Дело № 2-5128/2010
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Красноармейский районный суд г. Волгограда
в составе председательствующего судьи Потапова В.В.,
при секретаре Франк Н.А.,
с участием истцов Лихомановой Н.В., Лихоманова А.В., представителя ответчика ГССУ СО «Волгодонской дом-интернат для умственно отсталых детей» по доверенности Смолина М.С.,
09 ноября 2010 года рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Волгограде гражданское дело по иску Лихомановой Наталии Вячеславовны, Лихоманова Алексея Владимировича к Государственному специализированному стационарному учреждению социального обслуживания «Волгодонской дом-интернат для умственно отсталых детей» о признании отказа от ребёнка недействительным,
У С Т А Н О В И Л:
Лихоманова Н.В., Лихоманов А.В. обратились в суд с иском к ГССУ СО «Волгодонской дом- интернат для умственно отсталых детей» о признании отказа от ребёнка недействительным.
В обоснование иска указали, что ДД.ММ.ГГГГ между ними был зарегистрирован брак. Они имеют дочь ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения. В 8 месяцев дочери было проведено медицинское обследование и выявлено серьёзное заболевание «Синдром кошачьего крика». Ребёнку проводили активное лечение, однако видимых результатов лечение не дало. Для дальнейшего лечения они оформили дочь в детскую больницу № <адрес> на стационарное лечение. Затем по рекомендации врачей, ребёнка направили в интернат в <адрес>. При оформлении документов на ребёнка в дом-интернат врач детской больницы ввела их в заблуждение о необходимости написать отказ от дочери, при этом пояснив, что данный отказ носит формальный характер и не повлияет на положение ребёнка в интернате. Более того, врач пояснила им, что иного варианта оформления ребёнка в дом интернат не существует, в связи с чем они были вынуждены согласиться и написать отказ от ребёнка. Однако они дочь не бросали, постоянно навещали её в доме-интернате в <адрес> и ДД.ММ.ГГГГ года в интернате в <адрес>, интересовались её здоровьем, приобретали необходимые вещи и продукты. Они желают в полной мере осуществлять свои родительские права и нести обязанности, хотят забрать дочь домой, заниматься её воспитанием. В настоящее время, в связи с имеющимся в личном деле отказом от ребёнка, нарушено их право как родителей на получение полной информации о ребёнке из дома-интерната.
В связи с чем, просят признать отказ в отношении дочери ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, недействительным.
Истцы Лихоманова Н.В., Лихоманов А.В. в судебном заседании исковые требования поддержали, просили удовлетворить в полном объёме.
Представитель ответчика - ГССУ СО «Волгодонской дом-интернат для умственно отсталых детей» по доверенности ФИО5, в судебном заседании исковые требования признал, просил суд удовлетворить требования истцов, пояснив, что Лихомановы не бросали своего ребёнка ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, приезжают к ней, оказывают помощь, интересуются её физическим и умственным развитием.
Представитель 3-го лица - Отдела по опеке и попечительству администрации <адрес>, будучи извещенный о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом, в судебное заседание не явился, согласно заявления просил рассмотреть дело в их отсутствие.
Суд, выслушав истцов ФИО6, Лихоманова А.В., представителя ответчика ГССУ СО «Волгодонской дом-интернат для умственно отсталых детей» по доверенности ФИО5, исследовав материалы дела, находит исковое заявление подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 38 Конституции РФ материнство и детство, семья находятся под защитой государства. Забота о детях, их воспитание - равное право и обязанность родителей.
Каждый ребенок с момента рождения имеет гарантированное государством право на воспитание и заботу. Это право обеспечивается в первую очередь предоставлением родителям родительских прав, которые одновременно являются обязанностями по воспитанию, что закреплено в ч.2 ст.38 Конституции.
В силу ст. 54 СК РФ каждый ребенок имеет право жить и воспитываться в семье, насколько это возможно, право знать своих родителей, право на их заботу, право на совместное с ними проживание, за исключением случаев, когда это противоречит его интересам.
Ребенок имеет права на воспитание своими родителями, обеспечение его интересов, всестороннее развитие, уважение его человеческого достоинства.
Согласно ст.56 СК РФ защита прав и законных интересов ребенка осуществляется родителями (лицами, их заменяющими), а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, органом опеки и попечительства, прокурором и судом.
В судебном заседании установлено, что истцы Лихоманова Н.В. и Лихоманов А.В. состоят в законном браке и имеют дочь ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, что подтверждается копиями паспорта, свидетельства о рождении ребёнка ( л.д.8-16).
В 8 месяцев ФИО2 было проведено медицинское обследование и выявлено серьёзное заболевание. Ребёнку проводили лечение, однако видимых результатов не было. Для дальнейшего лечения истцы оформили дочь в детскую больницу № <адрес> на стационарное лечение.
Согласно постановления администрации <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ, несовершеннолетняя ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, находилась в Волжской детской больнице и была определена в Дом ребёнка для дальнейшего воспитания и содержания. Родители ребёнка отказались от неё, так как несовершеннолетняя больна, является инвалидом, заявление истцов об отказе от ребенка от ДД.ММ.ГГГГ ( л.д.31;32-33).
Судом также установлено, что ДД.ММ.ГГГГ несовершеннолетняя ФИО2 была помещена в Михайловский специализированный дом ребёнка. Родители девочки регулярно навещали ребёнка. Звонили 2-3 раза в неделю и интересовались состоянием её здоровья, привозили продукты, одежду, игрушки. В дальнейшем, при улучшении состояния здоровья девочки, истцы намерены были забрать ребёнка в семью ( л.д.7).
С ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 проживает и находится на полном государственном обеспечении в ГССУ СО «Волгодонской дом-интернат для умственно отсталых детей» по адресу: <адрес>
Как видно из материалов дела, согласно заявления директора ГССУ СО «Волгодонской дом-интернат для умственно отсталых детей» ( л.д.5;34), а также пояснений сторон, Лихоманова Н.В. и Лихоманов А.В. не бросали своего ребёнка, посещают её, оказывают помощь, интересуются её физическим и умственным развитием.
Кроме того, истцы желают в полной мере осуществлять свои родительские права и нести обязанности, установленные нормами семейного законодательства, желают забрать девочку в семью, заниматься её воспитанием, что не оспаривалось в судебном заседании сторонами.
Таким образом, судом достоверно установлено, что за всё время нахождения несовершеннолетней ФИО2 в доме-интернате, родители интересовались её судьбой, оказывали помощь и желали заниматься её воспитанием.
Данные обстоятельства, по мнению суда свидетельствуют об исполнении истцами Лихомановой Н.В. и Лихомановым А.В. своих родительских обязанностей по воспитанию несовершеннолетней дочери ФИО2
При этом суд установил, что истцы отказались от ребёнка, поскольку их убедили, что для оформления дочери в специализированный дом-интернат, где ей окажут квалифицированную помощь и лечение, необходимо отказаться от неё, более того, отказ будет носить формальный характер и не повлияет на положение девочки в интернате, другого варианта для помещения ребёнка в специализированное учреждение нет.
Таким образом, суд считает, что тяжёлая болезнь ребёнка, стремление оказать дочери помощь, а также отсутствие полной и достоверной информации о последствиях отказа от ребёнка, явилось причиной отказа истцов от несовершеннолетней дочери ФИО2
В силу ч.1 ст. 63 СК РФ родители имеют право и обязаны воспитывать своих детей. Родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей.
Родители имеют преимущественное право на воспитание своих детей перед всеми другими лицами.
Согласно ст. 64 СК РФ Защита прав и интересов детей возлагается на их родителей. Родители являются законными представителями своих детей и выступают в защиту их прав и интересов в отношениях с любыми физическими и юридическими лицами, в том числе в судах, без специальных полномочий.
В судебном заседании установлено, что истцы имеют постоянное место работы, положительно характеризуются, желают принимать непосредственное участие в воспитании своего ребенка.
При таких обстоятельствах, а также, учитывая отсутствие полной и достоверной информации о последствиях отказа от ребёнка, их реальную возможность обеспечить надлежащее воспитание своего ребёнка ФИО2, характер сложившихся отношений между родителями и девочкой, суд приходит к выводу о признании недействительным отказа истцов Лихомановой Н.В. и Лихоманова А.В. от ребёнка ФИО2, совершённого ДД.ММ.ГГГГ.
Руководствуясь ст.ст.194-199, 233, 235 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковое заявление Лихомановой Наталии Вячеславовны, Лихоманова Алексея Владимировича к Государственному специализированному стационарному учреждению социального обслуживания «Волгодонской дом-интернат для умственно отсталых детей» о признании отказа от ребёнка недействительным - удовлетворить.
Признать отказ Лихомановой Наталии Вячеславовны и Лихоманова Алексея Владимировича в отношении несовершеннолетней дочери ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, недействительным.
Решение может быть обжаловано сторонами в Волгоградский областной суд через Красноармейский районный суд г. Волгограда в течении 10 дней со дня принятия судом решения в окончательной форме.
Председательствующий: Потапов В.В.
Решение составлено судом в окончательной форме 13 ноября 2010 года.
Председательствующий: Потапов В.В.