Именем Российской Федерации
Красноармейский районный суд города Волгоградав составе председательствующего судьи Потапова В.В.
при секретаре Горбунове В.В.,
с участием представителя истца Эльжуркаевой П.М. по доверенности Ильченко П.И., представителя третьего лица администрации Красноармейского района г.Волгограда по доверенности Иванова А.С.,
01 декабря 2010 года в городе Волгограде рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Эльжуркаевой Петимы Магомедовны к Комитету земельных ресурсов администрации Волгограда о понуждении к заключению договоров купли-продажи земельных участков,
УСТАНОВИЛ:
Эльжуркаева П.М. обратилась в суд с иском к Комитету земельных ресурсов администрации Волгограда о понуждении к заключению договоров купли-продажи земельных участков.
В обоснование иска указала, что ДД.ММ.ГГГГ на основании договора купли-продажи жилого дома незавершенного строительством ею был приобретён объект незавершенного строительства у гражданина ФИО4 по адресу: г. Волгограда, <адрес>, а также ДД.ММ.ГГГГ на основании договора купли-продажи жилого дома незавершенного строительством ею был приобретён объект незавершенного строительства у гражданки ФИО5 по адресу: г. Волгограда, <адрес>
Объекты расположены согласно, фактического расположения и кадастровых паспортов от ДД.ММ.ГГГГ, в одном земельном квартале не далеко друг от друга, <адрес> под кадастровым номером: № и <адрес> кадастровый номер: №, и относятся к землям населённых пунктов.
Постановлением №-п от ДД.ММ.ГГГГ администрация района предоставила ей в собственность за плату земельный участок № общей площадью 810 кв.м по адресу: г. Волгоград, <адрес>.
Постановлением №-п от ДД.ММ.ГГГГ администрация района предоставила ей в собственность за плату земельный участок № общей площадью 783 кв.м по адресу: г. Волгоград, <адрес>
Однако при обращении в Комитет по земельным ресурсам администрации Волгограда в заключение договоров купли-продажи ей было отказано, поскольку спорный земельный участок расположен в квартале зеленых насаждений на землях общего пользования.
Отказ в заключение договоров купли -продажи является незаконным, поскольку она приобрела право собственности и в соответствии с п.2.2. Порядка оформления прав на земельные участки, на которых расположены здания, строения, сооружения, утвержденного Решением Волгоградской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ №. Комитет земельных ресурсов администрации Волгограда обязан был заключить договор купли-продажи. Пункт 12 ст. 85 Земельного кодекса РФ, на который при отказе ссылается Комитет земельных ресурсов, предусматривает, что не подлежат приватизации земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами.
Постановлением №, № от ДД.ММ.ГГГГ администрация г. Волгограда предоставила ФИО4, ФИО5 указанные земельные участки для строительства индивидуальных жилых домов. Земельный участок под объектом собственности имеет целевое предназначение по обслуживанию объекта недвижимости и не может быть изменен без прекращения права собственности на объект.
Кроме того, Генеральный план на основании которого указанные участки были отнесены к кварталу лесных насаждений был утвержден решением Волгоградской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ N №, то есть после предоставления земельного участка под индивидуальное жилищное строительство, и после того как у владельца данного участка в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации, Решением Волгоградском городской Думы № от ДД.ММ.ГГГГ, появилось право на получение земельного участка в собственность. Неправомерный отказ в заключение договора купли-продажи нарушает её права на земельные участки.
В связи с чем, просит суд обязать Комитет земельных ресурсов администрации Волгограда заключить с ней договор купли-продажи земельного участка № общей площадью 783 кв.м, по адресу: г. Волгоград, <адрес> и договор купли-продажи земельного участка № общей площадью 810 кв.м, по адресу: г. Волгоград, <адрес>.
Истец Эльжуркаева П.М., будучи надлежащим образом извещённая о дате, времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явилась.
В судебном заседании представитель истца по доверенности Ильченко П.И. заявленные исковые требования и доводы, изложенные в их обоснование, полностью поддержал.
Представитель ответчика - Комитета по земельным ресурсам администрации Волгограда, будучи надлежащим образом извещённый о дате, времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, возражений на иск не представил.
В судебном заседании представитель 3-го лица администрации Красноармейского района г. Волгограда по доверенности Иванов А.С. исковые требования Эльжуркаевой П.М. считает обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Выслушав представителя истцов по доверенности Ильченко П.И., представителя 3-го лица администрации Красноармейского района г. Волгограда по доверенности Иванова А.С., исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу ч. 2 ст. 9 Конституции РФ, земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности.
Согласно ст. 36 Конституции РФ, граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности землю.
В соответствии с ч.1 ст. 64 Земельного кодекса РФ земельные споры рассматриваются в судебном порядке.
В силу ст. 6 указанного Кодекса земельный участок как объект земельных отношений - часть поверхности земли (в том числе почвенный слой), границы, которой описаны и удостоверены в установленном порядке.
Согласно ст. 25 Земельного кодекса РФ права на земельные участки, предусмотренные главами 3 и 4 настоящего Кодекса, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».
В судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГ на основании договора купли-продажи жилого дома незавершенного строительством истцом был приобретён объект незавершенного строительства у гражданина ФИО4 по адресу: г. Волгограда, <адрес>
ДД.ММ.ГГГГ на основании договора купли-продажи жилого дома незавершенного строительством истцом также был приобретён объект незавершенного строительства у гражданки ФИО5 по адресу: г. Волгограда, <адрес>
Договоры купли-продажи в установленном законом порядке были зарегистрированы ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ в в УФРС по Волгоградской области и истцу выданы свидетельства о государственной регистрации права собственности ( л.д.13-14).
Объекты расположены согласно фактического расположения и кадастровых паспортов от ДД.ММ.ГГГГ в одном земельном квартале не далеко друг от друга, <адрес> под кадастровым номером: № и <адрес> кадастровый номер: №, и относятся к землям населённых пунктов ( л.д. 6-10).
Судом также установлено, что постановлением №-п от ДД.ММ.ГГГГ администрация Красноармейского района г. Волгограда предоставила истцу в собственность за плату земельный участок №, учётный № общей площадью 810 кв.м, для окончания строительства и последующей эксплуатации индивидуального жилого дома, по адресу: г. Волгоград, <адрес> ( л.д.12).
Постановлением №-п от ДД.ММ.ГГГГ администрация района предоставила ей в собственность за плату земельный участок №, учётный №, общей площадью 783 кв.м, для окончания строительства и последующей эксплуатации индивидуального жилого дома по адресу: г. Волгоград, <адрес> (л.д.11).
Как видно из материалов дела, до сведения истца было доведено, что договор купли-продажи земельного участка заключается с Комитетом по земельным ресурсам администрации Волгограда и в последующем регистрируется в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Волгоградской области.
В соответствии со ст. 36 ч. 7 ЗК РФ, местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Местоположение границ земельного участка определяется с учетом красных линий, местоположения границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка.
Согласно части 5 статьи 28 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" земельный участок отчуждается в границах, определяемых на основании плана земельного участка, предоставляемого покупателем и удостоверенного органом, осуществляющим деятельность по ведению государственного земельного кадастра. При этом договор аренды не препятствует выкупу земельного участка.
В ст. 36 Земельного Кодекса РФ указано, что граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.
Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.
1.1. Продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, собственникам зданий, строений, сооружений, расположенных на этих земельных участках, осуществляется по цене, установленной соответственно органами исполнительной власти и органами местного самоуправления. Порядок определения цены этих земельных участков, их оплаты устанавливается в отношении:
1) земельных участков, находящихся в федеральной собственности, - уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти;
2) земельных участков, которые находятся в собственности субъектов Российской Федерации или государственная собственность на которые не разграничена, - органами государственной власти субъектов Российской Федерации;
3) земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, - органами местного самоуправления.
1.2. Цена земельных участков, указанных в пункте 1.1 настоящей статьи, не может превышать их кадастровую стоимость. До установления уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, органом государственной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления порядка определения цены земельного участка эта цена устанавливается в размере его кадастровой стоимости.
Судом установлено, что истец обратилась в Комитет земельных ресурсов администрации Волгограда с заявлением о заключении с нею договоров купли-продажи вышеуказанных земельных участков.
Согласно заключений Комитета по градостроительству и архитектуре администрации Волгограда регистрационный № и № от ДД.ММ.ГГГГ испрашиваемый земельные участки расположены на землях общего пользования, а в соответствии с п.12 ст. 85 Земельного кодекса РФ, земельные участки общего пользования не подлежат приватизации ( л.д. 20-23).
В ходе судебного заседания также установлено, что Комитет земельных ресурсов администрации Волгограда ДД.ММ.ГГГГ направил вышеуказанные заключения в администрацию Красноармейского района г. Волгограда для рассмотрения вопроса о правомерности принятия постановления №-п и №-п от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении земельных участков, расположенных по <адрес>, в собственность. После получения ответа из администрации Красноармейского района г. Волгограда комитет обязался рассмотреть вопрос о возможности заключения договоров купли-продажи земельных участков ( л.д. 19).
Таким образом, суд считает, что ответчик фактически отказал истцу в заключение договоров купли-продажи земли.
Вместе с тем, органом местного самоуправления принято решение о предоставлении земельных участков в собственность истца Эльжуркаевой П.М.
Более того, обязанность по обращению в Комитет земельных ресурсов администрации Волгограда для заключения договоров купли-продажи истец выполнила.
По мнению суда, отказ в заключение договоров купли -продажи, является незаконным, поскольку истец приобрела право собственности на данный участок и в соответствии с п. 2.2. Порядка оформления прав на земельные участки, на которых расположены здания, строения, сооружения, утвержденного Решением Волгоградской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ №.
Пункт 12 ст. 85 Земельного кодекса РФ, на который при отказе ссылается Комитет земельных ресурсов администрации Волгограда, предусматривает, что не подлежат приватизации земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами.
Вместе с тем, данный перечень не является исчерпывающим, поэтому четкое и обобщающее определение понятия данных видов территорий общего пользования содержится в п. 12 ст. 1 Градостроительного Кодекса РФ, который гласит, что территория общего пользования это территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц.
Постановлением №, № от ДД.ММ.ГГГГ администрация г. Волгограда предоставила ФИО4, ФИО5 указанные земельные участки для строительства индивидуальных жилых домов ( л.д. 15-18).
Кроме того, согласно сообщения администрации г. Волгограда от ДД.ММ.ГГГГ постановления № и № от ДД.ММ.ГГГГ не отменены и основания для их отмены отсутствуют ( л.д.33).
Более того, суд считает, что участок занятый индивидуальным жилым домом не может являться территорией, которой пользуется неограниченный круг лиц, поскольку это противоречит Конституции и Гражданскому законодательству Российской Федерации, предусматривающих исключительные права собственника на владение, пользование и распоряжение имуществом, а также защиту данного права государством.
Земельный участок под объектом собственности имеет целевое предназначение по обслуживанию объекта недвижимости и не может быть изменён без прекращения права собственности на объект.
При этом следует учитывать, что Генеральный план, на основании которого указанные участки были отнесены к кварталу лесных насаждений, утверждён решением Волгоградской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ №, то есть после предоставления земельных участков под индивидуальное жилищное строительство, и после того, как у владельцев данных участков в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации, Решением Волгоградском городской Думы № от ДД.ММ.ГГГГ, появилось право на получение земельных участков в собственность.
По этим основаниям, суд приходит к выводу, что вновь принятый нормативный акт не может иметь обратной силы и изменять ранее возникшие правовые отношения. При предоставлении земельного участка, его границы были согласованы с Комитетом земельных ресурсов, Комитетом по архитектуре и градостроительству администрации Волгограда, и каких-либо сервитутов ограничивающих свободное землепользование спорными земельными участками установлено не было.
Таким образом, суд считает, что на основании ч.1 ст.36 Земельного кодекса РФ, истец имеет право на предоставление земельного участка, расположенного под объектом недвижимости, в собственность.
Более того, в соответствии с п.2.2. Порядка оформления прав на земельные участки, на которых расположены здания строения сооружения, утвержденного Решением Волгоградской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ №, Комитет по земельным ресурсам и землеустройству без каких-либо дополнительных условий обязан был заключить договоры купли-продажи указанных земельных участков. Неправомерный отказ в заключение договоров купли-продажи нарушает права истца на земельные участки, гарантированные ей Конституцией РФ.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что ответчиком нарушена обязанность по заключению договора купли-продажи земельного участка №, учётный № из земель населённых пунктов площадью 810 кв.м по адресу: г. Волгоград, <адрес> и договора купли-продажи земельного участка №, учётный № из земель населённых пунктов площадью 783 кв.м по адресу: г. Волгоград, <адрес> а потому исковые требования о понуждении заключить договоры купли-продажи земельных участков являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Эльжуркаевой Петимы Магомедовны к Комитету земельных ресурсов администрации Волгограда о понуждении к заключению договоров купли-продажи земельных участков - удовлетворить.
Обязать Комитет земельных ресурсов администрации Волгограда заключить с Эльжуркаевой Петимой Магомедовной договор купли-продажи земельного участка с кадастровым номером : №, учётный № общей площадью 810 кв.м, расположенный по адресу: город Волгоград, <адрес> и договор купли-продажи земельного участкас кадастровым номером : № учётный № общей площадью 783 кв.м, расположенный по адресу: город Волгоград, <адрес>, применив для расчета выкупную цену указанного земельного участка.
На заочное решение может быть подано заявление об отмене этого решения в течение 7-ми дней со дня получения ответчиком копии решения в Красноармейский районный суд г. Волгограда или заочное решение может быть обжаловано в кассационном порядке в течение 10 дней по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения, а в случае если такое заявление подано, в течение 10 дней со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления в Волгоградский областной суд через Красноармейский районный суд города Волгограда.
Председательствующий В.В. Потапов
Решение суда составлено в окончательной форме ДД.ММ.ГГГГ.
Председательствующий В.В. Потапов