--
Дело №2-5118/2010
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Красноармейский районный суд г. Волгограда
в составе председательствующего судьи Снегиревой Н.М.,
при секретаре Мещеряковой Н.В.
с участием истца - помощника прокурора Красноармейского района г. Волгограда Сычевой Н.В., Боброва П.А. ответчика представителей администрации Красноармейского района г. Волгограда по доверенности Иванова А.С., Очаковского И.М., ответчика представителя ООО «Благоустройство» по доверенности Игнатова В.А., третьего лица представителя Департамента Муниципального имущества администрации Волгограда по доверенности Кириченко А.Г., ответчика представителей ООО «ЦКО-1» по доверенности Сытина А.И., Мальковой Д.Ф..
11 ноября 2010 года в городе Волгограде, рассмотрев в открытом судебном заседании исковое заявление прокурора Красноармейского района г. Волгограда в интересах неопределенного круга лиц к администрации Волгограда, администрации Красноармейского района г. Волгограда о признании бездействия незаконным, понуждении к организации инструментального обследования строительных конструкций жилого дома.
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Красноармейского района г. Волгограда в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к администрации Красноармейского района г. Волгограда, в котором просит признать незаконным бездействие при рассмотрении заключения Государственной жилищной инспекции Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ № о признании жилого <адрес> непригодным ( пригодным) для проживания, обязать администрацию Красноармейского района г. Волгограда организовать проведение инструментального обследования строительных конструкций многоквартирного жилого дома.
В обоснование иска указал, что прокуратурой Красноармейского района г. Волгограда проведена проверка по обращению Государственной жилищной инспекции администрации Волгоградской области по вопросу ненадлежащего рассмотрения межведомственной комиссией администрации Красноармейского района г. Волгограда вопроса о пригодности (непригодности) для проживания граждан многоквартирном <адрес>.
Установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Государственной жилищной инспекцией администрации Волгоградской области проведено визуальное обследование технического состояния многоквартирного <адрес>, по результатам которого выявлены повреждения отдельных конструкций и их оснований элементов жилых зданий.
ДД.ММ.ГГГГ в администрацию Красноармейского района г. Волгограда направлено заключение № от ДД.ММ.ГГГГ для вынесения рассмотрения проведения обследования и решения вопроса о пригодности жилого дома для постоянного проживания.
В этой связи, межведомственной комиссией администрации Красноармейского района г. Волгограда проведено визуальное обследование указанного многоквартирного дома, по результатам которого принято решение о необходимости проведения инструментального обследования многоквартирного жилого <адрес>.
С ДД.ММ.ГГГГ года многоквартирной <адрес>, находится в управлении и на техническом обслуживании ООО «Благоустройство», в связи с чем, направлено поручение о проведении управляющей компании ООО «Благоустройство» инструментального обследования многоквартирного жилого <адрес>, в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
До настоящего времени инструментальное обследование не проведено; заключение о пригодности (непригодности) для проживания граждан многоквартирного жилого <адрес> Волгограда не вынесено.
Изложенное свидетельствует о необоснованном затягивании межведомственной комиссией администрации района рассмотрении вопросов о пригодности жилых домов для проживания граждан и неприятии своевременных мер по отселению граждан из аварийного жилья, что может стать причиной причинения вреда здоровью и гибели людей в случае обрушения здания, чем нарушаются гарантированные государством права граждан на проживание в комфортных и безопасных условиях, а также не соответствует целям реализации Федеральной Целевой Программы «Жилище» на 2002-2010 годы.
Указанные обстоятельства послужили поводом для обращения в суд.
В порядке подготовки дела к рассмотрению, судом в качестве соответчиков к участию в деле были привлечены администрация г. Волгограда, ООО «Благоустройство», ООО «ЦКО-1», в качестве третьих лиц- МУЖКХ Красноармейского района г. Волгограда, Департамент ЖКХ и ТЭК администрации Волгограда, ДМИ администрации Волгограда, Департамент финансов администрации Волгограда.
В судебном заседании, представители истца Сычева Н.В., Бобров П.А. уточнили исковые требования, просили признать незаконным бездействие администрации Волгограда, администрации Красноармейского района г. Волгограда и ООО «ЦКО-1», обязать произвести инструментальное обследование жилого дома. Исковые требования и доводы, изложенные в его обоснование, поддержали, настаивали на их удовлетворении.
Ответчик представитель администрации Волгограда надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного разбирательства в судебное заседание не явился, причин своей неявки суду не сообщил.
Ответчик представители администрации Красноармейского района г. Волгограда по доверенности Иванов А.С., Очаковский И.М. исковые требования прокурора не признали, считают, что администрация Красноармейского района г. Волгограда является не надлежащим ответчиком. Утверждают, что межведомственной комиссией администрации района проведено обследование жилого дома, составлен акт и заключение, согласно которому необходимо проведи инструментальное обследование строительных конструкций дома, которое поручено управляющей организации. Между тем, по вине управляющей организации, инструментальное обследование не проведено до настоящего времени.
Ответчик представитель ООО «Благоустройство» по доверенности Игнатов В.А. иск не признал, считает, что общество является ненадлежащим ответчиком, поскольку договор управления расторгнут.
Ответчик -представители ООО «ЦКО-1» по доверенности Сытин А.И., Малькова Д.Ф. исковые требования прокурора к ним не признали, не отрицая того факта, что с ДД.ММ.ГГГГ ООО «ЦКО-1» является управляющей организацией жилого <адрес>, считают, что обязанность по обследованию жилого дома возложена на администрацию Красноармейского района, которая, в рамках своих полномочий, создает межведомственную комиссии и производит обследование жилого дома. Общество, не является проектно-изыскательской организацией, не имеет право проводить обследование.
Кроме того, на имя главы администрации Красноармейского района г. Волгограда ими направлено письмо о необходимости создания комиссии и проведению обследования дома на предмет признании пригодным (непригодным) для проживания.
Третье лицо представитель Департамента муниципального имущества администрации Волгограда по доверенности Кириченко А.Г. с иском прокурора не согласился, считает, что инструментальное обследование жилого дома должны проводить собственники жилым помещений.
Третье лицо, представитель Государственной жилищной инспекции Волгоградской области, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие, исковые требования прокурора поддерживает, считает их законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Третье лица представитель МУЖКХ Красноармейского района г. Волгограда, представитель Департамента МУЖКХ и ТЭК администрации Волгограда, Департамент финансов администрации Волгограда, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, причин своей неявки суду не сообщили.
Суд, выслушав истца, третьих лиц, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 11 ЖК РФ, защита нарушенных жилищных прав осуществляется судом в соответствии с подведомственностью дел, установленной процессуальным законодательством.
В силу п. 8 ч. 1 ст. 14 ЖК РФ, признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания, относится к компетенции органов местного самоуправления в области жилищных отношений.
В судебном заседании установлено, что жилой <адрес> введен в эксплуатацию в 1952 году и представляет собой одно подъездный двухэтажный каркасно-щитовой, отштукатуренный по деревянной дранке жилой дом, состоящий из 8 квартир.
Проверяя обоснованность требований истца, судом установлено, что по результатам обследования технического состояния многоквартирного <адрес> жилищной инспекцией Волгоградской области выявлены разрушения и повреждения отдельных конструкций здания, в связи с их физическим износом, которые позволяют поставить под сомнение надежность этого жилого дома в целом для безопасности проживания граждан, что подтверждается заключением от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.7).
Пунктом 1 постановления администрации г. Волгограда от 06.05.2006г. № 1043 «О делегировании полномочий по оценке состояния жилых помещений муниципального жилищного фонда и многоквартирных домов администрациям районов Волгограда» полномочия по оценке состояния жилых помещений муниципального жилищного фонда и многоквартирных домов делегированы администрациям районов Волгограда.
В соответствии с указанным заключением Государственной жилищной инспекции Волгоградской области администрации Красноармейского района г. Волгограда в срок до ДД.ММ.ГГГГ необходимо рассмотреть вопрос о признании многоквартирного жилого <адрес> непригодным( пригодным) для проживания, в порядке предусмотренном Положением о признании жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 года (л.д.7).
Составленный акт и принятое заключение Государственной жилищной инспекцией Волгоградской области было направлено в администрацию Красноармейского района г. Волгограда для рассмотрения в установленном порядке.
В соответствии п.33 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу и реконструкции, утвержденных Постановлением Правительства РФ 28 января 2006 г. предусмотрено, что основанием для признания жилого помещения непригодным для проживания является наличие выявленных вредных факторов среды обитания человека, которые не позволяют обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан вследствие:
ухудшения в связи с физическим износом в процессе эксплуатации здания в целом или отдельными его частями эксплуатационных характеристик, приводящего к снижению до недопустимого уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований;
изменения окружающей среды и параметров микроклимата жилого помещения, не позволяющих обеспечить соблюдение необходимых санитарно-эпидемиологических требований и гигиенических нормативов в части содержания потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, качества атмосферного воздуха, уровня радиационного фона и физических факторов наличия источников шума, вибрации, электромагнитных полей.
Жилые помещения, расположенные в полносборных, кирпичных и каменных домах, а также в деревянных домах и домах из местных материалов, имеющих деформации фундаментов, стен, несущих конструкций и значительную степень биологического повреждения элементов деревянных конструкций, которые свидетельствуют об исчерпании несущей способности и опасности обрушения, являются непригодными для проживания вследствие признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
Также судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ на основании заключения Государственной жилищной инспекции Волгоградской области межведомственной комиссией, назначенной постановлением администрации Красноармейского района г. Волгограда произведено обследование жилого <адрес> года постройки.
Согласно акту обследования, проведенного межведомственной комиссией, назначенной постановлением администрации Красноармейского района г. Волгограда от ДД.ММ.ГГГГ при визуальном осмотре дома было выявлено, что штукатурный слой наружной поверхности стен имеет продольные и диагональные трещины, разрушение с оголением деревянных щитов и каркасов ограждающих конструкций стен, разрушение штукатурного слоя и кирпичной кладки цоколя, в подъезде дома стены, потолок верхнего этажа покрыты сажей и копотью, провисание листов сухой штукатурки, электроснабжение дома выполнено по временной схеме, на скрутках, без защитных колпаков, над подъездом освещение отсутствует, в покрытии кровли имеются трещины и проломы шиферных листов, в примыканиях к вентканалам отсутствуют металлические фартуки и отливы, нарушена заделка футляра газопровода в месте прохождения через наружную стену и тамбурную перегородку.
В результате обследования межведомственная комиссия пришла к выводу, что помещения из-за имеющихся повреждений в жилом <адрес> не соответствуют требованиям, которым должны отвечать жилые помещения.
Рекомендовано принять следующие меры- в связи с ухудшением состояния несущих конструкций здания управляющей компании <данные изъяты> провести инструментальное обследование строительных конструкций многоквартирного <адрес> для определения их надежности и безопасности для проживания.
После получения результатов обследования представить его для рассмотрения на межведомственную комиссию для принятия решения о признании многоквартирного дома непригодным (пригодным) для проживания (л.д.9-10).
В соответствии с актом, межведомственная комиссия приняла заключение о необходимости проведения инструментального обследования многоквартирного жилого <адрес> по определению состояния строительных конструкций с предоставлением его для рассмотрения на межведомственную комиссию для принятия решения ( виде заключяения0 о признании многоквартирного жилого <адрес> непригодным (пригодным) для проживания.(л.д.8).
О принятом заключении межведомственной комиссии было сообщено руководителю Государственной жилищной инспекции Волгоградской области, о чем свидетельствует копия письма, из содержания которого следует, что межведомственная комиссии провела обследование и приняла решение о проведении инструментального обследования, по результатам которого впоследствии будет принято решение о признании дома непригодным (пригодным) для проживания. ( л.д.11).
Впоследствии, в результате проверки, проведенной прокуратурой Красноармейского района г. Волгограда было установлено, что инструментальное обследование <адрес> до настоящего времени не произведено.
В силу ст.147 ЖК РФ государственные жилищно-эксплуатационные и ремонтно-строительные службы осуществляют по договору техническое обслуживание и ремонт домов общественного жилищного фонда, домов жилищных и жилищно-строительных кооперативов, а также многоквартирных домов, находящихся в собственности граждан.
По смыслу статьи 161 Жилищного кодекса РФ управление многоквартирным домом осуществляет управляющая организация, если собственниками помещения не избран другой способ управления.
Управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущество в многоквартирном доме, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в этом доме.
Согласно Правилам и нормам технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Государственным комитетом Российской Федерации по строительству и жилищно - коммунальному комплексу 27.09.2003 года, техническое обслуживание здания включает комплекс работ по поддержанию в исправном состоянии элементов и внутри домовых систем, заданных параметров и режимов работы его конструкций, оборудования и технических устройств. (п.2.4.2).
В соответствии с Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными Постановлением Правительства РФ 13.08 2008 г. в состав общего имущества включается санитарно - техническое и иное оборудование многоквартирного дома, находящегося внутри помещения и обслуживающие более одного жилого помещения(п 2(д) Правил).
Согласно п. 11 данных Правил, содержание общего имущества включает также осмотр общего имущества, осуществляемый собственником помещения и обеспечивающий своевременное выявление состояния общего имущества. Данный осмотре проводиться, в зависимости от способа управления имущества, управляющей организацией.
Таким образом, обязанность провести инструментальное обследование жилого дома должна быть возложена на управляющую организацию, выбранную для управления общим имуществом.
Как установлено судом, проведение инструментального обследования комиссией администрации районы в <данные изъяты> г. было поручено управляющей компании <данные изъяты> которая в предоставленный им срок указание межведомственной комиссии не выполнило.
Между тем, с сентября 2009 г. многоквартирный дом находился в управлении и на техническом обслуживании ООО «Благоустройство», а с ДД.ММ.ГГГГ ООО «Центр коммунального обслуживания-1», которому в соответствии с письмом зам главы администрации района также предложено в кратчайшие сроки провести инструментальное обследование строительных конструкций дома и представить результаты обследования, о чем свидетельствует копии писем.
Между тем, как достоверно установлено судом, инструментальное обследование жилого дома до настоящего времени так и не проведено, при этом, управляющей компанией никаких мер к проведению обследования не принимается.
При указанных обстоятельствах, суд находит бездействие ответчика ООО «ЦКО-1» в не принятии мер по организации проведения инструментального обследования жилого дома незаконным, в связи с чем, считает необходимым возложить на данного ответчика обязанность по организации проведения обследования.
В связи с чем, суд считает, что требования прокурора Красноармейского района г. Волгограда о признании бездействия ООО «ЦКО-1» незаконным, понуждении к организации проведения обследования дома обоснованы и подлежат удовлетворению.
Вместе с тем, суд не находит оснований для удовлетворения требований прокурора Красноармейского района г. Волгограда о признании незаконным бездействия администрации Волгограда и администрации Красноармейского района при рассмотрении заключения Государственной жилищной инспекции Волгоградской области о необходимости администрации Красноармейского района г. Волгограда рассмотреть вопрос о признании жилого <адрес> непригодным (пригодным) для проживания.
В соответствии с п. 47 постановления Правительства РФ от 28.01.2006 г. № 47 «Об утверждении положений о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу» и пунктом 11 утвержденного постановлением администрации Волгограда Положения, по результатам рассмотрения соответствующего заявления комиссия действительно обязана принять решение о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания, о необходимости и возможности проведения капитального ремонта, реконструкции либо о признании дома аварийным и подлежащим сносу.
Вместе с тем, указанные Положения устанавливают порядок признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, но не возлагают обязанности несения финансовых затрат для реализации установленного порядка.
Более того, согласно п. 44 данного федерального Положения и пункта 11 Положения, утверждённого администрацией Волгограда, признание комиссией многоквартирного жилого дома аварийным и подлежащим сносу может основываться только на результатах, изложенных в заключении специализированной организации, которое обязаны представить собственники жилого дома.
Поскольку в межведомственную комиссию для рассмотрения вопроса о признании дома заключение о состоянии строительных конструкций жилого дома не поступило, комиссия на основании пункта 46 федерального Положения, обоснованно приняла решение о проведении дополнительного обследования жилого дома.
При этом, для исполнения решения межведомственной комиссии, было дано соответствующее задание управляющей организации.
Таким образом, учитывая, что администрация Волгограда и администрация Красноармейского района г. Волгограда не осуществляют управление данным жилым домом и его техническое обслуживание, суд приходит к выводу, что администрацией района выполнены все обязанности, возложенные на неё законом по рассмотрению вопроса о признании жилого дома аварийным.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования прокурора Красноармейского района г. Волгограда в интересах неопределенного круга лиц к администрации Волгограда, администрации Красноармейского района г. Волгограда, Обществу с ограниченной ответственностью «Центр коммунального обслуживания-1» о признании незаконным бездействие при рассмотрении заключения Государственной жилищной инспекции Волгоградской области №, от ДД.ММ.ГГГГ вопроса о признании жилого <адрес> непригодным (пригодным) для проживания граждан и обязании организовать проведение инструментального обследования строительных конструкций многоквартирного жилого <адрес> удовлетворить частично.
Признать незаконным бездействие Общества с ограниченной ответственностью «Центр коммунального обслуживания-1» при рассмотрении вопроса о проведении инструментального обследования строительных конструкций жилого <адрес>.
Обязать Общество с ограниченной ответственностью «Центр коммунального обслуживания-1» организовать проведение инструментального обследования строительных конструкций многоквартирного жилого <адрес>.
В иске прокурору Красноармейского района г. Волгограда о признании незаконным бездействия администрации Волгограда, администрации Красноармейского района г.Волгограда, ООО «Благоустройство» обязании организовать проведение инструментального обследования жилого дома отказать.
Решение суда может быть обжаловано в Волгоградский областной суд через Красноармейский районный суд г. Волгограда в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий Снегирева Н.М.
Мотивированное решение изготовлено 13 ноября 2010 г..
Председательствующий Снегирева Н.М.