ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Красноармейский районный суд города Волгограда в составе: председательствующего судьи Нагиной О.Ю., при секретаре Селезневе О.В., с участием истца Масликовой Н.С., представителя ответчика Администрации Красноармейского района г. Волгограда по доверенности Хаустовой Н.В., 15 мая 2012 года в городе Волгограде, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Масликовой Натальи Сергеевны к Администрации Красноармейского района г. Волгограда, Администрации Волгограда о сохранении жилого помещения в перепланированном состоянии, У С Т А Н О В И Л: Масликова Н.С. обратились в суд с иском к Администрации Красноармейского района г. Волгограда о сохранении жилого помещения в перепланированном состоянии. По инициативе суда к участию в деле в качестве соответчика была привлечена Администрация Волгограда. В обоснование своих требований истец указала на то, что является собственником жилого помещения - домовладения № по ул. Ленинаканская Красноармейского района г. Волгограда. Согласно проектной документации домовладение было возведено в 1964 году, и состояло из жилого дома и холодной пристройки. В 1974 году прежний собственник дома произвел демонтаж кирпичной печи в жилом доме, что позволило увеличить общую и жилую площадь дома. Ранее возведенная холодная пристройка была переустроена в жилую пристройку для размещения кухни, коридора, подсобного помещения. Перепланировка и переустройство жилого дома были произведены без согласования с органом местного самоуправления. Согласно технического заключения по возведенным строительным конструкциям, выполненного МУП «Центральное межрайонное бюро технической инвентаризации» Красноармейское отделение: переоборудованная жилая пристройка улучшает санитарно-гигиенические условия проживания в доме, архитектурно-планировочные решения жилого дома с жилой пристройкой и тамбуром соответствуют современным строительным и санитарным нормам, что обеспечивает безопасную для жизни и здоровья людей эксплуатацию. По указанным основаниям истец просит суд сохранить жилой <адрес> в перепланированном и переустроенном состоянии в виде демонтажа кирпичной печи и переустройства холодной пристройки в жилую, и размещении в ней кухни, коридора и подсобного помещения. В судебном заседании истец Масликова Н.С. заявленные требования поддержала, просила ее иск удовлетворить. Представитель ответчика администрации Красноармейского района г. Волгограда по доверенности Хаустова Н.В. в судебном заседании в разрешении спора полагалась на усмотрение суда. Представитель ответчика - Администрации Волгограда, надлежащим образом извещенный о слушании дела, в судебное заседание не явился, представив заявление с просьбой о рассмотрении дела в его отсутствие. Выслушав истца Масликову Н.С., представителя ответчика Администрации Красноармейского района г. Волгограда по доверенности Хаустову Н.В., исследовав материалы дела, суд считает исковые требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям. В соответствии с ч. 1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. В соответствии с ч. 4 ст. 17 ЖК РФ пользование жилым помещением осуществляется с учетом соблюдения прав и законных интересов проживающих в этом жилом помещении граждан, соседей, требований пожарной безопасности, санитарно-гигиенических, экологических и иных требований законодательства, а также в соответствии с правилами пользования жилыми помещениями, утвержденными Правительством Российской Федерации. На основании ч. 2 ст. 25 ЖК РФ перепланировка жилого помещения представляет собой изменение его конфигурации, требующее внесения изменения в технический паспорт жилого помещения. В соответствии со ст. 26 ЖК РФ переустройство и (или) перепланировка жилого помещения проводятся с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий согласование) на основании принятого им решения. Для проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения собственник данного помещения или уполномоченное им лицо (далее в настоящей главе - заявитель) в орган, осуществляющий согласование, по месту нахождения переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения представляет: 1) заявление о переустройстве и (или) перепланировке по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти; 2) правоустанавливающие документы на переустраиваемое и (или) перепланируемое жилое помещение (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии); 3) подготовленный и оформленный в установленном порядке проект переустройства и (или) перепланировки переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения; 4) технический паспорт переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения; 5) согласие в письменной форме всех членов семьи нанимателя (в том числе временно отсутствующих членов семьи нанимателя), занимающих переустраиваемое и (или) перепланируемое жилое помещение на основании договора социального найма (в случае, если заявителем является уполномоченный наймодателем на представление предусмотренных настоящим пунктом документов наниматель переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения по договору социального найма); 6) заключение органа по охране памятников архитектуры, истории и культуры о допустимости проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения, если такое жилое помещение или дом, в котором оно находится, является памятником архитектуры, истории или культуры. Орган, осуществляющий согласование, не вправе требовать представление других документов кроме документов, установленных частью 2 настоящей статьи. Заявителю выдается расписка в получении документов с указанием их перечня и даты их получения органом, осуществляющим согласование. Решение о согласовании или об отказе в согласовании должно быть принято по результатам рассмотрения соответствующего заявления и иных представленных в соответствии с частью 2 настоящей статьи документов органом, осуществляющим согласование, не позднее чем через сорок пять дней со дня представления указанных документов в данный орган. Орган, осуществляющий согласование, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия решения о согласовании выдает или направляет по адресу, указанному в заявлении, заявителю документ, подтверждающий принятие такого решения. Форма и содержание указанного документа устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Предусмотренный частью 5 настоящей статьи документ является основанием проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения. В соответствии со ст. 28 ЖК РФ завершение переустройства и (или) перепланировки жилого помещения подтверждается актом приемочной комиссии. Акт приемочной комиссии должен быть направлен органом, осуществляющим согласование, в орган или организацию, осуществляющие государственный учет объектов недвижимого имущества в соответствии с Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости». В соответствии со ст. 29 ЖК РФ, самовольными являются переустройство и (или) перепланировка жилого помещения, проведенные при отсутствии основания, предусмотренного частью 6 статьи 26 настоящего Кодекса, или с нарушением проекта переустройства и (или) перепланировки, представлявшегося в соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 26 настоящего Кодекса. Самовольно переустроившее и (или) перепланировавшее жилое помещение лицо несет предусмотренную законодательством ответственность. Собственник жилого помещения, которое было самовольно переустроено и (или) перепланировано, или наниматель такого жилого помещения по договору социального найма обязан привести такое жилое помещение в прежнее состояние в разумный срок и в порядке, которые установлены органом, осуществляющим согласование. На основании решения суда жилое помещение может быть сохранено в переустроенном и (или) перепланированном состоянии, если этим не нарушаются права и законные интересы граждан либо это не создает угрозу их жизни или здоровью. Данная норма предусматривает одно из правовых последствий самовольного переустройства или самовольной перепланировки жилого помещения, то есть в судебном порядке устанавливаются правовые последствия самовольно произведенной перепланировки и решается вопрос о возможности ее сохранения. Наличие отказа в согласовании перепланировки ввиду ее несоответствия требованиям закона не является непреодолимым препятствием для признания прав истцов, но с выявлением обстоятельств, не нарушающих права и законные интересы граждан либо не создающих угрозу жизни и здоровью граждан. Частью 4 ст. 29 ЖК РФ установлено, что на основании решения суда жилое помещение может быть сохранено в переустроенном и (или) перепланированном состоянии, если этим не нарушаются права и законные интересы граждан либо это не создает угрозу их жизни и здоровью. Указанная норма должна рассматриваться во взаимосвязи с другими положениями этой статьи, в частности с ее частью 5, которая устанавливает право суда принять решение о продаже жилого помещения с публичных торгов или о расторжении договора социального найма при условии непринятия судом решения, предусмотренного частью 4 данной статьи. В случае самовольного переустройства и (или) самовольной перепланировки жилого помещения нарушаются права и законные интересы органа местного самоуправления, который в соответствии с ч. 5 ст. 29 ЖК РФ вправе обратиться в суд с иском о продаже с публичных торгов самовольно переустроенного жилого помещения либо о расторжении договора социального найма. Суд может отказать в удовлетворении такого иска и при наличии соответствующего заявления гражданина принять решение о сохранении жилого помещения в переустроенном и (или) перепланированном состоянии, если признает, что этим не нарушаются права и законные интересы граждан либо это не создает угрозу их жизни и здоровью. В этом случае в решении суда о сохранении жилого помещения в переустроенном и (или) перепланированном состоянии должно быть указано, что оно является основанием для внесения соответствующим органом, осуществляющим технический учет недвижимого имущества, изменений в техническую документацию на жилое помещение. Вместе с тем положения ст. 29 ЖК РФ не содержат запрета и не исключают полномочия органа местного самоуправления, предусмотренные п. 7 ч. 1 ст. 14, ст.ст. 26 - 28 ЖК РФ согласовать по заявлению гражданина самовольно выполненные переустройство и (или) перепланировку и сохранить жилое помещение в существующем состоянии. Отказ органа, уполномоченного принимать решения о согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения, может быть признан судом неправомерным, если гражданином были представлены указанные в ч. 2 ст. 26 ЖК РФ документы, а произведенные им переустройство и (или) перепланировка соответствуют требованиям законодательства. Таким образом, вопрос о сохранении жилого помещения в переустроенном и (или) перепланированном состоянии может быть решен судом при рассмотрении иска органа, осуществляющего согласование, о продаже жилого помещения с публичных торгов или о расторжении договора социального найма (при наличии заявления гражданина о сохранении жилого помещения в существующем виде), а также в порядке производства по делам, возникающим из публичных правоотношений, по заявлению гражданина об оспаривании отказа органа местного самоуправления в согласовании самовольно выполненных переустройства и (или) перепланировки жилого помещения (Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за второй квартал 2006 года, утв. Постановлением Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 27 сентября 2006 г.). В судебном заседании установлено, что Масликова Н.С. является собственником жилого помещения - домовладения № по <адрес>, что подтверждается копией свидетельства о государственной регистрации права (л.д.4). Согласно техническому заключению, выполненному МУП «Центральное межрайонное БТИ» Красноармейское отделение, в 1974 г. был произведен демонтаж кирпичной печи в жилом доме, что позволило увеличить общую и жилую площадь жилого дома. Переоборудованная жилая пристройка улучшает санитарно-гигиенические условия проживания в жилом доме. Архитектурно-планировочные решения жилого дома с жилой пристройкой и тамбуром соответствуют современным строительным и санитарным нормам, что обеспечивает безопасную для жизни и здоровья людей эксплуатацию (л.д. 17-20). Как пояснила в судебном заседании истец Масликова Н.С. в органы местного самоуправления с заявлением о согласовании самовольно выполненных переустройства и перепланировки жилого помещения, а также с заявлением в суд об оспаривании отказа органа местного самоуправления в согласовании самовольно выполненных переустройства и перепланировки жилого помещения истец не обращалась. При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что истцом избран ненадлежащий способ защиты нарушенного права, в связи с чем, заявленные требования удовлетворению не подлежат. Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л : Масликовой Наталье Сергеевне в удовлетворении исковых требований к Администрации Красноармейского района г. Волгограда, Администрации Волгограда о сохранении жилого помещения - домовладения № по <адрес> в перепланированном состоянии, которое заключается в демонтаже перегородки между туалетом и кладовой, закладке дверного проема в кирпичной печи, переустройстве холодной пристройки в жилую, и размещении в ней кухни, коридора и подсобного помещения - отказать. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Волгоградский областной суд через Красноармейский районный суд г. Волгограда в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме. Председательствующий О.Ю. Нагина Мотивированное решение изготовлено 18 мая 2012 года. Председательствующий О.Ю. Нагина