Дело № 2-4799/2010
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Красноармейский районный суд г. Волгограда
в составе: председательствующего судьи Нагиной О.Ю.,
при секретаре Франк Н.А.,
с участием представителя истца - помощника прокурора Красноармейского района г. Волгограда Рашевской Н.Е.,
представителей ответчика - по доверенностям Ворониной И.В. и Мелешкиной П.Г.
11 октября 2010 года в городе Волгограде, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Красноармейского района г. Волгограда в защиту прав, свобод и законных интересов Российской Федерации, субъекта России - Волгоградской области, а также неопределенного круга лиц, к Обществу с Ограниченной Ответственностью «Волгоградский горчичный маслозавод «Сарепта» о понуждении к исполнению требований федерального законодательства,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Красноармейского района г. Волгограда, действуя в защиту прав, свобод и законных интересов Российской Федерации, субъекта России - Волгоградской области, а также неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к ООО Волгоградский горчичный маслозавод «Сарепта» о понуждении к исполнению требований федерального законодательства.
В обоснование исковых требований истец указал, что прокуратурой Красноармейского района г.Волгограда в августе 2010 года проведена проверка соблюдения на территории района законодательства об охране атмосферного воздуха хозяйствующими субъектами, имеющими стационарные источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух.
Проверкой установлено, что ООО «ВГМЗ «Сарепта» осуществляет производственную деятельность на территории Красноармейского района, в ходе которой осуществляется выброс и загрязнение вредными веществами атмосферы воздуха.
В этой связи НВМРУ Ростехнадзора ДД.ММ.ГГГГ ООО «ВГМЗ «Сарепта» выдано разрешение № РРС 39 00070-А на выброс загрязняющих веществ в атмосферу стационарными источниками, сроком действия с ДД.ММ.ГГГГ с учетом продления до ДД.ММ.ГГГГ Новое разрешение ООО «ВГМЗ «Сарепта» НВМРУ Ростехнадзора не выдавалось. Производственная деятельность, связанная с выбросами загрязняющих веществ в атмосферный воздух ответчиком продолжает осуществляться.
В связи с чем, истец просит обязать ООО «Волгоградский горчичный маслозавод «Сарепта» в двухмесячный срок со дня вступления решения суда в законную силу получить разрешение на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух.
Представитель истца - помощник прокурора Красноармейского района г. Волгограда Рашевская Н.Е. в судебном заседании исковые требования и доводы, изложенные в их обоснование, поддержала в полном объёме, настаивала на их удовлетворении.
Представители ответчика ООО «ВГМЗ «Сарепта» по доверенностям Воронина И.В. и Мелешкина П.Г. в судебном заседании иск признали.
Представитель третьего лица Нижне-Волжское межрегиональное управление по технологическому надзору Ростехнадзора, надлежащим образом извещённый о дне и месте слушания дела, в судебное заседание не явился, предоставив заявление с просьбой рассмотреть дело в его отсутствие.
Представитель третьего лица Комитета природных ресурсов и охраны окружающей среды администрации Волгоградской области, надлежащим образом извещённый о дне и месте слушания дела, в судебное заседание не явился.
Выслушав представителя истца - помощника прокурора Красноармейского района г. Волгограда Рашевскую Н.Е., представителей ответчика ООО «ВГМЗ «Сарепта» по доверенностям Воронину И.В. м Мелешкину П.Г., исследовав представленные в судебное заседание доказательства, суд приходит к следующему.
В силу ст. 12 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха» № 96-ФЗ от 04.05.1999г., в целях государственного регулирования выбросов вредных веществ в атмосферный воздух устанавливаются нормативы предельно допустимых выбросов. Нормативы выбросов разрабатываются и устанавливаются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно п.8 постановления Правительства Российской Федерации № 183 от 02.03.2000г. «О нормативах выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него», постановления Правительства № 545 от 03.08.1992г. «Об утверждении порядка разработки и утверждения нормативов выбросов и сбросов вредных (загрязняющих) веществ в окружающую природную среду, лимитов использования природных ресурсов, размещения отходов» проведение инвентаризации источников выбросов, разработка предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ является обязанностью юридических лиц, имеющих стационарные источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух.
В соответствии с ч.1 ст.34 Федерального закона «Об охране окружающей среды» № 7-ФЗ от 10.01.2001г. и ст.ст.14, 20, 30 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха», выброс загрязняющих веществ в атмосферу допускается только на основании разрешения, выданного соответствующими органами исполнительной власти в области охраны окружающей среды.
Эксплуатация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды.
В соответствии со ст. 42 Конституции РФ, ст. 11 Федерального закона № 7 ФЗ от 10.01.2002г. "Об охране окружающей среды", и ст. 8 Федерального закона № 42-ФЗ от 30.03.1999г. (в редакции от 14.07.2008г.) "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", каждый имеет право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека. Хозяйственная деятельность юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, согласно ст. 3 Федерального закона "Об охране окружающей среды", должна осуществляться, в частности, на основании принципов соблюдения прав человека на благоприятную окружающую среду, обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека, платности природопользования и возмещения вреда окружающей среде, презумпции экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности, обеспечения снижения негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в соответствии с нормативами в области охраны окружающей среды, которого можно достигнуть на основе использования наилучших существующих технологий с учетом экономических и социальных факторов.
Кроме того, в соответствии со статьей 3 Федерального закона № 96-ФЗ от 04.05.1999г. «Об охране атмосферного воздуха», государственное управление в области охраны атмосферного воздуха основывается на принципах: приоритета охраны жизни и здоровья человека, настоящего и будущего поколений; обеспечения благоприятных экологических условий для жизни, труда и отдыха человека; недопущения необратимых последствий загрязнения атмосферного воздуха для окружающей среды; обязательности государственного регулирования выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него; гласности, полноты и достоверности информации о состоянии атмосферного воздуха, его загрязнении; научной обоснованность, системности и комплексного подхода к охране атмосферного воздуха и охране окружающей среды в целом; обязательности соблюдения требований законодательства Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха, и ответственности за нарушение данного законодательства.
У гражданина должна быть гарантия, что в результате хозяйственной деятельности данного объекта не будет загрязняться атмосферный воздух, что указанная деятельность, не создает опасность причинения вреда в будущем.
Осуществление выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух без соответствующего разрешения, учитывая, что уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области охраны атмосферного воздуха не установлены нормативы предельно допустимых выбросов вредных веществ в атмосферный воздух, может оказывать негативное воздействие на здоровье неограниченного круга лиц, чем нарушается конституционное право граждан на благоприятную окружающую среду, на защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью.
Кроме того, в силу требований ст. 16 Федерального закона № 7-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ "Об охране окружающей среды", негативное воздействие на окружающую среду, к которому законом прямо отнесено выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух, является платным. Уклонение ответчика от получения разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух от стационарных источников, влияет на расчет размера платы за негативное воздействие на окружающую среду, поскольку в силу ст. 16 Федерального закона «Об охране окружающей среды», п.5 и п.6 Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, и другие виды вредного воздействия, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 632 от 28.08.1992г., в случае отсутствия у природопользователя оформленного в установленном порядке разрешения на выброс, сброс загрязняющих веществ вся масса загрязняющих веществ учитывается как сверхлимитная в случае отсутствия разрешения на выброс лимитов. Между тем, в соответствии с требованиями ст.ст. 51, 57 и 62 Бюджетного кодекса РФ, плата за негативное воздействие на окружающую среду в размере 20% поступлений зачисляется в федеральный бюджет, 40% - в бюджет субъекта РФ, 40% - в местный бюджет. При этом, исходя из положений ст. 6 Бюджетного кодекса РФ, под бюджетом понимается форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления. Уклонение хозяйствующих субъектов от выполнения обязанности по получению разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух, способствует невнесет"чю в полном объеме платы за негативное воздействие на окружающую среду, что влечсг нарушение прав и законных интересов России, ее субъектов и муниципальных образований.
В соответствии с ч. 1 ст.22 ГПК РФ суда рассматривают и разрешают исковые дела с участием граждан, организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления о защите нарушенных прав, свобод и законных интересов, по спорам, возникающим из экологических правоотношений.
Согласно ст. 12 ГК РФ одним из способов защиты гражданских прав является присуждение к исполнению обязанности в натуре.
Проверяя обоснованность заявленных требований, в судебном заседании установлено, что прокуратурой Красноармейского района г.Волгограда в апреле 2009 года проведена проверка соблюдения на территории района законодательства об охране атмосферного воздуха хозяйствующими субъектами, имеющими стационарные источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, которой установлено, что ООО «ВГМЗ «Сарепта» осуществляет производственную деятельность на территории Красноармейского района, в ходе которой осуществляется выброс и загрязнение вредными веществами атмосферы воздуха.
В этой связи НВМРУ Ростехнадзора ДД.ММ.ГГГГ ООО «ВГМЗ «Сарепта» выдано разрешение № РРС 39 00070-А на выброс загрязняющих веществ в атмосферу стационарными источниками, сроком действия с ДД.ММ.ГГГГ с учетом продления до ДД.ММ.ГГГГ Новое разрешение ООО «ВГМЗ «Сарепта» НВМРУ Ростехнадзора не выдавалось. Однако, производственная деятельность, связанная с выбросами загрязняющих веществ в атмосферный воздух ответчиком продолжает осуществляться.
Указанные обстоятельства не оспариваются сторонами, подтверждаются материалами дела: копией реестра разрешений на выброс загрязняющих веществ в атмосферу стационарными источниками, выданных организация, зарегистрированным на территории Красноармейского района г. Волгограда (л.д.9-10), копией сообщения Облкомприрода (л.д.7).
Таким образом, судом установлено, что ответчиком до настоящего времени не получено разрешение на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух.
При таких обстоятельствах, исковые требования прокурора Красноармейского района г. Волгограда к ООО «ВГМЗ «Сарепта» о понуждении к исполнению требований федерального законодательства, являются законными и обоснованными.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск прокурора Красноармейского района г. Волгограда в защиту прав, свобод и законных интересов Российской Федерации, субъекта России - Волгоградской области, а также неопределенного круга лиц, к Обществу с Ограниченной Ответственностью «Волгоградский горчичный маслозавод «Сарепта» о понуждении к исполнению требований федерального законодательства - удовлетворить.
Обязать Общество с Ограниченной Ответственностью «Волгоградский горчичный маслозавод «Сарепта» в двухмесячный срок со дня вступления решения суда в законную силу получить разрешение на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух.
Решение может быть обжаловано в течение 10 дней в Волгоградский областной суд через Красноармейский районный суд г. Волгограда.
Председательствующий: О.Ю. Нагина
В окончательной форме мотивированной решение изготовлено 15 октября 2010 г.
Председательствующий: О.Ю. Нагина
Копия верна.
Судья: Нагина О.Ю.
Секретарь: Франк Н.А.