решение о сохранении помещения в перепланированном состоянии



Дело № 2-2223/2012 РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Красноармейский районный суд г. Волгограда

в составе: председательствующего судьи                            Лымарева В.И.,

при секретаре                                                                     Венейчук А.П.,

с участием заявителей Басакина Д.С., Басакиной Н.М., представителя заинтересованного лица Администрации Красноармейского района Волгограда по доверенности Очаковского И.М.,

31 мая 2012 года в городе Волгограде, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Басакина Дмитрия Сергеевича, Басакиной Надежды Михайловны о признании незаконным бездействия Администрации Красноармейского района, сохранении жилого помещения в перепланированном состоянии,

У С Т А Н О В И Л:

Басакин Д.С., Басакина Н.М. обратились в суд с заявлением о признании незаконным отказа в согласовании жилого помещения в перепланированном состоянии, сохранении жилого помещения в перепланированном состоянии.

В обосновании заявления указано, что заявители являются собственниками <адрес> жилом <адрес>, где ими произведена самовольная перепланировка жилого помещения, которая заключается в демонтаже кирпичной перегородки между коридором и жилой комнатой, демонтаже кирпичной перегородки между кухней и жилой комнатой, монтаже дверного проема между жилыми комнатами <адрес>, демонтаже дверного проема между комнатами <адрес> Выполненная перепланировка согласно заключения, подготовленного ФГУП «Ростехинвентаризация - Федеральной БТИ» соответствует требованиям СНиП ДД.ММ.ГГГГ-89* «Жилые здания», не затрагивает конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности, не превышает предельные параметры разрешенного строительства и реконструкции. Вместе с тем, письмом <адрес> Волгограда от ДД.ММ.ГГГГ заявителям отказано в сохранении помещения в перепланированном состоянии.

В судебном заседании заявители Басакин Д.С., Басакина Н.М. заявленные требования уточнили, просят признать незаконным бездействие Администрации Красноармейского района, выраженное в нерассморении по существу заявления о сохранении жилого помещения в перепланированном состоянии; обязать Администрацию Красноармейского района г. Волгограда рассмотреть по существу заявление Басакина Д.С., Басакиной Н.М. о сохранении жилого помещения в перепланированном состоянии; в части требований о сохранении перепланированного жилого помещения заявление поддержали.

Представитель заинтересованного лица Администрации Красноармейского района Волгограда по доверенности Очаковский И.М. с заявленными требованиями не согласен, просит в удовлетворении заявления отказать.

Выслушав заявителя Басакина Д.С., исследовав материалы дела, суд считает заявленные требования подлежащими удовлетворению частично по следующим основаниям.

В соответствии с ч. 1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказывать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом

Согласно ч. 1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.

На основании ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям(бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

Частью 1 ст. 256 ГПК РФ предусмотрено, что гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод.

В соответствии с ч. 4 ст. 17 ЖК РФ, пользование жилым помещением осуществляется с учетом соблюдения прав и законных интересов проживающих в этом жилом помещении граждан, соседей, требований пожарной безопасности, санитарно-гигиенических, экологических и иных требований законодательства, а также в соответствии с правилами пользования жилыми помещениями, утвержденными Правительством Российской Федерации.

На основании ч. 2 ст. 25 ЖК РФ перепланировка жилого помещения представляет собой изменение его конфигурации, требующее внесения изменения в технический паспорт жилого помещения.

В соответствии со ст. 26 ЖК РФ, переустройство и (или) перепланировка жилого помещения проводятся с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий согласование) на основании принятого им решения. Для проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения собственник данного помещения или уполномоченное им лицо (далее в настоящей главе - заявитель) в орган, осуществляющий согласование, по месту нахождения переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения представляет: 1) заявление о переустройстве и (или) перепланировке по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти; 2) правоустанавливающие документы на переустраиваемое и (или) перепланируемое жилое помещение (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии); 3) подготовленный и оформленный в установленном порядке проект переустройства и (или) перепланировки переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения; 4) технический паспорт переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения; 5) согласие в письменной форме всех членов семьи нанимателя (в том числе временно отсутствующих членов семьи нанимателя), занимающих переустраиваемое и (или) перепланируемое жилое помещение на основании договора социального найма (в случае, если заявителем является уполномоченный наймодателем на представление предусмотренных настоящим пунктом документов наниматель переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения по договору социального найма); 6) заключение органа по охране памятников архитектуры, истории и культуры о допустимости проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения, если такое жилое помещение или дом, в котором оно находится, является памятником архитектуры, истории или культуры. Орган, осуществляющий согласование, не вправе требовать представление других документов кроме документов, установленных частью 2 настоящей статьи. Заявителю выдается расписка в получении документов с указанием их перечня и даты их получения органом, осуществляющим согласование. Решение о согласовании или об отказе в согласовании должно быть принято по результатам рассмотрения соответствующего заявления и иных представленных в соответствии с частью 2 настоящей статьи документов органом, осуществляющим согласование, не позднее чем через сорок пять дней со дня представления указанных документов в данный орган. Орган, осуществляющий согласование, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия решения о согласовании выдает или направляет по адресу, указанному в заявлении, заявителю документ, подтверждающий принятие такого решения. Форма и содержание указанного документа устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Предусмотренный частью 5 настоящей статьи документ является основанием проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения.

В соответствии со ст. 28 ЖК РФ, завершение переустройства и (или) перепланировки жилого помещения подтверждается актом приемочной комиссии. Акт приемочной комиссии должен быть направлен органом, осуществляющим согласование, в орган или организацию, осуществляющие государственный учет объектов недвижимого имущества в соответствии с Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости».

В соответствии со ст. 29 ЖК РФ, самовольными являются переустройство и (или) перепланировка жилого помещения, проведенные при отсутствии основания, предусмотренного частью 6 статьи 26 настоящего Кодекса, или с нарушением проекта переустройства и (или) перепланировки, представлявшегося в соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 26 настоящего Кодекса. Самовольно переустроившее и (или) перепланировавшее жилое помещение лицо несет предусмотренную законодательством ответственность. Собственник жилого помещения, которое было самовольно переустроено и (или) перепланировано, или наниматель такого жилого помещения по договору социального найма обязан привести такое жилое помещение в прежнее состояние в разумный срок и в порядке, которые установлены органом, осуществляющим согласование. На основании решения суда жилое помещение может быть сохранено в переустроенном и (или) перепланированном состоянии, если этим не нарушаются права и законные интересы граждан либо это не создает угрозу их жизни или здоровью.

Данная норма предусматривает одно из правовых последствий самовольного переустройства или самовольной перепланировки жилого помещения, то есть в судебном порядке устанавливаются правовые последствия самовольно произведенной перепланировки и решается вопрос о возможности ее сохранения. Наличие отказа в согласовании перепланировки ввиду ее несоответствия требованиям закона не является непреодолимым препятствием для признания прав истцов, но с выявлением обстоятельств, не нарушающих права и законные интересы граждан либо не создающих угрозу жизни и здоровью граждан.

Частью 4 ст. 29 ЖК РФ установлено, что на основании решения суда жилое помещение может быть сохранено в переустроенном и (или) перепланированном состоянии, если этим не нарушаются права и законные интересы граждан либо это не создает угрозу их жизни и здоровью.

Указанная норма должна рассматриваться во взаимосвязи с другими положениями этой статьи, в частности с ее частью 5, которая устанавливает право суда принять решение о продаже жилого помещения с публичных торгов или о расторжении договора социального найма при условии непринятия судом решения, предусмотренного частью 4 данной статьи.

В случае самовольного переустройства и (или) самовольной перепланировки жилого помещения нарушаются права и законные интересы органа местного самоуправления, который в соответствии с ч. 5 ст. 29 ЖК РФ вправе обратиться в суд с иском о продаже с публичных торгов самовольно переустроенного жилого помещения либо о расторжении договора социального найма. Суд может отказать в удовлетворении такого иска и при наличии соответствующего заявления гражданина принять решение о сохранении жилого помещения в переустроенном и (или) перепланированном состоянии, если признает, что этим не нарушаются права и законные интересы граждан либо это не создает угрозу их жизни и здоровью.

В этом случае в решении суда о сохранении жилого помещения в переустроенном и (или) перепланированном состоянии должно быть указано, что оно является основанием для внесения соответствующим органом, осуществляющим технический учет недвижимого имущества, изменений в техническую документацию на жилое помещение.

Вместе с тем положения ст. 29 ЖК РФ не содержат запрета и не исключают полномочия органа местного самоуправления, предусмотренные п. 7 ч. 1 ст. 14, ст.ст. 26 - 28 ЖК РФ, согласовать по заявлению гражданина самовольно выполненные переустройство и (или) перепланировку и сохранить жилое помещение в существующем состоянии. Отказ органа, уполномоченного принимать решения о согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения, может быть признан судом неправомерным, если гражданином были представлены указанные в ч. 2 ст. 26 ЖК РФ документы, а произведенные им переустройство и (или) перепланировка соответствуют требованиям законодательства.

Пунктом 2.2. Постановления Администрации Волгограда от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Временного порядка согласования переустройства и (или) перепланировки, реконструкции жилых помещений в жилых домах на территории Волгограда, Временного порядка принятия решений о переводе жилых помещений в нежилые помещения и нежилых помещений в жилые на территории Волгограда и Временного порядка согласования реконструкции нежилых помещений, находящихся в жилых и нежилых зданиях, строениях, сооружениях на территории Волгограда» предусмотрено, что для проведения переустройства и (или) перепланировки, реконструкции жилых помещений собственник данного помещения или уполномоченное им лицо (далее - заявитель) представляет в администрацию района Волгограда заявление о переустройстве и (или) перепланировке жилого помещения по форме, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации.

Таким образом, вопрос о сохранении жилого помещения в переустроенном и (или) перепланированном состоянии может быть решен судом при рассмотрении иска органа, осуществляющего согласование, о продаже жилого помещения с публичных торгов или о расторжении договора социального найма (при наличии заявления гражданина о сохранении жилого помещения в существующем виде), а также в порядке производства по делам, возникающим из публичных правоотношений, по заявлению гражданина об оспаривании отказа органа местного самоуправления в согласовании самовольно выполненных переустройства и (или) перепланировки жилого помещения (Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за второй квартал 2006 года, утв. Постановлением Президиума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ).

В судебном заседании установлено, что Басакин Д.С. и Басакина Н.М. являются собственниками каждый по 1/2 доли <адрес> жилом <адрес>, что подтверждается договором купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 6-9), свидетельствами о государственной регистрации права (л.д. 13-14).

Согласно техническому паспорту <адрес> (л.д. 15-22) в квартире заявителей произведена перепланировка, которая заключается вдемонтаже кирпичной перегородки между коридором и жилой комнатой, демонтаже кирпичной перегородки между кухней и жилой комнатой, монтаже дверного проема между жилыми комнатами <адрес> демонтаже дверного проема между комнатами <адрес>

На основании заключения П от ДД.ММ.ГГГГ, подготовленного ФГУП «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ» (л.д. 23-36) выполненная перепланировка соответствует требованиям СНиП ДД.ММ.ГГГГ-89* «Жилые здания», не затрагивает конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности, не превышает предельные параметры разрешенного строительства и реконструкции.

ДД.ММ.ГГГГ заявители Басакин Д.С. и Басакина Н.М. обратились в Администрацию Красноармейского района Волгограда с заявлением о согласовании жилого помещения в перепланированном состоянии (л.д. 37).

По мнению суда, поданное заявителями в администрацию заявление, не соответствует требованиям, предъявляемым к нему ч. 2 ст. 26 ЖК РФ, а именно форма заявления не соответствует форме, утвержденной Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ , к заявлению не приложены правоустанавливающие документы на переустраиваемое и (или) перепланируемое жилое помещение (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии); подготовленный и оформленный в установленном порядке проект переустройства и (или) перепланировки переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения; технический паспорт переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения.

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 27 ЖК РФ отказ в согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения допускается в случае непредставления определенных частью 2 статьи 26 настоящего Кодекса документов.

Вместе с тем, Администрация Красноармейского района Волгограда письмом от ДД.ММ.ГГГГ 9 (л.д. 38) сообщила, что для решения вопроса о сохранении жилого помещения в перепланированном состоянии заявители вправе обратиться в суд, поскольку администрация не наделена полномочиями по сохранению жилых помещений в перепланированном состоянии.

Тем самым, Администрация по существу заявление не рассмотрела, решение о согласовании или об отказе в согласовании перепланировки, в нарушение требований ст. 26 ЖК РФ и Постановления Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ не приняла, что, по мнению суда, нарушает права заявителей.

При таких обстоятельствах требования о признании незаконным бездействия Администрации Красноармейского района, выраженного в нерассморении по существу заявления о сохранении жилого помещения в перепланированном состоянии; обязать Администрацию Красноармейского района г. Волгограда рассмотреть по существу заявление Басакина Д.С., Басакиной Н.М. о сохранении жилого помещения в перепланированном состоянии - являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

Довод представителя заинтересованного лица Администрации Красноармейского района Волгограда по доверенности Очаковского И.М. о том, что у администрации района нет полномочий принимать решения о сохранении либо об отказе в сохранении жилого помещения в перепланированном состоянии суд находит необоснованным, поскольку Постановлением Администрации Волгограда от ДД.ММ.ГГГГ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) «Об утверждении Временного порядка согласования переустройства и (или) перепланировки, реконструкции жилых помещений в жилых домах на территории Волгограда» решение о согласовании или об отказе в согласовании перепланировки принимается администрацией района по месту нахождения жилого помещения, при этом самовольным переустройством и (или) перепланировкой, реконструкцией жилого помещения признается переустройство и (или) перепланировка, реконструкция, проведенная без согласования с администрацией района Волгограда или с нарушением проекта переустройства и (или) перепланировки, реконструкции жилого помещения.

Кроме того, согласно п. 2.3.1 Положения об Администрации Красноармейского района г. Волгограда, утвержденного Решением Волгоградской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ /1252 Администрация района решает в установленном порядке вопросы переустройства, перепланировки и реконструкции жилых помещений в жилых домах.

Уставом города-героя Волгограда (принят Постановлением Волгоградского горсовета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ ) (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) Администрацией Волгограда напрямую такие полномочия не приняты.

Между тем, по мнению суда, требования заявителей о сохранении жилого помещения в перепланированном состоянии не подлежат удовлетворению, поскольку рассмотрение вопроса о сохранении жилого помещения в перепланированном состоянии возможно при рассмотрении заявления об оспаривании отказа в сохранении жилого помещения в перепланированном состоянии и обязании Администрации сохранить жилое помещение в перепланированном состоянии.

При рассмотрении настоящего дела по существу судом установлено, что Администрация Красноармейского района Волгограда отказа заявителям в согласовании жилого помещения в перепланированном состоянии не предоставила.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Заявление Басакина Дмитрия Сергеевича, Басакиной Надежды Михайловны о признании незаконным бездействия Администрации Красноармейского района Волгограда, сохранении жилого помещения в перепланированном состоянии - удовлетворить частично.

Признать незаконным бездействие Администрации Красноармейского района, выраженное в нерассморении по существу заявления Басакина Дмитрия Сергеевича, Басакиной Надежды Михайловны от ДД.ММ.ГГГГ о сохранении жилого помещения в перепланированном состоянии; обязать Администрацию Красноармейского района г. Волгограда рассмотреть по существу заявление Басакина Дмитрия Сергеевича, Басакиной Надежды Михайловны от ДД.ММ.ГГГГ о сохранении жилого помещения в перепланированном состоянии.

В удовлетворении требований Басакина Дмитрия Сергеевича, Басакиной Надежды Михайловны о сохранении <адрес> жилого <адрес> в перепланированном состоянии, которое заключается в демонтаже кирпичной перегородки между коридором и жилой комнатой, демонтаже кирпичной перегородки между кухней и жилой комнатой, монтаже дверного проема между жилыми комнатами № 4 и № 5, демонтаже дверного проема между комнатами № 4 и № 5 - отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Волгоградский областной суд через Красноармейский районный суд г. Волгограда в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий                                                     В.И. Лымарев        

Мотивированное решение изготовлено «31» мая 2012г.

Председательствующий                                                       В.И. Лымарев

<данные изъяты>

<данные изъяты>

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>в