Понуждение к соблюдению санитарно - эпидемиологического законодательства



Дело №2-361/2011

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации


П.г.т Крапивинский 29 июля 2011 год

Крапивинский районный суд Кемеровской области в составе

председательствующего судьи Быковой И.В.

при секретаре Чернавиной И.И.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав и благополучия человека по Кемеровской области в Крапивинском районе к Администрации Зеленогорского городского поселения, администрации Крапивинского муниципального района,

УСТАНОВИЛ:

Территориальный отдел Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Кемеровской области в Крапивинском районе (далее ТО Управления) обратился в суд с иском к администрации Зеленогорского территориального поселения о понуждении к исполнению санитарно-эпидемиологического законодательства. Определением Крапивинского районного суда от 26.07.2011 года в качестве соответчика по делу привлечена администрация Крапивинского муниципального района.

Требования истца обоснованы тем, что на основании распоряжения от 12.05.2011г. № 25 начальника территориального отдела Управления О.И.Глущенко проведена внеплановая выездная проверка выполнения предписания № 58 от 30.09.2010г. в отношении Администрации Зеленогорской поселковой территории по адресу: 652449, Кемеровская область, Крапивинский район, пгт. Зеленогорский, ул. Центральная, 38. В ходе проверки выявлены факты невыполнения предписания № 58 от 30.09.2010г. со сроком исполнения до 1 мая 2011г, а именно, не установлены контейнера для мусора и твердых бытовых отходов в районе размещения гаражей поселка, на территории гаражей организовано несколько несанкционированных свалок мусора, что является нарушением п.2 ст.8 и п.З ст. 10 Федерального закона от 24.06.1998г. «Об отходах производства и потребления» на территории поселка не выделено место для выгула собак., что является нарушением ст. 4.1 СП 3.1.096-96 «Профилактика и борьба с заразными болезнями, общими для человека и животных» ч.15 ст 14 Закона РФ от 06.10.2003 № 13 1-ФЗ «Об общих принципах организаций местного самоуправления в РФ», отсутствует проект санитарно-защитных зон под свалку, кладбище, что является нарушением п.3.1 требований СП 2.1.7.1038-01 «Гигиенические требования к     устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов» и требований п.2.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03
«Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий,
сооружений и иных объектов», отсутствует санитарно-эпидемиологические
заключение о выборе земельного участка под кладбище, что является
нарушением п. 3.2 требований СанПиН 2.1.1279 -03 «Гигиенические

требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения», не организовано легкое ограждение и осушительная траншея на территории свалки, что является нарушением п. 4.4 требований СП 2.1.7.1038-ОИ «Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых, бытовых отходов», не применяется рекомендуемый траншейный тип складирования, легкие фракции отходов разносятся ветром до автодороги, на момент проверки горит свалка, что является нарушением п.3.9 требований СП 2.1.7.1038-01. «Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов», не установлен контейнер для сбора мусора на территории кладбища, мусор складируется на площадке, не имеющей твердого покрытия (асфальтирование, бетонирование), что является нарушением п. 7.10 требований СанПиН 2.1.1279 -03 «Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения», не вся территория кладбища огорожена. Ограждение имеет только примерно 1/3 часть территории кладбища, по левой стороне территории имеются заваленные бетонированные столбики, без ограждения, что является нарушением п. 3.1 требований СанПиН 2.1.1279 -03 «Гигиенические требования к размещению устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения». Истец просит обязать администрацию Зеленогорского территориального поселения установить контейнеры для мусора и твердых бытовых отходов в районе размещения гаражей поселка, убрать несанкционированные свалки на территории гаражей; на территории поселка выделить место для выгула собак подготовить проект санитарно-защитных зон под свалку, кладбище, получить санитарно-эпидемиологические заключение о выборе земельного участка под кладбище, организовать легкое ограждение на территории свалки, применять траншейный тип складирования твердых бытовых отходов на территории свалки, установить контейнер для сбора мусора на территории кладбища, огородить территорию кладбища, столбиками. После увеличения исковых требований истец просил установить срок для выполнения вышеуказанных действий - один год. Определением Крапивинского районного суда от 26.07.2011 года прекращено производство по исковым требованиям о выделении места для выгула собак, получений санитарно- эпидемиологического заключения о выборе земельного участка под кладбище в связи с отказом территориального отдела Управления ( Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Кемеровской области в Крапивинском района от \ данных требований.

В судебном заседании представитель истца Зубова Л.М., действующая на оснований приказа от 11.07.2011 года, исковые требования поддержала в полном объеме.

Представитель ответчика Жданов П.Н., действующий по доверенности от 08. 06.2011 года сроком на один год, исковые требования в части установки контейнеров на территории размещения гаражей не признал, пояснив, что данная обязанность должна быть возложена на ОНО « Автолюбитель». По требованиям, связанным с благоустройством свалки, полагал, что администрация Зеленогорского городского поселения не является надлежащим ответчиком. Требования истца, связанные с разработкой проекта санитарно- защитных зон под свалку и кладбище, установку контейнера для сбора мусора на кладбище, огораживание территории свалки, полагал обоснованными.

Представитель ответчика администрации Крапивинского района Зачиняев З.В., действующий по доверенности, исковые требования истца не признал.

Представитель третьего лица, не заявляющих самостоятельных
требований ОНО « Автолюбитель», Васиенко В.Н. извещен надлежащим
образом, просил рассмотреть дело в его отсутствии. В письменных

пояснениях указал, что «земля под гаражами в собственность ОНО» Автолюбитель» не оформлена и находится в черте поселка».

Представитель третьего лица, не заявляющих самостоятельных требований - ООО « Бытовик»- Антонюк Т.А., действующая по доверенности от 01.01.2011 года сроком на один год, пояснила, что договор о передаче в аренду свалки ООО « Бытовик» не заключал с лицами, участвующими в деле; фактически свалка используется ООО « Бытовик».

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, КУМИ администрации Крапивинского муниципального района, Копнина О.В., действующая по доверенности от 30.01.2011 года сроком на один год, полагала, что требования искового заявления к администрации Крапивинского муниципального района удовлетворению не подлежат.

Заслушав лиц, участвующих в деле, дав оценку собранным доказательствам в соответствии со ст.67 ГПК РФ, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствии представителя третьего лица ОНО « Автолюбитель», находит требования истца законными и обоснованными, подлежащими удовлетворению.

В соответствии с п. 18 ст. 14 ФЗ от 06.10.2003 года №131-ФЗ 2 Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения отнесены организация и вывоз бытовых отходов и мусора.

В соответствии с п.14 ч.1ст.15 ФЗ от 06.10.2003 года №131-Ф3 « Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация утилизации и переработка бытовых и промышленных отходов отнесены к вопросам местного значения муниципальных районов.

в соответствии с п. 22 ст. 14 ФЗ от 06.10.2003 года №131-Ф3 « Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения отнесены организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения.

Согласно п. 1 ст. 296 ГК РФ учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.

В соответствии сост. 269 ГК РФ лицо, которому земельный участок предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование, осуществляет владение и пользование этим участком в пределах, установленных законом, иными правовыми актами и актом о предоставлении участка в пользование.

В соответствии со ст.1 Федерального закона от 24.06.1998 года № 89-ФЗ « Об отходах производства и потребления» под обращением с отходами понимается деятельность, в процессе которой образуются отходы, а также деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов.

В соответствии со ст. 13 Закона №89-ФЗ« Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическим, санитарными и иными требованиями. Организация деятельности в области обращения с отходами на территории муниципальных образований осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с законодательством РФ.

Согласно п.2.1. Правил о порядке накопления, сбора, вывоза,

утилизации и переработки отходов производства и потребления на территории МО "Крапивинский район" от 29.03.2010 N 02-301 управление, организация деятельностью по обращению с отходами на территории МО "Крапивинский район" осуществляет администрация района в соответствии с настоящими Правилами.

В соответствии с п2.6 Правил о порядке накопления, сбора, вывоза, утилизации и переработки отходов производства и потребления на территории МО "Крапивинский район" от 29.03.2010 N 02-301 специализированные организации по сбору и вывозу отходов, их утилизации и переработке, а также обслуживанию свалок отходов выполняют работы по эксплуатации и содержанию закрепленных за ними полигонов отходов;

Согласно п. 2.5. Правил о порядке накопления, сбора, вывоза, утилизации и переработки отходов производства и потребления на территории МО "Крапивинский район"      от 29.03.2010 N 02-301 юридические лица, индивидуальные предприниматели, являющиеся собственниками отходов, обеспечивают надлежащее санитарное состояние закрепленной территории и мест временного хранения отходов. 1 Согласно п. 19 ст.4 Устава муниципального образования «Зеленогорское городское поселение» к вопросам местного значения поселения относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора(л.д53).

Согласно п.23 ст.4 Устава муниципального образования « Зеленогорское городское поселение» к вопросам местного значения поселения относится организация содержания мест захоронения (л.д53).

Согласно п.3 Устава ОНО « Автолюбитель» члены организации обязаны соблюдать экологический правила на закрепленной территории (Л.Д.21).

Согласно решения КУМИ администрации МО «Крапивинский район» администрации п. Зеленогорский в оперативное управление предоставлено кладбище л.д.101).

Согласно свидетельства о государственной регистрации права Зеленогорское городское поселение на праве постоянного( бессрочного) пользования использует земельный участок для размещения свалки бытовых отходов, общая площадь 90022,05 кв.м по адресу Кемеровская область. Крапивинский район, в 5 км. юго- западнее п. Зеленогорский на правом склоне р. Малая Чернолеска л.д.99)

Анализируя собранные доказательства, судом установлено, что ответчики допускают нарушение норм санитарно- эпидемиологического законодательства, что является основанием для удовлетворения требований истца. Судом установлено, что район размещения гаражей входит в состав Зеленогорского городского поселения. Доводы представителя администрации Зеленогорского городского поселения о том, что обязанность установки контейнеров для мусора, должна быть возложена на ОНО « Автолюбитель» суд полагает несостоятельными, поскольку сведений о том, что земельный участок в установленном законом порядке на каком либо праве передавался ОНО «Автолюбитель», закреплялся за данным юридическим лицом, ответчиками - администрацией Зеленогорского городского поселения - не представлено. Данный вывод суда согласуется и с п.4.12. Правил о порядке накопления, сбора, вывоза, утилизации и переработки отходов производства и потребления на территории МО "Крапивинский район" от 29.03.2010 N 02-30, предусматривающим, что ответственность за размещение отходов в местах, не предназначенных для хранения или захоронения, несет собственник отходов, а в случае невозможности его установления - собственник или пользователь земельного участка. При таких обстоятельствах, суд полагает, что обязанность по организации вывоза мусора в районе размещения гаражей должна быть возложена на администрацию Зеленогорского городского поселения, исходя из требований п. 18 ст. 14 ФЗ от 06.10.2003 года №131-ФЗ « Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и п. 2.5. Правил о порядке накопления, сбора, вывоза, утилизации и переработки отходов производства и потребления на территории МО "Крапивинский район" от 29.03.2010 N02-30.

Судом установлено и не оспаривается ответчиками, что кладбище находится на праве оперативного управления у администрации Зеленогорского городского поселения, расположено на территории Зеленогорского городского поселения. Правомочия по владению и пользованию указанным имуществом согласуются с  нормами ФЗ от 06.10.2003 года №131-Ф3 « Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и п.23 ст.4 Устава муниципального образования « Зеленогорское городское поселение», которые к вопросам местного значения поселения относят организацию содержания мест захоронения. Вышесказанное является основанием для возложения обязанности на администрацию Зеленогорского городского поселения по требованиям об установке контейнеров для мусора на территории кладбища, огородить территорию кладбища, подготовить проект санитарно- защитной зоны на территорию кладбища. Требования истца в части организовать легкое ограждение территории свалки, применять траншейный тип складирования отходов на территории свалки суд относит к деятельности по размещению отходов и утилизации, которая является составляющей понятия- обращение с отходами, что подтверждается Федеральным законом от 24.06.98 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", а также разработанными в соответствии с ним Правилами о порядке накопления, сбора, вывоза, утилизации и захоронения отходов производства и потребления на территории МО "Крапивинский район, принятым решением Совета народных депутатов Крапивинского муниципального района от 29 марта 2010 г. N 02-301. Согласно п.2.1. вышеназванных правил управление, организация деятельности по обращению с отходами на территории МО "Крапивинский район" осуществляется администрацией района. Доводы ответчиков о том, что действия на территории свалки, на которые указывают истцы, должны быть исполнены ООО « Бытовик», так как фактически свалка используется ООО « Бытовик», не подтверждается материалами дела, поскольку согласно пояснений представителя третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, договор о передаче свалки в пользование ООО» Бытовик» не заключалось, что не оспаривалось в свою очередь ответчиками. Суд полагает, что, являясь органом управления, осуществляющим организацию деятельности в области обращения в отходами на территории Крапивинского муниципального района, Администрация Крапивинского муниципального района обязана выполнить требования истца в части организовать легкое ограждение и осушительные траншее на территории свалки, а также применить траншейный тип складирования мусора. Возложить данную обязанность на администрацию Зеленогорского городского поселения суд полагает невозможным, поскольку в силу п.4 ст.20 ЗК РФ юридические лица, обладающие земельными участками на праве постоянного  (бессрочного) пользования, не вправе распоряжаться этими земельными участками. Правомочия по владению и пользованию свалкой Зеленогорским городским поселением обязывают администрацию поселения ^ выполнить проект санитарно- защитных зон для данных объектов. Требования истца о выполнении указанных мероприятий в течение года, суд находит разумными и подлежащими удовлетворению.

В соответствии со ст. 103 ГПК РФ... издержки, понесенные судом в  связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от

уплаты судебных расходов. Согласно ст. 333.36 НК РФ от уплаты государственной пошлины освобождаются органы местного самоуправления, выступающие по делам в качестве истцов или ответчиков. Государственная пошлина взысканию с ответчиков не подлежит.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Обязать администрацию Зеленогорского городского поселения установить контейнеры для мусора и твердых бытовых отходов в районе размещения гаражей поселка, убрать несанкционированные свалки на территории гаражей; выполнить проект санитарно- защитных зон для свалки и кладбища; установить контейнеры для мусора на территории кладбища, огородить территорию кладбища.

Установить администрации Зеленогорского городского поселения срок для выполнения указанных действий - один год с даты вступления решения в законную силу.

Обязать администрацию Крапивинского муниципального района организовать легкое ограждение и осушительную траншею, организовать применение траншейного типа складирования мусора и твердых бытовых отходов на территории свалки по адресу Кемеровская область. Крапивинский район, в 5 км. юго- западнее п. Зеленогорский на правом склоне р. Малая Чернолеска.

Установить администрации Крапивинского муниципального района срок для выполнения указанных действий - один год с даты вступления решения в законную силу.

Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд в течение 10 дней с даты вынесения решения.

Председательствующий И.В. Быкова