Решение о признании бездействия незаконным, понудении к исполнению федреального законодательства



Дело №2-1975/2011

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Красноармейский районный суд г. Волгограда

в составе председательствующего судьи                                       Нагиной О.Ю.,

при секретаре                                           Селезневе О.В.,

с участием истца - помощника прокурора Красноармейского района г. Волгограда Аханова Д.Н., представителя ответчика администрации Красноармейского района г. Волгограда по доверенности Очаковского И.М., представителя 3-его лица ООО «Центр Коммунального обслуживания» по доверенности Мальковой Д.Ф.,

14 июня 2011 года в городе Волгограде, рассмотрев в открытом судебном заседании исковое заявление прокурора Красноармейского района г. Волгограда в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Красноармейского района г. Волгограда о признании бездействия незаконным, понуждении к организации инструментального обследования жилого дома,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Красноармейского района г. Волгограда в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к администрации Красноармейского района г. Волгограда, в котором просит признать незаконным бездействие ответчика при рассмотрении обращения МУ «ЖКХ Красноармейского района Волгограда» о решении вопроса пригодности для проживания граждан жилого <адрес>, обязать администрацию Красноармейского района г. Волгограда в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу организовать проведение инструментального обследования указанного выше многоквартирного жилого дома.

        В обоснование своих требований истец указал на то, что прокуратурой Красноармейского района г. Волгограда проведена проверка по обращению граждан по вопросу ненадлежащего рассмотрения межведомственной комиссией администрации Красноармейского района г. Волгограда вопроса о пригодности (непригодности) многоквартирного <адрес> для постоянного проживания граждан.

       Установлено, что ДД.ММ.ГГГГ в администрацию Красноармейского района г. Волгограда обратилось МУ «ЖКХ Красноармейского района Волгограда» с заявлением о проведении обследования администрация Красноармейского района г. технического состояния многоквартирного <адрес>.

        Согласно акту обследования указанного жилого дома, проведенного по заявке МУ «ЖКХ Красноармейского района Волгограда» межведомственной комиссией, данный дом не соответствует требованиям, которым должно отвечать жилое помещение; с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения МУ «ЖКХ Красноармейского района Волгограда» поручено провести инструментальное обследование строительных конструкций дома.

      Межведомственной комиссией администрации района при рассмотрении обращения МУ «ЖКХ Красноармейского района Волгограда»по жилому дому по <адрес> оценка жилого дома в порядке, установленном п. 44 Положением, межведомственной комиссией не проводилась, заключение не принималось.

       Как следует из составленного акта обследования, межведомственной комиссией было принято решение о несоответствии помещения требованиям, которым должны отвечать жилые помещения, и в целях обеспечения безопасности и создания нормальных условий для постоянного проживания управляющей компании МУ «ЖКХ Красноармейского района Волгограда» указано на необходимость провести инструментальное обследование.

       В дальнейшем в связи со сменой управляющей компании жилого <адрес> данное требование было адресовано ООО «ЦКО- 1».

       Однако, по мнению истца,нормы действующего жилищного законодательства обязывают межведомственную комиссию проводить обследование жилого помещения независимо от финансово-экономических возможностей, в связи изложенным возложение обязанностей по проведению инструментального обследования на ООО «»ЦКО-1» не соответствует действующему законодательству.

        Кроме того, в соответствии с приведенными нормами инструментальное обследование должна проводить специализированная компания, к которым ООО «ЦКО-1» не относится.

        Изложенное свидетельствует о необоснованном затягивании межведомственной комиссией администрации района рассмотрении вопросов о пригодности жилых домов для проживания граждан и неприятии своевременных мер по отселению граждан из аварийного жилья, что может стать причиной причинения вреда здоровью и гибели людей в случае обрушения здания, чем нарушаются гарантированные государством права граждан на проживание в комфортных и безопасных условиях, а также не соответствует целям реализации Федеральной Целевой Программы «Жилище» на 2011-2015 годы.

       Указанные обстоятельства послужили поводом для обращения в суд.

       В судебном заседании, прокурор Аханов Д.Н. исковые требования и доводы, изложенные в их обоснование, поддержал в полном объеме, настаивал на их удовлетворении.

       Представитель ответчика администрации Красноармейского района г. Волгограда по доверенности Очаковский И.М. исковые требования прокурора не признал, считает, что администрация Красноармейского района г. Волгограда является не надлежащим ответчиком. Утверждает, что межведомственной комиссией администрации района проведено обследование жилого дома, составлен акт, согласно которому необходимо провести инструментальное обследование строительных конструкций дома, которое поручено управляющей организации. Между тем, по вине управляющей организации, инструментальное обследование не проведено до настоящего времени.

Представитель 3-его лица ООО «ЦКО-1» по доверенности Малькова Д.Ф. исковые требования прокурора поддержала, не отрицая того факта, что с ДД.ММ.ГГГГ ООО «ЦКО-1» является управляющей организацией жилого <адрес>, считает, что обязанность по обследованию жилого дома возложена на администрацию Красноармейского района, которая, в рамках своих полномочий, создает межведомственную комиссию и производит обследование жилого дома. Общество, не является проектно-изыскательской организацией, не имеет право проводить обследование.

Третье лицо - представитель Государственной жилищной инспекции Волгоградской области, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие, исковые требования прокурора поддерживает, просит их удовлетворить.

         Суд, выслушав стороны, представителя третьего лица, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 1 Жилищного кодекса РФ жилищное законодательство основывается, в том числе на необходимости обеспечения органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности.

Согласно ст. 2 ЖК РФ органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе обеспечивают контроль за исполнением жилищного законодательства, использованием и сохранностью жилищного фонда, соответствием жилых помещений установленным санитарным техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства.

Согласно ч. 1 ст. 11 ЖК РФ, защита нарушенных жилищных прав осуществляется судом в соответствии с подведомственностью дел, установленной процессуальным законодательством.

В силу п. 8 ч. 1 ст. 14 ЖК РФ, признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания, относится к компетенции органов местного самоуправления в области жилищных отношений.

Статьей 15 ЖК РФ установлено, что порядок признания помещения жилым помещением и требования, которым должно отвечать жилое помещение, устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в соответствии настоящим Кодексом, другими федеральными законами. Жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (части 3 и4).

Требования к жилому помещению, порядок признания жилого помещения пригодным для проживания и основания, по которым жилое помещение признается непригодным для проживания, и в частности, многоквартирный дом признается аварийным и подлежащим сносу реконструкции, устанавливаются Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным постановлением Правительства РФ от 28.01.2006г. № 47.

В соответствии п.33 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу и реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 г. предусмотрено, что основанием для признания жилого помещения непригодным для проживания является наличие выявленных вредных факторов среды обитания человека, которые не позволяют обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан вследствие:

ухудшения в связи с физическим износом в процессе эксплуатации здания в целом или отдельными его частями эксплуатационных характеристик, приводящего к снижению до недопустимого уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований;

изменения окружающей среды и параметров микроклимата жилого помещения, не позволяющих обеспечить соблюдение необходимых санитарно-эпидемиологических требований и гигиенических нормативов в части содержания потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, качества атмосферного воздуха, уровня радиационного фона и физических факторов наличия источников шума, вибрации, электромагнитных полей.

Жилые помещения, расположенные в полносборных, кирпичных и каменных домах, а также в деревянных домах и домах из местных материалов, имеющих деформации фундаментов, стен, несущих конструкций и значительную степень биологического повреждения элементов деревянных конструкций, которые свидетельствуют об исчерпании несущей способности и опасности обрушения, являются непригодными для проживания вследствие признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

В судебном заседании установлено, что жилой <адрес> введен в эксплуатацию в 1952 году и представляет собой одноподъездный двухэтажный каркасно-щитовой, обложенный кирпичом жилой дом, состоящий из 8 квартир.

        Проверяя обоснованность требований истца, судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ в администрацию Красноармейского района г. Волгограда обратилось МУ «ЖКХ Красноармейского района Волгограда» с заявлением о проведении обследования администрация Красноармейского района г. технического состояния многоквартирного <адрес> (л.д.12).

        ДД.ММ.ГГГГ межведомственной комиссией, назначенной постановлением администрации Красноармейского района Волгограда от ДД.ММ.ГГГГ было проведено обследование указанного жилого дома, по результатам которого были выявлены: трещины и разрушение кирпичной кладки облицовки стен фасада, выпадение кирпичей, проседание фундамента; деформация дверных и оконных блоков; прогибы и зыбкость деревянных полов с изломом отдельных досок; следы протечек на потолках жилых помещений и лестничной клетки; повреждение покрытия кровли, биологическое повреждение деревянных конструкций стропильной системы, что подтверждается актом обследования помещения от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.15-16).

         Результатами обследования было установлено, что <адрес>, не соответствует требованиям, которым должно отвечать жилое помещение; с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения МУ «ЖКХ Красноармейского района Волгограда» поручено провести инструментальное обследование строительных конструкций дома для определения их надежности и безопасности для проживания.

        После получения результатов обследования представить его для рассмотрения на межведомственную комиссию для принятия решения о признании многоквартирного дома непригодным (пригодным) для проживания (л.д.15-16).

         В дальнейшем в связи со сменой управляющей компании жилого <адрес> данное требование было адресовано ООО «ЦКО- 1» (л.д.13).

Впоследствии, в результате проверки, проведенной прокуратурой Красноармейского района г. Волгограда было установлено, что инструментальное обследование <адрес> до настоящего времени не произведено, что подтверждается актом от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.47-49).

Пунктом 1 Постановления администрации г. Волгограда от 06.05.2006г. № 1043 «О делегировании полномочий по оценке состояния жилых помещений муниципального жилищного фонда и многоквартирных домов администрациям районов Волгограда» полномочия по оценке состояния жилых помещений муниципального жилищного фонда и многоквартирных домов делегированы администрациям районов Волгограда.

Согласно п.7 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного постановлением Правительства РФ от 28.01.2006г. № 47, признание помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях, на основании оценки соответствия указываемых помещения и дома установленным в Положении требованиям.

Согласно п. 44 Положения, процедура проведения оценки соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям включает:

прием и рассмотрение заявления и прилагаемых к нему обосновывающих документов;

определение перечня дополнительных документов, необходимых для принятия решения о признании жилого помещения соответствующим (не соответствующим) установленным в настоящем Положении требованиям;

определение состава привлекаемых экспертов проектно-изыскательских организаций исходя из причин, по которым жилое помещение может быть признано нежилым, либо для оценки возможности признания пригодным для проживания реконструированного ранее нежилого помещения;

работу комиссии по оценке пригодности (непригодности) жилых помещений для постоянного проживания;

составление комиссией заключения о признании жилого помещения соответствующим (не соответствующим) установленным в настоящем Положении требованиям и пригодным (непригодным) для проживания и признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции;

составление акта обследования помещения (в случае принятия комиссией решения о необходимости проведения обследования) и составление комиссией на основании выводов и рекомендаций, указанных в акте, заключения.

Вместе с тем, как установлено судом, межведомственной комиссией администрации района при рассмотрении обращения МУ «ЖКХ Красноармейского района Волгограда» от ДД.ММ.ГГГГ по жилому дому по <адрес> оценка жилого дома в порядке, установленном п. 44 Положением, не проводилась, заключение не принималось.

Пунктом 44 вышеназванного Положения предусмотрена возможность проведения обследования в случае, если межведомственная комиссия признает такое обследование необходимым, и согласно п. 46 Положения комиссия вправе назначить дополнительные обследования и испытания, результаты которых приобщаются к документам ранее представленным на рассмотрение комиссии. При этом, проведение обследования специализированной организацией необходимо только случае, если имеются основания для признания дома аварийным и подлежащим сносу,в иных случаях выводы комиссии должны быть сделаны на полученных в ходе оценки данных.

Более того, межведомственной комиссии пунктами 7, 44 Положения предоставлено право привлекать к работе комиссии квалифицированных экспертов проектно-изыскательских организаций с правом решающего голоса ил истребовать заключение проектно-изыскательской организации результатам обследования элементов ограждающих и несущих конструкций жилого помещения.

Таким образом, акт обследования помещения составляется межведомственной комиссией, в том числе с привлечением специалистов для признания дома аварийным - специализированной организацией на основании заявления межведомственной комиссии.

         Решение вопроса о признании жилого помещений непригодными для проживания и многоквартирных домов подлежащими сносу или реконструкции действующее законодательство относит к исключительной компетенции межведомственной комиссии органов местного самоуправления.

         Ответственность за принятое решение или за его последствия также несет межведомственная комиссия, переложение обязанности межведомственной комиссии на иных лиц является незаконным.

         Нормы действующего жилищного законодательства обязывают межведомственную комиссию проводить обследование жилого помещения независимо от финансово-экономических возможностей, в связи изложенным возложение обязанностей по проведению инструментального обследования на ООО «ЦКО-1» не соответствует действующему законодательству.

Кроме того, в соответствии с приведенными нормами инструментальное обследование должна проводить специализированная компания, к которым ООО «ЦКО-1» не относится.

В силу п. 46 Положения комиссия рассматриваетпоступившее заявление или заключение органа, уполномоченного на проведение государственного контроля и надзора, в течение 30 дней с даты регистрации, и принимает одно из предусмотренных п. 47 Положения решений (в виде заключения),либо решение о проведении дополнительного обследованияоцениваемого помещения.

Решение о проведении дополнительного обследования по смыслу п.п. 44 и 46 Положения является продолжением процедуры оценки жилого помещения и по итогам требует принятия решения в виде заключения, предусмотренного п. 47 Положения и приложением к Положению.

Судом установлено, что в нарушение п.46 Положения инструментальное обследование строительных конструкций многоквартирного жилого <адрес> до настоящего время не проведено, администрацией <адрес> не вынесено итоговое решение в виде заключения о пригодности (непригодности) вышеуказанного многоквартирного жилого дома для постоянного проживания граждан в соответствии с п.47 Положения.

Учитывая вышеизложенное, суд считает исковые требования прокурора Красноармейского района г. Волгограда направленные к Администрации Красноармейского района г. Волгограда обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

    Исковые требованияпрокурора Красноармейского района г. Волгограда в интересах неопределенного круга лиц к администрации Красноармейского района г. Волгограда о признании бездействия незаконным, понуждении к организации инструментального обследования жилого дома удовлетворить.

          Признать незаконным бездействие Администрации Красноармейского района г. Волгограда по рассмотрению обращения Муниципального учреждения «Жилищно-коммунальное хозяйство Красноармейского района Волгограда» от ДД.ММ.ГГГГ о решении вопроса пригодности для проживания граждан жилого <адрес>.

Обязать Администрацию Красноармейского района г. Волгограда в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу организовать проведение инструментального обследования многоквартирного жилого <адрес>.

         Решение суда может быть обжаловано в Волгоградский областной суд через Красноармейский районный суд г. Волгограда в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий                                                  О.Ю. Нагина

Мотивированное решение изготовлено 20 июня 2011 года.

Председательствующий                                                   О.Ю. Нагина