Судья Юртаев Н.Н. дело № 22-7603 г. Владивосток 09 ноября 2011 года Судебная коллегия по уголовным делам Приморского краевого суда в составе: председательствующего Четвёркина С.В. судей Савочкиной Е.Н. Ижко С.А. при секретаре Гончарук Т.В. рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу адвоката Орлова А.Н. в интересах ФИО1 на постановление Фрунзенского районного суда г. Владивостока от 23 сентября 2011 года, которым жалоба ФИО1 и его защитника Орлова А.Н. о признании незаконными действий работников УФСБ РФ по Приморскому краю, поданная в порядке ст. 125 УПК РФ - оставлена без удовлетворения. Заслушав доклад судьи Четвёркина С.В., пояснения адвоката Орлова А.Н., просившего об отмене постановления, пояснения представителя УФСБ РФ по ПК Дзюба В.Н. и мнение прокурора Ольховской И.С., полагавших необходимым постановление оставить без изменения, судебная коллегия У С Т А Н О В И Л А: ФИО1 и его защитник Орлов А.Н. в порядке ст.125 УПК РФ обратились в суд с жалобой о признании действий работников УФСБ РФ по Приморскому краю, выразившихся в их участии в производстве доследственной проверки в отношении ФИО1, незаконными и необоснованными. Постановлением Фрунзенского районного суда от 23 сентября 2011 года жалоба оставлена без удовлетворения. Адвокат Орлов А.Н. в интересах ФИО1 в кассационной жалобе указал, что с постановлением не согласен, считает его незаконным, необоснованным и подлежащим отмене. Полагает, что в результате действий работников УФСБ РФ, выразившихся в их участии при проведении доследственной проверки в отношении ФИО1, были нарушены его конституционные права и свободы, требования закона. По мнению заявителя, орган ФСБ, приняв участие в доследственной проверке о соблюдении законодательства о налогах и сборах, вышел за пределы своих полномочий, определенных Федеральным законом от 12 августа 1995 года №144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» и Федеральным законом от 03 апреля 1995 года «О Федеральной службе безопасности». Считает, что другие федеральные законы не наделяют орган ФСБ полномочиями по участию в доследственной проверке о соблюдении законодательства о налогах и сборах. Указывает, что в соответствии со ст.151 УПК РФ расследование дел о преступлениях, предусмотренных ст.198 УК РФ не относится к ведению органов ФСБ и является исключительной компетенцией следственного комитета РФ. Налоговый кодекс РФ не содержит норм, предусматривающих участие органов федеральной службы безопасности в проведении проверок о соблюдении налогового законодательства. Также, адвокат Орлов А.Н. в кассационной жалобе считает недопустимым доказательством, полученным с нарушением требований ст.195 УПК РФ, заключение эксперта №1/2011 от 07 июня 2011 года по результатам проведения исследования представленных документов на основании запроса заместителя начальника УФСБ России по Приморскому краю Пинчука А.С.№ 78/4/1-2553-22 от 25 мая 2011 года в ходе доследственной проверки, а не в рамках возбужденного уголовного дела и на основании постановления следователя, как того требует закон. Считает, что закон не наделил УФСБ РФ полномочиями по доступу к сведениям, содержащим налоговую тайну. С учетом всех, изложенных в кассационной жалобе доводов, считает постановление незаконным, необоснованным, немотивированным, поскольку суд при рассмотрении жалобы не дал оценки доводам заявителей. Просит постановление отменить, дело вернуть на новое рассмотрение. Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав мнение сторон, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения состоявшегося судебного постановления. Как обоснованно указано судом первой инстанции, в соответствии со ст.8 Федерального закона от 03.04.1995года №40-ФЗ (ред. от 18.07.2011 года) «О Федеральной службе безопасности», одним из направлений деятельности органов федеральной службы безопасности является борьба с преступностью. Деятельность органов федеральной службы безопасности в сфере борьбы с преступностью осуществляется в соответствии с законодательством об оперативно-розыскной деятельности, уголовным и уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации, Федеральным законом от 03.04.1995 года №40-ФЗ (ред. от 18.07.2011 года) «О Федеральной службе безопасности». Федеральным законом от 12.08.1995 года № 144-ФЗ (ред. от 28.12.2010 года) «Об оперативно-розыскной деятельности» орган федеральной службы безопасности отнесен к органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность задачами которой являются: выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, а также выявление и установление лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших. По смыслу закона должностные лица органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, решают ее задачи посредством личного участия в организации и проведении оперативно-розыскных мероприятий, используя помощь должностных лиц и специалистов, обладающих научными, техническими и иными специальными знаниями. К числу мероприятий оперативно-розыскной деятельности закон относит: наведение справок, исследование предметов и документов. Налоговый кодекс РФ, Федеральный закон «О банках и банковской деятельности» не содержит ограничений по получению органами федеральной службы безопасности в органах ФНС России сведений, сведений, содержащих банковскую и иную охраняемую законом тайну в рамках оперативно-розыскных мероприятий. Как следует из представленных материалов, 20 июня 2011 года старшим следователем второго отдела по расследованию особо важных дел (о преступлениях против государственной власти и в сфере экономики) СУ СК РФ по ПК капитаном юстиции Минченко А.В. возбуждено уголовное дело в отношении ФИО1 по признакам состава преступления, предусмотренного ч.1 ст.198 УК РФ, на основании достаточных данных, полученных в результате проверки, проведенной в порядке ст.144-145 УПК РФ и проведения исследования представленных документов, по результатам которого, получено заключение эксперта №1/2011 года от 07 июня 2011 года (л.д. 36, 37-42, 43-44). Заключение эксперта №1/2011 года от 07 июня 2011 года сделано на основании запроса №78/4/1-2538-22 от 25.05.2011 года, направленного заместителем начальника УФСБ РФ по ПК Пинчук А.С. Судебная коллегия не может согласиться с доводами кассационной жалобы о том, что заключение эксперта №1/2011 года от 07 июня 2011 года получено с нарушением требований закона, в связи с чем, является недопустимым, поскольку данное исследование проведено в рамках доследственной проверки на основании запроса должностного лица органа федеральной службы безопасности в соответствии с предоставленными ему законом полномочиями. Не смотря на то, что выводы эксперта по результатам проведенного исследования именуется «заключением эксперта», по своей форме и содержанию оно является заключением специалиста, на основании которого органом предварительного следствия был сделан вывод о достаточности данных, указывающих на признаки преступления в действиях ФИО1. Уголовное дело в отношении ФИО1 возбуждено на основании данных полученных с соблюдением требований уголовно-процессуального закона, а доводы защитника о допустимости тех или иных доказательств не могут быть предметом судебного разбирательства, в рамках ст.125 УПК РФ, поскольку указанные вопросы подлежат разрешению судом первой инстанции при рассмотрении уголовного дела по существу. При таких обстоятельствах постановление является законным и обоснованным, в нем приведены мотивы принятого судом решения. Указанные мотивы судебная коллегия признаёт убедительными. Нарушений уголовно-процессуального закона, влекущих отмену или изменения постановления, судебная коллегия не усматривает На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.373, 377, 378, 388 УПК РФ, судебная коллегия О П Р Е Д Е Л И Л А : Постановление Фрунзенского районного суда г. Владивостока от 23 сентября 2011 года по жалобе ФИО1 и его защитника Орлова А.Н. оставить без изменения, а кассационную жалобу адвоката Орлова А.Н. - без удовлетворения. Председательствующий судья: С.В. Четвёркин Судьи: Е.Н. Савочкина С.А. Ижко
К А С С А Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е