Судья Шевчук Г.Ю. Дело № 33-7361 ОПРЕДЕЛЕНИЕ 10 августа 2011 года г. Владивосток Судебная коллегия по гражданским делам Приморского краевого суда в составе: председательствующего: Кудриной Л.М., судей: Мельниковой О.Г., Степановой Е.В., при секретаре: Грицышиной Н.В. рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению ДНТ «Летнее» об оспаривании решения органа местного самоуправления по кассационной жалобе представителя ДНТ «Летнее» на решение Ленинского районного суда г. Владивостока от 26 июня 2011 года, которым исковые требования оставлены без удовлетворения. Заслушав доклад судьи Мельниковой О.Г., выслушав объяснения представителей ДНТ «Летнее» - Кучма О.В., Ковалева Е.М., представителя УГА администрации г. Владивостока – Измайлову О.В., судебная коллегия, Установила: ДНТ «Летнее» обратилось в суд с заявлением об оспаривании решения органа местного самоуправления, указав в его обоснование, что 23.03.2010г. подало в Департамент земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края заявление о предоставлении ему в аренду сроком на 25 лет земельного участка, приблизительной площадью 79156 кв.м., расположенного в районе <адрес> в г. Владивостоке для целей, не связанных со строительством — для ведения дачного хозяйства. 15.06.2010г. Департамент обратился в администрацию г. Владивостока с просьбой рассмотреть возможность утверждения и выдачи ДНТ схемы расположения испрашиваемого земельного участка. 04.10.2010г. Управление градостроительства и архитектуры администрации г. Владивостока издало распоряжение №2933 «Об утверждении схем расположения земельных участков на кадастровом плане территории по адресу: г. Владивосток, в районе <адрес>, ДНТ «Летнее» для целей, не связанных со строительством (ведения дачного хозяйства». Спустя полгода после утверждения схем расположения земельных участков УГА приняло «в порядке самоконтроля» распоряжение от 20.04.2011г. №858 об отмене распоряжения от 04.10.2010г. №2933 об утверждении соответствующих схем расположения земельных участков. Распоряжение УГА от 20.04.2011 г. №858 «Об отмене распоряжения управления градостроительства и архитектуры от 04.10.2010 №2933» нарушает права членов ДНТ «Летнее» на получение дачных земельных участков, предусмотренное Земельным кодексом РФ и ФЗ от 15.04.1998 г. №66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан», и незаконно. По мнению представителя заявителя, ранее принятый ненормативный правовой акт может быть отменен органом местного самоуправления в порядке самоконтроля в случае выявления его несоответствия или противоречия требованиям законодательства, действовавшего в момент принятия, а сам отменяющий акт должен соответствовать закону, то есть быть обоснованным и не нарушающим законных прав граждан и организаций. Однако, в преамбуле к распоряжению УГА от 20.04.2011 г. №858 указано лишь о том, что оно принято в порядке самоконтроля, без ссылок на нормы права, которым отменяемое распоряжение противоречило бы или не соответствовало. Испрашиваемый ДНТ земельный участок находится в зоне индивидуальной жилой застройки, где вид разрешенного использования - «ведение дачного хозяйства», в соответствии с Правилами землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа, отнесен к основным. Таким образом, требования Земельного кодекса РФ к учету зонирования территории, по мнению заявителя, полностью соблюдено. Представитель ДНТ «Летнее» просил суд признать незаконным и недействительным распоряжение управления градостроительства и архитектуры администрации г. Владивостока от 20.04.2011 г. №858 «Об отмене распоряжения управления градостроительства и архитектуры от 04.10.2010 г. №2933»; обязать управление градостроительства и архитектуры администрации г. Владивостока в течение 5 дней с момента вступления решения суда в законную силу отменить распоряжение управления градостроительства и архитектуры администрации г. Владивостока от 20.04.2011 г. №858 «Об отмене распоряжения управления градостроительства и архитектуры от 04.10.2010 г. №2933». В судебном заседании представитель ДНТ «Летнее» поддержал заявленные требования в полном объеме. Представитель Управления градостроительства и архитектуры администрации г. Владивостока в судебном заседании с заявленными требованиями не согласился. Судом постановлено решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, с ним не согласился представитель ДНТ «Летнее» и подал кассационную жалобу об отмене данного решения. Судебная коллегия по гражданским делам Приморского краевого суда, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, полагает, что решение суда подлежит отмене по следующим основаниям. Как установлено судом и следует из материалов дела, 23.03.2010г. ДНТ «Летнее» обратилось в Департамент земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка приблизительной площадью 79 156 кв. м. в районе <адрес> в г. Владивостоке для ведения дачного хозяйства. В свою очередь, 15.06.2010г. Департамент земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края обратился в администрацию г. Владивостока. Одновременно, 15.03.2010г. ДНТ «Летнее» обратилось с заявлением в администрацию г. Владивостока с просьбой рассмотреть возможность утверждения и выдачи ДНТ «Летнее» схемы расположения испрашиваемого земельного участка на кадастровом плане территории. Распоряжением УГА администрации г. Владивостока от 04.10.2010г. № 2933 «Об утверждении схем расположения земельных участков на кадастровом плане территории по адресу: г. Владивосток, в районе <адрес>, ДНТ «Летнее» для целей не связанных со строительством (ведения дачного хозяйства» утверждены схемы на основании обращения Департамента от 02.07.2010г. № 7730Д. Распоряжением УГА администрации г. Владивостока от 20.04.2011г. № 858 «Об отмене распоряжения управления градостроительства и архитектуры от 04.10.2010г. № 2933», вышеназванное распоряжение отменено. Отказывая ДНТ «Летнее» в удовлетворении требований, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что требования заявителя не являются обоснованными. Судебная коллегия не может согласиться с таким выводом. В соответствии с ч. 1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему. Согласно положениям статьи 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод, на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности. Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того обстоятельства, что при издании Распоряжения УГА администрации г. Владивостока от 04.10.2010г. № 2933 самим УГА администрации г. Владивостока была нарушена процедура утверждения схемы, в связи с чем, в порядке самоконтроля, и было принято оспариваемое Распоряжение от 20.04.2011г. № 858. При этом, суд оценку законности и обоснованности решению органа местного самоуправления не дал. При таких обстоятельствах решение суда не может быть признано законным и обоснованным. Как следует из п. 4 ст. 7 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон о местном самоуправлении) муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, указанному Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации. В соответствии с ч. 1 ст. 48 Закона «О местном самоуправлении», муниципальные правовые акты могут быть отменены или их действие может быть приостановлено органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления, принявшими (издавшими) соответствующий муниципальный правовой акт. При этом, реализация органами местного самоуправления названного полномочия не может ставиться в зависимость исключительно от усмотрения данных органов. Орган местного самоуправления должен доказать, что отмененный (измененный) им ненормативный акт не соответствовал нормам действующего законодательства, а отменяющий (изменяющий) акт органа местного самоуправления должен соответствовать закону, быть мотивированным, т.е. содержать указания на соответствующие нормы закона и (или) подзаконные нормативные акты, а также не нарушать законных прав и интересов граждан и организаций, произвольно ограничивая их субъективные права. В соответствии с ч.1 ст. 249 ГПК РФ и п.20 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009г. № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих», обязанности по доказыванию законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих возлагаются на орган, принявший нормативный правовой акт, органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие). Из материалов дела усматривается, что основанием для принятия оспариваемого распоряжения № 858 от 20.04.2011г. явилось обращение прокуратуры г. Владивостока от 28.10.2010г. о проведении проверки по заявлению Гольник М.Ф. Между тем в оспариваемом Распоряжении не указано, нарушение каких норм законодательства послужило основанием для отмены УГА администрации г. Владивостока ранее принятого Распоряжения № 2933. Также, в тексте Распоряжения № 858 не указаны мотивы, по которым оно принято УГА администрации г. Владивостока (л.д.17, 40). Доводы представителя УГА администрации г. Владивостока о том, что основания к отмене оспариваемого распоряжения имелись, опровергаются материалами дела, в том числе и ответами самой администрации г. Владивостока (л.д. 38, 79, 84-86). Кроме того, положениями ст. 34 ЗК РФ закреплена процедура предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством. В силу п.2 ст.34 ЗК РФ граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 настоящего Кодекса. ДНТ «Летнее» обратилось в Департамент земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края с заявлением о предоставлении земельного участка для целей, не связанных со строительством, представив все необходимые документы. Департамент, в свою очередь, обратился в администрацию <адрес> для рассмотрения данного вопроса. По итогам рассмотрения указанных обращений Распоряжением УГА администрации г. Владивостока от 04.10.2010г. № 2933 была утверждена схема земельного участка(л.д.7-10). С учетом изложенного, вывод суда о том, что УГА администрации г. Владивостока нарушена процедура издания распоряжения от 04.10.2010г. № 2933, поскольку УГА администрации г. Владивостока утвердило и выдало схему на сновании заявления ДНТ «Летнее», а не на основании обращения исполнительного органа государственной власти (Департамент земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края) является необоснованным, в связи с чем доводы кассационной жалобы заслуживают внимания. Соответственно, распоряжение № 2933 от 04.10.2010г. управления градостроительства и архитектуры администрации г. Владивостока "Об утверждении схемы распоряжения земельного участка на кадастровом плане территории по адресу: г. Владивосток, ул. <адрес> для целей, не связанных со строительством (ведения дачного хозяйства)", не противоречит требованиям действующего законодательства. Учитывая, что по делу установлены все обстоятельства, имеющие юридическое значение для правильного рассмотрения дела, судебная коллегия находит возможным, не передавая дело на новое рассмотрение, принять новое решение об удовлетворении заявления о признании незаконным Распоряжения УГА администрации г. Владивостока от 20.04.2011г. № 858 «Об отмене распоряжения управления градостроительства и архитектуры от 04.10.2010г. № 2933». На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 360-362, 366 ГПК РФ, судебная коллегия определила: Решение Ленинского районного суда г. Владивостока от 28 июня 2011 года – отменить, кассационную жалобу представителя ДНТ «Летнее»- удовлетворить. Принять по делу новое решение: Признать Распоряжение Управления градостроительства и архитектуры администрации г. Владивостока от 20.04.2011 г. №858 «Об отмене распоряжения управления градостроительства и архитектуры от 04.10.2010 №2933» - незаконным и отменить его. Председательствующий Судьи