оспаривании решения органа местного самоуправления



Дело № 2-5398

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Красноармейский районный суд г. Волгограда

в составе: председательствующего судьи Потапова В.В.,

при секретаре Горбунове В.В.,

с участием истца Рыбалко А.В., его представителя Ларина А.М., представителя ответчика - Управления по жилищной политике администрации Волгограда по доверенности Рыковой Т.П.,

15 декабря 2010 года рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Волгограде гражданское дело по иску Рыбалко Александра Васильевича, Рыбалко Ольги Ивановны к Управлению по жилищной политике администрации Волгограда, Администрации Красноармейского района города Волгограда об оспаривании решения органа местного самоуправления,

У С Т А Н О В И Л:

Рыбалко А.В. и Рыбалко О.И. обратились в суд с иском к Управлению по жилищной политике администрации Волгограда, администрации Красноармейского района г. Волгограда, в котором просят обязать ответчиков признать их семью в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий на период с 15 декабря 2007 г. по 20 февраля 2008 г. и включить их семью на участие в программе «Молодой семье - доступное жилье» долгосрочной областной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 г.г.

В обоснование иска указали, что с 15 ноября 2002 г. их семья, состоящая из трех человек, приобрела однокомнатную квартиру общей площадью 31 кв.м. по адресу: <адрес>. Эта жилая площадь являлась единственным объектом недвижимости, находящимся у них в собственности.

В декабре 2007 г. примерно 12-15 числа, они обратились в администрацию Красноармейского района г. Волгограда по вопросу о постановке их семьи на учет, как нуждающейся в улучшении жилищных условий, поскольку на тот момент они проживали семьёй из 3-х человек в квартире площадью 31 кв.м., то есть на каждого человека приходилось меньше учетной нормы на 1 человека, установленной на территории Волгоградской области в размере не менее 11 кв.м.

Факт его обращения был зафиксирован в журнале учета посетителей. В беседе специалист отдела ФИО4 пояснила, что программа «Молодая семья» распространяется только на те семьи, в которых возраст обоих супругов не превышал 30 лет. На тот момент истцу было свыше 30 лет. На этом основании им отказали в регистрации в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.

С 01 января 2008 г. возрастной ценз по данной программе был увеличен до 35 лет.

В феврале 2008 г. примерно 1-5 число, они вновь обратились в отдел жилищной политики администрации Красноармейского района г. Волгограда для постановки на учет, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Им было разъяснено, что их семью не поставят на учет, поскольку они оформляют ипотечный кредит в банке для приобретения жилого помещения. Факт его обращения был зарегистрирован в журнале учета посетителей.

20 февраля 2008 г. они приобрели по ипотечному кредитованию квартиру, общей площадью 64,4 кв.м. по адресу: <адрес>

В 2009 г. программа «Молодой семье- доступное жилье» долгосрочной целевой областной программы «Жилище» на 2002-2010 г.г. продолжала действовать.

Зимой 2010г. истец обратился в Управление по жилищной политике администрации Волгограда, где ему разъяснили, что необходимо обратиться в отдел в Красноармейском районе по месту жительства.

25 марта 2010 г. истец обратился с заявлением о признании его семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий. 17 апреля 2010 г. ему сообщили, что необходимо представить дополнительные документы. 17 мая 2010 г. он представил эти документы. 18 мая 2010 г. ему сообщили, что в связи с тем, что он обеспечен жильем более учетной нормы, то не может участвовать в программе улучшения жилищных условий « Молодая семья».

Считают, что их семью в феврале 2008 г. незаконного не признали нуждающимися в улучшении жилищных условий.

По этим основаниям просят обязать Отдел учета Красноармейского района Управления по жилищной политике администрации Волгограда признать Рыбалко А.В., Рыбалко О.В., ФИО6, как семью, нуждающуюся в улучшении жилищных условий на период с 15 декабря 2007г. по 20 февраля 2008 г. и обязать Управление по жилищной политике администрации Волгограда включить семью Рыбалко А.В., Рыбалко О.В., ФИО6 на участие в подпрограмме «Молодой семье - доступное жилье» долгосрочной областной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 г.г.

Истец Рыбалко О.И. в судебное заседание не явилась, будучи извещенной о времени и месте судебного заседания надлежащим образом.

В судебном заседании истец Рыбалко А.В. и его представитель Ларин А.М. исковые требования и обстоятельства, на которых они основаны, поддержали полностью, настаивали на их удовлетворении.

Представитель ответчика - Управления по жилищной политике администрации Волгограда и третьего лица администрации Волгограда по доверенности Рыкова Т.П. в судебном заседании исковые требования не признала, пояснив, что истцам правомерно отказано в постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в период с декабря 2007 г. по февраль 2008 г. Оснований для включения семьи Рыбалко на участие в подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 -2010 годы» не имеется. Просит в иске отказать.

Представитель ответчика администрации Красноармейского района г. Волгограда, будучи надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился.

Выслушав стороны, исследовав представленные в судебное заседание доказательства, суд приходит к следующему.

В силу ст. 40 Конституции РФ, каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.

Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законном нормами.

В соответствии со ст. 18 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

Согласно ст.2 ЖК РФ органы местного самоуправления в пределах своей компетенции обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе используют бюджетные средства и иные не запрещенные законом источники денежных средств для улучшения жилищных условий граждан, в том числе путем предоставления в установленном порядке субсидий для приобретения или строительства жилых помещений.

Таким образом, закрепляя право каждого на жилище и предполагая, прежде всего ответственное отношение самих граждан к его осуществлению, Конституция Российской Федерации одновременно возлагает на органы государственной власти и органы местного самоуправления обязанность по созданию условий для осуществления права на жилище и предусматривает, что нуждающимся в жилище гражданам оно предоставляется, в том числе бесплатно.

В соответствии с ч. 1 ст. 179 Бюджетного кодекса РФ долгосрочные целевые программы, реализуемые за счет средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета, утверждаются соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования.

Постановлением Правительства РФ от 17.09.2001 № 675 утверждена «Федеральная целевая программа «Жилище» на 2002 - 2010 годы», в состав которой вошла подпрограмма «Обеспечение жильем молодых семей», предусматривающей государственную поддержку в виде финансовой помощи при решении жилищной проблемы молодых семей.

В целях обеспечения условий для осуществления гражданами права на жилище Постановлением Правительства РФ от 13.05.2006 № 285 утверждены Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 -2010 годы».

В соответствии с разделами V и VI подпрограммы, пунктами 24, 30, 31 Постановления Правительства РФ от 13.05.2006 № 285 средства на реализацию приведенной подпрограммы, предоставляются из федерального бюджета субъектам РФ для частичного финансирования разработанной и утвержденной ими региональной программы по обеспечению жильем молодых семей, также предусматривающей выделение из бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов средств на финансирование названной подпрограммы.

Улучшение жилищных условий молодых семей осуществляется в рамках подпрограммы «Молодой семье - доступное жилье» на 2009-2011, утвержденной Постановлением Администрации Волгоградской области от 28.09.2009 № 361-п «О долгосрочной областной целевой программе «Жилище» на 2009 - 2011 годы».

Подпрограмма «Обеспечение жильем молодых семей на территории городского округа город-герой Волгоград» комплексной муниципальной целевой программы «Жилище» на 2008 -2010 годы, утверждена Решением Волгоградской городской Думы от 27.02.2008 № 58/1469 «О комплексной муниципальной целевой программе «Жилище» на 2008 - 2010 годы».

Вышеуказанные Подпрограммы разработаны в соответствии с подпрограммой «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы, которая является основополагающим программным документом по дальнейшим преобразованиям в жилищной сфере.

В судебном заседании установлено, что в декабре 2007 г. семья Рыбалко А.В. составом семьи из 3-х человек проживала в однокомнатной <адрес> жилой площадью 16,9 кв.м. (л.д.21).

Таким образом, в данном жилом помещении обеспеченность общей площадью жилого помещения на одного члена семьи истцов составляла менее установленной Постановлением Волгоградского горсовета народных депутатов от 15.06.2005 № 19/342 нормы общей площади жилого помещения приходящейся на одного члена семьи, для принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Истец Рыбалко А.В. в судебном заседании настаивает на том, что в декабре 2007 года он обращался в отдел по работе с населением управления по реализации жилищной политики администрации Волгограда по вопросу признания его семьи участниками подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы». Однако, ему было отказано в признании его семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий.

При этом, отказ был мотивирован тем, что в соответствии с п. п. «а» п. 5 Правил (в ред. от 11.08.2007) участницей подпрограммы может быть молодая семья, в том числе неполная молодая семья, состоящая из 1 молодого родителя и 1 и более детей, возраст каждого из супругов либо 1 родителя в неполной семье на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи - участницы подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 30 лет.

Как установлено судом, на момент обращения истца Рыбалко А.В. в декабре 2007 г. ему уже исполнилось 30 лет. Следовательно, суд считает, что отказ истцу в признании нуждающимся в улучшении жилищных условий являлся законным и обоснованным.

Судом также установлено, что Постановлением Правительства РФ от 29.12.2007 № 979 в подпункт "а" пункта 5 Правил внесены изменения, в части указания на то, что возраст каждого из супругов либо 1 родителя в неполной семье на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи - участницы подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не должен превышать 35 лет. Указанные изменения вступили в силу с 24.01.2008.

Как утверждает истец Рыбалко А.В., в связи с изменением возраста участников подпрограммы в начале февраля 2008 года он повторно обратился в отдел учета Красноармейского района г. Волгограда Управления по жилищной политики администрации Волгограда по вопросу признания его семьи участниками подпрограммы.

Однако, судом установлено, что на момент обращения истца к ответчику, в ЗАО «ВТБ 24» рассматривалось его заявление о предоставлении кредита на приобретение жилого помещения. По результатам рассмотрения заявления между истцом и ЗАО «ВТБ 24» 12 февраля 2008 г. был заключен кредитный договор для приобретения жилья и истец приобрел в собственность семьи трехкомнатную <адрес>.

Данные обстоятельства не оспаривались сторонами в судебном заседании.

25 марта 2010 г. истец Рыбалко А.В. обратился к ответчику с заявлением о признании его семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий с целью участия в подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы».

Заключением управления по жилищной политике администрации Волгограда от 18 мая 2010 семье Рыбалко А.В. отказано в признании нуждающимися в улучшении жилищных условий.

Указанные обстоятельства сторонами не оспаривались и подтверждаются копиями заявления Рыбалко А.В. от 25.03.2010 г., заключения управления по жилищной политике администрации Волгограда от 18 мая 2010 г., письменным уведомлением от 18.05.2010 г., исследованными в судебном заседании.

Согласно данных документов, основанием для отказа истцам в постановке на учет в качестве нуждающихся в предоставлении жилого помещения послужило то, что обеспеченность общей площадью жилого помещения на одного члена семьи истцов составило 21,5 кв.м., что превышает установленную норму общей площади жилого помещения приходящуюся на одного члена семьи, для принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

По результатам рассмотрения заявления истца Рыбалко А.В. ответчиком было установлено, что он составом семьи 3 человека, в том числе: супруга - Рыбалко О.И., дочь ФИО6, зарегистрированы по месту жительства и проживают в трехкомнатной <адрес>, общей площадью 64,4 кв.м., принадлежащей истцам на праве общей долевой собственности в равных долях.

Таким образом, на момент обращения истца Рыбалко А.В. к ответчику с письменным заявлением о постановке его семьи на учет нуждающейся в улучшении жилищных условий и предоставления всех необходимых документов, его семья была обеспечена жилым помещением с превышает установленной нормы общей площади жилого помещения приходящейся на одного члена семьи не менее 11 кв.м.

Доказательств того, что истец обращался с соответствующими заявлениями в Отдел учета Красноармейского района г. Волгограда Управления по жилищной политике администрации Волгограда в декабре 2007 г. и в феврале 2008 г., суду не представлено и в судебном заседании не исследовалось.

Согласно исследованного в судебном заседании журнала учета обращений граждан в Отдел учета Красноармейского района г. Волгограда Управления по жилищной политике администрации Волгограда, сведений об обращении Рыбалко А.В. и Рыбалко О.И. в декабре 2007 г. и в феврале 2008 г. не имеется.

При таких обстоятельствах, суд не находит законных оснований для возложения обязанности на Отдел учета Красноармейского района Управления по жилищной политике администрации Волгограда признать Рыбалко А.В., Рыбалко О.В., ФИО6, как семью, нуждающуюся в улучшении жилищных условий на период с 15 декабря 2007 г. по 20 февраля 2008 г. и возложения обязанности на Управление по жилищной политике администрации Волгограда включить семью Рыбалко А.В., Рыбалко О.В., ФИО6 на участие в подпрограмме «Молодой семье - доступное жилье» долгосрочной областной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 г.г.

Доводы истцов о том, что занимаемое ими в настоящее время жилое помещение приобретено с использованием средств ипотечного жилищного кредита, а до этого их семья могла быть признана нуждающейся в улучшении жилищных условий, несостоятельны по следующим основаниям.

Согласно п. п. «г» п. 15 Правил для участия в подпрограмме молодая семья подает в орган местного самоуправления по месту постоянного жительства документ, подтверждающий признание молодой семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий, или свидетельство о государственной регистрации права собственности на жилое помещение, приобретенное (построенное) с использованием средств ипотечного жилищного кредита (займа), и документы, подтверждающие признание молодой семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий на момент заключения соответствующего кредитного договора (договора займа), но не ранее 01 января 2006 г.

Как указал Конституционный суд РФ в определении от 27.05.2010 № 738-0-0 по жалобе Ч., закрепив право молодых семей на получение за счет средств федерального бюджета социальной выплаты и определив условия его возникновения, Правительство Российской Федерации было вправе, как это следует из статей 38 (часть 1), 40 и 114 (пункты "в" и "ж" части 1) Конституции Российской Федерации, учитывая финансовые возможности государства и иные факторы, предусмотреть и специальные условия для получения выплаты (подпункт "а" пункта 5 и подпункт "г" пункта 15 Правил) - признание молодой семьи в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий на момент заключения кредитного договора (договора займа) и ограничение по возрасту, который для каждого из супругов не должен превышать 35 лет на день принятия решения органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации о включении молодой семьи в список претендентов на получение социальной выплаты. Такое регулирование нельзя расценивать как нарушение конституционных прав граждан.

Учитывая, что на момент заключения соответствующего кредитного договора семья Рыбалко не была признана нуждающейся в улучшении жилищных условий, то определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения на каждого члена семьи, исходя из занимаемого истцами в настоящее время жилого помещения, осуществлялось ответчиком правомерно.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Рыбалко Александру Васильевичу, Рыбалко Ольге Ивановне в иске к Управлению по жилищной политике администрации Волгограда, Администрации Красноармейского района города Волгограда о возложении обязанности по признанию Рыбалко А.В., Рыбалко О.В., Рыбалко Г.А., как семью, нуждающуюся в улучшении жилищных условий на период с 15 декабря 2007 г. по 20 февраля 2008 г. и включении семьи Рыбалко А.В., Рыбалко О.В., ФИО10 на участие в подпрограмме «Молодой семье - доступное жилье» долгосрочной областной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 г.г. - отказать.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Волгоградский областной суд через Красноармейский райсуд г. Волгограда в течение 10 дней со дня принятия судом решения в окончательной форме.

Председательствующий В.В.Потапов

Мотивированное решение составлено 20 декабря 2010 года.

Председательствующий В.В.Потапов