решение о понуждении исполнить требования федерельного законодательства



--

Дело № 2-4856/2010

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Красноармейский районный суд г. Волгограда

в составе: председательствующего судьи Андреевой О.Ю.

при секретаре Якуниной О.В.,

с участием истца прокурора - помощника прокурора Красноармейского района г. Волгограда Боброва П.А., представителя ответчика - ООО «Керамика» Зобкова М.П.,

18 октября 2010 года в городе Волгограде, рассмотрев в открытом судебном заседании исковое заявление Прокурора Красноармейского района г. Волгограда в защиту интересов неопределенного круга лиц, Российской Федерации, к Обществу с ограниченной ответственностью «Керамика» о признании незаконным бездействия в части непредставления технического отчета о неизменности производственного процесса и о понуждении исполнить требования федерального законодательства,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Красноармейского района г. Волгограда обратился в суд в защиту интересов неопределенного круга лиц, Российской Федерации, к ООО «Керамика», в котором просит признать незаконным бездействие ООО «Керамика» в части непредставления технического отчета о неизменности производственного процесса в орган экологического контроля и обязать ООО «Керамика» в течение месяца со дня вынесения решения предоставить в орган экологического контроля технический отчет о неизменности производственного процесса.

В обоснование иска указал, что прокуратурой Красноармейского района г. Волгограда в августе 2010 года проведена проверка соблюдения природоохранного законодательства хозяйствующими субъектами на территории Красноармейского района г. Волгограда.

Проведенной проверкой установлено, что согласно информации Нижнее-Волжского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзора) от 20.08.2010 г. № 03/3625 ООО «Керамика» не продлены лимиты образования отходов производства и потребления на 2010 год.

В соответствии со ст.ст. 22, 24 Федерального закона № 7-ФЗ от 10.01.2002г. «Об охране окружающей среды», в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности для юридических и физических лиц - природопользователей устанавливаются следующие нормативы допустимого воздействия на окружающую среду нормативы образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение.

Согласно ст.18 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», в целях обеспечения охраны окружающей среды и здоровья человека, уменьшения количества отходов применительно к индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение.

Лимиты на размещение отходов устанавливают в соответствии с нормативами предельно допустимых вредных воздействий на окружающую среду уполномоченные федеральные органы исполнительной власти или органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.

Индивидуальные предприниматели и юридические лица, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства), разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. Субъекты малого и среднего предпринимательства, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, представляют в уполномоченные федеральные органы исполнительной власти или органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией отчетность об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов в уведомительном порядке.

Порядок разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, представления и контроля отчетности об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов (за исключением статистической отчетности) устанавливает федеральный орган исполнительной власти в области обращения с отходами.

При нарушении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение деятельность индивидуальных предпринимателей и юридических лиц в области обращения с отходами может быть ограничена, приостановлена или прекращена в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.

Пунктами 3, 4 и 11 Правил разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июня 2000 г. №461 предусмотрено, что лимиты на размещение отходов, разрабатываемые в соответствии с нормативами предельно допустимых вредных воздействий на окружающую природную среду, количеством, видом и классами опасности образующихся отходов и площадью (объемом) объекта их размещения, устанавливают предельно допустимое количество отходов конкретного вида, которые разрешается размещать определенным способом на установленный срок в объектах размещения отходов с учетом экологической обстановки данной территории.

Индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, за исключением обращения с радиоактивными отходами (далее соответственно - индивидуальные предприниматели, юридические лица), на основании методических указаний, утверждаемых Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору, разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение и представляют указанные проекты на утверждение в территориальные органы уполномоченного органа.

Лимиты на размещение отходов устанавливаются сроком на 5 лет при условии ежегодного подтверждения индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами неизменности производственного процесса и используемого сырья. При отсутствии такого подтверждения до окончания отчетного года деятельность индивидуальных предпринимателей и юридических лиц в области обращения с отходами может быть ограничена, приостановлена или прекращена в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.

В силу пунктов 6, 8 Методических указаний по разработке нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утвержденных Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 19 октября 2007 г. № 703, для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц непроизводственной сферы разработка проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение по решению территориального органа Ростехнадзора может осуществляться по упрощенной (декларативной) форме.

Неизменность производственного процесса и используемого сырья, определяющие виды и классы опасности для окружающей среды образующихся отходов, а также нормативы и количество их образования, представленные в ПНООЛР, подтверждаются хозяйствующими субъектами в виде технического отчета о неизменности производственного процесса, используемого сырья и об обращении с отходами ежегодно представляемого хозяйствующими субъектами в соответствующие территориальные органы Ростехнадзора в двух экземплярах на бумажном носителе, а также на магнитном носителе.

Одновременно с комитета Облкомприроды поступила информация №10-01-25/3322 от 20.08.2010 г. к которой приложен перечень хозяйствующих субъектов, продливших лимиты на 201 г. в органе государственного экологического контроля. В названном перечне ООО «Керамика» отсутствует.

Как установлено в ходе проверки, ответчиком в нарушение названных требований федерального законодательства технический отчет о неизменности производственного процесса, используемого сырья и об обращении с отходами в 2010 г. в НВМУ Ростехнадзор не представлялся.

Исковое заявление в соответствии с ч.1 ст. 45 ГПК РФ предъявлено прокурором Красноармейского района г. Волгограда в защиту интересов государства, исходя из следующего.

В соответствии со ст. 42 Конституции РФ, ст. 11 Федерального закона «Об охране окружающей среды» и ст. 8 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», каждый имеет право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека. Хозяйственная деятельность юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, согласно ст. 3 Федерального закона «Об охране окружающей среды», должна осуществляться, в частности, на основании принципов соблюдения прав человека на благоприятную окружающую среду, обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека, платности природопользования и возмещения вреда окружающей среде, презумпции экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности, обеспечения снижения негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду, в соответствии с нормативами в области охраны окружающей среды, которого можно достигнуть на основе использования наилучших существующих технологий с учетом экономических и социальных факторов.

Таким образом, уклонение хозяйствующих субъектов от выполнения обязанностей по предоставлению сведений в виде технического отчета о неизменности производственного процесса и неподтверждении лимитов размещения отходов влечет нарушение прав и законных интересов Российской Федерации в части организация государственного учета и отчетности в области обращения с отходами.

В соответствии со ст.76 Федерального закона № 7-ФЗ от 10.01.2002 (в редакции от 14.07.2008г.), споры в области охраны окружающей среды разрешаются в судебном порядке в соответствии с законодательством.

Доказательством требований прокурора служат официальные сведения, поступившие от органа государственного экологического контроля - Комитета Облкомприроды, являющегося органом власти, имеющим право выдачи лимитов на право размещения отходов производства, осуществляющим ведение регионального кадастра отходов, предоставленных постановлением главы администрации Волгоградской области от 10 декабря 2008 г. № 1693 «Об утверждении положения о комитете природных ресурсов и охраны окружающей среды администрации Волгоградской области» и федерального органа надзора - НВМРУ Ростехнадзора.

Данные сведения являются доказательством того, что ответчик не исполнил требования федерального законодательства.

Представитель истца - помощник прокурора Красноармейского района г. Волгограда Бобров П.А. требования искового заявления и доводы, указанные в их обоснование, поддержал в полном объеме.

Представитель ответчика - ООО «Керамика» Зобков М.П. в судебном заседании исковые требования признал.

Представители третьих лиц Нижневолжского межрегионального управления по технологическому и экологическому надзору Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору и Комитета природных ресурсов и охраны окружающей среды администрации Волгоградской области (Облкомприрода), будучи уведомлены о времени и месте рассмотрения дела путем направления судебного извещения, в судебное заседание не явился, предоставил заявление с просьбой рассмотреть дело в его отсутствие, исковые требования поддерживает.

Выслушав стороны, проверив материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст.ст. 22, 24 Федерального закона № 7-ФЗ от 10.01.2002г. «Об охране окружающей среды», в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности для юридических и физических лиц - природопользователей устанавливаются следующие нормативы допустимого воздействия на окружающую среду нормативы образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение.

Согласно ст.18 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», в целях обеспечения охраны окружающей среды и здоровья человека, уменьшения количества отходов применительно к индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение.

Лимиты на размещение отходов устанавливают в соответствии с нормативами предельно допустимых вредных воздействий на окружающую среду уполномоченные федеральные органы исполнительной власти или органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.

Индивидуальные предприниматели и юридические лица, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства), разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. Субъекты малого и среднего предпринимательства, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, представляют в уполномоченные федеральные органы исполнительной власти или органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией отчетность об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов в уведомительном порядке.

Порядок разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, представления и контроля отчетности об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов (за исключением статистической отчетности) устанавливает федеральный орган исполнительной власти в области обращения с отходами.

При нарушении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение деятельность индивидуальных предпринимателей и юридических лиц в области обращения с отходами может быть ограничена, приостановлена или прекращена в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.

Пунктами 3, 4 и 11 Правил разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июня 2000 г. №461 предусмотрено, что лимиты на размещение отходов, разрабатываемые в соответствии с нормативами предельно допустимых вредных воздействий на окружающую природную среду, количеством, видом и классами опасности образующихся отходов и площадью (объемом) объекта их размещения, устанавливают предельно допустимое количество отходов конкретного вида, которые разрешается размещать определенным способом на установленный срок в объектах размещения отходов с учетом экологической обстановки данной территории.

Индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, за исключением обращения с радиоактивными отходами (далее соответственно - индивидуальные предприниматели, юридические лица), на основании методических указаний, утверждаемых Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору, разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение и представляют указанные проекты на утверждение в территориальные органы уполномоченного органа.

Лимиты на размещение отходов устанавливаются сроком на 5 лет при условии ежегодного подтверждения индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами неизменности производственного процесса и используемого сырья. При отсутствии такого подтверждения до окончания отчетного года деятельность индивидуальных предпринимателей и юридических лиц в области обращения с отходами может быть ограничена, приостановлена или прекращена в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.

В силу пунктов 6, 8 Методических указаний по разработке нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утвержденных Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 19 октября 2007 г. № 703, для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц непроизводственной сферы разработка проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение по решению территориального органа Ростехнадзора может осуществляться по упрощенной (декларативной) форме.

Неизменность производственного процесса и используемого сырья, определяющие виды и классы опасности для окружающей среды образующихся отходов, а также нормативы и количество их образования, представленные в ПНООЛР, подтверждаются хозяйствующими субъектами в виде технического отчета о неизменности производственного процесса, используемого сырья и об обращении с отходами ежегодно представляемого хозяйствующими субъектами в соответствующие территориальные органы Ростехнадзора в двух экземплярах на бумажном носителе, а также на магнитном носителе.

В соответствии со ст. 42 Конституции РФ, ст. 11 Федерального закона «Об охране окружающей среды» и ст. 8 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», каждый имеет право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека. Хозяйственная деятельность юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, согласно ст. 3 Федерального закона «Об охране окружающей среды», должна осуществляться, в частности, на основании принципов соблюдения прав человека на благоприятную окружающую среду, обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека, платности природопользования и возмещения вреда окружающей среде, презумпции экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности, обеспечения снижения негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду, в соответствии с нормативами в области охраны окружающей среды, которого можно достигнуть на основе использования наилучших существующих технологий с учетом экономических и социальных факторов.

В соответствии со ст.76 Федерального закона № 7-ФЗ от 10.01.2002 (в редакции от 14.07.2008г.), споры в области охраны окружающей среды разрешаются в судебном порядке в соответствии с законодательством.

Проверяя обоснованность требований истца, в судебном заседании установлено, что проведенной проверкой установлено, что у ООО «Керамика» отсутствует разрешение на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду, о чем свидетельствует справка старшего помощника прокурора район Фетюхиной И.Ю. (л.д. 8).

К тому же согласно сообщения Нижне-Волжского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзора) от 20.08.2010 г. № 03/3625 ООО «Керамика» не продлены лимиты образования отходов производства и потребления на 2010 год.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что ответчиком в нарушение требований федерального законодательства технический отчет о неизменности производственного процесса, используемого сырья и об обращении с отходами в 2010 г. в НВМУ Ростехнадзор не представлялся.

На основании вышеизложенного суд считает, что требования Прокурора Красноармейского района г. Волгограда в защиту интересов неопределенного круга лиц, Российской Федерации, к ООО «Керамика» о признании незаконным бездействия в части непредставления технического отчета о неизменности производственного процесса и о понуждении исполнить требования федерального законодательства обоснованы и подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ суд,

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Прокурора Красноармейского района г. Волгограда в защиту интересов неопределенного круга лиц, Российской Федерации, к Обществу с ограниченной ответственностью «Керамика» о признании незаконным бездействия в части непредставления технического отчета о неизменности производственного процесса и о понуждении исполнить требования федерального законодательства - удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Общества с ограниченной ответственностью «Керамика» в части непредставления технического отчета о неизменности производственного процесса в орган экологического контроля.

Обязать Общество с ограниченной ответственностью «Керамика» в течение месяца со дня вынесения решения предоставить в орган экологического контроля технический отчет о неизменности производственного процесса.

Решение может быть обжаловано в Волгоградский областной суд через Красноармейский суд в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий: О.Ю. Андреева

Мотивированное решение суда в окончательной форме изготовлено 25 октября 2010 года.

Председательствующий: О.Ю. Андреева