Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Красноармейский районный суд г. Волгограда
в составе председательствующего судьи Снегиревой Н.М..
при секретаре Лоншакове Ю.С.
с участием представителя истца по доверенности Ковалевой И.А., третьих лиц- представителя комитета земельных ресурсов администрации Волгограда по доверенности Бондаренко Е.И., представителя Комитета по градостроительству и архитектуре администрации Волгограда по доверенности Елисеева А.В., Бондаревой А.В..
08 февраля 2011 года в городе Волгограде, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Чернавина Виктора Викторовича к администрации г. Волгограда о признании решения об отказе в предоставлении земельного участка, незаконным и обязании предоставить земельный участок.
У С Т А Н О В И Л:
Истец Чернавин В.В. обратился в суд с иском о признания незаконным решения администрации Волгограда об отказе в предоставлении ему земельного участка площадью № кв.м. для размещения индивидуального жилого дома в квартале № в Красноармейском районе г. Волгограда и обязании администрации Волгограда предоставить ему указанный земельный участок.
В обосновании иска указал, что ДД.ММ.ГГГГ обратился в администрацию Волгограда с заявлением о предоставлении земельного участка площадью № кв.м. в квартале № в Красноармейском районе г. Волгограда под строительство жилого дома.
Между тем, администрация Волгограда отказала ему в предоставлении указанного земельного участка. Основанием для отказа послужило том, что испрашиваемый земельный участок ранее предоставлен ФИО5.
С данным решением он не согласен, поскольку решением Красноармейского исполкома Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ ФИО5 выделен земельный участок по <адрес>.
Между тем, согласно выписке из указанного решения, ФИО5 выделен земельный участок, расположенный по <адрес>, площадью № кв.м.
По указанному адресу ФИО5 выдан акт о закреплении земли в бесплатное и бессрочное пользование, составлен типовой договор о строительстве дома на праве собственности. Права ФИО5 на земельный участок - <адрес> <адрес> никто не оспорил.
Испрашиваемый земельный участок выделялся ФИО12., о чем свидетельствует выписка из решения райисполкома, которая не соответствует тексту решения, так как в ней неверно указан номер предоставляемого участка.
В связи с чем, возникла необходимость в повторном обращении с заявлением о предоставлении земельного участка.
Считает, что решение об отказе в предоставлении земельного участка является незаконным, нарушающим его права.
В связи с чем просит решение администрации Волгограда об отказе в предоставлении ему земельного участка площадью № кв.м. для размещения индивидуального жилого дома в квартале № в Красноармейском районе г. Волгограда и обязать администрацию Волгограда предоставить ему указанный земельный участок.
Истец, извещенный о времени и месте рассмотрения спора, в судебное заседание не явился.
Представитель истца по доверенности Ковалева И.А. в судебном заседании исковые требования поддержала, настаивала на их удовлетворении, утверждая, что отказ ответчика в предоставлении земельного участка не обоснован, поскольку ФИО5 фактически предоставлен другой земельный участок, следовательно, испрашиваемый истцом земельный участок ни чьими правами не обременен и может быть представлен истцу.
Ответчик- представитель администрации Волгограда, извещенный о времени и месте рассмотрения спора, в судебное заседание не явился, прислав письменные возражения, согласно которым исковые требования не признает, просит в иске отказать, указав, что испрашиваемый земельный участок обременен правами третьих лиц, поэтому предоставлен истцу не может. Кроме того, в соответствии с требованиями земельного законодательства предоставление земельного участка для целей жилищного строительства осуществляется исключительно на торгах. При этом, законом установлено, что после получения заявления гражданина о предоставлении земельного участка орган самоуправления может сразу принять решение о проведении аукциона по продаже земельного участка либо опубликовать сообщение о приеме заявлений о предоставлении земельного участка в периодическом печатном издании либо на сайте в сети Интернет.
И только в случае, если по истечении месяца со дня опубликования от иных претендентов не поступили заявления, орган местного самоуправления вправе принять решение о предоставлении такого участка гражданину, обратившемуся с заявлением.
По спорному земельному участку такой публикации не проводилось, желающие получить земельный участок не выявлялись.
Считает, что администрация не нарушила требования действующего законодательства. Просит в иске отказать.
Третье лицо представитель комитета по земельным ресурсам администрации Волгограда по доверенности Бондаренко И.Е. исковые требования не поддержал, считает, что отказ администрации в предоставлении истцу спорного земельного участка обоснован. Оснований для удовлетворения требований не имеется.
Третье лицо- представитель Комитета по градостроительству и архитектуре администрации Волгограда по доверенности Елисеев А.В. иск не поддержал, считает, что администрация Волгограда обоснованно отказала истцу в предоставлении земельного участка, поскольку испрашиваемый истцом земельный участок обременен правами третьих лиц.
Третье лицо Бондарева А.В. исковые требования Чернавина В.В. поддержала, показав суду, что <данные изъяты> г. предоставлен земельный участок под строительство жилого дома, расположенный по <адрес>, площадью № кв.м., другого земельного участка ему не предоставлялось.
Суд, выслушав стороны, третьих лиц, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
Согласно ст. 46 Конституции РФ каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
Решения и действия (или бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В судебном заседании достоверно установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Чернавин В.В. обратился в администрацию Волгограда с заявлением, содержащим просьбу о рассмотрении вопроса о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства площадью № кв.м. в квартале № в <адрес>
Указанное заявление рассмотрено администрацией Волгограда и решено отказать в предоставлении испрашиваемого земельного участка, поскольку он обременен правами третьих лиц (л.д.9).
Основанием для отказа послужило решение Красноармейского районного Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ о выделении земельных участков для строительства жилых домов, согласно которому испрашиваемый истцом земельный участок предоставлен ФИО5 (л.д. 14-15).
Настаивая на удовлетворении требований, представитель истца по доверенности Ковалева И.А. утверждала, что фактически земельный участок не предоставлялся ФИО5, поскольку согласно выписки из указанного решения Красноармейского райсовета, выданной ФИО5 значиться другой земельный участок, расположенный по <адрес>, площадью № кв.м. (л.д.17).
На указанный земельный участок, как установлено судом, ФИО5 выдан Государственный акт о закреплении в бессрочное пользование (л.д.18).
Между тем, в судебном заседании достоверно установлено, что Решение Красноармейского райисполкома от ДД.ММ.ГГГГ г. до настоящего времени никем не оспорено, не отменено, является действующим и подлежащим исполнению.
Следовательно, руководствуясь указанным решением, спорный земельный участок обременен правами третьих лиц.
При этом доводы представителя истца о том, что ФИО5 выдана выписка из решения и в последующем оформлены документы на другой земельный участок, по мнению суда являются несостоятельными, поскольку как указано ранее решение райисполкома никем не отменено. Более того, выданная ФИО5 выписка из указанного решения находится в противоречии с содержанием решения, и не может быть признана законной.
Таким образом, суд приходит к выводу об обоснованности отказа в предоставлении Чернавину В.В. спорного земельного участка.
Также суд не находит оснований для удовлетворения требования Чернавина В.В. в части возложения на администрацию обязанности по предоставлению указанного земельного участка по следующим основаниям.
В силу ст. 28 ЗК РФ, земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду, а также предоставляются юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование в случаях, предусмотренных п. 1 ст. 20 настоящего Кодекса, и гражданам и юридическим лицам в безвозмездное срочное пользование в случаях, предусмотренных п. 1 ст. 24 настоящего Кодекса.
Не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для строительства, за исключением случаев: изъятия земельных участков из оборота; установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков; резервирования земельных участков для государственных или муниципальных нужд.
Не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, ограниченных в обороте и находящихся в государственной или муниципальной собственности, если федеральным законом разрешено предоставлять их в собственность граждан и юридических лиц.
Согласно ст. 30.1 ЗК РФ земельные участки для жилищного строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в собственность или в аренду, а в случаях, установленных подпунктом 5 пункта 1 статьи 24, - в безвозмездное срочное пользование без предварительного согласования места размещения объекта.
Продажа земельных участков для жилищного строительства или продажа права на заключение договоров аренды земельных участков для жилищного строительства осуществляется на аукционах, за исключением случаев, установленных подпунктом 5 пункта 1 статьи 24, пунктом 2.1 статьи 30 и пунктом 27 статьи 38.1 настоящего Кодекса.
Предоставление земельного участка в аренду для индивидуального жилищного строительства может осуществляться на основании заявления гражданина, заинтересованного в предоставлении земельного участка.
В двухнедельный срок со дня получения заявления гражданина о предоставлении в аренду земельного участка исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, может принять решение о проведении аукциона по продаже земельного участка или права на заключение договора аренды такого земельного участка либо опубликовать сообщение о приеме заявлений о предоставлении в аренду такого земельного участка с указанием местоположения земельного участка, его площади, разрешенного использования в периодическом печатном издании, определяемом соответственно уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, главой муниципального образования, а также разместить сообщение о приеме указанных заявлений на официальном сайте соответственно уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти, субъекта Российской Федерации, муниципального образования (при наличии официального сайта муниципального образования) в сети "Интернет".
В случае, если по истечении месяца со дня опубликования сообщения о приеме заявлений о предоставлении в аренду земельного участка заявления не поступили, исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предоставлении такого земельного участка для жилищного строительства в аренду гражданину, указанному в абзаце первом настоящего пункта. Договор аренды земельного участка подлежит заключению с указанными гражданином в двухнедельный срок после государственного кадастрового учета такого земельного участка.
В случае поступления заявления о предоставлении в аренду такого земельного участка проводится аукцион по продаже права на заключение договора аренды земельного участка.
В этой связи, исходя из указанных норм закона, предоставление земельных участков для целей индивидуального жилищного строительства осуществляется исключительно на торгах.
И только в случае, если по истечении месяца со дня опубликования сообщения о приеме заявлений о предоставлении земельного участка другие заявления от иных претендентов не поступали, орган местного самоуправления вправе принять решение о предоставлении земельного участка.
Следовательно, предоставить земельный участок истцу, возможно только при условии отсутствия иных претендентов, выявляемых путем размещения в средствах массовой информации соответствующей публикации.
В этой связи, учитывая, что указанные требования закона не выполнены, публикации не проводилось, желающие получить земельный участок не выявлялись, суд считает, что оснований для предоставления истцу земельного участка не имеется.
При этом доводы представителя истца о том, что публикация о приеме заявления о предоставлении спорного земельного участка уже проводилась в ДД.ММ.ГГГГ г., других претендентов не имелось, а истец собирал и оформлял необходимые документы на участок суд не может принять в сведению, поскольку из представленных истцом документов не свидетельствует, что это один и тот же участок, поскольку площадь истрепываемого земельного участка и место его расположения (по кварталу) указана иная, чем в тексте публикации ДД.ММ.ГГГГ года (л.д. 68).
Таким образом, требования истца о возложении на администрацию Волгограда обязанности по предоставлению земельного участка удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении иска Чернавину Виктору Викторовичу к администрации г. Волгограда о признании решения об отказе в предоставлении земельного участка, незаконным и обязании предоставить земельный участок отказать.
Решение суда может быть обжаловано в Волгоградский областной суд через Красноармейский районный суд г. Волгограда в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий Снегирева Н.М.
Мотивированное решение изготовлено 11 февраля 2011 года
Председательствующий Снегирева Н.М.