Дело №2-3565/2011 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации Красноармейский районный суд г. Волгограда в составе: председательствующего судьи Потапова В.В., при секретаре Городиловой Т.О., с участием: представителя истца - помощника прокурора Красноармейского района г. Волгограда Логиновой Е.П., представителя ответчика- администрации Красноармейского района г. Волгограда по доверенности Очаковского И.М., представителя 3-его лица ООО «Строймонтаж» по доверенности Бутенко Ю.А., 23 ноября 2011 года рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Волгограде исковое заявление прокурора Красноармейского района г. Волгограда в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Красноармейского района г. Волгограда о признании бездействия незаконным, о понуждении к исполнению федерального законодательства, УСТАНОВИЛ: Прокурор Красноармейского района г. Волгограда в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к администрации Красноармейского района г. Волгограда, в котором просит обязать ответчика рассмотреть заключение Государственной жилищной инспекции Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ № в порядке, установленном Постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 г. № 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции», а также обязать администрацию Красноармейского района г. Волгограда в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу организовать проведение инструментального обследования строительных конструкций жилого <адрес>А по <адрес>. В обоснование своих требований истец указал, что прокуратурой Красноармейского района г. Волгограда проведена проверка по обращению Государственной жилищной инспекции Волгоградской области и жителей <адрес> по вопросу признания аварийным и непригодным для постоянного проживания граждан данного многоквартирного дома. Установлено, что ДД.ММ.ГГГГ в администрацию Красноармейского района г. Волгограда обратилась управляющая компания ООО «Строймонтаж» с заявлением о проведении обследования администрация Красноармейского района г. технического состояния многоквартирного <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ по результатам обследования межведомственной комиссией, созданной при администрации Красноармейского района г. Волгограда, принято заключение № о предоставлении заявителем на рассмотрение межведомственной комиссии заключения специализированной организации о техническом состоянии строительных конструкций многоквартирного жилого <адрес>, после получения которого комиссия подготовит заключение о пригодности (непригодности) дома для постоянного проживания. ДД.ММ.ГГГГ в ООО «Строймонтаж» направлен ответ, в котором указывалось на необходимость в срок до ДД.ММ.ГГГГ предоставить в администрацию заключение специализированной организации. Кроме того, ДД.ММ.ГГГГ в администрацию района поступило обращение Государственной жилищной инспекции по Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ № о необходимости рассмотрения вопроса о признании многоквартирного <адрес> непригодным (пригодным) для проживания в порядке, предусмотренном постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 г. № 47 и принятии решения в соответствии с п. 47 указанного постановления. ДД.ММ.ГГГГ администрацией района направлен ответ в ГЖИ по Волгоградской области о ранее проведенном по обращению ООО «Строймонтаж» обследовании жилого дома и принятом заключении. Однако, до настоящего времени заключение Государственной жилищной инспекции № от ДД.ММ.ГГГГ ответчиком в установленном законом порядке и в нарушение действующего законодательства не рассмотрено, инструментальное обследование строительных конструкций многоквартирного жилого <адрес> не проведено, заключение о пригодности (непригодности) жилого дома для постоянного проживания граждан не принято. Изложенное свидетельствует о необоснованном затягивании межведомственной комиссией администрации района рассмотрение вопроса о пригодности жилых домов для проживания граждан и неприятии своевременных мер по отселению граждан из аварийного жилья, что может стать причиной причинения вреда здоровью и гибели людей в случае обрушения здания, чем нарушаются гарантированные государством права граждан на проживание в комфортных и безопасных условиях. Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения в суд. В судебном заседании, участвующий по делу прокурор Логинова Е.П. исковые требования и доводы, изложенные в их обоснование, поддержала в полном объеме, настаивала на их удовлетворении. Представитель ответчика - администрации Красноармейского района г. Волгограда по доверенности Очаковский И.М. исковые требования не признал, утверждая, что заключение Госжилинспекции по Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ не рассмотрено межведомственной комиссией при администрации Красноармейского района г. Волгограда не по вине ответчика, а по причине отсутствия заключения специализированной организации по строительным конструкциям жилого <адрес> комиссией администрации района проведено обследование указанного жилого дома, составлено заключение, согласно которому необходимо провести инструментальное обследование строительных конструкций дома, которое поручено управляющей организации ООО «Строймонтаж». Межведомственная комиссия может рассмотреть заключение Госжилинспекции по Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ только при наличии заключения специализированной организации. Такого заключения в администрацию района не представлено по вине управляющей организации, которой поручалось проведение инструментального обследования жилого дома. Представитель третьего лица - ООО «Строймонтаж» по доверенности Бутенко Ю.А. исковые требования прокурора поддержал, полагая, что обязанность по обследованию жилого дома возложена на администрацию Красноармейского района, которая, в рамках своих полномочий, создает межведомственную комиссию и производит инструментальное обследование жилого дома. Управляющая компания не является проектно-изыскательской организацией и наделена полномочиями проводить такое обследование. Просит иск удовлетворить. Третье лицо - представитель Государственной жилищной инспекции Волгоградской области, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие, исковые требования прокурора поддержал. Представитель третьего лица- администрации Волгограда, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие, исковые требования прокурора не поддержал, ссылаясь на отсутствие законных оснований для их удовлетворения. Выслушав стороны, представителя третьего лица, исследовав материалы дела, суд, считает иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям. В соответствии с ч. 1 ст. 1 Жилищного кодекса РФ жилищное законодательство основывается, в том числе на необходимости обеспечения органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности. Согласно ст. 2 ЖК РФ органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе обеспечивают контроль за исполнением жилищного законодательства, использованием и сохранностью жилищного фонда, соответствием жилых помещений установленным санитарным техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства. Согласно ч. 1 ст. 11 ЖК РФ, защита нарушенных жилищных прав осуществляется судом в соответствии с подведомственностью дел, установленной процессуальным законодательством. В силу п. 8 ч. 1 ст. 14 ЖК РФ, признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания, относится к компетенции органов местного самоуправления в области жилищных отношений. Статьей 15 ЖК РФ установлено, что порядок признания помещения жилым помещением и требования, которым должно отвечать жилое помещение, устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в соответствии настоящим Кодексом, другими федеральными законами. Жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (части 3 и4). Требования к жилому помещению, порядок признания жилого помещения пригодным для проживания и основания, по которым жилое помещение признается непригодным для проживания, и в частности, многоквартирный дом признается аварийным и подлежащим сносу реконструкции, устанавливаются Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным постановлением Правительства РФ от 28.01.2006г. № 47. В соответствии п.33 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу и реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 г. предусмотрено, что основанием для признания жилого помещения непригодным для проживания является наличие выявленных вредных факторов среды обитания человека, которые не позволяют обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан вследствие: ухудшения в связи с физическим износом в процессе эксплуатации здания в целом или отдельными его частями эксплуатационных характеристик, приводящего к снижению до недопустимого уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований; изменения окружающей среды и параметров микроклимата жилого помещения, не позволяющих обеспечить соблюдение необходимых санитарно-эпидемиологических требований и гигиенических нормативов в части содержания потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, качества атмосферного воздуха, уровня радиационного фона и физических факторов наличия источников шума, вибрации, электромагнитных полей. Жилые помещения, расположенные в полносборных, кирпичных и каменных домах, а также в деревянных домах и домах из местных материалов, имеющих деформации фундаментов, стен, несущих конструкций и значительную степень биологического повреждения элементов деревянных конструкций, которые свидетельствуют об исчерпании несущей способности и опасности обрушения, являются непригодными для проживания вследствие признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции. Пунктом 1 Постановления администрации г. Волгограда от 06.05.2006г. № 1043 «О делегировании полномочий по оценке состояния жилых помещений муниципального жилищного фонда и многоквартирных домов администрациям районов Волгограда» полномочия по оценке состояния жилых помещений муниципального жилищного фонда и многоквартирных домов делегированы администрациям районов Волгограда. Согласно п.7 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного постановлением Правительства РФ от 28.01.2006г. № 47, признание помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях, на основании оценки соответствия указываемых помещения и дома установленным в Положении требованиям. В судебном заседании установлено, что многоквартирный жилой <адрес> введен в эксплуатацию в ДД.ММ.ГГГГ году и представляет собой четырехподъездный, пятиэтажный, кирпичный жилой дом, состоящий из 64 квартир. ДД.ММ.ГГГГ в администрацию Красноармейского района г. Волгограда обратилась управляющая компания ООО «Строймонтаж» с заявлением о проведении обследования администрация Красноармейского района г. технического состояния многоквартирного <адрес> в связи со сложившейся аварийной ситуацией. (л.д.9). ДД.ММ.ГГГГ по результатам обследования Межведомственной комиссией, созданной при администрации <адрес> на основании постановления от ДД.ММ.ГГГГ №, принято Заключение № о предоставлении заявителем на рассмотрение межведомственной комиссии заключения специализированной организации о техническом состоянии строительных конструкций многоквартирного жилого <адрес>, после получения которого комиссия подготовит заключение о пригодности (непригодности) дома для постоянного проживания. (л.д.10). ДД.ММ.ГГГГ администрацией <адрес> Волгограда в ООО «Строймонтаж» направлен ответ, в котором указывалось на необходимость в срок до ДД.ММ.ГГГГ предоставить в администрацию района заключение специализированной организации, для решения вопроса о пригодности (непригодности) <адрес> для проживания. (л.д.11). Проверяя обоснованность требований истца, судом также установлено, что ДД.ММ.ГГГГ в администрацию <адрес> поступило обращение Государственной жилищной инспекции <адрес> с заключением от ДД.ММ.ГГГГ № о необходимости в срок до ДД.ММ.ГГГГ рассмотреть вопрос о признании многоквартирного <адрес>А по <адрес> непригодным (пригодным) для проживания в порядке, предусмотренном постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № и принятии решения в соответствии с п. 47 указанного постановления. (л.д.14). Данное заключение было принято органом государственного контроля на основании проведенного ДД.ММ.ГГГГ по коллективной жалобе граждан обследования указанного жилого дома, по результатам которого были выявлены: трещины и разрушение кирпичной кладки стен фасада, трещины облицовки фасада; разрушение конструкций балконных плит и др., что подтверждается актом обследования помещения от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.15-16). В силу п. 46 Положения комиссия рассматриваетпоступившее заявление или заключение органа, уполномоченного на проведение государственного контроля и надзора, в течение 30 дней с даты регистрации, и принимает одно из предусмотренных п. 47 Положения решений (в виде заключения),либо решение о проведении дополнительного обследованияоцениваемого помещения. Однако, указанное обращение Государственной жилищной инспекции Волгоградской области и заключение от ДД.ММ.ГГГГ № не было рассмотрено Межведомственной комиссией, назначенной постановлением администрации Красноармейского района Волгограда от ДД.ММ.ГГГГ №. При этом, ответчиком направлен ответ в указанный государственный орган о том, что комиссия рассмотрела данное заключение. Указывалось также о ранее проведенном по обращению управляющей компании ООО «Строймонтаж» обследовании жилого дома и принятом решении о необходимости дополнительного обследования дома специализированной организацией, проведение которого поручено управляющей компании ООО «Строймонтаж». Кроме того, ответчик ссылался на отсутствие оснований для принятия решения согласно ст. 47 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 г. № 47 ввиду того, что до настоящего времени ООО «Строймонтаж» не представило в комиссию заключение специализированной организации о техническом состоянии строительных конструкций дома. (л.д.17). Таким образом, судом бесспорно установлено, что ответчиком до настоящего времени в установленном законом порядке не рассмотрено обращение от ДД.ММ.ГГГГ и заключение Государственной жилищной инспекции № от ДД.ММ.ГГГГ При таких обстоятельствах, суд находит обоснованными и подлежащими удовлетворению требования истца о возложении на ответчика обязанности рассмотреть заключение Государственной жилищной инспекции Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ № в порядке, установленном Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции». Доводы ответчика о невозможности рассмотрения межведомственной комиссией этого заключения и принятия решения о непригодности (пригодности) жилого дома для проживания по причине отсутствия заключение специализированной организации о техническом состоянии строительных конструкций дома, которое должна провести и представить управляющая компания, либо собственники жилых помещений дома, суд считает несостоятельными по следующим основаниям. Так, согласно п. 44 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного постановлением Правительства РФ от 28.01.2006г. № 47, процедура проведения оценки соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям включает: прием и рассмотрение заявления и прилагаемых к нему обосновывающих документов; определение перечня дополнительных документов, необходимых для принятия решения о признании жилого помещения соответствующим (не соответствующим) установленным в настоящем Положении требованиям; определение состава привлекаемых экспертов проектно-изыскательских организаций исходя из причин, по которым жилое помещение может быть признано нежилым, либо для оценки возможности признания пригодным для проживания реконструированного ранее нежилого помещения; работу комиссии по оценке пригодности (непригодности) жилых помещений для постоянного проживания; составление комиссией заключения о признании жилого помещения соответствующим (не соответствующим) установленным в настоящем Положении требованиям и пригодным (непригодным) для проживания и признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции; составление акта обследования помещения (в случае принятия комиссией решения о необходимости проведения обследования) и составление комиссией на основании выводов и рекомендаций, указанных в акте, заключения. Вместе с тем, как установлено судом, межведомственной комиссией администрации Красноармейского района обращение и заключение Госжилинспекции от ДД.ММ.ГГГГ по жилому дому № по <адрес> в порядке, установленном п. 44 Положения не рассматривалось, обследование жилого дома на основании данного заключения не проводилось, акт обследования дома не составлялся, что не оспаривалось сторонами в судебном заседании. Между тем, Пунктом 44 вышеназванного Положения предусмотрена возможность проведения обследования в случае, если межведомственная комиссия признает такое обследование необходимым, и согласно п. 46 Положения комиссия вправе назначить дополнительные обследования и испытания, результаты которых приобщаются к документам ранее представленным на рассмотрение комиссии. При этом, проведение обследования специализированной организацией необходимо только в случае, если имеются основания для признания дома аварийным и подлежащим сносу,в иных случаях выводы комиссии должны быть сделаны на полученных в ходе оценки данных. Более того, межведомственной комиссии пунктами 7, 44 Положения предоставлено право привлекать к работе комиссии квалифицированных экспертов проектно-изыскательских организаций с правом решающего голоса ил истребовать заключение проектно-изыскательской организации по результатам обследования элементов ограждающих и несущих конструкций жилого помещения. Следовательно, акт обследования помещения составляется межведомственной комиссией, в том числе с привлечением специалистов для признания дома аварийным - специализированной организацией на основании заявления межведомственной комиссии. Таким образом, решение вопроса о признании жилых помещений непригодными для проживания и многоквартирных домов подлежащими сносу или реконструкции действующее законодательство относит к исключительной компетенции межведомственной комиссии органов местного самоуправления. Ответственность за принятое решение или за его последствия также несет межведомственная комиссия, переложение обязанности межведомственной комиссии на иных лиц является незаконным. Кроме того, нормы действующего жилищного законодательства обязывают именно межведомственную комиссию проводить обследование жилого помещения независимо от финансово-экономических возможностей. В этой связи возложение обязанностей по проведению инструментального обследования жилого дома на ООО «Строймонтаж» не соответствует требованиям действующего законодательства. Более того, в соответствии с приведенными нормами инструментальное обследование должна проводить специализированная организация, к которым ООО «Строймонтаж» не относится. Таким образом судом установлено, что в нарушение п.46 Положения инструментальное обследование строительных конструкций многоквартирного жилого <адрес> до настоящего время не проведено, администрацией Красноармейского района г. Волгограда не организовано проведение такого обследования. По этим основания, суд считает обоснованными и подлежащими удовлетворению исковые требования прокурора Красноармейского района г. Волгограда направленные к Администрации Красноармейского района г. Волгограда о возложении обязанности организовать проведение инструментального обследования строительных конструкций жилого <адрес>. Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Исковые требования прокурора Красноармейского района г. Волгограда в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Красноармейского района г. Волгограда о признании бездействия незаконным, о понуждении к исполнению федерального законодательства - удовлетворить. Обязать Администрацию Красноармейского района Волгограда рассмотреть заключение Государственной жилищной инспекции Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ № в порядке, установленном Постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 г. № 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции». Обязать Администрацию Красноармейского района Волгограда в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу организовать проведение инструментального обследования строительных конструкций многоквартирного жилого <адрес>. Решение суда может быть обжаловано в Волгоградский областной суд через Красноармейский районный суд г. Волгограда в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме. Председательствующий В.В.Потапов Мотивированное решение составлено 25 ноября 2011 года. Председательствующий В.В.Потапов