решение о назначении трудовой пенсии



Дело № 2-3624/2010Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (РОССИИ)

Красноармейский районный суд города Волгограда

В составе председательствующего судьи Андреевой О.Ю.,

при секретаре Якуниной О.В.,

с участием истицы Трофимовой В.В., представителя ответчика УПФ РФ в Красноармейском районе г. Волгограда по доверенности Смыкаловой И.А.

23 июня 2010 года в городе Волгограде, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Трофимовой Вероники Васильевны к Управлению пенсионного фонда РФ в Красноармейском районе г. Волгограда об оспаривании решения об отказе в назначении трудовой пенсии,

У С Т А Н О В И Л:

Трофимова В.В. обратилась в суд с иском к УПФ РФ в Красноармейском районе г. Волгограда, в котором оспаривает обоснованность отказа в назначении ей пенсии по выслуге лет.

В обоснование иска указала, что 15 января 2010 года она обратилась в УПФ РФ в Красноармейском районе г. Волгограда с заявлением о назначении ей досрочной трудовой пенсии за педагогическую работу в связи с достижением необходимого стажа. Однако, в назначении трудовой пенсии ей было отказано по причине отсутствия 25 лет специального стажа, требуемого для определения права на пенсию. При этом она указала, что ответчик отказал ей в назначении пенсии ввиду того, что ее работа в должности старшей вожатой в средней школе Номер обезличен г. Волгограда и в должности старшей пионервожатой в средней школе Номер обезличен г. Волгограда не предусмотрены разделом «Наименования должностей» Списка профессий и должностей работников народного образования, утв. Постановлением Совмина № 463 от 06.09.1993 г.. Однако, ее работа в указанных должностях аналогична работе педагога дополнительного образования, в связи с чем, ответчиком необоснованно исключен данный период из подсчета специального стажа.

Кроме того, считает необоснованным исключение из подсчета специального стажа периода учёбы в Волгоградском педагогическом институте, поскольку данный период подлежит включению в стаж на основании Постановления Совмина СССР от 17. 12.1959 г., предполагавшего включению в стаж периода обучения в институте, если обучению предшествовала педагогическая деятельность, а также и после обучения в институте также следовала педагогическая работа.

В судебном заседании истица Трофимова В.В. заявленные требования и доводы, изложенные в их обоснование, поддержала в полном объёме, настаивала на их удовлетворении.

Представители Управления пенсионного фонда РФ в Красноармейском районе г. Волгограда по доверенности Смыкалова И.А. исковые требования не признала, пояснив суду, что трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 7 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», лицам, осуществляющим не менее 25-ти лет педагогическую деятельность в государственных и муниципальных образовательных учреждениях для детей, независимо от их возраста. Если работа протекала в период действия Закона СССР от 14.07.1956 г. «О государственных пенсиях», который действовал до 01.01.1992 г., руководствуясь разъяснением Минтруда РФ от 17.10.2003 г. № 4 «О некоторых вопросах установления трудовых пенсий в соответствии со статьями 27, 28, 30 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», вопрос о праве на досрочное назначение трудовой пенсии по старости может быть рассмотрен в соответствии с Положением о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утв. Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 г. № 1397. Пунктом 2 указанного Положения была предусмотрена возможность при исчислении специального стажа учителям и другим работникам просвещения в стаж работы по специальности засчитывать работу в штатных должностях пионервожатых. Однако, должность старшей пионервожатой и просто вожатой не предусмотрена. Кроме того, указанный порядок подсчета стажа применяется в том случае, если гражданин выработал специальный стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет до дня отмены соответствующего закона. В тех случаях, когда на день отмены закона гражданин не выработал необходимой продолжительности специальный стаж, дававший право на пенсию за выслугу лет, исчисление стажа на соответствующих видах работ производится в соответствии с законодательством, действующим на день установления досрочной трудовой пенсии, то есть в данном случае в соответствии с ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» от 17.12.2001 г., учитывая «Список работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений», с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со ст. 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», и Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утв. Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. № 781. Право на назначение пенсии в соответствии с Законом СССР от 14.07.1956 г. «О государственных пенсиях», учитывая Положение № 1397 от 17.12.1959 г., истице не определяется в связи с отсутствием 25 лет педагогической деятельности.

Считала, что Трофимовой В.В. в назначении досрочной трудовой пенсии по старости было отказано правомерно, в соответствии с требованиями закона.

Выслушав стороны, исследовав представленные в судебное заседание доказательства, суд приходит к следующему.

Судом установлено, что педагогическая трудовая деятельность истицы началась с Дата обезличена. При этом в период с Дата обезличена года по Дата обезличена года она действительно работала на должности старшей вожатой в средней школе Номер обезличен г. Волгограда, а в период с Дата обезличена по Дата обезличена г. - в должности старшей пионервожатой в средней школе Номер обезличен г. Волгограда.

Кроме того, в период с Дата обезличена г. по Дата обезличена года она обучалась в Волгоградском педагогическом институте.

Указанные обстоятельства подтверждаются как пояснениями истицы, так и копией её трудовой книжки л.д.9) и ответчиком не оспаривается.

Данные периоды исключены из подсчета специального стажа, так как указанные должности разделом «Наименование должностей» Списка профессий и должностей от 06.09.1991 г. № 463 не поименованы.

Факт и мотивы отказа в назначении досрочной трудовой пенсии подтверждаются копией решения Номер обезличен от Дата обезличена г. об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии л.д. 14).

Оценивая действия ответчика с точки зрения соответствия их смыслу и содержанию пенсионного законодательства, суд приходит к выводу о том, что они не основаны на законе.

В силу ст. 7 Федерального Закона РФ «О трудовых пенсиях в РФ» № 173 от 17.12.2001 г. право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.

В силу подпункта 10 пункта 1 статьи 28 данного Федерального закона, трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, независимо от их возраста.

Пунктом 3 этой же статьи предусмотрено, что списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с подпунктами 7-13 пункта 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Для определения права граждан на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с указанной деятельностью подлежит применению Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации № 781 от 29 октября 2002 г.

В разделе "Наименование должностей" Списка должность старшей пионервожатой не указана.

Не предусматривалась вышеназванная должность и действовавшими до 1 января 2002 г. нормативными правовыми актами, которые принимались в соответствии с Законом Российской Федерации от 20 ноября 1990 г. "О государственных пенсиях в Российской Федерации".

Вместе с тем согласно Перечня учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года «О пенсиях по выслуге лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства» (с последующими изменениями и дополнениями), в стаж работы учителей и других работников просвещения засчитывалась работа в штатных должностях пионервожатых.

Работа в указанных должностях подлежала зачету в специальный педагогический стаж до принятия постановления Совета Министров РФ от 22 сентября 1993 г. № 953 при условии, если не менее 2\3 стажа требуемого для назначения досрочной трудовой пенсии осуществлялось в учреждениях, работа в которых дает право на такую пенсию.

Это же Положение предусматривало включение в специальный стаж учителей время обучения в педагогических учебных заведениях и университетах, если ему непосредственно предшествовала и непосредственно за ним следовала педагогическая деятельность(пункт 2).

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 29 января 2004 г. N 2-П, а также в ряде его определений, статьи 6 (ч. 2), 15 (ч. 4), 17 (ч. 1), 18, 19 и 55 (ч. 1) Конституции Российской Федерации по своему смыслу предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.

Законодатель же не принял мер для создания правовой определенности, в результате чего педагогические работники не могли предвидеть в дальнейшем исключение из педагогического стажа работу в должности " пионервожатой".

С учетом этого обстоятельства и, исходя из вышеприведенной правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, оспариваемый истцом период работы в должности старшей пионервожатой и старшей вожатой подлежат включению в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью.

Период обучения истца в педагогическом институте также подлежит включению в специальный стаж, поскольку ему непосредственно предшествовала и непосредственно за ним следовала педагогическая деятельность истца.

В связи с этим, исковые требования о возложении на ответчика обязанности включить в специальный трудовой стаж истца спорные периоды её работы, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью, суд находит обоснованными и подлежащими удовлетворению.

По мнению суда, решение этого вопроса иным образом может породить такое неравенство в сфере пенсионного обеспечения, которое приведет к несоразмерному ограничению конституционного права истца на социальное обеспечение и тем самым нарушит предписания статей 19 (части 1 и 2), 39 (части 1 и 2) и 55 (части 2 и 3) Конституции Российской Федерации.

При этом суд находит несостоятельной ссылку ответчика на разъяснение Минтруда РФ от 17.10.2003 г. № 4 «О некоторых вопросах установления трудовых пенсий в соответствии со статьями 27, 28, 30 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», поскольку порядок подсчета трудового стажа, изложенный в данном разъяснении, противоречит положениям статьи 18 Конституции РФ, в соответствии с которой права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими, они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием и приведенной выше правовой позиции Конституционного Суда РФ.

Таким образом, специальный трудовой стаж истца, необходимый для досрочного назначения трудовой пенсии на момент обращения с заявлением о ее назначении составил 29 лет 28 дней( 22 г. 04 м. 08 д. + 5 м. 24 д + 1 г. 5 м. 4 д + 4 г 9 м. 22 д.) то есть более требуемых 25 лет, поэтому исковые требования о возложении на ответчика обязанности назначить досрочную трудовую пенсию по старости в связи с педагогической деятельностью о назначении пенсии с момента обращения с заявлением о ее назначении суд находит обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Трофимовой Вероники Васильевны к Управлению пенсионного фонда РФ в Красноармейском районе г. Волгограда об оспаривании решения об отказе в назначении трудовой пенсии удовлетворить.

Обязать Управление Пенсионного Фонда РФ в Красноармейском районе г. Волгограда включить в специальный трудовой стаж Трофимовой Вероники Васильевны периоды ее работы с Дата обезличена года по Дата обезличена года на должности старшей вожатой в средней школе Номер обезличен г. Волгограда, с Дата обезличена по Дата обезличена г. - в должности старшей пионервожатой в средней школе Номер обезличен г. Волгограда, период с Дата обезличена г. по Дата обезличена года обучения в Волгоградском педагогическом институте и назначить ей пенсию по выслуге лет с Дата обезличена года.

Решение может быть обжаловано в Волгоградский областной суд через Красноармейский районный суд г. Волгограда в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Мотивированное решение принято судом в окончательной форме 28 июня 2010 года.

Председательствующий: О.Ю. Андреева