О признании недействующим в части нормативно-правового акта



Дело № 2-260/10

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

п.Крапивинский Кемеровской области 13 июля 2010г.

Судья Крапивинского районного суда Кемеровской области Кудрякова Л.И., с участием прокурора Ядыкиной С.Ю., при секретаре Петрукович В.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Крапивинского района о признании недействующим в части нормативно-правового акта,

У С Т А Н О В И Л :

В Крапивинский районный суд обратился прокурор с заявлением о признании недействующим в части нормативно-правового акта – п.12 Решения Крапивинского районного Совета народных депутатов № 02-269 от 30.11.2009г. «Об определении метода регулирования тарифов на услуги организаций коммунального комплекса на 2010 год и об утверждении тарифов и нормативов на жилищно-коммунальные услуги для населения муниципального образования «Крапивинский район» на 2010 год. В обоснование заявленных требований заявитель полагает указанный пункт нормативного акта не соответствующим закону. Просит признать его недействующим по следующим основаниям.

Указанный пункт 12 Решения Крапивинского районного Совета народных депутатов № 02-269 от 30.11.2009г. «Об определении метода регулирования тарифов на услуги организаций коммунального комплекса на 2010 год и об утверждении тарифов и нормативов на жилищно-коммунальные услуги для населения муниципального образования «Крапивинский район» на 2010 год, опубликованный в газете «Тайдонские родники» №92 от 02.12.2009г., устанавливает плату в размере 100% от установленных тарифов за услуги горячего и холодного водоснабжения, водоотведение потребленного свыше нормативов потребления. Данный пункт противоречит требованиям ст.157 Жилищного кодекса РФ и не подлежит применению с 01.01.2010г., так как размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при отсутствии их исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления, за исключением нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению, утверждаемых органами государственной власти субъектов РФ. Порядок предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006г. №307 не содержат положений о применении норматива потребления при расчете платы за коммунальные услуги в отношении потребителей имеющих в жилых помещениях индивидуальные приборы учета. Плата за холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение, отопление рассчитывается по тарифам, установленным для ресурсоснабжающих организаций в порядке, определенном законодательством РФ. При наличии в помещениях индивидуальных или общих приборов учета размер платы определяется исходя из показаний данных приборов учета. При отсутствии приборов учета размер платы за коммунальные услуги в жилых помещениях определяется с учетом норматива потребления соответствующих коммунальных услуг. Применение норматива потребления для оплаты по приборам учета законом не допускается. Однако в п.12 Решения №02-269 от 30.11.09г. норматив потребления коммунальных услуг применяется при расчете платы за потребление данных услуг свыше установленных нормативов. А установить факт потребления услуг свыше норматива возможно только в отношении тех потребителей, которые имеют индивидуальные приборы учета, что противоречит ст.157 ЖК РФ. Согласно Постановления Коллегии Администрации Кемеровской области от 28.09.07г. № 207 «О стандартах оплаты жилья и коммунальных услуг в Кемеровской области на 2009-2011 годы» в целях обеспечения эффективной деятельности организаций жилищно-коммунального хозяйства и определения размера финансовой помощи, оказываемой бюджетам муниципальных образований, финансового обеспечения расходов на содержание жилья, текущий и капитальный ремонт жилищного фонда, возмещения затрат за предоставленные коммунальные услуги населению и упорядочения платежей граждан по оплате жилья и коммунальных услуг Коллегия Администрации Кемеровской области установила уровень платежей граждан за жилье и предоставляемые коммунальные услуги в процентах от тарифов, установленных органами местного самоуправления на соответствующий регулируемый период в пределах региональных стандартов нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в размере 90%. Плата в размере 100% тарифов на содержание и ремонт жилого помещения, предоставления коммунальных услуг, установленных органами местного самоуправления установлена для конкретных категорий граждан таких как : граждане, имеющие в собственности более одного жилого помещения ( кроме жилых помещений, находящихся в совместной и (или) долевой собственности), за второе и последующее жилье; для граждан, являющихся собственниками жилых помещений, в которых никто не зарегистрирован по месту жительства; для граждан, являющихся собственниками жилых помещений, сдающих эти помещения внаем, поднаем. Право органам местного самоуправления на установление платы в размере 100% за услуги горячего и холодного водоснабжения, водоотведения свыше нормативов потребления не предоставлено законом. Полномочия органов местного самоуправления по данным вопросам определены в ст.5 Федерального закона от 30.12.2004г. №210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса». Перечень определенных законом полномочий расширительному толкованию не подлежит. Установление потребителям коммунальных услуг, имеющим приборы учета, платы в размере 100% за услуги, потребленные свыше установленного норматива нарушает права и свободы граждан, неопределенного круга лиц на оплату коммунальных услуг в пределах установленного тарифа.

В судебном заседании прокурор Ядыкина С.Ю. в полном объеме поддержала заявленные требования и пояснила, что обжалуемая норма права порождает дискриминацию в отношении граждан, оплачивающих коммунальные услуги по показаниям приборов учета и ставит их в неравное положение с гражданами, оплачивающими коммунальные услуги по установленным тарифам, так как последние оплачивают 90% от тарифа за коммунальные услуги по нормативу, а остальные оплачивают 100% от тарифа за услуги потребленные свыше норматива. Определить какой объем коммунальных услуг потребили граждане не имеющие приборов учета не имеется возможности и соответственно потребители на рынке коммунальных услуг поставлены в неравное положение. Кроме того при оплате потребителями указанных коммунальных услуг за периоды свыше 1 месяца, нормативы потребления на раскидываются на малые периоды, позволившие бы потребителям соблюдать нормативы потребления за месяц или квартал, что нарушает их право на равные права с потребителями не имеющими приборов учета. Просит удовлетворить заявленные требования в полном объеме.

Председатель Крапивинского районного Совета народных депутатов Попик А.В. в судебном заседании пояснил, что расчет по оплате коммунальных услуг, определения норматив потребления коммунальных услуг достаточно сложный и поэтому при обсуждении нормативных актов по данным вопросам на депутатские слушания приглашаются специалисты Администрации МО «Крапивинский район», подготовившие проекты нормативных актов, а так же иные специалисты организаций и учреждений, которые в работе будут руководствоваться данными нормативными актами. Указанный в заявлении пункт 12 Решения Крапивинского районного Совета народных депутатов № 02-269 от 30.11.2009г. «Об определении метода регулирования тарифов на услуги организаций коммунального комплекса на 2010 год и об утверждении тарифов и нормативов на жилищно-коммунальные услуги для населения муниципального образования «Крапивинский район» на 2010 год особо на депутатских слушаниях не обсуждался, так как не было оснований заострять на этом внимание депутатов. Но позиция прокурора в отношении поставленного вопроса по данному пункту Решения № 02-269 основана на законе и в целом направлена на защиту прав потребителей коммунальных услуг, поэтому с заявленными требованиями он согласен и не намерен их оспаривать. При этом просит учесть, что бюджет Крапивинского района на 86% дотационный и экономия, пополнение бюджета по содержанию жилищного фонда является первостепенной задачей законодательного органа Крапивинского района.

Представитель третьего лица не заявляющего самостоятельных требований Администрации МО «Крапивинский район» Ащеулова Т.Я. в судебном заседании пояснила, что она занимает должность начальника отдела экономики и ценообразования Администрации МО «Крапивинский район» и она на основании своих должностных обязанностей, занимается расчетом нормативов потребления коммунальных услуг населением Крапивинского района, порядком расчета оплаты за потребленные коммунальные услуги, подготовкой нормативных документов по данным вопросам. Полагает, что оспариваемый пункт 12 Решения Крапивинского районного Совета народных депутатов № 02-269 от 30.11.2009г. «Об определении метода регулирования тарифов на услуги организаций коммунального комплекса на 2010 год и об утверждении тарифов и нормативов на жилищно-коммунальные услуги для населения муниципального образования «Крапивинский район» на 2010 год не нарушает прав потребителей коммунальных услуг имеющих приборы учета, поскольку в случае если потребители будут надлежащим образом исполнять свои обязанности по передаче данных с приборов учета, оплате коммунальных услуг в установленные сроки, то данный пункт не будет к ним применяться и не нарушит их прав. Установленное правило применяется лишь к тем потребителям, которые в установленные сроки не сообщили о показаниях приборов учета, не оплатили потребленные коммунальные услуги вовремя и соответственно их нормативы потребления превысили установленные законом. Вводя данный пункт, они преследовали цель дисциплинировать потребителей по вопросу своевременной передачи данных с приборов учета в коммунальное предприятие. Предавать сведения нужно своевременно и ежемесячно. Суммы переплаты в таких случаях незначительны. Норма потребления коммунальных услуг устанавливается и утверждается для того, чтобы подсчитать стоимость тарифа, а так же она применяется при предоставлении льгот по услугам, что установлено на законодательном уровне. В настоящее время стоимость тарифа заведомо занижена, бюджет района дотационный и коммунальные предприятия работают в убыток, а компенсационные выплаты зачастую не покрывают размеры убытков. То, что оспариваемая прокурором норма, ухудшает положение потребителей услуг имеющих приборы учета обосновано, но в случае если данные потребители накапливают долги по несколько месяцев к ним не возможно применить штрафную санкцию в виде пени. А в отношении потребителей оплачивающих услуги по нормативу, данную санкцию можно применять ежемесячно, что так же ставит их в неравное положение с потребителями имеющими приборы учета. Полагают, что нарушений законодательства и прав потребителей оспариваемой нормой они не нарушили.

Заслушав стороны и изучив материалы дела. суд полагает, что заявление прокурора подлежит удовлетворению по следующим основаниям. Согласно ст.45, ч.1 ст.251 ГПК РФ прокурор в пределах своей компетенции, вправе обратится в суд с заявлением о признании нормативного правового акта органа местного самоуправления противоречащим закону полностью или в части в случае если данный акт принят, опубликован в установленном порядке и им нарушены права и свободы граждан, гарантированные Конституцией РФ, законами и другими нормативными правовыми актами.

В судебном заседании установлено, что пунктом 12 Решения Крапивинского районного Совета народных депутатов № 02-269 от 30.11.2009г. «Об определении метода регулирования тарифов на услуги организаций коммунального комплекса на 2010 год и об утверждении тарифов и нормативов на жилищно-коммунальные услуги для населения муниципального образования «Крапивинский район» на 2010 год, опубликованный в газете «Тайдонские родники» №92 от 02.12.2009г., установлена плата в размере 100% от установленных тарифов за услуги горячего и холодного водоснабжения, водоотведение потребленного свыше нормативов потребления. Суд полагает, что указанное Решение Совета народных депутатов является нормативно правовым актом, поскольку принят и издан в установленном порядке уполномоченным органом, устанавливает правовые нормы (правила поведения) обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанный для неоднократного применения, прошедший публикацию в установленном порядке. Согласно Постановления Коллегии Администрации Кемеровской области от 28.09.07г. № 207 «О стандартах оплаты жилья и коммунальных услуг в Кемеровской области на 2009-2011 годы» в целях обеспечения эффективной деятельности организаций жилищно-коммунального хозяйства и определения размера финансовой помощи, оказываемой бюджетам муниципальных образований, финансового обеспечения расходов на содержание жилья, текущий и капитальный ремонт жилищного фонда, возмещения затрат за предоставленные коммунальные услуги населению и упорядочения платежей граждан по оплате жилья и коммунальных услуг Коллегия Администрации Кемеровской области установила уровень платежей граждан за жилье и предоставляемые коммунальные услуги в процентах от тарифов, установленных органами местного самоуправления на соответствующий регулируемый период в пределах региональных стандартов нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в размере 90%. %. Плата в размере 100% тарифов на содержание и ремонт жилого помещения, предоставления коммунальных услуг, установленных органами местного самоуправления установлена для конкретных категорий граждан таких как : граждане, имеющие в собственности более одного жилого помещения ( кроме жилых помещений, находящихся в совместной и (или) долевой собственности), за второе и последующее жилье; для граждан, являющихся собственниками жилых помещений, в которых никто не зарегистрирован по месту жительства; для граждан, являющихся собственниками жилых помещений, сдающих эти помещения внаем, поднаем. Право органам местного самоуправления на установление платы в размере 100% за услуги горячего и холодного водоснабжения, водоотведения свыше нормативов потребления не предоставлено законом. Полномочия органов местного самоуправления по данным вопросам определены в ст.5 Федерального закона от 30.12.2004г. №210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса». Перечень определенных законом полномочий расширительному толкованию не подлежит.

Согласно ст. 426 ГК РФ ничтожны, соответственно условия договоров не соответствующие установленным правилам и закону ничтожны. Порядок предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006г. №307 не содержат положений о применении норматива потребления при расчете платы за коммунальные услуги в отношении потребителей имеющих в жилых помещениях индивидуальные приборы учета. Плата за холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение, отопление рассчитывается по тарифам, установленным для ресурсоснабжающих организаций в порядке, определенном законодательством РФ. При наличии в помещениях индивидуальных или общих приборов учета размер платы определяется исходя из показаний данных приборов учета. При отсутствии приборов учета размер платы за коммунальные услуги в жилых помещениях определяется с учетом норматива потребления соответствующих коммунальных услуг. Применение норматива потребления для оплаты по приборам учета законом не допускается. Согласно ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого показаниями приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления. Таким образом оспариваемая в судебном заседании норма не соответствует указанному выше гражданскому законодательству и Правилам оказания коммунальных услуг.

Согласно ст. 253 ГПК РФ противоречащий закону нормативно правовой акт либо его часть признается недействующим со дня его принятия. Решение суда подлежит опубликованию после вступления его в законную силу в том же печатном издании, в котором был официально опубликован нормативный правовой акт. Решение суда о признании нормативного правового акта недействительным не может быть преодолено повторным принятием такого же акта.

На основании изложенного и руководствуясь 194-196 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Удовлетворить заявление прокурора Крапивинского района Кемеровской области и признать п.12 Решения Крапивинского районного Совета народных депутатов № 02-269 от 30.11.2009г. «Об определении метода регулирования тарифов на услуги организаций коммунального комплекса на 2010 год и об утверждении тарифов и нормативов на жилищно-коммунальные услуги для населения муниципального образования «Крапивинский район» на 2010 год, опубликованный в газете «Тайдонские родники» №92 от 02.12.2009г в части установления платы в размере 100% от установленных тарифов за услуги горячего и холодного водоснабжения, водоотведения свыше нормативов потребления недействующим со дня его принятия.

Настоящее решение является основанием для перерасчета произведенных потребителями оплат коммунальных услуг коммунальными предприятиями Крапивинского района Кемеровской области в течение месяца со дня опубликования данного решения в газете «Тайдонские родники».

Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд через Крапивинский районный суд в течение 10 дней с момента вынесения.

Судья Кудрякова Л.И.