о признании действий незаконными и понуждении к согласованию проекта постановления о предоставлении земельного участка в собственность за плату



Дело № 2- 3825/11 РЕШЕНИЕ

                                         Именем Российской Федерации

                        Красноармейский районный суд города Волгограда

в составе: председательствующего судьи                              Потапова В.В.

при секретаре                                                                             Городиловой Т.О.,

с участием: представителя истца Милаева В.И. по доверенности Ильченко П.И., представителя ответчика - Комитета земельных ресурсов администрации Волгограда по доверенности Большаковой О.Н.., представителя ответчика - администрации Красноармейского района г.Волгограда по доверенности Мамоновой Т.Г., представителя ответчика - Комитета по градостроительству и архитектуре администрации Волгограда по доверенности Елисеева А.В.,

     26 декабря 2011 года рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Волгограде гражданское дело по иску Милаева Владимира Ивановича к Администрации Красноармейского района г. Волгограда, Комитету земельных ресурсов администрации Волгограда, Комитету по градостроительству и архитектуре Волгограда о признании действий незаконными и понуждении к согласованию проекта постановления о предоставлении земельного участка в собственность за плату,

УСТАНОВИЛ:

        Милаев В.И. обратился в суд с иском к ответчикам о понуждении к согласованию проекта постановления о предоставлении земельного участка в собственность за плату и предоставлению земельного участка в собственность за плату.

В обоснование иска Милаев В.И. указал, что постановлением от ДД.ММ.ГГГГ администрация Волгограда предоставила ему земельный участок для строительства индивидуального жилого дома.

На предоставленном земельном участке он возвел объект незавершенного строительства, на который в установленном законом порядке зарегистрировал право собственности как на объект недвижимости.

Объект расположен согласно фактического расположения и кадастрового паспорта от ДД.ММ.ГГГГ под кадастровым номером и относится к землям населенных пунктов.

       Он обратился в администрацию <адрес> для предоставления ему земельного участка расположенного под объектом недвижимости в собственность. <адрес> был подготовлен проект постановления от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении ему в собственность за плату земельный участок общей площадью кв.м. по адресу: <адрес>.

     Однако, администрация Красноармейского района г. Волгограда отказала ему в предоставлении земельного участка по причине отклонения комитетом по градостроительству и архитектуре Волгограда и комитетом земельных ресурсов администрации Волгограда согласования проекта постановления о предоставлении земельного участка.

           Отказ в предоставлении ему земельного участка является незаконным, поскольку он приобрел право собственности и согласно ст. 36 Земельного кодекса РФ и п. 2.2 Порядка оформления прав на земельные участки на которых расположены здания, строения, сооружения, утвержденного решением Волгоградской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ комитет по градостроительству и архитектуре Волгограда и комитет земельных ресурсов администрации Волгограда были обязаны согласовать постановление от ДД.ММ.ГГГГ, а администрация Красноармейского района г. Волгограда обязана предоставить ему в собственность за плату земельный участок.

     Неправомерный отказ в предоставлении нарушает его права на земельный участок, что явилось основанием для обращения за судебной защитой.      

По этим основаниям, просил суд понудить Комитет по градостроительству и архитектуре Волгограда и Комитет земельных ресурсов администрации Волгограда согласовать проект постановления о предоставлении ему в собственность за плату земельного участка , площадью кв.м. по адресу: <адрес>, понудить администрацию <адрес> предоставить ему в собственность за плату земельный участок , площадью кв.м. по адресу: <адрес>.

      В ходе судебного разбирательства истец уточнил и увеличил исковые требования и по тем же основаниям просит суд признать незаконными действия Комитета по градостроительству и архитектуре Волгограда и Комитета земельных ресурсов администрации Волгограда выразившиеся в отказе согласования проекта постановления о предоставлении ему в собственность за плату земельного участка , площадью 817 кв.м. по адресу: <адрес> «б»; понудить Комитет по градостроительству и архитектуре Волгограда и Комитет земельных ресурсов администрации Волгограда согласовать проект постановления о предоставлении ему в собственность за плату земельного участка , площадью кв.м. по адресу: <адрес> признать незаконными действия администрации <адрес> Волгограда выразившиеся в отказе в предоставлении ему в собственность за плату земельного участка , площадью <данные изъяты> кв.м. по адресу: <адрес>.

Истец Милаев В.И., будучи извещенным о времени и месте судебного разбирательства в судебное заседание не явился.

        Представитель истца Ильченко П.И., действующий на основании доверенностей, в судебном заседании уточненные исковые требования, основания и обстоятельства, на которых они основаны, поддержал полностью, настаивал на удовлетворении иска.

      Представитель ответчика - администрации Красноармейского района Волгограда по доверенности Мамонова Т.Г. в судебном заседании иск не признала, утверждая, что действия администрации района по отказу в принятии постановления о предоставлении истцу в собственность за плату земельного участка являются законными и обоснованными, поскольку для принятия такого постановления требуется согласие профильных комитетов администрации Волгограда, в данном случае Комитета по градостроительству и архитектуре Волгограда и Комитета земельных ресурсов администрации Волгограда. В связи с тем, что эти Комитеты отказались согласовать проект постановления, администрации района не вправе принимать постановление о предоставлении истцу в собственность за плату требуемого им земельного участка. Просит в иске отказать.

      Представитель ответчика - Комитета земельных ресурсов администрации Волгограда по доверенности Большакова О.Н. в судебном заседании иск не признала, пояснив, что земельный участок расположен за красными линиями кварталов застройки, то есть на землях общего пользования, поэтому не могут быть передан истцу в собственность. Кроме того, основанием возникновения у истца права на выкуп земельного участка не может являться регистрация права собственности на объект незавершенного строительства. Незавершенный строительством объект, который расположен на земельном участке, не введен в эксплуатацию. Поэтому для рассмотрения заявленных истцом требований, необходимо введение объекта капитального строительства в эксплуатацию. С учетом указанных обстоятельств, у ответчика отсутствуют законные основания для согласования постановления о предоставлении истцу в собственность за плату земельного участка, который предоставлен ему для индивидуального жилищного строительства на основании договора аренды. Просит в иске отказать.       

       Представитель ответчика - Комитета по градостроительству и архитектуре Волгограда по доверенности Елисеев А.В. иск не признал, также считая, что до завершения строительства жилого дома и сдачи его в эксплуатацию и установления красных линий застройки земельного участка и границ территорий общего пользования, у истца отсутствует право на приобретение земельного участка в собственность за плату. Поэтому действия Комитета, отказавшего в согласовании постановления о предоставлении истцу в собственность за плату земельного участка являются законными и обоснованными.

         Выслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, суд считает исковые требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В силу ч. 2 ст. 9 Конституции РФ, земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности.

Согласно ст. 36 Конституции РФ, граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности землю.

В соответствии с ч.1 ст. 64 Земельного кодекса РФ земельные споры рассматриваются в судебном порядке.

         На основании ст. 6 указанного Кодекса земельный участок как объект земельных отношений, это часть поверхности земли (в том числе почвенный слой), границы, которой описаны и удостоверены в установленном порядке.

Согласно ст. 25 Земельного кодекса РФ права на земельные участки, предусмотренные главами 3 и 4 настоящего Кодекса, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

В судебном заседании установлено, что постановлением от ДД.ММ.ГГГГ администрация Волгограда предоставила истцу Милаеву В.И. земельный участок для строительства жилого дома по адресу: <адрес> на основании которого с истцом заключен договор аренды указанного земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м. с кадастровым номером: от ДД.ММ.ГГГГ на срок с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ, что сторонами не оспаривалось. (л.д.9)

Истец ФИО1 возвел на земельном участке объект незавершённого строительства, назначение жилое, общей площадью застройки <данные изъяты> кв.м., степенью готовности <данные изъяты> и в установленном законом порядке зарегистрировал на него право собственности в УФРС по Волгоградской области, о чем ему ДД.ММ.ГГГГ выдано свидетельство о государственной регистрации права (л.д.7-8).

        Объект капитального строительства согласно фактического расположения и кадастрового паспорта земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ расположен на земельном участке под кадастровым номером: и относится к землям населённых пунктов ( л.д. 5-6).     

        В ДД.ММ.ГГГГ истец Милаев В.И. обратился в администрацию <адрес> Волгограда с заявлением о предоставлении земельного участка площадью 817 кв.м. по <адрес> в собственность за плату.

       Рассмотрев заявление Милаева В.И., администрация Красноармейского района Волгограда отказала ему в предоставлении указанного земельного участка в собственность за плату, поскольку Комитет по градостроительству и архитектуре Волгограда и Комитет земельных ресурсов администрации Волгограда отклонили от согласования проект постановления.

      Указанные обстоятельства также сторонами не оспаривались и подтверждаются копией ответа Милаеву В.И. из администрации Красноармейского Района г. Волгограда от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 10).

    Настаивая на удовлетворении иска, представитель истца ссылается на незаконность действий ответчиков и их противоречии требованиям закона.

     Проверяя обоснованность доводов представителя истца суд установил, что они не основаны на законе по следующим основаниям.

      Так, согласно пункту 3 статьи 35 Земельного кодекса Российской Федерации собственник здания, строения, сооружения, находящихся на чужом земельном участке, имеет преимущественное право покупки или аренды земельного участка, которое осуществляется в порядке, установленном гражданским законодательством для случаев продажи доли в праве общей собственности постороннему лицу. В случае, если земельный участок находится в государственной или муниципальной собственности, применяются правила, установленные пунктом 1 статьи 36 настоящего Кодекса.

В соответствии с пунктом 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской федерации граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.

Таким образом, в соответствие с п. 1 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации исключительное право на выкуп земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставлено лицам, имеющим в собственности на этих участках здания, строения, сооружения.

Хотя в данной статье не названы объекты незавершенного строительства, применение порядка выкупа земельных участков под названными объектами возможно в случаях, прямо указанных в законе. К таким случаям, в частности, относится приватизация объектов незавершенного строительства в силу положений пункта 3 статьи 28 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества», переоформления права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками в силу положений пункта 2 статьи 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации».

Как бесспорно установлено судом к настоящему делу данные случаи не относятся.

Следовательно, при предоставлении земельного участка в аренду для целей строительства применение положений статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации к объектам незавершенного строительства исключается в связи с тем, что в отличие от зданий, строений или сооружений они не могут быть использованы в соответствии с их назначением до завершения строительства и ввода их в эксплуатацию.

Правовой режим земель в период строительства имеет особенности, установленные земельным законодательством, которые, в частности, заключаются в возложении на арендатора определенных обязанностей на период строительства, определении ставок арендной платы и установлении в законе специальных оснований для прекращения договора аренды.

Судом установлено, что земельный участок, на котором расположен объект незавершенного строительства, был предоставлен истцу в аренду. Целью использования земельного участка в соответствии с договором аренды является строительство индивидуального жилого дома. До настоящего времени договор аренды земельного участка не расторгнут и его условия действуют до ДД.ММ.ГГГГ

Доказательств того, что цель, в соответствии с которой был предоставлен истцу в аренду земельный участок, достигнута, истцом суду не представлено, в то время как степень готовности соответствующего объекта составляет незначительную часть, а именно 8%, которая не позволяет утверждать о возможности его использования по назначению.

Помимо этого, ни статья 130 Гражданского кодекса РФ, ни подпункт 10 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ, определяющие понятие объекта капитального строительства, не отождествляют здание, строение, сооружение, с объектами, строительство которых не завершено, то есть объектами незавершенного строительства.

При таких данных суд считает, что земельные участки, занятые объектами недвижимого имущества, могут быть предоставлены в собственность по основанию, установленному пунктом 1 статьи 36 Земельного кодекса, только для целей эксплуатации уже существующих зданий, строений и сооружений. Объекты незавершенного строительства в отличие от зданий, строений или сооружений не могут быть использованы в соответствии с их назначением до завершения строительства и ввода в эксплуатацию, что исключает возможность предоставления занятых ими земельных участков в собственность исходя из приведенной нормы земельного законодательства.

          Таким образом, вышеназванные обстоятельства указывают на отсутствие у истца права на приобретение в собственность земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, на котором расположен принадлежащий ему объект незавершенного строительства.

Кроме того, в соответствие с п. 12 ст. 85 Земельного кодекса РФ земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.

Согласно ч.7 ст. 36 ЗК РФ, местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Местоположение границ земельного участка определяется с учетом красных линий, местоположения границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка.

Согласно утверждений представителя Комитета по градостроительству и архитектуре Волгограда испрашиваемый земельный участок расположен за красными линиями кварталов застройки на землях общего пользования, что также не опровергнуто представителем истца и подтверждается исследованной судом выкопировкой из Сводного плана красных линий по <адрес>.

         Поскольку испрашиваемый земельный участок расположен на землях общего пользования, то в силу п. 12 ст. 85 Земельного кодекса РФ не подлежит приватизации.

      В этой связи действия Комитета по градостроительству и архитектуре Волгограда и Комитета земельных ресурсов администрации Волгограда, выразившиеся в отказе согласования проекта постановления администрации <адрес> Волгограда о предоставлении истцу в собственность за плату земельного участка с кадастровым номером , площадью <данные изъяты> кв.м. по адресу: <адрес>, а также действия администрации <адрес>, выразившиеся в отказе в предоставлении истцу в собственность за плату данного земельного участка, в соответствии с п.2.2. Порядка оформления прав на земельные участки, на которых расположены здания строения сооружения, утвержденного Решением Волгоградской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ , являются законными и обоснованными.

По этим основаниям требования истца к ответчикам о признании этих действий незаконными и понуждении согласовать проект постановления о предоставлении в собственность за плату земельного участка , площадью <данные изъяты> кв.м. по адресу: <адрес> не основаны на законе и не подлежат удовлетворению.

        Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

ФИО1 в иске к Администрации Красноармейского района г. Волгограда, Комитету земельных ресурсов администрации Волгограда, Комитету по градостроительству и архитектуре Волгограда о признании незаконными действия Комитета по градостроительству и архитектуре Волгограда и Комитета земельных ресурсов администрации Волгограда выразившиеся в отказе согласования проекта постановления о предоставлении Милаеву В.И. в собственность за плату земельного участка <данные изъяты>, площадью <данные изъяты> кв.м. по адресу: <адрес> о понуждении Комитета по градостроительству и архитектуре Волгограда и Комитета земельных ресурсов администрации Волгограда согласовать проект постановления о предоставлении Милаеву В.И. в собственность за плату земельного участка , площадью <данные изъяты> кв.м. по адресу: <адрес> о признании незаконными действия администрации <адрес> Волгограда выразившиеся в отказе в предоставлении Милаеву В.И. в собственность за плату земельного участка , площадью <данные изъяты> кв.м. по адресу: <адрес> - отказать.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Волгоградский областной суд через Красноармейский районный суд города Волгограда в течение 10 дней со дня принятия судом решения в окончательной форме.

        Председательствующий судья:                                             В.В. Потапов

        Мотивированное решение составлено 10 января 2012 года.

        Председательствующий судья:                                             В.В.Потапов