании данного дома не пригодным или пригодным для проживания, не разрешён. (л.д.15).
Вместе с тем, администрация Красноармейского района Волгограда обратилась в администрацию Волгограда с просьбой дать соответствующие указания по возможности использования имающихся ассигнований в целях размещения муниципального заказа на проведение инструментального обследования 49 жилых домов, поскольку выделенные ассигнования на капитальный ремонт жилого фонда в полном объёме до администрации района не доведены (л.д.28).
На указанное обращение, последовал ответ Департамента финансов администрации Волгограда, которым сообщалось, что по вопросу выделения дополнительных средств на проведение инструментального обследования жилых домов направлено письмо на имя заместителя главы Волгограда с предложением определить ответственное отраслевое структурное подразделение администрации Волгограда, с целью ведения учёта и обобщения информации по данному вопросу, а также недопущения признания домов аварийными и подлежащими сносу при отсутствии в бюджете Волгограда средств на переселение граждан, проживающих в этих домах (л.д. 29).
Указанные выше обстоятельства сторонами в судебном заседании не оспаривались.
Кроме того, в соответствии с п. 47 постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении положений о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу» и пунктом 11 утвержденного постановлением администрации Волгограда Положения, по результатам рассмотрения соответствующего заявления комиссия действительно обязана принять решение о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания, о необходимости и возможности проведения капитального ремонта, реконструкции либо о признании дома аварийным и подлежащим сносу.
Однако указанные Положения устанавливают порядок признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, но не возлагают на администрации районов обязанности несения финансовых затрат для реализации установленного порядка.
Более того, согласно п. 44 данного федерального Положения и пункта 11 Положения, утверждённого администрацией Волгограда, признание комиссией многоквартирного жилого дома аварийным и подлежащим сносу может основываться только на результатах, изложенных в заключение специализированной организации, которое обязаны представить собственники жилого дома.
Поскольку в межведомственную комиссию для рассмотрения вопроса о признании <адрес> заключение о состоянии строительных конструкций жилого дома не поступило, комиссия на основании пункта 46 федерального Положения, обоснованно приняла решение о проведении дополнительного обследования жилого дома.
При этом, администрацией района, для исполнения решения межведомственной комиссии, было дано соответствующее задание управляющей организации и затребованы дополнительные ассигнования у собственника жилого фонда.
Таким образом, учитывая, что администрация Красноармейского района Волгограда не является собственником жилого дома, не осуществляет управление данным жилым домом и его техническое обслуживание, и не уполномочена решать вопросы о выделении дополнительного финансирования для проведения работ по проведению инструментального обследования жилого дома, суд приходит к выводу, что администрацией Красноармейского района г. Волгограда приняты все возможные меры по рассмотрению заключения Государственной жилищной инспекции <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ о признании жилого <адрес> непригодным (пригодным) для проживания.
При изложенных обстоятельствах, суд не находит законных оснований для удовлетворения требований истца к администрации Красноармейского района г. Волгограда и признания незаконным бездействие администрации Красноармейского района г. Волгограда при рассмотрении заключения Государственной жилищной инспекции <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ о необходимости признания жилого <адрес> непригодным (пригодным) для проживания граждан и возложении обязанности организовать проведение инструментального обследования строительных конструкций многоквартирного жилого <адрес>.
Суд также не находит оснований для удовлетворения требований истца о признании незаконным бездействие администрации Волгоградапри рассмотрении заключения Государственной жилищной инспекции Волгоградской области № от ДД.ММ.ГГГГ о необходимости признания жилого <адрес> непригодным (пригодным) для проживания граждан, поскольку, как установлено судом, это заключение было адресовано администрации района, которой делегированы такие полномочия и администрация Волгограда никакого участия в рассмотрении данного заключения не принимала.
По смыслу статьи 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом осуществляет управляющая организация, если собственниками помещения не избран другой способ управления.
Управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущество в многоквартирном доме, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в этом доме.
Как установлено судом, способ управления жилого <адрес> собственниками не выбран. Управляющей организаций по данному дому является МУ ЖКХ Красноармейского района г. Волгограда, что сторонами не оспаривалось.
В силу ст.147 ЖК РФ государственные жилищно-эксплуатационные и ремонтно-строительные службы осуществляют по договору техническое обслуживание и ремонт домов общественного жилищного фонда, домов жилищных и жилищно-строительных кооперативов, а также многоквартирных домов, находящихся в собственности граждан.
Согласно ст. 14 ЖК РФ, органы местного самоуправления осуществляют контроль за использованием и сохранностью муниципального жилищного фонда, соответствием жилых помещений данного фонда, установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства.
Согласно Правилам и нормам технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Государственным комитетом Российской Федерации по строительству и жилищно - коммунальному комплексу ДД.ММ.ГГГГ, техническое обслуживание здания включает комплекс работ по поддержанию в исправном состоянии элементов и внутри домовых систем, заданных параметров и режимов работы его конструкций, оборудования и технических устройств. (п.2.4.2).
В соответствии с Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными Постановлением Правительства РФ 13.08 2008 г. в состав общего имущества включается санитарно - техническое и иное оборудование многоквартирного дома, находящегося внутри помещения и обслуживающие более одного жилого помещения (п. 2(д) Правил).
Пунктом 11 данных Правил установлено, что содержание общего имущества включает также осмотр общего имущества, осуществляемый собственником помещения и обеспечивающий своевременное выявление состояния общего имущества. Данный осмотре проводится в зависимости от способа управления имущества, управляющей организацией.
Таким образом, суд считает, что обязанность провести инструментальное обследование жилого <адрес> должна быть возложена на управляющую организацию - ответчика МУ «ЖКХ Красноармейского района Волгограда», поскольку собственники не выбрали иной способ управления общим имуществом.
Вместе с тем, как установлено судом, свои обязательства по управлению жилым домом ответчик МУ «ЖКХ Красноармейского района Волгограда» выполняет ненадлежащим образом.
Так, администрация Красноармейского района г. Волгограда поручала МУ «ЖКХ Красноармейского района Волгограда» проведение сметного расчёта на выполнение работ по инструментальному обследованию конструкций указанных домов, определению размера доли муниципалитета в этих расходах, организацию проведения собраний собственников помещений, определения порядка финансирования до ДД.ММ.ГГГГ (л.д.12).
Указанные работы МУ «ЖКХ Красноармейского района Волгограда» в полном объёме не выполнены. До настоящего времени не решён вопрос о проведении инструментального обследования названного жилого дома для выявления несоответствия состояния общего имущества требованиям законодательства, а также угрозы безопасности жизни и здоровью граждан.
По этим основаниям, суд находит необходимым обязать Муниципальное учреждение «Жилищно-коммунальное хозяйство Красноармейского района Волгограда» организовать проведение инструментального обследования строительных конструкций многоквартирного жилого <адрес>.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Иск Прокурора Красноармейского района г. Волгограда в защиту интересов неопределённого круга лиц к Администрации Красноармейского района г. Волгограда, Администрации Волгограда, Муниципальному учреждению «Жилищно-коммунальное хозяйство Красноармейского района Волгограда» о признании бездействий незаконными и понуждении к исполнению требований федерального законодательства - удовлетворить частично.
Обязать Муниципальное учреждение «Жилищно-коммунальное хозяйство Красноармейского района Волгограда» организовать проведение инструментального обследования строительных конструкций многоквартирного жилого <адрес> в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Прокурору Красноармейского района г. Волгограда в иске к Администрации Красноармейского района г. Волгограда, Администрации Волгограда в защиту интересов неопределённого круга лиц о признания незаконным бездействие при рассмотрении заключения Государственной жилищной инспекции <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ о необходимости признания жилого <адрес> непригодным (пригодным) для проживания граждан и возложении обязанности организовать проведение инструментального обследования строительных конструкций многоквартирного жилого <адрес> - отказать.
Решение может быть обжаловано в Волгоградский областной суд через Красноармейский райсуд г. Волгограда в течении 10 дней со дня принятия судом решения в окончательной форме.
Председательствующий: В.В.Потапов
Мотивированное решение составлено 21сентября 2010 г.
Председательствующий: В.В. Потапов