о признании бездействия незаконными, понуждении к исполнению федерального законодательства.



Дело

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Красноармейский районный суд <адрес>

в составе:

председательствующего судьи                                                  Ковалева А.П.,

при секретаре                                                                                Тупиковой Н.Н.,

с участием: представителя истца - помощника прокурора <адрес> Гладковой А.А., представителя ответчика администрации <адрес> по доверенности Иванова А.С., представитель третьего лица ООО «Центр коммунального обслуживания-1» по доверенности Мальковой Д.Ф.

ДД.ММ.ГГГГ в городе Волгограде, рассмотрев в открытом судебном заседании исковое заявление прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к администрации <адрес> о признании бездействия незаконным и обязании в течение трех месяцев организовать проведение инструментального обследования строительных конструкций жилого дома.

УСТАНОВИЛ:

<адрес> обратился в интересах неопределенного круга лиц в суд с иском к администрации <адрес>, в котором просит признать незаконным бездействие ответчика при рассмотрении заключения государственной жилищной инспекции администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ о решении вопроса пригодности для проживания граждан жилого <адрес> по ул. героев Малой Земли <адрес>, обязать ответчика в течение трех месяцев организовать проведение инструментального обследования строительных конструкций жилого дома.

В обосновании иска указано, что по результатам проведенной прокуратурой проверки выявлено, что ДД.ММ.ГГГГ государственной жилищной инспекцией проведено визуальное обследование технического состояния многоквартирного жилого <адрес> по ул. Героев Малой Земли, выявлены повреждения отдельных конструкций, ответчику направлено заключение для решения вопроса о пригодности дома для постоянного проживания.

          Согласно ответам администрации ДД.ММ.ГГГГ межведомственной комиссией по оценке состояния жилых помещений проведено обследование дома, принято решение о поручении ООО «ЦКО-1» провести инструментальное обследование жилого дома, после получения которого будет решен вопрос о пригодности дома для проживания.                                                                                                                               

Как следует из составленного акта обследования межведомственной комиссии было, принято решение о несоответствии помещений требованиям, которым должны отвечать жилые помещения, и в целях обеспечения безопасности и создания нормальных условий для постоянного проживания управляющей компании указано на необходимость проведения инструментального обследования.

Ответчиком изначально инструментально обследование рекомендовано провести управляющей компании ООО «Благоустройство», а в последующем в связи с ее заменой - ООО «ЦКО-1».

Однако, в соответствии с нормами жилищного законодательства данное требование незаконно, поскольку п. 44 Положения предусмотрена возможность проведения обследования в случае, если межведомственная комиссия признает такое обследование необходимым и согласно п. 46 Положения, комиссия вправе назначить дополнительные обследования и испытания, результаты которых приобщаются к документам, ранее представленным на рассмотрение комиссии. При этом, проведение обследования специализированной организацией необходимо только в случае, если имеются основания для признания дома аварийным и подлежащим сносу, в иных случаях выводы комиссии должны быть сделаны на полученных в ходе оценки данных.

Изложенное свидетельствует о необоснованном затягивании межведомственной комиссией администрации района рассмотрения вопроса о пригодности жилого дома для проживания граждан и непринятии своевременных мер по отселению граждан из аварийного жилья, что может привести к причинению вреда здоровью граждан и гибели людей в случае обрушения здания.

В судебном заседании представитель истца - помощник прокурора <адрес> Гладкова А.А. заявленные исковые требования и доводы, изложенные в обоснование иска, полностью поддержала и просила суд удовлетворить требование истца.

Ответчик - представитель администрации <адрес> по доверенности Иванов А.С. в судебном заседании исковые требования не признал, указав, что он не усматривает никакого бездействия со стороны администрации <адрес>. Пояснил, что межведомственная комиссия по оценке состояния жилых помещений муниципального жилищного фонда и многоквартирных домов администрации <адрес> провела обследование жилого <адрес> по ул. Героев Малой Земли и приняла решение о возложение на управляющую компанию провести инструментальное строительных конструкций данного жилого дома и представить его для рассмотрения на межведомственную комиссию для принятия решения о возможности признания дома аварийным. Без проведения данного обследования и получения заключения комиссии не может рассмотреть вопрос о пригодности жилого дома для проживания. Настаивает на том, что всё зависящее от администрации района было сделано, требования закона не нарушены.

Представитель третьего лица ООО «Центр коммунального обслуживания-1» по доверенности Малькова Д.Ф. заявленные требования признала и иск поддержала в полном объеме.

Суд, выслушав участвующих в деле лиц, исследовав представленные в судебное заседание доказательства, считает заявленные требованиями подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В силу ст. 56 ч. 1 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

На основании части 1 статьи 1 ЖК РФ, жилищное законодательство основывается, в том числе на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности.

Согласно ч. 1 ст. 11 ЖК РФ защита нарушенных жилищных прав осуществляется судом в соответствии с подведомственностью дел, установленной процессуальным законодательством.

Кроме того, требования к жилому помещению, порядок признания жилого помещения пригодным для проживания и основания, по которым жилые помещения признаются непригодными для проживания, устанавливаются Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утверждённым постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ .

В соответствии с ч. 4 ст. 15 ЖК РФ жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти.

Пунктом 1 Постановления администрации Волгограда от ДД.ММ.ГГГГ «О делегировании полномочий по оценке состояния жилых помещений муниципального жилищного фонда и многоквартирных домов администрациям районов Волгограда», полномочия по оценке состояния жилых помещений муниципального жилищного фонда и многоквартирных домов делегированы администрациям районов Волгограда.

Согласно п. 7 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства РФ N 47 от ДД.ММ.ГГГГ (в редакции от ДД.ММ.ГГГГ) признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях, на основании оценки соответствия указанных помещения и дома установленным в настоящем Положении требованиям.

Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации создает в установленном им порядке комиссию для оценки жилых помещений жилищного фонда субъекта Российской Федерации.

Орган местного самоуправления создает в установленном им порядке комиссию для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда. В состав комиссии включаются представители этого органа местного самоуправления. Председателем комиссии назначается должностное лицо указанного органа местного самоуправления.

В состав комиссии включаются также представители органов, уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора в сферах санитарно-эпидемиологической, пожарной, промышленной, экологической и иной безопасности, защиты прав потребителей и благополучия человека, на проведение инвентаризации и регистрации объектов недвижимости, находящихся в городских и сельских поселениях, других муниципальных образованиях, в необходимых случаях органов архитектуры, градостроительства и соответствующих организаций.

Согласно п. 42 указанного Положения комиссия на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов, уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора, по вопросам, отнесенным к их компетенции, проводит оценку соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям и признает жилое помещение пригодным (непригодным) для проживания, а также признает многоквартирный дом аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

В соответствии с п. 46 того же Положения комиссия рассматривает поступившее заявление или заключение органа, уполномоченного на проведение государственного контроля и надзора, в течение 30 дней с даты регистрации и принимает решение (в виде заключения), указанное в п. 47 настоящего Положения, либо решение о проведении дополнительного обследования оцениваемого помещения.

В силу положений п. 47 Положения (в редакции от ДД.ММ.ГГГГ) по результатам работы комиссия принимает одно из следующих решений: о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания; о необходимости и возможности проведения капитального ремонта, реконструкции или перепланировки (при необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными в настоящем Положении требованиями и после их завершения - о продолжении процедуры оценки; о несоответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, с указанием оснований, по которым помещение признается непригодным для проживания; о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу; о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции.

В судебном заседании установлено, что согласно акту обследования помещения от ДД.ММ.ГГГГ, составленному межведомственной комиссией (л.д. 18-19), в жилом доме по ул. Героев Малой Земли - 67 выявлены многочисленные повреждения, влекущие несоответствие дома требованиям, которым должны отвечать жилые помещения. Тем же актом управляющей компании ООО «Благоустройство» поручено инструментальное обследование строительных конструкций жилого дома.

В последующем, в связи со сменой управляющей компании, письмами администрации от ДД.ММ.ГГГГ /Д-700 (л.д. 16) и от ДД.ММ.ГГГГ /к-1056 (л.д. 17) данная обязанность поручена ООО «Центр коммунального обслуживания-1».

ДД.ММ.ГГГГ государственной жилищной инспекцией <адрес> проведена внеплановая проверка многоквартирного жилого дома по ул. Героев Малой Земли - 67, по результатам которой составлен акт (л.д. 21-29) о выявленных разрушениях и ДД.ММ.ГГГГ вынесено заключение (л.д. 33-34), согласно которому наличие в осмотренном доме выявленных разрушений и повреждений ставит под сомнения его надежность и безопасность для проживания граждан, администрации предложено рассмотреть заключение и принять решение в порядке, установленном Положением.

Между тем, ответчик требование жилищной инспекции не исполнил, инструментальное обследование жилого дома не провел, перелагая данную обязанность на управляющую компанию, которая, в силу Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства РФ N 47 от ДД.ММ.ГГГГ, не является специализированной компанией, уполномоченной на проведение инструментального обследования жилого дома.

При указанных обстоятельствах суд считает необходимым признать незаконным бездействие ответчика при рассмотрении заключения государственной жилищной инспекции администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ о решении вопроса пригодности для проживания граждан жилого <адрес> по ул. Героев Малой Земли <адрес>, принимая во внимание Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденное Постановлением Правительства РФ N 47 от ДД.ММ.ГГГГ и установленные в судебном заседании обстоятельства нарушения прав жителей <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ о решении вопроса пригодности для проживания граждан жилого <адрес> по ул. героев Малой Земли <адрес>.

Доводы представителя ответчика о том, что все возможные действия были предприняты не соответствует установленным в судебном заседании обстоятельствам дела, поскольку начиная с ДД.ММ.ГГГГ, то есть с первого обращения граждан к ответчику и на момент рассмотрения дела прошло более одного года, но инструментальное обследование дома не проведено.

При этом, представитель ответчика в нарушении положений ст. 56 ГПК РФ не представил доказательств проведения каких - либо действий после получения заключения от ДД.ММ.ГГГГ кроме направления письма в ООО «Центр коммунального обслуживания-1».

Однако, в соответствии с нормами жилищного законодательства данное требование незаконно, поскольку п. 44 Положения предусмотрена возможность проведения обследования в случае, если межведомственная комиссия признает такое обследование необходимым и согласно п. 46 Положения, комиссия вправе назначить дополнительные обследования и испытания, результаты которых приобщаются к документам, ранее представленным на рассмотрение комиссии.

При этом, проведение обследования специализированной организацией необходимо только в случае, если имеются основания для признания дома аварийным и подлежащим сносу, в иных случаях выводы комиссии должны быть сделаны на полученных в ходе оценки данных.

Таким образом, решение вопроса о признании жилых помещений непригодными для проживания и многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции действующее законодательство относит к исключительной компетенции межведомственной комиссии, создаваемой в зависимости от принадлежности жилого дома к соответствующему жилищному фонду, федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта РФ или органом местного самоуправления.

При этом, доводы ответчика о возложении обязанности на управляющую компанию по проведению инструментального обследования, противоречат действующему законодательству, приведенному выше.

Между тем, суд принимает во внимание то обстоятельство, что иск прокурором заявлен в интересах неопределенного круга лиц, поскольку в случае непринятия мер по своевременному выявлению и пресечению возможного разрушения и обрушения жилого дома, возможно наступление неблагоприятных последствий не только собственников жилых помещений, но для неопределенного круга лиц, которые по стечению обстоятельств могут находиться внутри дома или около него.

При указанных обстоятельствах переложение администрацией <адрес> ответственности по решению вопроса о проведении инструментального обследования жилого дома для признания его аварийным, с целью обеспечения безопасности жителей района, только на граждан - собственников жилых помещений данного дома является недопустимым.

Доводы представителя ответчика о том, что обязанность по финансированию работ по проведению инструментального обследования жилого дома лежит только на гражданах - собственников жилых помещений данного жилого дома, являются несостоятельными, поскольку часть квартир в доме муниципальная, а часть в собственности, в связи с чем, собственник муниципального жилого фонда, обязан принимать участие в несении дополнительных расходах, вызванных рассмотрением вопроса о признании жилого дома аварийным. При этом, п. 1 Постановления администрации Волгограда от ДД.ММ.ГГГГ полномочия по оценке состояния жилых помещений муниципального жилого фонда делегированы администрациям районов Волгограда.

Срок проведения инструментального обследования - три месяца со дня вступления решения в законную силу, суд считает разумным исходя из обстоятельств дела и что решение вопроса о проведении инструментального обследования жилого дома для признания его аварийным, принято с целью обеспечения безопасности жителей <адрес> по ул. Героев Малой Земли <адрес>.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к администрации <адрес> о признании бездействия незаконным и обязании в течение трех месяцев со дня вступления решения в законную силу организовать проведение инструментального обследования строительных конструкций жилого дома удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации <адрес> по рассмотрению заключения государственной жилищной инспекции администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ о решении вопроса пригодности для проживания граждан жилого <адрес> по ул. героев Малой Земли <адрес>.

Обязать администрацию <адрес> в течение трех месяцев со дня вступления решения в законную силу организовать проведение инструментального обследования строительных конструкций жилого <адрес> по ул. Героев Малой Земли <адрес>.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Волгоградский областной суд через Красноармейский районный суд <адрес> в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий                                                 А.П. Ковалев

Мотивированное решение судом изготовлено « 23 » мая 2011г.

Председательствующий                                                 А.П. Ковалев

Резолютивная часть

Дело

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Красноармейский районный суд <адрес>

в составе:

председательствующего судьи                                                  Ковалева А.П.,

при секретаре                                                                                Тупиковой Н.Н.,

с участием: представителя истца - помощника прокурора <адрес> Гладковой А.А., представителя ответчика администрации <адрес> по доверенности Иванова А.С., представитель третьего лица ООО «Центр коммунального обслуживания-1» по доверенности Мальковой Д.Ф.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к администрации <адрес> о признании бездействия незаконным и обязании в течение трех месяцев со дня вступления решения в законную силу организовать проведение инструментального обследования строительных конструкций жилого дома удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации <адрес> по рассмотрению заключения государственной жилищной инспекции администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ о решении вопроса пригодности для проживания граждан жилого <адрес> по ул. героев Малой Земли <адрес>.

Обязать администрацию <адрес> в течение трех месяцев со дня вступления решения в законную силу организовать проведение инструментального обследования строительных конструкций жилого <адрес> по ул. Героев Малой Земли <адрес>.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Волгоградский областной суд через Красноармейский районный суд <адрес> в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий                                                 А.П. Ковалев

Резолютивная часть решения суда принята в совещательной комнате.

Председательствующий                                                 А.П. Ковалев