решение о компенсации морального вреда



       

Дело № 2-1643/2010

       РЕШЕНИЕ

             Именем Российской Федерации

Красноармейский районный суд г. Волгограда

в составе:

председательствующего судьи                                            Андреевой О.Ю.,

при секретаре Якуниной О.В.,

с участием прокурора - помощника прокурора Красноармейского района г. Волгограда Актугановой Д.А., истца Галкиной Н.Н.,

16 мая 2011 года в г. Волгограде, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Галкиной Надежды Николаевны к Обществу с ограниченной ответственностью «ЖЭК» о возмещении материального ущерба и компенсации морального вреда,

УСТАНОВИЛ:

Истец Галкина Н.Н. обратилась в суд с иском к ответчику ООО «ЖЭК», в котором просит взыскать с последнего компенсацию морального вреда в размере <данные изъяты> руб., а также расходы на погребение её дочери в размере <данные изъяты> руб.

В обоснование иска указано, что её дочь ФИО12. проживала в квартире <адрес>

ДД.ММ.ГГГГ её дочь погибла от отравления угарным газом.. Помимо неё погибли и другие жильцы дома, а именно: ФИО13., ФИО14 ФИО15. и ФИО16.

По факту их смерти прокуратурой Красноармейского района г. Волгограда ДД.ММ.ГГГГ было возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 109 УК РФ.

Согласно заключения судебно-медицинской экспертизы смерть её дочери наступила в результате отравления окисью углерода (угарным газом) после вдыхания продуктов горения бытового газа.

В процессе расследования уголовного дела была установлена халатность работников ЖЭУ по обслуживанию газового оборудования в квартире.

В связи с этим считает, что смерть её дочери явилась результатом халатного отношения работников ООО «ЖЭК» к своим обязанностям.

В судебном заседании истец Галкина Н.Н. исковые требования и доводы, изложенные в их обоснование поддержала, настаивала на их удовлетворении.

Представитель ответчика ООО «ЖЭК», будучи надлежащим образом извещенным о дне, времени и месте рассмотрения дела, о чем свидетельствуют уведомления о вручении судебных повесток, в судебное заседание не явился, однако, просил рассмотреть дело в его отсутствие. Исковые требования не признал, указал, что причиной приведшей к смерти жителей дома <адрес>, в том числе и ФИО12., послужило неправильная установка вытяжного шкафа над газовой плитой в квартире выполненная погибшим хозяином ФИО13. самостоятельно, без отсутствия необходимых разрешений. При указанных обстоятельствах вины ООО ЖЭК в причинении смерти ФИО12 не имеется, а потому исковые требования направлены именно к ООО «ЖЭК» необоснованно.

Выслушав истца Галкину Н.Н., ознакомившись с возражением ответчика ООО «ЖЭК», исследовав письменные доказательства по делу, выслушав мнение прокурора Актугановой Д.А., полагавшей исковые требования подлежащими частичному удовлетворению, суд приходит к следующему.

       В соответствии со ст.1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.

      Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине. Законом может быть предусмотрено возмещение вреда и при отсутствии вины причинителя вреда.

Согласно статьи 1094 ГК РФ, лица, ответственные за вред, вызванный смертью потерпевшего, обязаны возместить необходимые расходы на погребение лицу, понесшему эти расходы.

В судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГ в результате отравления окисью углерода (угарным газом) скончались ФИО12., которая являлась дочерью истца Галкиной Н.Н. (л.д. 14-15).

Причина смерти ФИО12. подтверждается заключением судебно-медицинской экспертизы от ДД.ММ.ГГГГ, проведённой по уголовному делу , возбужденного по факту смерти ФИО13., ФИО14., ФИО15., ФИО16., ФИО12

Судом также установлено, что согласно заключения технической экспертизы, проведённой в рамках уголовного дела, угарный газ, из-за которого погибла ФИО12., образовался в квартире <адрес> при работе газовой колонки и отсутствии нормальной тяги в дымоходе, вследствие чего горение природного газа происходило при недостатке кислорода, в результате образовался угарный газ - окись углерода.

Недостаток кислорода связан с герметичностью и плохой вентиляцией помещения за счет наличия пластиковых окон, которые находились в закрытом состоянии. А образование угарного газа в квартире связано с неисправностью дымоотводящего канала и нарушением правил установки газового оборудования, заключающемся в подсоединении к дымоотводящему каналу газовой колонки дополнительного оборудования - вытяжки.

Судом установлено, что Квартира , в которой проживала ФИО12., расположена в соседнем подъезде и отделена от квартиры плитами перекрытия, установленными с зазорами в торцевой части, через которые угарный газ попал сначала в квартиру , а затем в квартиру , в результате чего и погибла дочь истца.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что причиной образования угарного газа в квартирах указанного дома является неисправность дымохода и неправильная установка газового оборудования.

Данное обстоятельство не оспаривается ответчиком и подтверждается заключением судебно-медицинской экспертизы, заключением технической экспертизы, проведенных в рамках уголовного дела, исследованного в судебном заседании.

При решении вопроса об ответственности ООО «ЖЭК» за причиненный истцу вред, суд исходит из того, что указанный ответчик осуществлял управление и эксплуатацию жилого дома <адрес>, что подтверждается протоколом общего собрания собственников помещений многоквартирного жилого дома <адрес> и Договором управления.

В силу закона, Управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущество в многоквартирном доме, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в этом доме (статья 161 ЖК РФ).

По смыслу данной статьи управление многоквартирным домом осуществляет управляющая организация, если собственниками помещения не избран другой способ управления.

Согласно Правилам и нормам технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Государственным комитетом Российской Федерации по строительству и жилищно - коммунальному комплексу 27.09.2003 года, техническое обслуживание здания включает комплекс работ по поддержанию в исправном состоянии элементов и внутри домовых систем, заданных параметров и режимов работы его конструкций, оборудования и технических устройств. (п.2.4.2). Организация по обслуживанию жилищного фонда должна содержать в технически исправном состоянии вентиляционные каналы и дымоходы, следить за соблюдением правил пользования газом проживающими, проводить работы по устранению нарушений тяги вентканалов, выявленных в ходе профилактического осмотра (п.5.5.6 Правил).

В соответствии с Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными Постановлением Правительства РФ 13.08 2008 г. в состав общего имущества включается внутридомовые инженерные системы холодного и горячего водоснабжения и газоснабжения (п.п..5, Правил).

Согласно правилам поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, утвержденных постановлением Правительства РФ от 21.07.2008 года № 549 договора о техническом состоянии обслуживания внутридомового газового оборудования и аварийно-диспетчерском обеспечении заключаются со специализированной организацией.

Согласно «правилам и нормам технической эксплуатации жилищного фонда» организации по обслуживанию ответственные за технически исправное состояние вентиляционных каналов и дымоходов по договорам со специализированными организациями должны обеспечивать периодические проверки, в том числе дымоходов кирпичных один раз в три месяца, вентканалов, в которых установлены газовые приборы не реже двух раз в год (зима, лето).

Судом установлено, что ООО «ЖЭК» является управляющей компаний дома <адрес>, а, следовательно, обязано обеспечивать своевременную проверку состояния дымовых и вентиляционных каналов с привлечением специализированных организаций качества выполнения указанных работ с регистрацией результатов в журнале, а также несет ответственность за технически исправное состояние вентиляционных каналов и дымоходов.

При этом, судом установлено, что договор на оказание таких услуг в 2009 году ООО «ЖЭК» заключен с ООО «ФИО29», которое не является специализированной организацией. Проверка вентиляционных каналов и дымоходов, согласно указанного договора, не входит в компетенцию указанного общества. Согласно утвержденного графика технического обслуживания ВДГО на <адрес>, проверка ВДГО в доме на указанной улице, должна была проводиться в августе 2009 года, либо раньше, но случае возникновения инициативы заказчика.

В соответствии с методическим пособием по содержанию и ремонту жилищного фонда МДК 2-04.2004, утвержденного Госстроем РФ периодические осмотры кирпичных дымоходов должны производится раз в три месяца.

В судебном заседании установлено, что согласно графика обхода дымоходов и вентканалов по Красноармейскому филиалу ООО «ЖЭК» на 2009 год обход дома <адрес> планировался в марте, июне, сентябре и декабря 2009 года.

Однако, обход дома <адрес> в марте 2009 года сотрудниками ООО «ЖЭК» не проводился, что не позволило своевременно выявит неисправность дымохода и вентканалов, а также нарушение правил пользования газом жителями дома <адрес>.

Указанные обстоятельства подтверждаются исследованными в судебном заседании материалами уголовного дела , возбужденного ДД.ММ.ГГГГ следственным отделом по Красноармейскому району г. Волгограда следственного управления Следственного комитета при прокуратуре РФ по Волгоградской области по факту обнаружения трупов ФИО13., ФИО14., ФИО15 ФИО16., ФИО16. и ФИО12. по признакам преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 109 УК РФ, а также: письмом генерального директора ООО ЖЭК», актами осмотра жилых помещений, техническим графиком обхода квартир и проверки вентканалов и дымоходов на 2009 год., актами обхода, актом проверки государственной жилищной инспекцией Волгоградской области, проведённой в отношении ООО «ЖЭК», протоколом об административном правонарушении в отношении ООО «ЖЭК», заключением эксперта от ДД.ММ.ГГГГ о непригодности к эксплуатации дымового и вентканалов, заключением технической экспертизы от ДД.ММ.ГГГГ

Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу, что бездействие работников ООО «ЖЭК», выраженное в не проведении периодических проверок дымоходов и вентканалов, в которых установлены газовые приборы, повлияло на летальный исход дочери истца, именно по вине работников ООО «ЖЭК», а потому в их действиях имеется вина в смерти ФИО12

При этом доводы представителя ответчика ООО «ЖЭК» об отсутствии их вины в причинении смерти ФИО12. ввиду того, что причиной образования угарного газа в жилых помещениях явилась неправильная установка газового оборудования погибшим хозяином квартиры являются несостоятельными, поскольку, согласно выводам технической экспертизы, причиной образовании угарного газа в жилом помещении явилась совокупность обстоятельств - как неправильная установка газового оборудования, так и неисправность дымохода.

Учитывая, что ООО «ЖЭК», как управляющая организация обязана принимать меры к надлежащему содержанию дымохода и вентканалов жилых помещений многоквартирного дома, а также своевременно выявлять нарушение жителями дома правил использования газа и газового оборудования, однако, указанные обязанности исполняло ненадлежащим образом, что привело к образованию угарного газа в жилых помещениях, повлекшего смерть ФИО12 суд приходит к выводу о наличии причинной связи между бездействиями ответчика и наступлением летального исхода жителя данного дома - ФИО12

При рассмотрении данного гражданского дела суд исходит из того, что на ООО «ЖЭК», как на управляющую организацию возложена обязанность по оказанию услуг жителям многоквартирного дома по техническому содержанию и обслуживанию данного дома надлежащего качества.

В силу статьи 7 Закона РФ «О защите прав потребителей», потребитель имеет право на то, что услуга была безопасна для жизни, здоровья потребителя.

В силу статьи 14 Закона РФ «О защите прав потребителей» вред, причинённый жизни, здоровью или имуществу потребителя вследствие недостатков работы, услуги, подлежит возмещению в полном объёме.

Право требовать возмещение вреда, причинённого вследствие недостатка работы, услуги признаётся за любым потерпевшим, независимо от того, состоял ли он в договорных отношениях с исполнителем.

На основании изложенного, суд считает обоснованным предъявления исковых требований Галкиной Н.Н., вызванных смертью дочерью ввиду некачественно оказанной услуги по техническому содержанию и обслуживанию многоквартирного жилого дома именно к ООО «ЖЭК».

В судебном заседании установлено, что истец понесла расходы по погребению дочери всего в размере <данные изъяты> руб., что подтверждается копиями счетов-заказов на ритуальные услуги и копиями товарных чеков (л.д. 16-20).

Таким образом, учитывая вышеизложенное, суд считает необходимым взыскать с ответчика ООО «ЖЭК» в пользу Галкиной Н.Н. расходы на погребение ФИО12. в размере <данные изъяты> руб., поскольку указанная сумма ответчиком не оспорена.

           В соответствии со ст.151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические и нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

Статья 1100 ГК РФ предусматривает, что компенсация морального вреда осуществляется независимо от вины причинителя вреда в случае, когда вред причинен жизни или здоровью гражданина источником повышенной опасности.

В силу ст.1101 названного Кодекса размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.

При таких обстоятельствах суд считает, что факт причинения истцу морального вреда является очевидным и не требует дополнительных доказательств, поскольку в результате утраты дочери она испытывает нравственные страдания.

При определении размера денежной компенсации суд учитывает степень физических и нравственных страданий истца, в частности тот факт, что в результате утраты родного человека истец лишился внимания со стороны дочери, а также степень вины ответчика.

С учетом изложенного суд считает, что иск Галкиной Н.Н. о взыскании компенсации морального вреда подлежит частичному удовлетворению в размере <данные изъяты> руб., в удовлетворении остальной части исковых требований о взыскании компенсации морального вреда суд считает необходимым отказать.

Руководствуясь ст.ст. 194-199, 233-235 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Галкиной Надежды Николаевны к Обществу с ограниченной ответственностью «ЖЭК» о возмещении материального ущерба и компенсации морального вреда - удовлетворить частично.

Взыскать с Обществу с ограниченной ответственностью «ЖЭК» в пользу Галкиной Надежды Николаевны в счет компенсации морального вреда, причиненного смертью дочери ФИО12 в размере <данные изъяты> рублей, расходы на погребение в сумме <данные изъяты> руб., а всего <данные изъяты> руб..

        Во взыскании с Общества с ограниченной ответственностью «ЖЭК» остальной суммы компенсации морального вреда в размере <данные изъяты> руб. Галкиной Надежде Николаевне отказать.

Решением может быть обжаловано в Волгоградский областной суд через Красноармейский районный суд г. Волгограда в течение 10 дней со дня изготовления решения в окончательной форме.

Председательствующий:                                                          О.Ю. Андреева

Мотивированное решение принято в окончательной форме 23 мая 2011 года.

Председательствующий:                                                                 О.Ю. Андреева