решение о выселении из здания, являющегося объектом культурного наследия



Дело № 2-1506/2011ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Красноармейский районный суд г. Волгограда

в составе председательствующего судьи Андреевой О.Ю.,

при секретаре Панченко Н.А.,

с участием представителя истца - помощника прокурора Красноармейского района г. Волгограда Рамазанова В.М.,

28 апреля 2011 года в городе Волгограде, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора Красноармейского района г. Волгограда в интересах неопределенного круга лиц к ИП Нурудиновой Рукият Джабраиловне о выселении из здания, являющегося объектом культурного наследия,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Красноармейского района г. Волгограда обратился в суд с иском к ИП Нурудиновой Р.Д., в котором просит в течение шести месяцев со дня вступления решения в законную силу из здания (помещения) памятника истории и архитектуры, расположенного по адресу: <адрес>, находящегося на балансе музея-заповедника «Старая Сарепта», являющегося объектом исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения на основании Указа Президента РФ от 20 февраля 1995 года.

В обоснование иска указал, что прокуратурой Красноармейского района города Волгограда проведена проверка исполнения законодательства, направленного на защиту объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), в ходе которой установлено, что индивидуальный предприниматель Нурудинова Р.Д. занимает для ведения предпринимательской деятельности помещение в здании, являющемся памятником истории и архитектуры, по адресу <адрес>, - без каких бы то ни было правоустанавливающих документов. Здание, обозначенное вывеской «Памятник архитектуры XIX в. охраняется государством», используется как пункт для приема стеклотары и склад, в котором обнаружены ящики, мешки с бутылками и стеклотара без упаковки.

В соответствии с п. 1 постановления Для исключений Федерации от 27.12.91 №3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» объекты историко-культурного и природного наследия и художественные ценности, учреждения культуры общероссийского значения, расположенные на территории Российской Федерации, независимо от того, на чьем балансе они находятся, и от ведомственной подчиненности предприятий, относятся исключительно к федеральной собственности.

В соответствии с Указом Президента РФ от 20.02.1995 N 176 "Об утверждении Перечня объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения" Государственный историко-этнографический и архитектурный музей-заповедник «Старая Сарепта» включен в Перечень объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения, Раздел I. Историко-культурные музеи-заповедники и музейные комплексы.

Государственная организация культуры «Историко-этнографический и архитектурный музей-заповедник «Старая Сарепта» создан постановлением Совета Министров РСФСР от 11.08.90 №296 «О создании государственного историко-этнографического и архитектурного музея-заповедника «Старая Сарепта» в г. Волгограде».

Распоряжением Комитета по управлению государственным имуществом Волгоградской области от 27.03.2000 №449-р за государственной организацией культуры «Историко-этнографический и архитектурный музей-заповедник «Старая Сарепта» закреплено на праве оперативного управления государственное имущество в сумме 9041481 руб. (девять миллионов сорок одна тысяча четыреста восемьдесят один рубль) согласно балансу по состоянию на 1 января 2000 г. и оно внесено в Реестр федерального имущества. Согласно свидетельству о внесении в реестр федерального имущества указанному объекту 27 марта 2000 г. присвоен реестровый № 03400563.

Согласно пункту 1 статьи 296 ГК РФ и разъяснениям Пленума ВАС РФ от 22.06.2006 N 21 (ред. от 19.04.2007) "О некоторых вопросах практики рассмотрения арбитражными судами споров с участием государственных и муниципальных учреждений, связанных с применением статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации" в случаях, когда распоряжение соответствующим имуществом путем его передачи в арендное пользование осуществляется в целях обеспечения более эффективной организации основной деятельности учреждения, для которой оно создано (в частности, обслуживания его работников и (или) посетителей), рационального использования такого имущества, указанное распоряжение может быть осуществлено учреждением с согласия собственника.

Между тем, согласие собственника в лице Территориального управления Росимущества в Волгоградской области на пользование нежилым помещением, расположенным по адресу;<адрес>, - ИП Нурудиновой Р.Д. получено не было, договор с ГОКИЭиА музеем-заповедником «Старая Сарепта» не заключался. В связи с изложенным пользование названным помещением ИП Нурудиновой Р.Д. является незаконным и она подлежит выселению.

В соответствии с требованиями статья 55 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" договор аренды объекта культурного наследия заключается в соответствии с правилами, предусмотренными Гражданским кодексом Российской Федерации для заключения договоров аренды зданий и сооружений, и с учетом требований данного Федерального закона.

В договоре аренды объекта культурного наследия обязательно указываются включенные в реестр сведения об особенностях, составляющих предмет охраны данного объекта культурного наследия, и требования к сохранению объекта культурного наследия в соответствии с настоящим Федеральным законом независимо от формы собственности данного объекта.

Договор аренды объекта культурного наследия, находящегося в федеральной собственности, заключается между федеральным органом исполнительной власти, специально уполномоченным на то Правительством Российской Федерации, и физическим или юридическим лицом.

Договор аренды объекта культурного наследия подлежит государственной регистрации в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Обязательным условием заключения договора аренды объекта культурного наследия является охранное обязательство пользователя объектом культурного наследия.

Охранное обязательство пользователя объектом культурного наследия оформляется:

органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным в области охраны объектов культурного наследия, - в отношении объектов культурного наследия федерального значения (по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере массовых коммуникаций и по охране культурного наследия).

Охранное обязательство пользователя объектом культурного наследия должно включать в себя требования к содержанию объекта культурного наследия, условиям доступа к нему граждан, порядку и срокам проведения реставрационных, ремонтных и иных работ по его сохранению, а также иные требования, которые обеспечивают сохранность данного объекта и являются ограничениями (обременениями) права пользования данным объектом.

В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации.

Согласно статье 44 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям. Каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры.

Между тем, незаконное пользование объектом культурного наследия без каких бы то ни было условий по его содержанию, доступа к нему граждан, порядку и срокам проведения реставрационных, ремонтных и иных работ по его сохранению, а также иных требований, которые обеспечивают сохранность данного объекта, создает угрозу для существования памятника истории и культуры музея-заповедника «Старая Сарепта», может привести к его повреждению, разрушению или уничтожению, изменению облика и интерьера и лишит неопределенный круг лиц доступа к культурным ценностям.

Представитель истца - помощник прокурора Красноармейского района г. Волгограда в судебном заседании исковые требования поддержал, настаивал на их удовлетворении.

Представитель третьего лица Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Волгоградской области, будучи надлежащим образом извещенным о дне, времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, предоставил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие, исковые требования поддержал в полном объеме.

Представитель третьего лица Государственной организации культуры, историко-этнографического и архитектурного музея-заповедника «Старая Сарепта», будучи надлежащим образом извещенным о дне, времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, возражений и заявлений не представил.

Ответчик ИП Нурудинов Р.Д., будучи извещен о дне, времени и месте рассмотрения дела путем направления судебного извещения заказной корреспонденцией, в судебное заседание не явился, заявлений и возражений не предоставил.

В силу ч. 1 ст. 233 ГПК РФ в случае неявки в судебное заседание ответчика, извещенного о времени и месте судебного заседания, не сообщившего об уважительных причинах неявки и не просившего о рассмотрении дела в его отсутствие, дело может быть рассмотрено в порядке заочного производства.

Учитывая, что ответчик уведомлен о дне, времени и месте судебного заседания путем направления судебного извещения заказной корреспонденцией, в судебное заседание не явился, сведений, подтверждающих причину его неявки в суд не представил, а истец согласен на вынесение заочного решения, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие ответчика.

Суд, выслушав представителя истца - помощника прокурора Красноармейского района г. Волгограда Рамазанова В.М., исследовав представленные в судебное заседание доказательства, считает иск обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно пункту 1 статьи 296 ГК РФ и разъяснениям Пленума ВАС РФ от 22.06.2006 N 21 (ред. от 19.04.2007) "О некоторых вопросах практики рассмотрения арбитражными судами споров с участием государственных и муниципальных учреждений, связанных с применением статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации" в случаях, когда распоряжение соответствующим имуществом путем его передачи в арендное пользование осуществляется в целях обеспечения более эффективной организации основной деятельности учреждения, для которой оно создано (в частности, обслуживания его работников и (или) посетителей), рационального использования такого имущества, указанное распоряжение может быть осуществлено учреждением с согласия собственника.

В соответствии со ст. 161 ГК РФ должны совершаться в простой письменной форме, за исключением сделок, требующих нотариального удостоверения, в том числе, сделки юридических лиц между собой и с гражданами.

Также согласно положениям статьи 609 ГК РФ договор аренды на срок более года, а если хотя бы одной из сторон договора является юридическое лицо, независимо от срока, должен быть заключен в письменной форме.

В соответствии с требованиями статья 55 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" договор аренды объекта культурного наследия заключается в соответствии с правилами, предусмотренными Гражданским кодексом Российской Федерации для заключения договоров аренды зданий и сооружений, и с учетом требований данного Федерального закона.

В договоре аренды объекта культурного наследия обязательно указываются включенные в реестр сведения об особенностях, составляющих предмет охраны данного объекта культурного наследия, и требования к сохранению объекта культурного наследия в соответствии с настоящим Федеральным законом независимо от формы собственности данного объекта.

Договор аренды объекта культурного наследия, находящегося в федеральной собственности, заключается между федеральным органом исполнительной власти, специально уполномоченным на то Правительством Российской Федерации, и физическим или юридическим лицом.

Договор аренды объекта культурного наследия подлежит государственной регистрации в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Обязательным условием заключения договора аренды объекта культурного наследия является охранное обязательство пользователя объектом культурного наследия.

Охранное обязательство пользователя объектом культурного наследия оформляется:

органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным в области охраны объектов культурного наследия, - в отношении объектов культурного наследия федерального значения (по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере массовых коммуникаций и по охране культурного наследия).

Охранное обязательство пользователя объектом культурного наследия должно включать в себя требования к содержанию объекта культурного наследия, условиям доступа к нему граждан, порядку и срокам проведения реставрационных, ремонтных и иных работ по его сохранению, а также иные требования, которые обеспечивают сохранность данного объекта и являются ограничениями (обременениями) права пользования данным объектом.

В соответствии статьей 7 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ гражданам Российской Федерации гарантируется сохранность объектов культурного наследия в интересах настоящего и будущего поколений многонационального народа Российской Федерации в соответствии с данным Федеральным законом.

Судом установлено, что прокуратурой Красноармейского района г. Волгограда проведена проверка исполнения законодательства, направленного на защиту объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), в ходе которой установлено, что ИП Нурудинова Р.Д. занимает для ведения предпринимательской деятельности помещение в здании, являющемся памятником истории и архитектуры, по адресу <адрес>, - без каких бы то ни было правоустанавливающих документов. Здание, обозначенное вывеской «Памятник архитектуры XIX в. охраняется государством», используется как пункт для приема стеклотары и склад, в котором обнаружены ящики, мешки с бутылками и стеклотара без упаковки, что усматривается из акта от 22 марта 2011 года и схемы расположения (л.д. 7-11).

В соответствии с п. 1 постановления Для исключений Федерации от 27.12.91 №3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» объекты историко-культурного и природного наследия и художественные ценности, учреждения культуры общероссийского значения, расположенные на территории Российской Федерации, независимо от того, на чьем балансе они находятся, и от ведомственной подчиненности предприятий, относятся исключительно к федеральной собственности.

В соответствии с Указом Президента РФ от 20.02.1995 N 176 "Об утверждении Перечня объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения" Государственный историко-этнографический и архитектурный музей-заповедник «Старая Сарепта» включен в Перечень объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения, Раздел I. Историко-культурные музеи-заповедники и музейные комплексы.

Государственная организация культуры «Историко-этнографический и архитектурный музей-заповедник «Старая Сарепта» создан постановлением Совета Министров РСФСР от 11.08.1990 №296 «О создании государственного историко-этнографического и архитектурного музея-заповедника «Старая Сарепта» в г. Волгограде».

Распоряжением Комитета по управлению государственным имуществом Волгоградской области от 27.03.2000 №449-р за государственной организацией культуры «Историко-этнографический и архитектурный музей-заповедник «Старая Сарепта» закреплено на праве оперативного управления государственное имущество в сумме 9041481 руб. (девять миллионов сорок одна тысяча четыреста восемьдесят один рубль) согласно балансу по состоянию на 1 января 2000 г. и оно внесено в Реестр федерального имущества. Согласно свидетельству о внесении в реестр федерального имущества указанному объекту 27 марта 2000 г. присвоен реестровый № 03400563.

Между тем, согласие собственника в лице Территориального управления Росимущества в Волгоградской области на пользование нежилым помещением, расположенным по адресу;<адрес>, - ИП Нурудиновой Р.Д. получено не было, договор с ГОКИЭиА музеем-заповедником «Старая Сарепта» не заключался.

Между тем, незаконное пользование объектом культурного наследия без каких бы то ни было условий по его содержанию, доступа к нему граждан, порядку и срокам проведения реставрационных, ремонтных и иных работ по его сохранению, а также иных требований, которые обеспечивают сохранность данного объекта, создает угрозу для существования памятника истории и культуры музея-заповедника «Старая Сарепта», может привести к его повреждению, разрушению или уничтожению, изменению облика и интерьера и лишит неопределенный круг лиц доступа к культурным ценностям.

Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу о том, что пользование спорным помещением ИП Нурудиновой Р.Д. является незаконным, в связи с чем исковые требования являются законными, обоснованными и подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст. ст. 194-199, 235-237 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Иск Прокурора Красноармейского района г. Волгограда в интересах неопределенного круга лиц к ИП Нурудиновой Рукият Джабраиловне о выселении из здания, являющегося объектом культурного наследия - удовлетворить.

Выселить индивидуального предпринимателя Нурудинову Рукият Джабраиловну в течение шести месяцев со дня вступления решения в законную силу из здания (помещения) памятника истории и архитектуры, расположенного по адресу: <адрес>, находящегося на балансе музея-заповедника «Старая Сарепта», являющегося объектом исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения на основании Указа Президента РФ от 20 февраля 1995 года.

Взыскать с Индивидуального предпринимателя Нурудинова Рукият Джабраиловны в доход государства государственную пошлину в размере <данные изъяты> рублей

Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.

Заочное решение суда может быть обжаловано сторонами также в кассационном порядке в Волгоградский областной суд через Красноармейский районный суд г. Волгограда в течение 10 дней по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения.

Председательствующий: О.Ю. Андреева

Решение принято судом в окончательной форме 03 мая 2011 года.

Председательствующий: О.Ю. Андреева