№ 2-2120/2012 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации г. Волгоград 21 июня 2012 года Судья Красноармейского районного суда г. Волгограда Н.Ф. Бахтигузина, при секретаре Ю.П. Викарчук, с участием прокурора Кармолиной Н.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Красноармейского района г. Волгограда к администрации Красноармейского района г. Волгограда, ООО «Жилищно-коммунальное хозяйство», ООО «КРУК» о признании конкурса недействительным, признании сделки недействительной, применение последствий ничтожной сделки, УСТАНОВИЛ: <адрес> обратился в суд с указанным иском к ответчикам, ссылаясь на то, что ДД.ММ.ГГГГ главой администрации <адрес> Волгограда утверждена конкурсная документация для проведения открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирными домами <адрес>. Согласно данной документации администрацией <адрес> проводится открытый конкурс, предметом которого является право заключения договоров управления многоквартирными домами в отношении объекта конкурса - общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, указанных в прилагаемых лотах. Перечни жилых домов <адрес> Волгограда, выставленных на конкурс, объединены в 6 лотов. Извещение о проведении конкурса опубликовано в газете «Городские Вести» от ДД.ММ.ГГГГ, согласно п. 5 которого размер платы за содержание и ремонт жилого помещения указывается в конкурсной документации. В соответствии с разделом 7 указанной конкурсной документации победитель конкурса в течение 10 рабочих дней с даты утверждения протокола конкурса представляет в <адрес> подписанный им проект договора управления многоквартирным домом, а также обеспечивает исполнение обязательств. В течение 20 дней с даты утверждения протокола конкурса победитель конкурса направляет собственникам помещений в многоквартирном доме для подписания в течении 10 дней с даты направления подписанного победителем конкурсного проекта договора управления многоквартирным домом собственники помещений подписывают данные договоры. Согласно разделу 9 конкурсной документации управляющая организация вправе взимать с собственников помещений плату за содержание и ремонт жилого помещения, а также плату за коммунальные услуги в порядке, предусмотренном условиями конкурса и договором управления многоквартирных домов, с даты начала выполнения обязательств, возникших по результатам конкурса. Собственники помещения обязаны вносить указанную плату. Протоколом рассмотрения заявок на участие в конкурсе по отбору управляющей организации для управления многоквартирными домами с ДД.ММ.ГГГГ по лотам 1,2,3,4,5 единственным участником было признано ООО «ЖКХ». В соответствии с протоколом конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирными домами от ДД.ММ.ГГГГ победителем конкурса по лоту № признан участник конкурса ООО «КРУК». ДД.ММ.ГГГГ между <адрес> и ООО «ЖКХ» был заключен договор управления № в отношении общего имущества собственников жилых домов, вошедших в конкурс под лотами 1,2,3,4,5. ДД.ММ.ГГГГ между <адрес> и ООО «КРУК» был заключен договор управления № в отношении жилого дома, вошедшего в состав лота №. Проведенная прокуратурой проверка показала, что при проведении указанного конкурса и заключении договоров управления <адрес> были допущены нарушения, которые позволяют признать недействительным конкурсы и заключенные по его итогам договоры по следующим основаниям. Согласно извещению о проведении открытого конкурса опубликованному ДД.ММ.ГГГГ размер платы указывается в конкурсной документации. При этом, прилагаемые перечни обязательных и дополнительных работ и услуг по содержанию имущества собственников жилых домов, являющихся объектами конкурса, предусматривают тариф на содержание, обслуживание и ремонт общего имущества дома в денежном выражении (рублях) из расчета 1 кв.м. (приложение № к конкурсной документации). В соответствии с п.п.16 п.41 постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № конкурсная документация, утверждаемая организатором конкурса, включает в себя проект договора управления многоквартирным домом, составленный в соответствии со статьей 162 Жилищного кодекса РФ. В соответствии с проектом договора, указанном в конкурсной документации, размер платы за содержание и ремонт определяется общим собранием Собственников с учетом предложений Управляющей организации. При отсутствии соответствующего решения Собственников размер указанной платы рассчитывается по тарифам, установленным уполномоченными органами. Таким образом, имеются существенные противоречия в части определения одного из существенных условий конкурса и договора «размера платы за содержание общего имущества». Фактически размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в конкурсной документации не определен. Кроме того, ссылка на правовой акт, предусматривающий проект договора управления, также не соответствует требованиям действующего законодательства, поскольку в соответствии с п.41 постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № конкурсная документация должна содержать проект договора, соответствующий требованиям ст. 162 ЖК РФ. Однако, соответствующий проект договора в конкурсной документации отсутствует. Типовая форма договора управления многоквартирным домом, предусмотренная постановлением администрации Волгограда от ДД.ММ.ГГГГ №, содержит договор, заключаемый собственниками помещений жилого дома с управляющей компанией на основании решения общего собрания собственников, а не на основании конкурса, проводимого органами местного самоуправления. Более того, администрацией <адрес> нарушены требования действующего законодательства при заключении договора управления по результатам конкурса. <адрес> полномочия по заключению договора управления какими-либо правовыми актами не предоставлялось. На основании изложенного, договор управления № от ДД.ММ.ГГГГ, заключенный между администрацией <адрес> и ООО «Жилищно-коммунальное хозяйство», и договор управления № от ДД.ММ.ГГГГ, заключенный между администрацией <адрес> и ООО «КРУК», ничтожны, как не соответствующие требованиям закона. Каких-либо правовых актов, делегирующих администрации <адрес> полномочия на право заключение указанных договоров, не принималось, соответственно администрация <адрес> не может являться стороной рассматриваемых сделок. Данное исковое заявление предъявляется прокурором в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, поскольку допущенные при проведении конкурса нарушения законодательства являются существенными, затрагивающими права и интересы граждан, проживающих в многоквартирных домах, в отношении которых проводился конкурс, налагает на них обязанность внесения установленной платы за содержание жилых помещений. Определить состав жителей многоквартирных домов, в интересах которых предъявляется исковое заявление, не представляется возможным в связи с тем, что он может изменяться вследствие реализации гражданами своих прав на пользование, владение и распоряжение жилыми помещениями. С учетом изложенного, просит суд признать недействительными протокол конкурсной комиссии <адрес> рассмотрение заявок на участие в конкурсе по отбору управляющей организации для управления многоквартирными домами от ДД.ММ.ГГГГ по лотам 1,2,3,4,5, единственным участников которого было признано ООО «ЖКХ». Признать недействительным (ничтожным) договор управления от ДД.ММ.ГГГГ, заключенный между <адрес> и ООО «ЖКХ». Применить последствия недействительности ничтожной сделки договора управления № от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между <адрес> и ООО «ЖКХ» путем передачи ООО «ЖКХ» технической документации и перечисленные в договоре многоквартирные дома, иных связанных управлением многоквартирными домами документов в <адрес>. Признать недействительным протокол конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирными домами от ДД.ММ.ГГГГ, победителем которого по лоту № признано ООО «КРУК». Признать недействительным договор управления от ДД.ММ.ГГГГ заключенный между <адрес> и ООО «КРУК». Применить последствия недействительности ничтожной сделки договора управления № от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между <адрес> и ООО «КРУК» путем передачи ООО «КРУК» технической документации и перечисленные в договоре многоквартирные дома, иных связанных с управлением многоквартирные дома, иных связанных с управлением многоквартирными домами документов <адрес>. В судебном заседании представитель прокуратуры поддержала исковые требования. Представитель ответчика - администрация <адрес> возражал против удовлетворения исковых требований, мотивируя тем, что Постановлением № от ДД.ММ.ГГГГ администрации районов Волгограда определены уполномоченными органами на проведение открытых конкурсов по отбору управляющих организаций для управления многоквартирными домами. ДД.ММ.ГГГГ главой администрации <адрес> Волгограда была утверждена конкурсная документация для проведения открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирными домами <адрес> Волгограда. В состав данной документации входит: акт о состоянии общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме; порядок проведения осмотров объекта конкурса заинтересованными лицами и претендентами; график проведения осмотров; перечень обязательных работ и дополнительных услуг; форма заявки на участие в конкурсе; инструкция по заполнению заявки на участие в конкурсе; расписка о получении заявки. Извещение о проведение конкурса было опубликовано в муниципальной газете «Городские Вести» ДД.ММ.ГГГГ Претендентами на участие в конкурсе были зарегистрированы: ООО «ЖКХ» по лотам №,2,3,4,5,6; ООО «Жилсоцгарантия» по лоту № и ООО «КРУК» по лоту №. Протоколом от ДД.ММ.ГГГГ рассмотрения заявок на участие в конкурсе по отбору управляющей компании для управления многоквартирными домами по лотам №,2,3,4,5 единственным участником было признано ООО «Жилищно - коммунальное хозяйство». Протоколом от ДД.ММ.ГГГГ рассмотрения заявок на участие в конкурсе по отбору управляющей компании для управления многоквартирными домами по лоту № победителем было признано ООО «КРУК». В п.5 извещения о проведении открытого конкурса по отбору управляющей компании, опубликованном администрацией <адрес> Волгограда сказано, что размер платы за содержание и ремонт жилого помещения: указывается в конкурсной документации. За более подробной информацией необходимо обратиться по адресу <адрес> каб.2. В приложении № к конкурсной документации в перечне обязательных и дополнительных работ и услуг по содержанию и ремонту общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах указан размер платы за содержание и ремонт жилого помещения, установленная из расчета 1 кв.метра общей площади жилого помещения. Кроме того, Правила не устанавливают определенную форму указания размера платы за содержания и ремонт жилого помещения в извещении. Главой администрации <адрес> ДД.ММ.ГГГГ утвержден перечень жилых домов на конкурс по отбору управляющей компании, в котором указывался размер платы за содержание и ремонт жилого помещения, установленный из расчета 1 кв.метра общей площади жилого помещения. Данный перечень был доступен для ознакомления вместе с конкурсной документацией по адресу: <адрес>, каб.2 и был размещен на сайте www.volgadmm.ru. Ссылка истца на отсутствие проекта договора управления в конкурсной документации считают несостоятельной. П. 14 утвержденной администрацией района конкурсной документации для проведения открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирными домами <адрес> Волгограда содержит ссылку на примерную форму договора управления многоквартирными домами, утвержденную постановлением главы Волгограда № от ДД.ММ.ГГГГ, что также не запрещено Правилами. Постановление № от ДД.ММ.ГГГГ официально опубликовано в газете «Волгоградская газета» N 4, ДД.ММ.ГГГГ и доступно всем желающим для ознакомления. Также полагают, что признание проведенного администрацией <адрес> конкурса по отбору управляющей компании для управления многоквартирными домами недействительным повлечет за собой серьезные последствия, поскольку в этом случае и до выбора новой управляющей компании по конкурсу, многоквартирные дома останутся без управления и, следовательно, это нарушит права собственников и нанимателей указанных домов и лишает их возможности получать надлежащим образом коммунальные услуги и услуги по содержанию общего имущества в жилых домах. На основании вышеизложенного и в соответствии со ст. 161 ЖК РФ, Постановлением Правительства № от ДД.ММ.ГГГГ, Постановления № от ДД.ММ.ГГГГ считают, что в иске и.о. прокурора <адрес> Волгограда к администрации <адрес> Волгограда, ООО «ЖКХ», ООО «КРУК» о признании конкурса недействительным, признании сделки недействительным, применении последствии ничтожной сделки надлежит отказать. Представитель ответчика ООО «ЖКХ» - ФИО1 в суде возражала против удовлетворения исковых требований, мотивируя тем, что в соответствии с разделом 7 конкурсной документации ООО «ЖКХ», как победитель конкурса в течение 10 рабочих дней с даты утверждения протокола конкурса представил в администрацию <адрес> Волгограда подписанный проект договора № от ДД.ММ.ГГГГ. Таким образом, ООО «ЖКХ» приняв функции по управлению многоквартирными домами в <адрес> на основании открытого конкурса, исполняя свои обязанности по договору № от ДД.ММ.ГГГГ, заключило с ресурсноснабжающими и иными организациями договоры на предоставление полного комплекса жилищно-коммунальных услуг. В предусмотренные законом сроки ООО «ЖКХ» были предъявлены населению квитанции на оплату жилищно-коммунальных услуг, которые были приняты собственниками жилых помещений и оплачены. Возражений относительно управления многоквартирными домами ООО «ЖКХ» от собственников не поступало. Более того, услуги в соответствии с «договором управления оказываются всем жителям в полном объеме. Наниматели и собственники жилых помещений многоквартирных домов, находящихся в управлении ООО «ЖКХ», регулярно обращаются в управляющую организацию с различными заявлениями, просьбами, жалобами и т.д., что подтверждает исполнение принятых обязательств в полном объеме. Так же ООО «ЖКХ» возражает против применения последствия недействительности ничтожной сделки - договора управления № от ДД.ММ.ГГГГ, в связи с тем, что техническая документация на перечисленные в договоре многоквартирные дома ООО «ЖКХ» не передавалась. Более того, ООО «ЖКХ» полагает невозможным применение последствия недействительности ничтожной сделки, поскольку при недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное в натуре (в том числе тогда, когда полученное выражается в пользовании имуществом, выполненной работе или предоставленной услуге) возместить его стоимость в деньгах - если иные последствия недействительности сделки не предусмотрены законом. В период с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время ООО «ЖКХ» оказывает услуги по управлению многоквартирными домами, ведется непрерывное обеспечение жилищно-коммунальными услугами населению, в ближайшее время, в соответствии с действующим законодательством намечен ряд мероприятий по подготовке к осенне-зимнему периоду 2012-2013гг. За указанный период ООО «ЖКХ», независимо от оплаты населения, производит расчеты с ресурсоснабжающими и иными организациями. Кроме того, учитывая, что многоквартирные дома, указанные в договоре управления № от ДД.ММ.ГГГГ в основном по степени благоустройства относятся к аварийному и ветхому жилому фонду, на протяжении всего времени ООО «ЖКХ» несет соответствующую ответственность от надзорных и административных органов. Государственная жилищная инспекция, неоднократно проводя проверки деятельности ООО «ЖКХ», не усмотрела нарушений п.5 указанного положения, на основании которого ГЖИ осуществляют контроль за наличием и соблюдением условий договоров между собственниками государственных или муниципальныхобъектов жилищно-коммунальногохозяйства, производителями услуг и потребителями. Представитель ответчика - ООО «КРУК» - ФИО1 в суде возражал против удовлетворения исковых требований, ссылаясь на то, что ДД.ММ.ГГГГ между администрацией <адрес> и ООО «КРУК», в части муниципальных жилых помещений был заключен договор управления №. В приложение № к договору указан перечень обязательных и дополнительных работ содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, приложением № определен перечень работ по санитарно-техническому содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме. В приложении № отражен перечень дополнительных работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме. В этой связи ООО «КРУК», в интересах жильцов многоквартирного <адрес> были заключены договоры на поставку коммунальных услу<адрес> жильцам названного дома направлялись квитанции на оплату за жилье и коммунальные услуги (оферта), которые они соответственно оплачивали (акцепт). Таким образом, ООО «КРУК» осуществляло управления многоквартирном домом основании заключенных договоров управления с собственниками помещений жилого <адрес>. Суд, выслушав мнение лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему. Общие правила проведения конкурса по отбору управляющей организации органами местного самоуправления предусмотрены ст. 161 ЖК РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 188-ФЗ в редакции Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №-Ф3 (далее - ЖК РФ) и становлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О порядке - доведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом» (далее - постановление Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №). Постановлением главы Волгограда от ДД.ММ.ГГГГ № администрации районов Волгограда определены уполномоченными органами на проведение открытых конкурсов по отбору управляющих организаций для управления многоквартирными домами и утверждении мероприятий по подготовке и проведению открытых конкурсов по отбору управляющих организаций для управления многоквартирными домами. С учетом положений п.2 постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, которым под организатором конкурса понимается орган местного самоуправления или органы государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, уполномоченные проводить конкурс, администрация <адрес> обладает полномочиями по проведению конкурса по отбору управляющей организации. В соответствии с ч.ч. 1,2,4-8 ст. 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом: 1) непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме; 2) управление товариществом собственников жилья либо кооперативом или иным специализированным кооперативом; 3) управление управляющей организацией. Орган местного самоуправления в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, проводит открытый конкурс по отбору управляющей организации, если в течение года до дня проведения указанного конкурса собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано. Открытый конкурс проводится также в случае, если до окончания срока действия договора управления многоквартирным домом, заключенного по результатам открытого конкурса, не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано. В течение десяти дней со дня проведения открытого конкурса, предусмотренного частью 4 настоящей статьи, орган местного самоуправления уведомляет всех собственников помещений в многоквартирном доме о результатах указанного конкурса и об условиях договора управления этим домом. Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны заключить договор управления этим домом с управляющей организацией, выбранной по результату открытого конкурса. Любой собственник помещения в многоквартирном доме может обратиться в суд с требованием обязать органы местного самоуправления выбрать управляющую организацию в соответствии с положениями закона. Заключение договора управления многоквартирным домом без проведения открытого конкурса, предусмотренного ч. 4 ст. 445 ГК РФ, допускается, если указанный конкурс в соответствии с законодательством признан несостоявшимся. Пунктами 37,38, постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ предусмотрены требования к оформлению извещения о проведении конкурса, которыми в числе прочих указывается на необходимость изложения в извещении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, рассчитанного организатором конкурса в зависимости от конструктивных и технических параметров многоквартирного дома. В соответствии с п. 58 постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № в случае, если по окончании срока подачи заявок на участие в конкурсе подана только одна заявка, она рассматривается в порядке, установленном разделом VII настоящего постановления. Согласно п.71 постановления в случае, если только один претендент признан участником конкурса, организатор конкурса в течение 3 рабочих дней с даты подписания протокола рассмотрения заявок на участие в конкурсе передает этому претенденту проект договора управления многоквартирным домом, входящий в состав конкурсной документации. При этом договор управления многоквартирным домом заключается на условиях выполнения обязательных работ и услуг, указанных в извещении о проведении конкурса и конкурсной документации, за плату за содержание и ремонт жилого помещения, размер которой указан в извещении о проведении конкурса. Такой участник конкурса не вправе отказаться от заключения договора управления многоквартирным домом. В соответствии с п.п. 90, 91 постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ победитель конкурса в течение 10 рабочих дней с даты утверждения протокола конкурса представляет организатору конкурса подписанный проект договора управления многоквартирным домом, а также обеспечение исполнения обязательств. Победитель конкурса в течении 20 дней с даты утверждения протокола конкурса направляет подписанные им проекты договоров управления многоквартирным домом собственниками помещений в многоквартирном доме для подписания указанных договоров в установленном гражданским законодательством порядке. В соответствии с п. 5 постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ нарушение процедуры организации или проведения конкурса, предусмотренного настоящими правилами, является основанием для признания судом недействительными результатов конкурса и договора управления многоквартирным домом, заключенных по результатам такого конкурса. Согласно ст. 166 ГК РФ сделка недействительна по основаниям, установленным настоящим кодексом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка). Требование о применении последствий недействительности ничтожности сделки может быть предъявлено любым заинтересованным лицом. Он вправе применить такие последствия по собственной инициативе. В силу ст. 168 ГК РФ сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения. В соответствии со ст.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №-Ф3 «О действии коррупции» предусмотрено, что коррупция - это злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами; противодействие коррупции -деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий: по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции). Согласно ст. 3 указанного Федерального Закона противодействие коррупции в Российской Федерации основывается на принципах, в том числе законности. Согласно п.38 Правил проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом, утвержденных Постановлением Правительства № от ДД.ММ.ГГГГ (далее - Правила) в извещении о проведении конкурса указывается следующее: 1) основание проведения конкурса и нормативные правовые акты, на основании которых проводится конкурс; 2) наименование, место нахождения, почтовый адрес и адрес электронной почты, номер телефона организатора конкурса и специализированной организации; 3) характеристика объекта конкурса, включая адрес многоквартирного дома, год постройки, этажность, количество квартир, площадь жилых, нежилых помещений и помещений общего пользования, виды благоустройства, серию и тип постройки, а также кадастровый номер (при его наличии) и площадь земельного участка, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме; 4) наименование обязательных работ и услуг по содержанию и ремонту объекта конкурса, выполняемых (оказываемых) по договору управления многоквартирным домом (далее - обязательные работы и услуги); 5) размер платы за содержание и ремонт жилого помещения, рассчитанный организатором конкурса в зависимости от конструктивных и технических параметров многоквартирного дома, степени износа, этажности, наличия лифтов и другого механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, материала стен и кровли, других параметров, а также от объема и количества обязательных работ и услуг; 6) перечень коммунальных услуг, предоставляемых управляющей организацией в порядке, установленном законодательством Российской Федерации; 7) адрес официального сайта, на котором размещена конкурсная документация, срок, место и порядок предоставления конкурсной документации, размер, порядок и сроки внесения платы, взимаемой организатором конкурса за предоставление конкурсной документации, если такая плата установлена; 8) место, порядок и срок подачи заявок на участие в конкурсе, установленный в соответствии с пунктом 52 настоящих Правил; 9) место, дата и время вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе, а также место, дата и время рассмотрения конкурсной комиссией заявок на участие в конкурсе; 10) место, дата и время проведения конкурса; 11) размер обеспечения заявки на участие в конкурсе. Согласно п.41 Правил конкурсная документация должна содержать проект договора управления многоквартирными домами, составленный в соответствии со ст. 162 ЖК РФ. В соответствии с п. 1 Положения о государственной жилищной инспекции в Российской Федерации (утв. постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №) - Главной задачей государственной жилищной инспекции в Российской Федерации является контроль за обеспечением прав и законных интересов граждан и государства при предоставлении населению жилищных и коммунальных услуг, отвечающих требованиям федеральных стандартов качества, использованием и сохранностью жилищного фонда и общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме независимо от их принадлежности. Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ главой администрации <адрес> Волгограда утверждена конкурсная документация для проведения открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирными домами <адрес>. Согласно данной документации администрацией <адрес> проводится открытый конкурс, предметом которого является право заключения договоров управления многоквартирными домами в отношении объекта конкурса - общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, указанных в прилагаемых лотах. Перечни жилых домов <адрес> Волгограда, выставленных на конкурс, объединены в 6 лотов. Извещение о проведении конкурса опубликовано в газете «Городские Вести» от ДД.ММ.ГГГГ, согласно п. 5 которого размер платы за содержание и ремонт жилого помещения указывается в конкурсной документации. В соответствии с разделом 7 указанной конкурсной документации победитель конкурса в течение 10 рабочих дней с даты утверждения протокола конкурса представляет в <адрес> подписанный им проект договора управления многоквартирным домом, а также обеспечивает исполнение обязательств. В течение 20 дней с даты утверждения протокола конкурса победитель конкурса направляет собственникам помещений в многоквартирном доме для подписания в течении 10 дней с даты направления подписанного победителем конкурсного проекта договора управления многоквартирным домом собственники помещений подписывают данные договоры. Согласно разделу 9 конкурсной документации управляющая организация вправе взимать с собственников помещений плату за содержание и ремонт жилого помещения, а также плату за коммунальные услуги в порядке, предусмотренном условиями конкурса и договором управления многоквартирных домов, с даты начала выполнения обязательств, возникших по результатам конкурса. Собственники помещения обязаны вносить указанную плату. Протоколом рассмотрения заявок на участие в конкурсе по отбору управляющей организации для управления многоквартирными домами с ДД.ММ.ГГГГ по лотам 1,2,3,4,5 единственным участником было признано ООО «ЖКХ». В соответствии с протоколом конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирными домами от ДД.ММ.ГГГГ победителем конкурса по лоту № признан участник конкурса ООО «КРУК». ДД.ММ.ГГГГ между <адрес> и ООО «ЖКХ» был заключен договор управления № в отношении общего имущества собственников жилых домов, вошедших в конкурс под лотами 1,2,3,4,5. ДД.ММ.ГГГГ между <адрес> и ООО «КРУК» был заключен договор управления № в отношении жилого дома, вошедшего в состав лота №. Согласно извещению о проведении открытого конкурса опубликованному ДД.ММ.ГГГГ размер платы указывается в конкурсной документации. При этом, прилагаемые перечни обязательных и дополнительных работ и услуг по содержанию имущества собственников жилых домов, являющихся объектами конкурса, предусматривают тариф на содержание, обслуживание и ремонт общего имущества дома в денежном выражении (рублях) из расчета 1 кв.м. (приложение № к конкурсной документации). В соответствии с п.п.16 п.41 постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № конкурсная документация, утверждаемая организатором конкурса, включает в себя проект договора управления многоквартирным домом, составленный в соответствии со статьей 162 Жилищного кодекса РФ. В соответствии с проектом договора, указанном в конкурсной документации, размер платы за содержание и ремонт определяется общим собранием Собственников с учетом предложений Управляющей организации. При отсутствии соответствующего решения Собственников размер указанной платы рассчитывается по тарифам, установленным уполномоченными органами. Как видно из конкурсной документации Типовая форма договора управления многоквартирным домом, предусмотренная постановлением администрации Волгограда от ДД.ММ.ГГГГ №, содержит договор, заключаемый собственниками помещений жилого дома с управляющей компанией на основании решения общего собрания собственников, а не на основании конкурса, проводимого органами местного самоуправления. В состав конкурсной документации входит: акт о состоянии общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме; порядок проведения осмотров объекта конкурса заинтересованными лицами и претендентами; график проведения осмотров; перечень обязательных работ и дополнительных услуг; форма заявки на участие в конкурсе; инструкция по заполнению заявки на участие в конкурсе; расписка о получении заявки. Сторонами не оспаривается, что извещение о проведение конкурса было опубликовано в муниципальной газете «Городские Вести» ДД.ММ.ГГГГ В п.5 извещения о проведении открытого конкурса по отбору управляющей компании, опубликованном администрацией <адрес> Волгограда сказано, что размер платы за содержание и ремонт жилого помещения: указывается в конкурсной документации. За более подробной информацией необходимо обратиться по адресу <адрес> а каб. 2. В приложении № к конкурсной документации в перечне обязательных и дополнительных работ и услуг по содержанию и ремонту общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах указан размер платы за содержание и ремонт жилого помещения, установленная из расчета 1 кв.метра общей площади жилого помещения. Правила не устанавливают определенную форму указания размера платы за содержания и ремонт жилого помещения в извещении. Главой администрации <адрес> ДД.ММ.ГГГГ утвержден перечень жилых домов на конкурс по отбору управляющей компании, в котором указывался размер платы за содержание и ремонт жилого помещения, установленный из расчета 1 кв.метра общей площади жилого помещения. Данный перечень был доступен для ознакомления вместе с конкурсной документацией по адресу: <адрес>, каб.2 и был размещен на сайте www.volgadmm.ru. Таким образом, судом установлено, что информация о размере платы за содержание общего имущества имелась в конкурсной документации, в приложении к ней, была доступна для каждого желающего ознакомиться с нею, применяемая администрацией форма определения и изложении информации о размере оплаты за содержание общего имущества не противоречит закону. Суд не усматривает существенных нарушений со стороны администрации района при осуществлении требований закона о предоставлении в конкурсной документации и договоре сведений о размере платы за содержание общего имущества. Суд также не усматривает существенных нарушений со стороны администрации района в части изготовления проекта договора на управление многоквартирным домов при оформлении и проведении конкурса. П. 14 утвержденной администрацией района конкурсной документации для проведения открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирными домами <адрес> Волгограда содержит ссылку на примерную форму договора управления многоквартирными домами, утвержденную постановлением главы Волгограда № от ДД.ММ.ГГГГ, что не запрещено Правилами. Постановление № от ДД.ММ.ГГГГ официально опубликовано в газете «Волгоградская газета» N 4, ДД.ММ.ГГГГ и доступно всем желающим для ознакомления. Каких-либо существенных различий между приложенным к конкурсной документации типовым договором (содержащим договор, заключаемый с собственниками помещений жилого дома с управляющей компанией на основании решения общего собрания собственников) и договором, который администрация должна непосредственно изготавливать при проведении конкурса, не имеется. Основные и существенные условия указанных договоров являются одинаковыми. Как пояснила представитель прокуратуры, основанием для подачи искового заявления послужила проводимая прокуратурой области проверка. Каких-либо жалоб от граждан или управляющих компаний на нарушение их прав при проведении конкурса или осуществлении управления многоквартирным домом, при заключении договоров на управление домом, не поступало. Прокуратурой не представлено данных о том, каким образом, указанные в иске нарушения повлияли на права граждан и управляющих компаний, какие нарушения повлекли непосредственно для них. Доводы прокуратуры о том, что при надлежащем выполнении требований об указании стоимости содержания дома и создании индивидуального проекта договора, возможно, больше управляющих компаний пожелали бы участвовать в конкурсе, суд признает несостоятельными, поскольку данные доводы основаны на предположениях. <адрес> не приведено фактов нарушения, таким образом, прав других управляющих компаний. Как не отрицала в суде представитель прокуратуры, каких-либо жалоб на данное обстоятельство от управляющих компаний также не поступало. Более того, признание проведенного администрацией <адрес> конкурса по отбору управляющей компании для управления многоквартирными домами недействительным повлечет за собой серьезные последствия, поскольку в этом случае до выбора новой управляющей компании по конкурсу, многоквартирные дома останутся без управления, что следовательно, что нарушает права собственников и нанимателей указанных домов и лишает их возможности получать надлежащим образом коммунальные услуги и услуги по содержанию общего имущества в жилых домах. Наряду с этим, как пояснили в суде ООО «ЖКХ» и ООО «КРУК», в случае признания конкурса недействительным, для них возникнут огромные негативные последствия, поскольку они заключили множество договоров с ресурсоснабжащими организациями, которым оплатили услуги до получения от граждан оплаты, то есть из своих личных средств, в связи с чем в случае удовлетворения иска прокурора, они будут лишены возможности предъявлять иски к должникам - собственникам жилья, отстаивать свои интересы перед ресурсоснабжащими организациями, будут нести огромные убытки. В связи с этим они будут обращаться в суд с исками о возмещении указанных убытков к администрации района. При таких обстоятельствах, суд признает обоснованными доводы ответчиков о том, что последствия от устранения нарушений, на которые ссылается прокуратура, повлекут гораздо больше реальных и ощутимых нарушений для граждан, оставшихся без управляющей компании на кануне подготовки к отопительному сезону, управляющих компаний, понесших убытки, государственного бюджета в случае подачи иска к администрации района о возмещении причиненных убытков и в случае проведения нового конкурса. Таким образом, суд приходит к выводу о том, что прокуратурой не представлено доказательств, подтверждающих существенность приведенных в иске нарушений, влекущих признание конкурса и протокола конкурса недействительными, также не представлено доказательств, что выявленные прокуратурой несоответствия в конкурсной документации в части указания размера оплаты за содержание общего дома и приложения проекта типового договора повлияли на качество управления многоквартирными домами управляющими компаниями, на реализацию гражданами и управляющими компаниями своих прав на обслуживание многоквартирных домов. При таких данных суд считает необходимым отказать в удовлетворении исковых требований о признании недействительными протоколов конкурсной комиссии рассмотрения заявок на участие в конкурсе по отбору управляющей организацией для управления многоквартирными домами. Вместе с тем, суд признает обоснованными требования прокурора о признании недействительными договоров управления, заключенных между администрацией <адрес> и ООО «ЖКХ», ООО «КРУК». Как установлено судом, указанные договоры администрация района составляла от имени собственника муниципального жилья, входящего в состав многоквартирных домов, то есть заключала договор на управление многоквартирным домом, наряду с теми договорами, которые должны были заключить с управляющей компанией, выигравшей конкурс, остальные собственники квартиры в многоквартирных домах. Из содержания договора и приложения к нему усматривается, что, действительно, договор заключался только в отношении муниципального жилья. Вместе с тем, судом установлено и не отрицается представителем администрации <адрес>, что администрация района не имела полномочий на заключение таких договоров от имени собственника муниципального жилья. В настоящее время такой договор вправе заключать МУ ЖКХ <адрес>. При таких данных, суд признает указанные договоры недействительными. В части применения последствий недействительности сделок суд приходит к следующему. Представитель прокуратуры в судебном заседании пояснил, что прокурор в иске ставит вопрос о применении последствий недействительности сделок путем передачи технической иной документации, связанной с управлением многоквартирным домом. Указанное исковое требование прокурором основано на том, что при заключении договора на управление многоквартирным домом администрация должна была передать техническую и иную документацию, связанную с управлением дома, управляющей компании, с которой заключала договор. В исковом требовании речь идет именно о той документации, которая администрация передала управляющей компании при заключении договора на управление многоквартирным домом. Иного способа применения последствий недействительности сделки прокурор в иске не просит. Судом установлено и не оспаривается сторонами, что в случае заключения договора на управление многоквартирным домом, имеющаяся в отношении дома техническая документация передается управляющей компании по акту-передачи. При таких данных суд считает возможным удовлетворить требования о применения последствий недействительности сделки путем передачи управляющей компанией документации, связанной с управлением многоквартирным домом, которую администрация района передавала управляющим компаниям (ответчикам по делу) при заключении спорных договоров, по акту приема-передачи. С учетом изложенного, суд удовлетворяет исковые требования прокурора в части признания недействительными договором, заключенных администрацией района с ООО «ЖКХ» и ООО «КРУК» на управление многоквартирным домом в отношении муниципальной собственности, в части применения последствий недействительности сделок путем передачи управляющей компанией документации, связанной с управлением многоквартирным домом, которую администрация района передавала по акту приема-передачи управляющим компаниям (ответчикам по делу) при заключении спорных договоров. Суд отказывает в удовлетворении остальной части требований, в том числе о признании недействительными протоколов конкурсной комиссии. Доводы прокурора о том, что управляющие компании не заключили договоры по результатам конкурса с гражданами, по мнению суда не является основаниям для признания результатов конкурса недействительным. Судом не установлено наличие каких-либо существенных нарушений при проведении конкурса и выборе управляющий компаний. По результатам конкурса собственники жилья обязаны заключить договор с управляющей компанией, победившей на конкурсе. Как пояснили ответчики ООО «КРУК» и ООО «ЖКХ» ими вывешивалось объявление об обязанности собственником жилья заключить с ними договор, ООО «КРУК» простыми письмами направлялись договоры вместе с квитанциями об оплате за обслуживание дома. Все жильцы приняли данные условия, стали оплачивать присланные им квитанции, жалоб на ненадлежащее управление, неправильное начисление платежей не поступало. Принимая во внимание, что в силу закона заключение договора на управление домом с управляющей компанией в данном случае является не правом, а обязанностью собственника жилья, ненадлежащее выполнение собственником жилья своей обязанности не влечет незаконность управления многоквартирным домом. От собственников жилья не поступало письменного отказа заключить договоры на управление многоквартирным домом, жители дома приняли и стали оплачивать присланные им новыми управляющими компаниями квитанция, чем фактически приняли условия договора на управление многоквартирным домом. Более того, соблюдение, либо несоблюдение собственниками жилья формальной процедуры, являющейся обязательным следствием конкурса, само по себе не влияет на законность проведенного конкурса. Законность конкурса напрямую связано с соблюдение требований закона при проведении самого конкурса. В соответствии со ст. 98 ГК РФ суд взыскивает с администрации <адрес> 200 рублей в доход государства. На основании изложенного и, руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Исковые требования прокурора <адрес> к администрации <адрес>, ООО «Жилищно-коммунальное хозяйство», ООО «КРУК» о признании конкурса недействительным, признании сделки недействительной, применение последствий ничтожной сделки, - удовлетворить в части. Признать недействительным (ничтожным) договор управления от ДД.ММ.ГГГГ, заключенный между <адрес> и ООО «ЖКХ». Применить последствия недействительности ничтожной сделки договора управления № от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между <адрес> и ООО «ЖКХ» путем передачи ООО «ЖКХ» в <адрес> технической документации, связанной управлением многоквартирными домами документов, которая администрация <адрес> передавала ООО «ЖКХ» по акту приема-передачи при заключении указанного договора. Признать недействительным договор управления от ДД.ММ.ГГГГ заключенный между <адрес> и ООО «КРУК». Применить последствия недействительности ничтожной сделки договора управления № от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между <адрес> и ООО «КРУК» путем передачи ООО «КРУК» в <адрес> технической документации, связанной управлением многоквартирными домами документов, которая администрация <адрес> передавала ООО «КРУК» по акту приема-передачи при заключении указанного договора. В остальной части исковых требований - отказать. Взыскать с администрации <адрес> в доход государства госпошлину в размере 200 рублей. Решение может быть обжаловано в Волгоградский облсуд путем подачи апелляционной жалобы через Красноармейский районный суд <адрес> в течение одного месяца со дня изготовления его в окончательной форме. Судья: подпись Справка: мотивированный текст решения изготовлен ДД.ММ.ГГГГ Копия верна Судья: Н.Ф. Бахтигузина Секретарь: ФИО1 № РЕШЕНИЕ ( ре з о л ю т и в н а я ч а с т ь) Именем Российской Федерации <адрес> ДД.ММ.ГГГГ Судья Красноармейского районного суда г. ФИО1 Бахтигузина, при секретаре ФИО1, с участием прокурора ФИО1, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора <адрес> к администрации <адрес>, ООО «Жилищно-коммунальное хозяйство», ООО «КРУК» о признании конкурса недействительным, признании сделки недействительной, применение последствий ничтожной сделки, На основании изложенного и, руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Исковые требования прокурора <адрес> к администрации <адрес>, ООО «Жилищно-коммунальное хозяйство», ООО «КРУК» о признании конкурса недействительным, признании сделки недействительной, применение последствий ничтожной сделки, - удовлетворить в части. Признать недействительным (ничтожным) договор управления от ДД.ММ.ГГГГ, заключенный между <адрес> и ООО «ЖКХ». Применить последствия недействительности ничтожной сделки договора управления № от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между <адрес> и ООО «ЖКХ» путем передачи ООО «ЖКХ» в <адрес> технической документации, связанной управлением многоквартирными домами документов, которая администрация <адрес> передавала ООО «ЖКХ» по акту приема-передачи при заключении указанного договора. Признать недействительным договор управления от ДД.ММ.ГГГГ заключенный между <адрес> и ООО «КРУК». Применить последствия недействительности ничтожной сделки договора управления № от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между <адрес> и ООО «КРУК» путем передачи ООО «КРУК» в <адрес> технической документации, связанной управлением многоквартирными домами документов, которая администрация <адрес> передавала ООО «КРУК» по акту приема-передачи при заключении указанного договора. В остальной части исковых требований - отказать. Взыскать с администрации <адрес> в доход государства госпошлину в размере 200 рублей. Решение может быть обжаловано в Волгоградский облсуд путем подачи апелляционной жалобы через Красноармейский районный суд <адрес> в течение одного месяца со дня изготовления его в окончательной форме. Судья: Резолютивная часть решения изготовлена в совещательной комнате Судья: Н.Ф. Бахтигузина