22.08.2011 г. город Владивосток Судебная коллегия по гражданским делам Приморского краевого суда в составе: председательствующего Кадкина А.А. судей: Крайниковой Т.В., Чикаловой Е.А. при секретаре Петровой Е.В. рассмотрела в открытом судебном заседании дело по заявлению Дьяковой Г.В. об оспаривании решения органа местного самоуправления по кассационной жалобе заявителя на решение Фрунзенского районного суда г. Владивостока от 20.06.2011 г., которым в удовлетворении заявленных требований отказано. Заслушав доклад судьи Крайниковой Т.В., выслушав объяснения представителей Дьяковой Г.В. – Зайцевой О.А. и Кузиной Л.В., возражения представителя УГА администрации г. Владивостока Юртаевой Т.Б. и представителя заинтересованного лица Брылева А.А. – Кузину А.В., судебная коллегия у с т а н о в и л а: Дьякова Г.В. обратилась в суд с заявлением об оспаривании решения органа местного самоуправления. В обоснование заявления указала, что Распоряжением УМИГА администрации города Владивостока № 1101 от 13 апреля 2009 года была утверждена схема расположения земельного участка площадью 1445 кв.м. по адресу <адрес> Дьяковой Г.В.. 9 марта 2010 года начальником УМИГа администрации города Владивостока издано распоряжение № 594 «О внесении изменений в распоряжение управления муниципального имущества, градостроительства и архитектуры от 13 апреля 2009 года № 1101». Данным распоряжением были фактически утверждены новые схемы расположения земельных участков на кадастровом плане (карте) территории. Земельный участок был поставлен на кадастровый учет 1 июля 2010 года. 16 августа 2010 года она предоставила кадастровые паспорта на земельный участок в Департамент земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края. 31 марта 2011 г. начальником УМИГа администрации города Владивостока издано распоряжение № 625 «Об отмене распоряжения управления муниципального имущества, градостроительства и архитектуры от 13 апреля 2009 года № 1101». Как следует из письма от 28 апреля 2011 года основанием для отмены распоряжения явились итоги, проведенной в порядке самоконтроля, проверки фактического использования земельного участка по <адрес> в <адрес> по заявлению смежного пользователя земельного участка по <адрес> Брылева А.А. По мнению заявителя, дом по <адрес>, в котором проживает Брылев А.А., является самовольной постройкой, он не обладает правами на испрашиваемый заявителем земельный участок. Просила отменить распоряжение от 31.03.2011 г. как изданное с превышением полномочий. Представитель Управления градостроительства и архитектуры администрации города Владивостока с заявленными требованиями не согласился, указав, что оспариваемое распоряжение от 31 марта 2011 года издано должностным лицом органа местного самоуправления в пределах предоставленных ему распоряжением главы города полномочий. Проверка соблюдения земельного законодательства проведена органом местного самоуправления в соответствии с Решением Думы города Владивостока от 22 декабря 2005 года «Об утверждении Положения о муниципальном земельном контроле на территории города Владивостока». Судом вынесено указанное решение, с которым не согласился представитель заявителя, в кассационной жалобе ставится вопрос об отмене решения суда как незаконного и необоснованного. Судебная коллегия, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы? полагает решение суда подлежащим отмене в связи с неправильным применением норм материального права (п.4 ч.1 ст. 362 ГПК РФ). В судебном заседании установлено, что основанием для издания оспариваемого распоряжения от 31.03.2011 г. послужило заявление Брылева А.А. (л.д. 35-36) и установленные муниципальным служащим 24 декабря 2010 года в ходе проведения проверки соблюдения земельного законодательства обстоятельства, фактического использования Брылевым А.А. по адресу <адрес>. При проведении данной проверки было установлено, что при утверждении заявительнице схемы земельного участка 13.04.2009 г. в отведенные границы вошла территория, фактически используемая пользователем (Брылевым А.А.) земельного участка по <адрес> Проверка была проведена в соответствии с Положением о муниципальном земельном контроле на территории города Владивостока, утвержденного Решением Думы г. Владивостока от 22.12.2005 г. Принимая решение об отказе в удовлетворении заявленного требования, суд указал, что орган местного самоуправления, издав оспариваемое распоряжение, не превысил свои полномочия, сославшись на указанное выше Положение от 22.12.2005 г. и заявление Брылева А.А. Данный вывод суда является ошибочным и не основан на нормах материального и процессуального права. В соответствии с Законом Приморского края от 18.12.2006 г. № 21-КЗ, внесшим изменения в закон Приморского края «О регулировании земельных отношений в Приморском крае» № 90-КЗ от 29.12.2003 г., постановлениями администрации Приморского края от 08.02.2007 г. № 23-па, от 12.02.2007 г. № 28-па, от 18.05.2007 г. № 116-па полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, на территории административного центра Приморского края возложены на Департамент земельных отношений государственного строительного надзора и контроля в области строительства (ранее – Департамент земельных ресурсов и землеустройства Приморского карая, далее – Департамент). Именно Департамент является уполномоченным в соответствии со ст. 29 ЗК РФ органом, принимающим решения о предоставлении земельных участков в порядке ст. 36 ЗК РФ. Статья 11 Закона Приморского края «О регулировании земельных отношений в Приморском крае» конкретизирует положения Земельного кодекса РФ о порядке предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством, Так, согласно пунктам 3-4 названной статьи, если при рассмотрении уполномоченным органом заявления о предоставлении земельного участка имеются предусмотренные федеральным законодательством основания для отказа в предоставлении земельного участка в собственность или аренду гражданам, орган исполнительной власти Приморского края в 20-дневный срок с момента поступления заявления направляет заявителю мотивированный отказ в предоставлении земельного участка. Если такие основания отсутствуют, указанный орган в тот же срок обращается в орган местного самоуправления, на территории которого находится указанный в заявлении земельный участок, с запросом о выдаче заявителю схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Таким образом, решение о предоставлении земельного участка или отказе в его предоставлении, уполномочен принимать орган государственной власти в лице Департамента. УГА г. Владивостока наделено лишь административными функциями по утверждению схемы расположения испрашиваемых земельных участков на кадастровом плане соответствующей территории, на основании изучения сведений о том или ином земельном квартале, содержащихся в кадастровом плане территории, а также с учетом зонирования территорий, ограничений и красных линий. Полномочиями по проведению проверки фактического использования земельного участка специалисты УГА Административным Регламентом № 1596 от 27.12.2010 г. «Об утверждении регламента предоставления администрацией г. Владивостока услуги «утверждение и выдача заявителю схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории» не наделены. Ссылка суда на правомерность действий УГА г. Владивостока, осуществленных, в рамках муниципального контроля на основании Положения о муниципальном земельном контроле, утв. Решением Думы г. Владивостока от 22.12.2005 г. необоснованна. Так, в соответствии с пунктом 3.2. указанного Положения, органы местного самоуправления в рамках муниципального контроля, наделены правом обследования земельных участков, находящихся в распоряжении органов местного самоуправления. Испрашиваемый же земельный участок к таковым не относится, а находится в распоряжении органа государственной власти субъекта РФ, следовательно, не может являться объектом муниципального контроля на основании упомянутого Положения. В настоящее время, орган местного самоуправления утратил все полномочия в области регулирования земельных отношений в отношении земельных участков, собственность на которые не разграничена. Таким образом, УГА г. Владивостока при утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане соответствующей территории обязано руководствоваться положениями Административного Регламента и принимать решения в соответствии с его положениями на основании документов, представленных в соответствии с п. 2.9. Регламента. Осуществление же фактического выхода на земельный участок при утверждении схемы земельного участка не предусмотрен Регламентом и не входит в полномочия УГА, а также выходит за пределы полномочий, предоставленных при осуществлении муниципального земельного контроля. Кроме того, судом необоснованно не принят во внимание довод заявителя о том, что распоряжением от 13.04.2009 г. № 1101 не затрагиваются и не нарушаются права Брылева А.А., который не может являться смежным землепользователем, поскольку он не предоставил правоустанавливающих документов на <адрес> <адрес> и на земельный участок. Ссылка в решении суда на непредоставление Дъяковой Г.В. доказательств того, что указанное домовладение является самовольной постройкой, противоречит требованиям ч.1 ст. 249 ГПК РФ, в соответствии с которой обязанность по доказыванию обстоятельств, послуживших основанием для принятия решения и их правомерности, возлагается на орган, принявшей соответствующие решения, и чьи действия обжалуются. В связи с указанным, решение нельзя признать законным и обоснованным, оно подлежит отмене. Поскольку судом установлены все обстоятельства, имеющие значение для дела, но не применены нормы материального права, подлежащие применению, судебная коллегия полагает возможным принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований, не передавая дело на новое рассмотрение. Руководствуясь ст. ст. 360, 361, 366 ГПК РФ, судебная коллегия о п р е д е л и л а: Решение Фрунзенского районного суда г. Владивостока от 20 июня 2011 года отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований. Признать недействительным с момента издания распоряжения Управления градостроительства и архитектуры администрации г. Владивостока от 31.03.2011 г. № 625 «Об отмене распоряжения управления муниципального имущества, градостроительства и архитектуры от 13.04.2009 г. № 1101».