ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Красноармейский районный суд г. Волгограда в составе председательствующего судьи Снегиревой Н.М., при секретаре Мещеряковой Н.В., с участием заявителей Харченко В.Л., Харченко О.Е., представителя заинтересованного лица Администрации Красноармейского района Волгограда по доверенности Иванова А.С.. 06 августа 2012 года в городе Волгограде, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Харченко Валентины Леонидовны, Харченко Ольги Евгеньевны об оспаривании отказа Администрации Красноармейского района г.Волгограда в согласовании выполненной перепланировки жилого помещения, У С Т А Н О В И Л: Харченко В.Л., Харченко О.Е. обратились в суд с заявлением об оспаривании отказа органа местного самоуправления в согласовании выполненной перепланировки жилого помещения. В обосновании заявления указали, что являются собственниками <адрес>, где постоянно проживают и состоят на регистрационном учете. В ДД.ММ.ГГГГ они без согласования с Администрацией Красноармейского района г.Волгограда осуществили перепланировку и переустройство жилого помещения, которая заключалась <данные изъяты>.. При осуществлении переустройства несущие конструкции жилого помещения не изменялись и не демонтировались, перекрытие жилого помещения осуществлено из железобетонных бетонных плит, которые также не изменялись, поэтому угрозы жизни и здоровью, проживающих в жилом помещении лиц выполненная перепланировка и переустройство не представляет, перепланировка выполнена в соответствии со строительными нормами и правилами. Однако, при обращении в Администрацию Красноармейского района г.Волгограда с просьбой о сохранении жилого помещения в перепланированном и переустроенном состоянии, в удовлетворении просьбы им было отказано, рекомендовано привести жилое помещение в прежнее состояние. В судебном заседании заявители Харченко В.Л., Харченко О.Е. заявленные требования поддержали, настаивали на его удовлетворении, пояснили, что заявление о согласовании перепланировки в квартире по существу Администрацией Красноармейского района г.Волгограда не рассматривалось. В течение <данные изъяты> после обращения с заявлением они получили ответ с отказом. Считают действия администрации неправомерным и нарушающими их права. Представитель заинтересованного лица Администрации Красноармейского района Волгограда по доверенности Иванов А.С. с заявленными требованиями не согласился, просил в удовлетворении заявления отказать, поскольку администрация Красноармейского района Волгограда не наделена полномочиями по принятию решения о согласовании самовольно произведенной перепланировки. Выслушав заявителей Харченко В.Л., Харченко О.Е., представителя заинтересованного лица Администрации Красноармейского района Волгограда по доверенности Иванова А.С., исследовав материалы дела, суд приходит к следующему. Согласно ч. 1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему. На основании ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям(бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности. В судебном заседании установлено, что Харченко В.Л., Харченко О.Е. являются собственниками <адрес>, что подтверждается копиями свидетельств о государственной регистрации права собственности (л.д. 7 - 8). Также судом установлено, что в <адрес> (л.д. 9-13), принадлежащей заявителям на праве собственности, была <данные изъяты> На основании ч. 2 ст. 25 ЖК РФ перепланировка жилого помещения представляет собой изменение его конфигурации, требующее внесения изменения в технический паспорт жилого помещения. В соответствии со ст. 26 ЖК РФ, переустройство и (или) перепланировка жилого помещения проводятся с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий согласование) на основании принятого им решения. Для проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения собственник данного помещения или уполномоченное им лицо в орган, осуществляющий согласование, по месту нахождения переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения представляет: 1) заявление о переустройстве и (или) перепланировке по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти; 2) правоустанавливающие документы на переустраиваемое и (или) перепланируемое жилое помещение (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии); 3) подготовленный и оформленный в установленном порядке проект переустройства и (или) перепланировки переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения; 4) технический паспорт переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения; 5) согласие в письменной форме всех членов семьи нанимателя (в том числе временно отсутствующих членов семьи нанимателя), занимающих переустраиваемое и (или) перепланируемое жилое помещение на основании договора социального найма (в случае, если заявителем является уполномоченный наймодателем на представление предусмотренных настоящим пунктом документов наниматель переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения по договору социального найма); 6) заключение органа по охране памятников архитектуры, истории и культуры о допустимости проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения, если такое жилое помещение или дом, в котором оно находится, является памятником архитектуры, истории или культуры. Орган, осуществляющий согласование, не вправе требовать представление других документов кроме документов, установленных частью 2 настоящей статьи. Заявителю выдается расписка в получении документов с указанием их перечня и даты их получения органом, осуществляющим согласование. Решение о согласовании или об отказе в согласовании должно быть принято по результатам рассмотрения соответствующего заявления и иных представленных в соответствии с частью 2 настоящей статьи документов органом, осуществляющим согласование, не позднее чем через сорок пять дней со дня представления указанных документов в данный орган. Орган, осуществляющий согласование, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия решения о согласовании выдает или направляет по адресу, указанному в заявлении, заявителю документ, подтверждающий принятие такого решения. Форма и содержание указанного документа устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Предусмотренный частью 5 настоящей статьи документ является основанием проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения. Как установлено в судебном заседании, произведенная заявителями перепланировка проведена без соответствующего согласования с органом, осуществляющим согласование проведенных работ. Так, в соответствии с техническим паспортом, жилое помещение- <адрес> до перепланировки состояла из <данные изъяты> После перепланировки общая площадь квартиры составляет <данные изъяты> Между тем, согласно заключения о техническом состоянии несущих строительных конструкций <адрес> после выполненной перепланировки, перепланировка квартиры выполнена в соответствии с существующими строительными нормами и правилами. Сверхнормативных нагрузок на несущие конструкции не создано. Выполненная перепланировка не оказала отрицательного влияния на существующие несущие строительные конструкции и не повлияла на дальнейшую безопасную эксплуатацию здания. Состояние несущих конструкций здания характеризуется как работоспособное (л.д. 14-30). После производства перепланировки квартиры заявители Харченко В.Л., Харченко О.Е. обратились в орган, осуществляющий согласование- Администрацию Красноармейского района Волгограда с заявлением о согласовании жилого помещения в перепланированном состоянии. Однако их заявление по существу не было рассмотрено, в течение двух дней с момента направления заявления с приложенными документами, они получили отказ в согласовании перепланировки. Согласно ст. 29 ЖК РФ, самовольными являются переустройство и (или) перепланировка жилого помещения, проведенные при отсутствии основания, предусмотренного частью 6 статьи 26 настоящего Кодекса, или с нарушением проекта переустройства и (или) перепланировки, представлявшегося в соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 26 настоящего Кодекса. Самовольно переустроившее и (или) перепланировавшее жилое помещение лицо несет предусмотренную законодательством ответственность. Собственник жилого помещения, которое было самовольно переустроено и (или) перепланировано, или наниматель такого жилого помещения по договору социального найма обязан привести такое жилое помещение в прежнее состояние в разумный срок и в порядке, которые установлены органом, осуществляющим согласование. На основании решения суда жилое помещение может быть сохранено в переустроенном и (или) перепланированном состоянии, если этим не нарушаются права и законные интересы граждан либо это не создает угрозу их жизни или здоровью. Данная норма предусматривает одно из правовых последствий самовольного переустройства или самовольной перепланировки жилого помещения, то есть в судебном порядке устанавливаются правовые последствия самовольно произведенной перепланировки и решается вопрос о возможности ее сохранения. Наличие отказа в согласовании перепланировки ввиду ее несоответствия требованиям закона не является непреодолимым препятствием для признания прав истцов, но с выявлением обстоятельств, не нарушающих права и законные интересы граждан либо не создающих угрозу жизни и здоровью граждан. Вместе с тем положения ст. 29 ЖК РФ не содержат запрета и не исключают полномочия органа местного самоуправления, предусмотренные п. 7 ч. 1 ст. 14, ст.ст. 26 - 28 ЖК РФ, согласовать по заявлению гражданина самовольно выполненные переустройство и (или) перепланировку и сохранить жилое помещение в существующем состоянии. Отказ органа, уполномоченного принимать решения о согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения, может быть признан судом неправомерным, если гражданином были представлены указанные в ч. 2 ст. 26 ЖК РФ документы, а произведенные им переустройство и (или) перепланировка соответствуют требованиям законодательства. Пунктом 2.2. Постановления Администрации Волгограда от 31.03.2005 № 540 «Об утверждении Временного порядка согласования переустройства и (или) перепланировки, реконструкции жилых помещений в жилых домах на территории Волгограда, Временного порядка принятия решений о переводе жилых помещений в нежилые помещения и нежилых помещений в жилые на территории Волгограда и Временного порядка согласования реконструкции нежилых помещений, находящихся в жилых и нежилых зданиях, строениях, сооружениях на территории Волгограда» предусмотрено, что для проведения переустройства и (или) перепланировки, реконструкции жилых помещений собственник данного помещения или уполномоченное им лицо (далее - заявитель) представляет в администрацию района Волгограда заявление о переустройстве и (или) перепланировке жилого помещения по форме, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации. В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 27 ЖК РФ отказ в согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения допускается в случае непредставления определенных частью 2 статьи 26 настоящего Кодекса документов. Вместе с тем, как достоверно установлено в судебном заседании, Администрация Красноармейского района Волгограда фактически не рассматривая заявление Харченко В.Л., Харченко О.Е. о сохранении жилого помещения в перепланированном состоянии по существу, письмом от ДД.ММ.ГГГГ сообщила, что администрация не наделена полномочиями по сохранению жилых помещений в перепланированном состоянии и уведомила заявителей о необходимости приведения жилого помещения в прежнее состояние ( л.д.31). Указанные обстоятельства, по мнению суда, свидетельствуют о бездействии администрации района по рассмотрению заявления заявителей. Согласно п.25 Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» по существу суду надлежит выяснять: имеет ли орган (лицо) полномочия на принятие решения или совершение действия.; соблюден ли порядок принятия решений, совершения действий органом или лицом в том случае, если такие требования установлены нормативными правовыми актами (форма, сроки, основания, процедура и т.п; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного действия (бездействия) требованиям закона и иного нормативного правового акта, регулирующих данные правоотношения. Основанием к удовлетворению заявления может служить нарушение требований законодательства хотя бы по одному из оснований, свидетельствующих о незаконности принятых решений, совершенных действий (бездействия). Таким образом, отказав заявителям в рассмотрении их обращения, Администрация Красноармейского района г. Волгограда по существу заявление не рассмотрела, решение о согласовании или об отказе в согласовании перепланировки, в нарушение требований закона не приняла, что, по мнению суда, нарушает права заявителя. При таких обстоятельствах, требования о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления Администрации Красноармейского района г. Волгограда в согласовании выполненной перепланировки, переустройства <адрес> неправомерными и обязании администрации Красноармейского района г. Волгограда согласовать произведенную перепланировку и переустройство жилого помещения - являются обоснованными и подлежат удовлетворению. Доводы представителя заинтересованного лица Администрации Красноармейского района Волгограда по доверенности Иванова А.С. о том, что у администрации района города нет полномочий принимать решения о сохранении либо об отказе в сохранении жилого помещения в перепланированном состоянии в связи с производством самовольной перепланировки, суд находит несостоятельными, поскольку Постановлением Администрации Волгограда от 31.03.2005 № 540 (ред. от 15.04.2011) «Об утверждении Временного порядка согласования переустройства и (или) перепланировки, реконструкции жилых помещений в жилых домах на территории Волгограда» решение о согласовании или об отказе в согласовании перепланировки принимается администрацией района по месту нахождения жилого помещения, при этом самовольным переустройством и (или) перепланировкой, реконструкцией жилого помещения признается переустройство и (или) перепланировка, реконструкция, проведенная без согласования с администрацией района Волгограда или с нарушением проекта переустройства и (или) перепланировки, реконструкции жилого помещения. Кроме того, согласно п. 2.3.1 Положения об Администрации Красноармейского района г. Волгограда, утвержденного Решением Волгоградской городской Думы от 24.12.2010 № 40/1252, Администрация района решает в установленном порядке вопросы переустройства, перепланировки и реконструкции жилых помещений в жилых домах. Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л : Заявление Харченко Валентины Леонидовны, Харченко Ольги Евгеньевны об оспаривании отказа Администрации Красноармейского района г.Волгограда в согласовании выполненной перепланировки жилого помещения - удовлетворить. Признать бездействие - отказ Администрации Красноармейского района г. Волгограда в согласовании выполненной перепланировки, переустройства <адрес> не законным. Обязать Администрацию Красноармейского района г.Волгограда рассмотреть заявление Харченко Валентины Леонидовны, Харченко Ольги Евгеньевны, согласовать произведенную перепланировку и переустройство жилого помещения - <адрес>. Решение может быть обжаловано в Волгоградский областной суд через Красноармейский районный суд г. Волгограда в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме. Председательствующий Н.М. Снегирева Мотивированное решение изготовлено 07 августа 2012г. Председательствующий Н.М. Снегирева