об оспаривании решения об отказе в назначении трудовой пенсии и о назначении досрочной трудовой пенсии



                 Дело № 2-2275/11Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Красноармейский районный суд города Волгограда

в составе:

председательствующего судьи                                                         Потапова В.В.,

при секретаре                                                                                 Городиловой Т.О.,

с участием истца Кузьмичевой Т.А., представителей ответчика - УПФР в Красноармейском районе г. Волгограда по доверенности Герасимова В.И. и Железкиной Т.Н.

11 июля 2011 года рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Волгограде гражданское дело по иску Кузьмичевой Татьяны Алексеевны к Управлению пенсионного фонда РФ в Красноармейском районе г. Волгограда об оспаривании решения об отказе в назначении трудовой пенсии и о назначении досрочной трудовой пенсии,

У С Т А Н О В И Л:

Кузьмичева Т.А. обратилась в суд с иском к УПФР в Красноармейском районе г. Волгограда, в котором оспаривает обоснованность отказа в назначении ей пенсии по выслуге лет.

В обоснование иска указала, что ДД.ММ.ГГГГ она обратилась в УПФ РФ в Красноармейском районе г. Волгограда с заявлением о назначении ей досрочной трудовой пенсии за педагогическую работу в связи с достижением необходимого стажа. Однако, в назначении трудовой пенсии ей было отказано по причине отсутствия 25 лет специального стажа, требуемого для определения права на пенсию. При этом, ответчик необоснованно исключил из специального педагогического стажа период её работы в средней школе с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности секретаря комсомольской организации, поскольку ее работа в указанной должности аналогична работе педагога, а также периоды нахождения в учебных отпусках с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, периоды нахождения на курсах с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, поскольку в эти периоды она работала педагогом и за ней заработная плата и место работы.

       По этим основаниям просит суд признать действия пенсионного фонда незаконными и необоснованными; обязать ответчика включить в её специальный стаж указанные периоды работы и назначить её выплату пенсии с ДД.ММ.ГГГГ

В судебном заседании истец Кузьмичева Т.А. заявленные требования и доводы, изложенные в их обоснование, поддержала в полном объёме, настаивала на удовлетворении иска.

      Представители Управления пенсионного фонда РФ в Красноармейском районе г. Волгограда по доверенности Герасимов В.И. и Железкина Т.Н. в судебном заседании исковые требования не признали, утверждая, что истцу обоснованно отказано в назначении досрочной трудовой пенсии в связи с отсутствием 25 лет специального педагогического стажа. Период работы истца в средней школе с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности секретаря комсомольской организации не подлежит включению в специальный стаж, поскольку эта работа протекала в период действия Закона СССР от ДД.ММ.ГГГГ «О государственных пенсиях», который действовал до ДД.ММ.ГГГГ Порядок подсчета стажа, установленный Положением о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утв. Постановлением Совета Министров СССР от ДД.ММ.ГГГГ , применяется только в том случае, если гражданин выработал специальный стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет до дня отмены соответствующего закона, то есть до ДД.ММ.ГГГГ В тех случаях, когда на день отмены закона гражданин не выработал необходимой продолжительности специальный стаж 25 лет, дававший право на пенсию за выслугу лет, исчисление стажа на соответствующих видах работ производится в соответствии с законодательством, действующим на день установления досрочной трудовой пенсии, то есть в данном случае в соответствии с ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» от ДД.ММ.ГГГГ Периоды нахождения истца в учебных отпусках и на курсах, не подлежат включению в специальный стаж на основании п. 5 Правил исчисления периодов работы, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 г. № 516. Право на назначение пенсии в соответствии с п.п. 19 п.1 ст. 27 Федерального Закона « О трудовых пенсиях в РФ» от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ при наличии специального стажа <данные изъяты>, у истца не определяется.

Выслушав стороны, исследовав представленные в судебное заседание доказательства и материалы дела, суд считает иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

      В силу ст. 7 Федерального Закона РФ «О трудовых пенсиях в РФ» № 173 от 17.12.2001 г. право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.     

       В соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 данного Федерального закона, трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, независимо от их возраста.                                    

      В случае, если работа протекала в период действия Закона СССР от 14.07.1956 г. « О государственных пенсиях», который действовал до 01.01.1992 г., руководствуясь разъяснениями Минтруда России от 17.10.2003 г. № 4, вопрос о праве на досрочное назначение трудовой пенсии по старости может быть рассмотрен в соответствии с Положением о порядке исчисления стажа для назначении пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 17.12. 1959 г. № 1397.

     Подпунктом «а» пункта 1 названного Положения, предусматривалась возможность включения в стаж работы по специальности учителям и другим работникам просвещения периода работы на выборных и других ответственных должностях в партийных и комсомольских органах.

      Согласно п. 3.1 Инструктивного письма № 1-63-И от 30 июня 1986 г. Министерства социального обеспечения РСФСР « О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения» при применении п.п. а п.1 Положения следует иметь ввиду, что к выборной и другой ответственной работе в партийных или комсомольских органах относится работа в качестве освобожденного секретаря первичной партийной или комсомольской организации, штатного лектора, штатного пропагандиста, заведующего парткабинетом, заведующего отделом, инструктора райкома КПСС и райкома ВЛКСМ и др.

Судом установлено, что педагогическая трудовая деятельность истца Кузьмичевой Т.А. началась с ДД.ММ.ГГГГ в качестве старшей пионервожатой средней школы <адрес>. При этом, с ДД.ММ.ГГГГ истец была освобождена от работы в порядке перевода на должность секретаря комсомольской организации школы Красноармейского райкома ВЛКСМ. Таким образом, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истец была избрана и работала в должности секретаря комсомольской организации школы и эта работа была выборной.

Указанные обстоятельства сторонами не оспариваются и подтверждаются записью в трудовой книжке истца (л.д. 15-26).

Отказывая истцу во включении названного периода в специальный педагогический стаж, ответчик исходил из того, что на день отмены Закона СССР от 14.07.1956 г. « О государственных пенсиях в РФ» 01.01.1992 г. и с учетом Положения № 1397 от 17.12.1959 г., истец не выработала необходимый специальный педагогический стаж 25 лет, дававший право на пенсию за выслугу лет, о чем свидетельствует копия решения от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии (л.д. 27).

Вместе с тем, оценивая действия ответчика с точки зрения соответствия их смыслу и содержанию пенсионного законодательства, суд приходит к выводу о том, что они не основаны на законе.

        Так, согласно требованиям п. 4 Положения № 1397 от 17.12.1959 г., действовавшего в период работы истца, этот период работы засчитывается в стаж работы по специальности в том случае, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с этим Положением, проходило в учреждениях, организациях, должностях, работа в которых давала работникам просвещения право на пенсию за выслугу лет.

Как установлено судом, на ДД.ММ.ГГГГ продолжительность специального стажа истца составляла <данные изъяты> что сторонами не оспаривалось и подтверждается копией трудовой книжки.

Таким образом, указанное выше условие включения в стаж работы истца спорного периода продолжительностью <данные изъяты> в стаж по специальности соблюдено.

Кроме того, согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от ДД.ММ.ГГГГ N 2-П, а также в ряде его определений, согласно которой статьи 6 (ч. 2), 15 (ч. 4), 17 (ч. 1), 18, 19 и 55 (ч. 1) Конституции Российской Федерации по своему смыслу предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.

Законодатель же не принял мер для создания правовой определенности, в результате чего педагогические работники не могли предвидеть в дальнейшем исключение из педагогического стажа выборной и другой ответственной работы в партийных и комсомольских органах.

С учетом этого обстоятельства и, исходя из вышеприведенной правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, оспариваемый период работы истца в должности секретаря комсомольской организации школы Красноармейского райкома ВЛКСМ подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности.

В этой связи, исковые требования Кузьмичевой Т.А. о возложении на ответчика обязанности включить в специальный трудовой стаж спорный период её работы, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью, суд находит обоснованными и подлежащими удовлетворению.

По мнению суда, решение этого вопроса иным образом может породить такое неравенство в сфере пенсионного обеспечения, которое приведет к несоразмерному ограничению конституционного права истца на социальное обеспечение и тем самым нарушит предписания статей 19 (части 1 и 2), 39 (части 1 и 2) и 55 (части 2 и 3) Конституции Российской Федерации.

При этом суд находит несостоятельной ссылку ответчика на разъяснение Минтруда РФ от 17.10.2003 г. № 4 «О некоторых вопросах установления трудовых пенсий в соответствии со статьями 27, 28, 30 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», поскольку порядок подсчета трудового стажа, изложенный в данном разъяснении, противоречит положениям статьи 18 Конституции РФ, в соответствии с которой права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими, они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием и приведенной выше правовой позиции Конституционного Суда РФ.

        В соответствии с пунктом 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (утв. Постановлением Правительства РФ 11 июля 2002 г. № 516) периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, которая выполнялась постоянно в течение полного рабочего дня, засчитываются в стаж в календарном порядке, если иное не предусмотрено настоящими Правилами и иными нормативными правовыми актами.

       При этом, в стаж включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных оплачиваемых отпусков, включая дополнительные.

        Согласно ст.187 ТК РФ при направлении работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняются место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы. Работникам, направляемым для повышения квалификации с отрывом от работы в другую местность, производится оплата командировочных расходов в порядке и размерах, которые предусмотрены для лиц, направленных в служебные командировки.

Исходя из смысла данных норм закона, во время периодов нахождения истца в учебных отпусках и на курсах повышения квалификации за ней должно сохраняться место работы и средняя заработная плата.

      Судом установлено, что в период работы в МОУ «Средней общеобразовательной школе » <адрес> в качестве учителя начальных классов истецс <данные изъяты> по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ находилась в учебном отпуске, а в период работы в МОУ «Лицей » <адрес> в качестве учителя начальных классов и заместителя директора по учебно-воспитательной работе с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, истец находилась на курсах.

     При этом, за ней сохранялось место работы и средняя заработная плата, что сторонами не оспаривалось, следовательно, данные периоды также подлежат включению в специальный педагогический стаж истца.

      При таких обстоятельствах суд считает, что истец имеет необходимый 25 летний стаж для получения досрочной пенсии по выслуге лет, а потому решение Управления Пенсионного фонда РФ в <адрес> об отказе в назначении пенсии является незаконным.

В силу ст. 19 Закона РФ 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» днем обращения за пенсией считается день подачи заявления со всеми необходимыми документами.

Как установлено в судебном заседании Кузьмичева Т.А. обратилась к ответчику с заявлением о назначении пенсии по выслуге лет и представила все необходимые документы ДД.ММ.ГГГГ, что не оспаривалось сторонами и подтверждается копией её заявления.

В связи с чем, требования истца о возложении на ответчика обязанности назначить досрочную трудовую пенсию по старости в связи с педагогической деятельностью с момента обращения с заявлением о ее назначении ДД.ММ.ГГГГ, суд находит обоснованными и подлежащими удовлетворению.

    В силу ст.98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.

    В соответствии с п.3 ч.1 ст.333.19 НК РФ государственная пошлина уплачивается при подаче исковых заявлений неимущественного характера для физических лиц - <данные изъяты> рублей.

В этой связи суд считает необходимым взыскать с УПФ РФ в Красноармейском районе г. Волгограда в пользу Кузьмичевой Т.А. расходы по оплате государственной пошлины в размере <данные изъяты> рублей.

          Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Кузьмичевой Татьяны Алексеевны к Управлению пенсионного фонда РФ в Красноармейском районе г. Волгограда об оспаривании решения об отказе в назначении трудовой пенсии и о назначении досрочной трудовой пенсии - удовлетворить.

Обязать Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в Красноармейском районе города Волгограда включить в специальный трудовой стаж Кузьмичевой Татьяне Алексеевне период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности секретаря комсомольской организации школы Красноармейского райкома ВЛКСМ, периоды учебных отпусков с 02.01. 1989 г. по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, периоды нахождения на курсах с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и назначить ей досрочную трудовую пенсию по старости в связи с педагогической деятельностью с ДД.ММ.ГГГГ.

Взыскать с Управления Пенсионного фонда РФ в Красноармейском районе г. Волгограда в пользу Кузьмичевой Татьяны Алексеевны расходы по оплате государственной пошлины в размере <данные изъяты> рублей.

Решение может быть обжаловано в Волгоградский областной суд через Красноармейский районный суд г. Волгограда в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Председательствующий:                                                          В.В.Потапов

              

Мотивированное решение составлено 15 июля 2011 года.

Председательствующий:                                                          В.В.Потапов