Судья Кудрина Я.Г. Дело № 33-6774 1 августа 2011 года город Владивосток Судебная коллегия по гражданским делам Приморского краевого суда в составе: председательствующего Саломатиной Л.А., судей Крайниковой Т.В., Шульга С.В., при секретаре Петровой Е.В., рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кольцов С.А. к Государственному Учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации по Советскому району города Владивостока о признании незаконным отказа в установлении пенсии по кассационной жалобе ответчика на решение Советского районного суда города Владивостока от 02 июня 2011 года, которым исковые требования удовлетворены. Решение ГУ-УПФ РФ по Советскому району г. Владивостока от 27.01.2011 № признано незаконным; на ответчика возложена обязанность включить в специальный стаж Кольцова С.А., дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периоды работы в ОАО «ДВМП» на судне СЛВ «Кроноцкий» с 23.05.2001 по 31.01.2002 и с 01.08.2003 по 23.11.2010; назначить трудовую пенсию по старости с 24.11.2010. Кольцов С.А. обратился с названным иском в суд, в обоснование которого указал, что является работником плавсостава на судне СЛВ «Кроноцкий». Посчитав, что имеет право, предусмотренное законодательством РФ, на назначение досрочной пенсии, обратился в ГУ-УПФ РФ по Советскому району г. Владивостока с соответствующим заявлением. Решением от 27.01.2011 № ответчик отказал в назначении досрочной трудовой пенсии по старости, так как на дату обращения за назначением пенсии у заявителя отсутствует необходимый специальный стаж 12 лет 6 месяцев, имеется 10 лет 04 месяца 21 день. В специальный стаж не подлежат включению следующие периоды работы: с 23.05.2001 по 31.01.2002; с 01.08.2003 по 23.11.2010 работа на судне СЛВ «Кроноцкий» согласно перечню судов ОАО «ДВМП» - отнесено к судам служебно-вспомогательного флота. Просил признать решение ГУ –УПФ по Советскому району г. Владивостока от 27.01.2011 № незаконным, включить в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с работой в плавсоставе на судах морского, речного флота и флота рыбной промышленности ( за исключением портовых судов, постоянно работающих в акватории порта, служебно-вспомогательных и разъездных судов, судов пригородного и внутригородского сообщения), за период работы в ОАО «ДВМП» на судне СЛВ «Кроноцкий» с 23.05.2001 по 31.01.2002 и с 01.08.2003 по 23.11.2010; и назначить трудовую пенсию по старости с 24.11.2010. В судебном заседании истец и его представитель поддержали заявленные требования по изложенным в иске основаниям. Представитель ответчика не согласился с заявленными требованиями, суду пояснил, что в результате рассмотрения документов, представленных Кольцовым С.А. для назначения трудовой пенсии по старости, установлено, что в специальный стаж не подлежит включению период работы с 23.05.2001 по 31.02.2002 и с 01.08.2003 по 23.11.2010 работа на судне СЛВ «Кроноцкий», которое согласно перечню судов ОАО «ДВМП» отнесено к судам служебно-вспомогательного флота. Представитель привлечённого к участию в деле в качестве третьего лица на стороне ответчика ОАО «ДВМП» не согласился с заявленными требованиями, ссылался на доводы указанные в отзыве. Считают, что основания для включения в специальный стаж периодов работы Кольцова С.А. на СЛВ «Кроноцкий» отсутствуют. Судом постановлено указанное выше решение, с которым не согласился ответчик, его представителем подана кассационная жалоба, в которой ставится вопрос об отмене решения суда как незаконного. Судебная коллегия, проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, полагает, что решение суда подлежит отмене в связи с неправильным применением норм материального права (пункт 4 части 1 ст. 362 ГПК РФ) В соответствии с подп. 9 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 7 данного Федерального закона, мужчинам - по достижении возраста 55 лет, женщинам - по достижении возраста 50 лет, если они проработали соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет в плавсоставе на судах морского, речного флота и флота рыбной промышленности (за исключением портовых судов, постоянно работающих в акватории порта, служебно-вспомогательных и разъездных судов, судов пригородного и внутригородского сообщения) и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет. Исходя из правового смысла указанной нормы Закона право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости возникает в связи с особыми условиями труда, а потому в специальный стаж работы подлежат включению только те периоды, когда суда морского, речного флота и флота рыбной промышленности находились в море, а работа плавсостава этих судов была связана с длительным отрывом от берега, тяжелыми погодно-климатическими условиями. В данном случае необходимо подтвердить, что должность работника относится к плавсоставу, а суда, на которых он работал, не относятся к портовым, постоянно работающим на акватории порта, служебно вспомогательным, разъездным, пригородного и внутригородского сообщения. Удовлетворяя заявленные требования, суд исходил из того, что в судебном заседании не нашло своего подтверждения, что СЛВ «Кроноцкий» относится к судам служебно-вспомогательного флота. В связи с чем, признал отказ в назначении досрочной трудовой пенсии незаконным. Судебная коллегия считает, выводы суда ошибочными, противоречащими материалам дела. Как следует из материалов дела, с 23.05.2001 по 31.01.2002 и с 01.08.2003 по настоящее время Кольцов С.А. работает в плавсоставе ОАО «ДВМП» на судне СЛВ «Кроноцкий» в должностях: сменный помощник – сменный механик, сменный капитан – сменный механик, сменный капитан. 24.11.2010 Кольцов С.А. обратился в Государственное Учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Советскому району г. Владивостока с заявлением о назначении ему досрочной трудовой пенсии по старости. Решением ГУ УПФ РФ по Советскому району г. Владивостока от 27.04.2011 Кольцову С.А. отказано в назначении досрочной трудовой пенсии, поскольку на дату обращения у заявителя отсутствует необходимый специальный стаж 12 лет 6 месяцев, имеется 10 лет, 04 месяца 21 день. В специальный стаж не были включены, в частности, периоды работы с 23.05.2001 по 31.01.2002 и с 01.08.2003 по 23.11.2010 на судне СЛВ «Кроноцкий», согласно перечню судов ОАО «ДВМП» отнесённом к судам служебно-вспомогательного флота (л.д. 6). Удовлетворяя исковые требования, суд сослался на приказ и.о. генерального директора ОАО «ДВМП» № от 08.08.2003, из которого следует, что СЛВ «Кроноцкий» принят в состав транспортного флота ОАО «ДВМП» (т.1. л.д.77). Между тем, суд не в полной мере оценил иные доказательства, представленные в материалы дела, подтверждающие технические характеристики судна, его специальное назначение. К служебно-вспомогательным судам относятся суда, предназначенные для обслуживания транспортного и технического флота и служб, организующих их эксплуатацию. Эти суда обеспечивают потребности других судов флота и выполняют самостоятельные работы. Как следует из классификационного свидетельства тип судна СЛВ «Кроноцкий» определен как «нефтесборщик-нефтеналивное», район плавания R-3- удаление от места убежища до 20 миль при волнении моря до 5 баллов ( т.1 л.д.75). Согласно определению, приведенному в Правилах классификации и постройки морских судов нефтесборное судно- судно, предназначенное для сбора с поверхности моря сырой нефти и нефтепродуктов, а нефтеналивное судно-судно внутреннего плавания, предназначенное для перевозки наливом нефти. Под районом плавания R-3, согласно указанных Правил, подразумевается портовое, рейдовое и прибрежное плавание в границах, установленных Регистром в каждом случае. Технический паспорт судна также подтверждает, класс судна, как «нефтеналивное» и ограниченный район плавания. Должностная инструкция сменного капитана служебно-вспомогательного судна, с которой ознакомлен Кольцов А.В. 22.07.2010, подтверждает его характер работы на судне служебно-вспомогательного флота (т.2. л.д.158-164). Поскольку из представленных документов усматривается, что указанное судно имеет ограниченный район плавания, а также оценивая специальное назначение судна («нефтесборщик-нефтеналивное») следует сделать вывод, что данное судно предназначено для обслуживания транспортного флота. Представленными документами работодателя: Приложением к Коллективному договору ОАО «ДВМП» начиная с 2000 года, списками должностей с вредными условиями труда (т. 2 л.д.165-171), подтверждается, что СЛВ «Кроноцкий» относится к служебно- вспомогательному флоту. Представленным приказом № от 08.08.2003 о принятии СЛВ «Кроноцкий» в состав транспортного флота, не опровергаются иные доказательства, подтверждающие принадлежность судна к служебно-вспомогательному флоту. Исходя из правового смысла пп. 9 п.1. ст. 27 ФЗ от 17.12.2001 №173-ФЗ следует, что право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости возникает в связи с особыми условиями труда, а потому в специальный стаж работы подлежат включению только те периоды, когда суда морского, речного флота и флота рыбной промышленности находились в море, а работа плавсостава этих судов была связана с длительным отрывом от берега, тяжелыми погодно-климатическими условиями. Поэтому при разрешении вопроса о назначении досрочной трудовой пенсии правовое значение имеет не только факт включения работника в плавсостав судна, но и нахождение судна в море, длительность его нахождения в рейсе. В связи с чем, необходимо учитывать технические характеристики судна, его специальное назначение и характер выполняемой работы. Поэтому учитывая тип судна СЛВ «Кроноцкий» - «нефтесборщик-нефтеналивное», характеристики судна, ограниченный район плавания R-3, который подтверждается классификационным свидетельством, Российского морского регистра судоходства (т.1. л.д.75) вывод суда о наличии у Кольцова С.А. права на назначение досрочной трудовой пенсии по старости и включении в специальный стаж периодов работы на СЛВ «Кроноцкий», нельзя признать обоснованным. Что касается выводов суд первой инстанции, о том, что СЛВ «Кроноцкий» с 2001 по 2010 регулярно совершал длительные рейсы на расстояния превышающие 20 миль от порта (т.1. л.д.28-31) нельзя признать верными, поскольку, выписки из журналов отхода судов №521, 341, 342, 343, представленные Администрацией морского порта Владивосток подтверждают, только дату, время отхода судна и порт прибытия. Сведения о том, что судно СЛВ «Кроноцкий» выходило за пределы Приморского края или о том, что район плавания судна был за пределами 20 мильной зоны от порта, указанные выписки не содержат. В связи с чем, спорные периоды работы истца не могут быть отнесены к работе с особыми условиями труда, дающими право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости по пп.9 п.1 ст. 27 ФЗ от 17.12.2001 №173-ФЗ, а поскольку у истца с учетом указанных обстоятельств на момент обращения в пенсионный орган не имелось достаточного специального стажа, дающего права на досрочное назначение пенсии по указанному основанию, пенсионный орган обоснованно отказал в назначении трудовой пенсии досрочно. С учетом изложенного, судебное решение не может быть признано законным, в связи с чем, оно подлежит отмене. Поскольку обстоятельства по делу установлены в полном объеме, судебная коллегия отменяя решение суда, полагает возможным не передавая дело на новое рассмотрение, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований. На основании изложенного и руководствуясь статьями 360, 361, 362, 366 ГПК РФ, судебная коллегия решение Советского районного суда города Владивостока от 02 июня 2011 года - отменить, кассационную жалобу - удовлетворить. Принять по делу новое решение. В удовлетворении исковых требований Кольцов С.А. к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Советскому району города Владивостока о признании незаконным отказа в установлении пенсии -отказать в полном объеме. Председательствующий Судьи