Решение об отказе в назначении пенсии, компенсации морального вреда



Дело №2-2391/2011

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Красноармейский районный суд г. Волгограда

в составе председательствующего судьи Снегиревой Н.М., при секретаре                                         Мещеряковой Н.В.

с участием истца, представителей ответчика ГУ - УПФ РФ по Красноармейскому району г. Волгограда по доверенности Герасимова В.И., Смыкаловой И.А.., представителя ГОУ НПО ПУ 31 Илясова Е.Н..

25 июля 2011 года в городе Волгограде, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Арабаджяна Давида Артуровича к Государственному образовательному учреждению начального профессионального образования «Профессиональное училище № 31, Государственному учреждению - Управлению Пенсионного Фонда РФ по Красноармейскому району г. Волгограда о возложении обязанности назначить пенсию по потере кормильца, компенсации морального вреда.

УСТАНОВИЛ:

Истец Арабаджян Д.А. обратился в суд с иском к ответчикам об обязании назначить пенсию по потере кормильца за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, взыскать компенсацию морального вреда в размере рублей.

В обоснование требований указал, что с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ он обучался в ГОУ НПО ПУ 31 по специальности <данные изъяты>

Все необходимые документы представил в приемную комиссию, был зачислен в группу. За весь период обучения никто его не уведомил, что он, как сирота, должен обратиться в пенсионный фонд о начислении пенсии по потере кормильца.

Директор училища не изучил его личного дела, тем самым не выполнил свои должностные обязанности надлежащим образом, лишив его права в получении пенсии по потере кормильца.

Считает, что действиями ответчиков нарушены его права и причин моральные вред.

В этой связи, просит обязать Управление пенсионного фонда в <адрес> начислить ему пенсию по потере кормильца за период с ДД.ММ.ГГГГ г. по ДД.ММ.ГГГГ, взыскать с ответчиков компенсацию морального вреда в размере рублей.

В судебном заседании истец исковые требования поддержал в полном объеме, настаивал на их удовлетворении.

Представители ответчика ГУ-УПФ РФ по Красноармейскому району г. Волгограда по доверенности Герасимов В.И., Смыкалова И.А. исковые требования не признали, суду показали, что назначение пенсии носит заявительный характер. Право на пенсию по случаю потери кормильца имеют дети умершего до достижения им 18 лет. В случае прохождения обучения по очной форме в образовательных учреждениях до окончания обучения, но не дольше чем по достижении им 23 лет.

Истцу выплачивалась пенсия по случаю потери кормильца до лет. О том, что он после достижения лет проходит обучения, истец не представил никаких документов.

Не отрицая факта наличия у истца права на получение пенсии в период обучения, считает, что истец своим правом не воспользовался, с заявлением о назначении пенсии после достижения лет не обращался, необходимые документы не предъявлял.

При обращении истца с заявлением в УПФ в ДД.ММ.ГГГГ г. о назначении ем пенсии в связи с обучением в ПУ , решением УПФ с указанной даты ему назначена пенсия, однако за прошедшее время в связи с тем, что не воспользовался своим правом и с заявлением о назначении пенсии не обращался, в назначении пенсии ему отказано правильно. Просили в удовлетворении иска отказать.

Представитель ГОУ НПО ПУ 31 Илясов Е.Н. иск не признал, суду показал, что истец в ДД.ММ.ГГГГ г. действительно проходил обучение в училище, был зачислен в группу по профессии <данные изъяты>. На основании представленных им документов он был поставлен на государственное обеспечение, ему производились выплаты на питание, обмундирование, литературу и проезд. При этом, с ним проводились беседы, ему разъяснялся порядок обращения с заявлением в пенсионный фонд. В этой связи, его доводы о том, что он не знал о необходимости подачи заявления в пенсионный фонд, является несостоятельными. Считает, что ими не причинено истцу никаких моральных и нравственных страданий. Просит в иске отказать.

Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

В соответствии с ч.2 ст.39 Конституции РФ государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.

Согласно ст.9 Закона РФ «О трудовых пенсия в РФ» право на трудовую пенсию по случаю потери кормильца имеют нетрудоспособные члены семьи умершего кормильца, состоявшие на его иждивении (за исключением лиц, совершивших умышленное уголовно наказуемое деяние, повлекшее за собой смерть кормильца и установленное в судебном порядке). Одному из родителей, супругу или другим членам семьи, указанным в подпункте 2 пункта 2 настоящей статьи, указанная пенсия назначается независимо от того, состояли они или нет на иждивении умершего кормильца. Семья безвестно отсутствующего кормильца приравнивается к семье умершего кормильца, если безвестное отсутствие кормильца удостоверено в установленном порядке.

Нетрудоспособными членами семьи умершего кормильца признаются:

дети, братья, сестры и внуки умершего кормильца, не достигшие возраста 18 лет, а также дети, братья, сестры и внуки умершего кормильца, обучающиеся по очной форме в образовательных учреждениях всех типов и видов независимо от их организационно-правовой формы, в том числе в иностранных образовательных учреждениях, расположенных за пределами территории Российской Федерации, если направление на обучение произведено в соответствии с международными договорами Российской Федерации, за исключением образовательных учреждений дополнительного образования, до окончания ими такого обучения, но не дольше чем до достижения ими возраста 23 лет или дети, братья, сестры и внуки умершего кормильца старше этого возраста, если они до достижения возраста 18 лет стали инвалидами.

         В соответствии с указанной нормой закона, лица, проходившие обучение по очной форме обучения до 23 лет считаются нетрудоспособными. Для получения пенсии по случаю потери кормильца при достижении возраста 18 лет до 23 лет необходимо представлять достоверные сведения о прохождении обучения по очной форме.

Проверяя обоснованность исковых требований истца, в судебном заседании установлено, что Арабаджян Д.А. после смерти отца с ДД.ММ.ГГГГ г. получал пенсию по потере кормильца. В связи со смертью матери в ДД.ММ.ГГГГ г. пенсия выплачивалась ему в размере, предусмотренном для детей, потерявших обоих родителей.

Постановлением администрации Красноармейского района г. Волгограда от ДД.ММ.ГГГГ опекуном несовершеннолетнего Арабаджян Д.А. назначена ФИО10 (л.д.9).

Также судом установлено, что назначенная пенсия по случаю потери кормильца выплачивалась истцу до лет, как того требует закон, а затем была прекращена, поскольку в Управление пенсионного фонда никаких заявления и документов о продолжении выплат пенсии не поступало.

          Настаивая на удовлетворении своих требований, истец утверждал, что действия ответчиков незаконны, поскольку, администрация училища, куда он поступил на обучение, знала о том, что он является <данные изъяты>, однако не объяснила ему право обращения с заявлением в пенсионный фонд о назначении пенсии в связи с обучением.

         Согласно ст. 12 ГПК РФ правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.

По смыслу закона принцип состязательности представляет собой правило, по которому заинтересованные в исходе дела лица вправе отстаивать свою правоту в споре путем представления доказательств, то есть стороны состязаются перед судом, убеждая его при помощи представленных ими доказательств.

Состязательность предполагает возложение бремени доказывания на сами стороны.

В соответствии со ст. 55 ГПК РФ доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела.

            Эти сведения могут быть получены из объяснений сторон и третьих лиц, показаний свидетелей, письменных и вещественных доказательств, заключений экспертов.

             В силу со ст. 68 ГПК РФ объяснения сторон и третьих лиц об известных им обстоятельствах, имеющих значение для правильного рассмотрения дела, подлежат проверке и оценке наряду с другими доказательствами.

           На основании ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.

            Между тем, в подтверждение своих доводов не представил суду никаких доказательств, с достоверностью свидетельствующих об изложенных им обстоятельствах.

            Напротив, ответчик -директор ПУ № 31 Илясов Е.Н., возражая по заявленным требованиям, утверждал, что при поступлении истца в ДД.ММ.ГГГГ г. на обучение в училище, он был поставлен на полное государственное обеспечение, ему разъяснено право обращения с заявлением в пенсионный фонд, однако он своим правом не воспользовался.

           Представителя управления пенсионного фонда также возражая по заявленным требованиям, утверждали, что истец обратился с заявлением о выплате ему пенсии по потере кормильца ДД.ММ.ГГГГ, представив необходимые документы, свидетельствующие о том, что он проходит обучения в ПУ ., именно с указанной даты ему была назначена пенсия.

          За период обучения в ГОУ НПО «ПУ » с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истец также имел право на пенсию по потере кормильца, однако это право не реализовал путем подачи заявления о её назначении.

           По смыслу закона, днем обращения за трудовой пенсией считается день приема соответствующего заявления со всеми необходимыми документами.

         Таким образом, законодатель предоставил право гражданам на установление пенсии при наличии заявления о её назначении и представлении необходимых документов, подтверждающих право на получение пенсии.

           Между тем, как достоверно установлено судом, истец с таким заявлением о назначении ему пенсии за период обучения в ПУ 31 в управление пенсионного фонда не обращался. Следовательно, предоставленным им правом не воспользовался.

            В этой связи, суд считает, что оснований для назначения пенсии по случаю потери кормильца за период с ДД.ММ.ГГГГ г. по ДД.ММ.ГГГГ г. не имеется, поскольку истец с заявлением о назначении пенсии в управление пенсионного фонда не обращался. В этой части требования истца удовлетворению не подлежат.

Согласно ст. 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред.

    В силу ч.2 ст. 1099 ГК РФ моральный вред, причиненный действиями (бездействиями), нарушающими имущественные права гражданина, подлежит компенсации в случаях, предусмотренных законом.

Исходя из указанных норм закона, суд считает, что также нет основания для удовлетворения требований истца о компенсации ему морального вреда, поскольку пенсионные права истца затрагивают имущественные права, а законом не предусмотрена компенсация морального вреда.

        При этом доводы истца о том, что он не знал о необходимости обращения с заявлением в управление пенсионного фонда не могут являться основанием для назначения ему социальной пенсии, поскольку незнание закона не является основанием для удовлетворения иска.

          Кроме того, суд находит их несостоятельными и опровергнутыми исследованными материалами.

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

            В удовлетворении исковых требований Арабаджяну Давиду Артуровичу к Государственному образовательному учреждению начального профессионального образования «Профессиональное училище № 31», Государственному учреждению - Управлению Пенсионного Фонда РФ по Красноармейскому району г. Волгограда о возложении обязанности назначить пенсию по потере кормильца, компенсации морального вреда отказать.

Решение может быть обжаловано в Волгоградский областной суд через Красноармейский районный суд г. Волгограда в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий                                   Н.М. Снегирева

Мотивированное решение изготовлено 28 июля 2011 года.

Председательствующий         Н.М. Снегирева