ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Красноармейский суд г. Волгограда
В составе председательствующего судьи Снегиревой Н.М.
При секретаре Мещеряковой Н.В.
С участием истца Алексеевой Л.В., представителей ответчика по доверенности Герасимова В.И., Савченко Н.Н., третьего лица по доверенности Рыжевской Н.В..
26 июля 2010 года рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Алексеевой Лидии Викторовны к Управлению Пенсионного фонда РФ по Красноармейскому району г. Волгограда о назначении пенсии,
У С Т А Н О В И Л :
Истец обратилась в суд с иском к Управлению пенсионного фонда РФ по Красноармейскому району г. Волгограда об оспаривании решения об отказе в назначении трудовой пенсии.
Свои требования обосновала следующим.
Она длительное время работает медсестрой в медицинских учреждениях. Считая, что, имеет специальный медицинский стаж, приобрела право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, она обратилась с заявлением о начислении пенсии в Управление пенсионного фонда по Красноармейскому району г. Волгограда.
Решением от ДД.ММ.ГГГГ в назначении пенсии по выслуге лет ей было отказано. В специальный трудовой стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию по старости не были включены определенные периоды ее деятельности.
Так, периоды ее работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ г., с ДД.ММ.ГГГГ г. по ДД.ММ.ГГГГ в должности <данные изъяты> исключены из подсчета специального стажа ввиду несоответствия должности, указанной в трудовой книжке штатному расписания <данные изъяты> за ДД.ММ.ГГГГг.г., поскольку не предусмотрена Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работ, дающих право на досрочное назначение пенсии по старости.
В специальный стаж включено № года № месяца № дней.
Оспаривая обоснованность принятого ответчиком решения, Алексеева Л.В. просит обязать включить ей в трудовой стаж для начисления пенсии по выслуге лет указанные периоды ее работы, в частности с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ г., с ДД.ММ.ГГГГ г. по ДД.ММ.ГГГГ в должности <данные изъяты> и назначить ей пенсию с момента обращения с момента возникновения права на нее.
В судебном заседании Алексеева Л.В. исковые требования уточнила, просила назначить ей пенсию с даты обращения с заявлением в УПФ, то есть с ДД.ММ.ГГГГ, требования поддержала в полном объеме, настаивала на их удовлетворении, утверждая, что ответчик без законных на то оснований не включил ей в стаж работы указанные периоды.
Ответчики - представители Управления пенсионного фонда РФ по Красноармейскому району г. Волгограда по доверенности Герасимов В.И. и Савченко Н.Н. требования истца не признали, пояснив суду, что Алексеевой Л.В. указанные периоды ее работы обоснованно не включены в специальный стаж, так как должность, указанная в трудовой книжке не соответствует штатному расписанию учреждения. Кроме того, указанная должность не поименована Списком должностей и учреждений, работа которых засчитывается в выслугу лет, дающую право на пенсию.
Третье лицо представитель МУЗ «Родильный дом № 4 департамента здравоохранения администрации Волгограда по доверенности Рыжевская Н.В. требования Алексеевой Л.В. поддержала, считает, что указанные периоды ее работы в родильном доме исключены необоснованно. Просит иск удовлетворить.
Выслушав стороны, третье лицо, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 46 Конституции РФ каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
Решения и действия (или бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В соответствии со ст. 39 Конституции РФ государственные пенсии и социальные выплаты устанавливаются законом.
На основании п. 11 ст. 28 Федерального Закона РФ « О трудовых пенсиях в РФ» от 17.12. 2001 года пенсия в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения устанавливается при выслуге не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах.
Постановлением Правительства РФ от 2002 г. утвержден Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населению государственных и муниципальных учреждений здравоохранения. Согласно указанному списку право на пенсию имеют лица, занимающие должность медицинской сестры.
Проверяя обоснованность требований истца, судом установлено, что Алексеева Л.В. ДД.ММ.ГГГГ г. по настоящее время осуществляет лечебную и иную работу по охране здоровья населения.
Так, в ДД.ММ.ГГГГ г. она принята на должность медицинской сестры <данные изъяты>, где проработала до ДД.ММ.ГГГГ г.
ДД.ММ.ГГГГ переведена медицинской сестрой <данные изъяты>».
Впоследствии, в ДД.ММ.ГГГГ г. была принята на работу в <данные изъяты> медсестрой <данные изъяты>, где и работает до настоящего времени.
<данные изъяты>
С ДД.ММ.ГГГГ название <данные изъяты> изменено на <данные изъяты> где истица работает до настоящего времени.
Факт и периоды работы истца в медицинском учреждении, наименование занимаемых ею должностей не оспаривались представителями Управления пенсионного фонда и подтверждаются копией трудовой книжки( л.д. 4-6).
Пунктом 3 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 11 пункта 1 статьи 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (утв. постановлением Правительства РФ 29.10.2002 г. N 781) в стаж работы засчитываются периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в списке должностей и учреждений, работа в которых дает право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения в соответствии с подпунктом 11 пункта 1 статьи 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее именуется - список).
Считая, что имеет специальный стаж для назначения досрочной пенсии, Алексеева Л.В. обратилась в УПФ с заявлением о назначении пенсии.
Между тем, решением УПФ РФ в Красноармейском районе г. Волгограда от ДД.ММ.ГГГГ в назначении пенсии Алексеевой Л.В. отказано, из специального стажа ее работы исключен период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ г. по ДД.ММ.ГГГГ года в должности <данные изъяты>, так как указанная должность не предусмотрена Списком должностей и учреждений, работа в которых дает право на досрочное назначение пенсии.
При этом, в специальный стаж истца включено № года № мес. № дней (л.д.8).
Оспаривая законность принятого решения, истец утверждала, что с ДД.ММ.ГГГГ года по настоящее время работает медицинской сестрой в одном и том же отделении одного итого же медицинского учреждения <данные изъяты> отделения которого которое неоднократно переименовывались. При этом клинический профиль, вид деятельности и специфика работы не изменялись. За весь период работа, она выполняла одни и те же функциональные обязанности медицинской сестры, работала на одном и том же рабочем месте, осуществляя лечебную деятельность по охране здоровья населения в <данные изъяты>.
В подтверждение своих доводом сослалась на уточняющую справку <данные изъяты>, из которой следует, что с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время истец работает медицинской сестрой, сначала в <данные изъяты>, затем в <данные изъяты>, где работает в настоящее время (л.д.9).
<данные изъяты>
Из штатных расписаний указанного периода следует, что занимаемая истцом должность поименована как медицинская сестра <данные изъяты>.
Указанная должность отнесена к специалистам, имеющим среднее медицинское образование.
В этой связи, суд приходит к выводу, что истец, работая в указанные периоды в должности медицинской сестры <данные изъяты> значит, по мнению суда, осуществляла лечебную и иную деятельность по охране здоровья.
Кроме того, суд считает, что по смыслу и по содержанию работа в должности <данные изъяты> и просто медицинской сестры, указанной в Списке - это всего лишь разновидность должности медицинской сестры.
Следовательно, работа истца в указанной должности должна влечь для неё такие же юридические последствия, что и работа в должности, указанной в Списке учреждений, утвержденных Постановлением Правительства РФ.
Таким образом, суд считает, что предъявленные ответчиком требования к истцу об отсутствии наименования занимаемой истцом должности в Списке должностей и учреждений, утвержденных Постановлением Правительства РФ нарушают её конституционные права на получение пенсии по специальному стажу и не соответствуют принципу социальной справедливости, важнейшим элементом которой является пенсионное обеспечение, а поэтому периоды работы Алексеевой Л.В. в должности медсестры <данные изъяты>, подлежат зачёту в специальный стаж для назначения пенсии.
При этом ссылка ответчика на отсутствие в Списке должностей и учреждений, утвержденных Постановлением Правительства РФ наименования указанной должности порождает для истца неравенство в сфере пенсионного обеспечения, которое ведёт к несоразмерному ограничению конституционного права этого лица на социальное обеспечение, и тем самым нарушают предписания статей 19 (части 1 и 2), 39 (части 1 и 2) и 55 (части 2 и 3) Конституции Российской Федерации, а также не согласуются с ее статьями 8 (часть 2), 35 (часть 1) и 37 (часть 3).
В этой связи суд считает, что УПФ РФ в Красноармейском районе г. Волгограда без законных на то оснований были исключены из специального трудового стажа Алексеевой Л.В. указанные периоды ее работы, по тем основаниям, что наименование должности не входит в Список должностей и учреждений здравоохранения, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на досрочное назначение пенсии по старости.
Оценивая действия ответчика с точки зрения соответствия их действующему законодательству, суд приходит к выводу о том, что они не основаны на законе и нарушают права истца.
Судом достоверно установлено, что фактически истица с ДД.ММ.ГГГГ. по настоящее время осуществляет лечебную деятельность по охране здоровья населения. При этом клинический профиль, вид деятельности и специфика работы медицинского учреждения и отделения не изменялись, они входили в состав <данные изъяты>.
В соответствии с правовой позицией, изложенной в Постановлении Конституционного Суда РФ от 3 июня 2004 г. « По делу о проверке конституционности положений п.п. 10,11 и 12 п.1 ст. 28 п.1 и 2 ст. 31 ФЗ « О трудовых пенсия в РФ» введение пенсий по выслуге лет лицом осуществляющим деятельность по охране здоровья населения связывается с риском утраты профессиональной трудоспособности достижения общего пенсионного возраста из-за длительного неблагоприятного воздействия на организм человека различного рода факторов, обусловленных спецификой их профессиональной деятельности, для которой, как правило, характерна постоянная повышенная эмоциональная и психологическая, а зачастую и физическая нагрузка, высокая степень ответственности за результаты труда, а также особой значимостью, ценностью такой трудовой деятельности для государства и общества. Предоставление возможности уйти на пенсию в более раннем возрасте преследовало цель освобождения от необходимости дальнейшего продолжения работы и являлось, таким образом, одной из мер, направленных на сохранение здоровья указанных лиц.
Таким образом, законодатель связывает возникновение права на получение досрочной пенсии по старости с осуществлением лицом лечебной деятельности по охране здоровья граждан в медицинских учреждения в определенных должностях и учреждениях именно ввиду осуществления профессиональной деятельности в условиях длительного неблагоприятного воздействия на организм человека различного рода факторов, а утверждение соответствующих Списков определить категорию лиц, осуществляющих такую деятельность.
Также суд находит несостоятельными доводы ответчика об отсутствии у истца специального стажа по тем основаниям, что такие сведения отсутствуют в выписке из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, представляемых работодателем.
Так, согласно ст. 1 Закона РФ « Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» от 20 марта 1996 г. страхователями являются юридические лица, осуществляющие свою деятельность на территории РФ, граждане, индивидуальные предприниматели, физические лица, самостоятельно уплачивающие страховые взносы.
Из ст. 8 указанного закона, предусматривающей общие правила представления сведений о застрахованных лицах и порядок хранения этих сведений следует, что сведения о застрахованных лицах представляются страхователями, в том числе физическими лицами, самостоятельно уплачивающими страховые взносы. Страхователь представляет в соответствующий орган Пенсионного фонда РФ сведения о всех лицах, работающих в него по трудовому договору…...
В этой связи, суд также считает, что ответчиком необоснованно отказано во включении в специальный трудовой стаж истца указанный период работы истца также в связи с отсутствием сведений в индивидуальном лицевом счете застрахованного лица, поскольку в указанный период истец не прекращал своей трудовой деятельности и с его заработной платы производились страховые отчисления в пенсионный фонд.
Следовательно, указанный период подлежит включению в специальный трудовой стаж.
Кроме того, суд считает, что необходимые сведения о трудовом стаже в пенсионный фонд направляются не работником, а работодателем, как того требует закон и который, по мнению суда, должен нести ответственность за недостоверно представленные сведения.
В этой связи суд считает, что Управлением Пенсионного фонда РФ по Красноармейскому району г. Волгограда, без законных на то оснований, указанные периоды работы Алексеевой Л.В. исключены из специального стажа.
Учитывая изложенные обстоятельства и тот факт, что у истца с учетом льготного исчисления стажа, на момент ее обращения к ответчику имелся необходимый стаж для назначения пенсии, как лицу, осуществляющему лечебную деятельность и деятельность по охране здоровья граждан, суд считает необходимым признать действия Управления Пенсионного фонда РФ по Красноармейскому району г. Волгограда по отказу в назначении досрочной пенсии незаконными.
В силу ст. 18 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
Таким образом, суд считает, что предъявленные к заявителю требования нарушают его конституционные права на получение пенсии по специальному стажу и не соответствуют принципу социальной справедливости. Поскольку медицинские работники имеют право на получение пенсии по выслуге лет наравне с другими работниками государственных и муниципальных учреждений здравоохранения.
При таких обстоятельствах суд находит исковые требования Алексеевой Л.В. законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.
По мнению суда, специальный медицинский стаж работы истца на момент обращения с заявлением о назначении пенсии по выслуге лет составляет более № лет, что объективно подтверждается трудовой книжной и представленными документами.
В силу ст. 19 Федерального Закона РФ « О трудовых пенсиях в РФ» трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией.
Как видно из заявления истца и не оспаривается представителями Пенсионного Фонда РФ по Красноармейскому району г. Волгограда, она обратилась с заявлением о назначении ей пенсии по выслуге лет ДД.ММ.ГГГГ, поэтому ее требования о назначении пенсии с этого времени суд находит обоснованными.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования Алексеевой Лидии Викторовны к Управлению Пенсионного фонда РФ по Красноармейскому району г. Волгограда о назначении пенсии удовлетворить.
Обязать Управление Пенсионного Фонда РФ в Красноармейском районе г. Волгограда включить в специальный трудовой стаж ФИО2 периоды ее работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ г., с ДД.ММ.ГГГГ г. по ДД.ММ.ГГГГ в должности медицинской сестры <данные изъяты> и назначить ей пенсию с ДД.ММ.ГГГГ.
Решение может быть обжаловано в Волгоградский областной суд через Красноармейский районный суд г. Волгограда в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий Н.М.Снегирева
Мотивированное решение составлено 28 июля 2010 года.
Председательствующий Н.М. Снегирева